|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Л. Кизина, профессиональный бухгалтер РК, бухгалтер-практик, (CAP), CIPA, победитель конкурса «Superбухгалтер 2014»
КАК В УЧЕТЕ ОТРАЗИТЬ АРЕНДУ ОФИСА?
Как в учете отразить аренду офиса? Какими будут проводки при начислении и уплате арендодателю?
Положения Налогового кодекса. Законом в пункт 2 статьи 237 Налогового кодекса внесены изменения, введенные в действие с 01.01.2015 года, и введен пункт 2-3 статьи 237 Налогового кодекса. Согласно данным изменениям при предоставлении (передаче) во временное владение и пользование имущества в случае, если до конца календарного месяца акт выполненных работ, оказанных услуг за такой месяц не подписан, но оплата за такой месяц произведена, датой совершения оборота по реализации работ, услуг является последний день такого календарного месяца. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Налогового кодекса налогоплательщик осуществляет ведение налогового учета по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налогового кодекса. Нормативная база. Согласно статье 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. При этом согласно пункту 4 статьи 7 данного Закона первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания. Поэтому акт выполненных работ (оказанных услуг) за сдачу в аренду помещения за определенный месяц должен быть составлен арендодателем по окончанию месяца оказания услуги, то есть последним днем месяца. Вычеты. Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Таким образом, на дату предоплаты за услуги аренды определяется дата совершения оборота по реализации услуг у арендодателя, а у покупателя услуг возникает оборот по приобретению на дату выписки счета-фактуры. При этом счет-фактура арендодателем должен быть выписан на дату предоплаты либо не позднее 7 рабочих дней после даты предоплаты. Счета-фактуры. Согласно пункту 7 статьи 263 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьей 263 Налогового кодекса, счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее: - 7 календарных дней после даты совершения оборота по реализации - в случае выписки на бумажном носителе; - 15 календарных дней после даты совершения оборота по реализации - в случае выписки в электронном виде. Таким образом, если услуги по аренде оплачиваются на условиях предоплаты и в конце календарного месяца акт выполненных работ не подписан, то датой совершения оборота по реализации работ, услуг будет являться последний день такого календарного месяца, и счет-фактура должен быть выписан на сумму оплаты за данный календарный месяц (налоговый учет - форма 300.00), несмотря на то, что акты будут выписаны и подписаны сторонами позднее (бухгалтерский учет и форма 100.00 доходы/вычеты). Облагаемый оборот по НДС возникает по дате выписки счета-фактуры, а значит, за основу будут браться выписанные счета-фактуры. То есть, в целях исчисления НДС, сумму, указанную в счете-фактуре арендодателя, ТОО будет отражать в том налоговом периоде, в котором выписан счет-фактура. Дата оказания услуг по аренде определяется актом выполненных работ, т. е. на дату подписания акта выполненных работ арендатор признает расходы по арендной плате в соответствии с применением метода начисления (статья 57 Налогового кодекса) и относит стоимость арендной платы на вычеты в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса. В целях исчисления КПН расходы по арендной плате ТОО признает в соответствии с подписанным актом выполненных работ. Если ТОО не является плательщиком НДС, то оно признает расходы по аренде на дату подписания акта выполненных работ. Пример. Рассмотрим пример, когда сделана предоплата за несколько месяцев по договору аренды, и акт выполненных работ в конце месяца не подписан. Проводки у Арендодателя: Произведена предоплата за аренду арендатором: Дебет Деньги - Кредит Авансы, полученные от Арендатора; В конце календарного месяца, при отсутствии подписанного акта выполненных работ, на сумму предоплаты, приходящуюся на текущий месяц: Дебет Дебиторская задолженность Арендатора - Кредит-3130 НДС к уплате; По факту подписания акта в учете отражается: Дебет Дебиторская задолженность Арендатора - Кредит Доход от аренды. Д Авансы полученные Кредит Дебиторская задолженность Арендатора. У Арендатора (обратные проводки): Д Авансы выданные Кредит Деньги; На основании полученного счета-фактуры (в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса) от Арендодателя: Дебет-1420 НДС; Кредит Кредиторская задолженность поставщиков; По факту подписания актов в учете отражается: Дебет Расходы по аренде; Кредит Кредиторская задолженность поставщиков; Закрытие счетов: Дебет Кредиторская задолженность поставщиков; Кредит Авансы выданные. Если нет предоплаты по договору аренды, и акт выполненных работ в конце месяц не подписан, то в учете нет проводок, счет-фактура не выписывается. Если нет предоплаты по договору аренды, и акт выполненных работ в конце месяц подписан, то проводки у арендатора и арендодателя такие же, как при любой другой реализации, нет никаких особенностей в учете. Между формами 300.00 и 100.00 могут быть расхождения, но данные расхождения в учете аренды определены положениями Налогового кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |