|
|
|
Дела об административных правонарушениях: пересмотр в кассации невозможен?
кандидат юридических наук
В Казахстане совсем непросто добиться кассационного рассмотрения дела в Верховном Суде по гражданским и административным делам. В частности, много копий сломано по поводу, своего рода, фильтра кассационной инстанции, когда судья Верховного Суда единолично решает, возбуждать ли кассационное производство или нет. Препятствием обращения в Верховный Суд можно считать и установленные правила оплаты госпошлины при подаче ходатайств о пересмотре судебного акта, на что совсем недавно справедливо указал Конституционный Суд РК. Но если в рамках гражданского и административного судопроизводства все-таки есть шансы добиться пересмотра дела в высшей судебной инстанции, то в рамках производства по делам об административных правонарушениях сделать это практически невозможно.
Основания для пересмотра
Главным препятствием этому является установленный Кодексом об адмправонарушениях (КоАП) перечень оснований для пересмотра дела в кассации. Согласно нормы пункта 5 статьи 851 КоАП установлены ограниченные (исключительные) случаи, когда дело об адмправонарушении может быть пересмотрено в кассационном порядке. К ним относятся случаи, когда: 1) исполнение принятого постановления может привести к тяжким необратимым последствиям для жизни, здоровья людей либо для экономики и безопасности Республики Казахстан; 2) принятое постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; 3) принятое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами, уполномоченными органами (должностными лицами) норм права. Как видно, первые два основания - это нечто исключительное, что доказать практически крайне затруднительно. Причем второе основание направлено, как не трудно догадаться, на защиту интересов не частного лица, привлеченного к административной ответственности, а публичных интересов, то есть противоположных интересам граждан и коммерческих организаций. Госорган, если захочет, может без труда обосновать наличие публичного интереса в том или ином деле - функция контроля и надзора любого государственного органа априори служит публичным целям.
Критерий единообразия
Частным же субъектам остается уповать на третье основание - нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении норм права. Иначе говоря, пересмотреть в кассации постановление по адмправонарушению возможно в том случае, если оно «выбивается» из действующей практики. На первый взгляд, вроде как вполне себе логичная норма. Допустим, по схожим делам суды применяют одно толкование нормы права, а вот если какой то суд истолкует и применит норму права по-другому, то тогда-то и можно будет оспаривать судебный акт в Верховном Суде. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что данное правило КоАП не имеет ничего общего с целью правосудия - объективным и всесторонним рассмотрением дела. Это становится очевидным, когда возникают следующие ситуации: 1) судебное дело не имеет аналогов и судебная практика по такого рода делам еще не сформировалась; 2) сформированная местными судами судебная практика по аналогичным делам сама по себе единообразная, но основывается на ошибочном толковании и применении норм права. Грубо говоря, местные суды выносят неправосудные решения. В приведенных ситуациях критерий единообразности для возбуждения кассационного производства не срабатывает. В первом случае невозможно установить, нарушается ли обжалуемым судебным актом единообразие в толковании и применении нормы права, поскольку соответствующей судебной практики еще нет. А раз так, то у Верховного суда нет формального основания для возбуждения кассационного производства, пусть хоть обжалуемое решение трижды незаконно. Во втором случае Верховный Суд также откажет в рассмотрении, так как обжалуемое решение не противоречит единообразному применению судами норм права (даже если устоявшаяся практика основана на неправильном толковании норм права). В итоге добиться пересмотра в Верховном Суде судебных актов по адмправонарушениям практически невозможно, неправосудные решения остаются в силе. И все это прежде всего из-за действующего критерия пересмотра в кассации - нарушение единообразия в применении и толковании норм права. Между тем основанием пересмотра и отмены судебных актов должно быть одно - существенное нарушение норм материального и процессуального права. Именно это является главным критерием для рассмотрения вопроса о возбуждении пересмотра в кассации для гражданских и административных дел. В этом смысле судопроизводство по гражданским и административным делам (то есть в рамках ГПК и АППК) выглядит более продвинутым по сравнению с судопроизводством по делам об административных правонарушениях. Несоответствие единообразия в применении и толковании норм права как практически единственное основание для рассмотрения дел Верховным Судом - это фикция, а не правосудие; практически непреодолимый барьер, через который невозможно достучаться до высшей судебной инстанции ни гражданам, ни юридическим лицам.
Самому нельзя
Ситуация с кассационным обжалованием судебных актов по КоАП выглядит еще хуже в связи с ограничением круга лиц, имеющих право возбуждения кассационного производства. Само лицо, привлеченное к административной ответственности, не обладает правом непосредственного возбуждения кассационного производства. Таким правом обладает строго ограниченный круг лиц - Председатель, председатель судебной коллегии Верховного Суда, Генеральный прокурор либо его заместитель. Лицо, привлеченное к адмответственности, вправе обратиться лишь с ходатайством к указанным лицам с просьбой о внесении представления или протеста. А там уже на их усмотрение - согласятся вносить представление или нет. Короче говоря, процедура очень сложная. Таким образом, действующие как сама процедура возбуждения кассационного производства, так и основания для его возбуждения, ограничивают доступ к правосудию по делам об административных правонарушениях.
«Административка» - это почти «уголовка»
Но, быть может, ничего страшного нет в том, что права участников производства об административных правонарушениях столь сильно ограничены по сравнению с другими видами судопроизводства (гражданского, административного и даже уголовного)? Речь ведь об «административке» - преимущественно штрафах; мол, ничего серьезного? Однако это вовсе не так. В юридической литературе отмечено, что «право мелких санкций» или «административных правонарушений» возникло, собственно, из уголовного права. C развитием технического прогресса в XX в. настолько усложнились общественные отношения, связанные с необходимостью карать за те или иные виды уголовные правонарушения (в сфере транспорта, дорожного движения, промышленности и т.д.), что суды стали не справляться с функцией наказания. Поэтому функцию наложения наказания возложили также на административные органы. Так и возникло право (или законодательство) административных правонарушений. Таким образом, у «права административных правонарушений» уголовно-правовая природа. К сожалению, со временем это стало забываться и советское и постсоветское законодательство об административных правонарушениях утратило ряд фундаментальных гарантий прав личности. Однако на Западе ситуация с этим выглядит по-другому. Европейский суд по правам человека в Страсбурге в одном из своих решений отметил, что «любые административные правонарушения» остаются частью уголовного права в широком смысле. Иначе говоря, государство обязано сохранить при производстве по ним всю полноту гарантий, предусмотренных для «уголовных дел» (презумпция невиновности, право на защиту, право на обжалование и др). К сожалению, казахстанское судопроизводство по делам об адмправонарушениях не в должной мере обеспечивает такие гарантии. Действующий порядок пересмотра дел в кассации - тому подтверждение. Урезание или ограничение возможности для обращения в кассационную инстанцию по делам об адмправонарушениям недопустимо.
Судопроизводство по делам об административных правонарушениях, практика рассмотрения дел об адмправонарушениях требуют кардинального пересмотра с целью защиты прав и интересов лиц, привлекаемых к ответственности. Изменение правил пересмотра дел высшей судебной инстанцией - одна из насущных мер.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |