|
|
|
Назначение тематической проверки в ходе рассмотрения жалоб, налогоплательщиков
Л. Айтжанова, главный эксперт Управления апелляции КГД МФ РК
Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в случае необходимости вправе назначить тематическую проверку, в соответствии со ст. 685 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008 г. (Налоговый кодекс). Тематическая проверка проводится в порядке и сроки, которые предусмотрены Налоговым кодексом. При этом тематическая проверка должна быть начата не позднее пяти рабочих дней с даты получения органом налоговой службы документа о проведении такой проверки. При этом проведение тематической проверки уполномоченным органом не может быть поручено налоговому органу, проводившему налоговую проверку, результаты которой обжалуются, а также налоговому органу, рассматривающему жалобу налогоплательщика на уведомление о результатах налоговой проверки. Подача жалобы приостанавливает исполнение уведомления о результатах налоговой проверки в обжалуемой части до вынесения письменного решения уполномоченного органа. При недостаточной ясности или полноте данных, а также возникновении новых вопросов в отношении ранее проверенных в ходе тематической проверки обстоятельств и документов уполномоченный орган вправе назначить ее повторно. Решение по жалобе выносится с учетом результатов тематической проверки и (или) повторной тематической проверки. При этом в случае несогласия с результатами таких проверок орган налоговой службы вправе не учитывать их при принятии решения по жалобе, однако такое несогласие должно быть мотивированным. Налогоплательщику (налоговому агенту) необходимо знать, что тематическая проверка проводится для более тщательного изучения первичных бухгалтерских документов, учетных регистров и обстоятельств, на которых он основывает свои требования и доказательства. Таким образом, тематическая проверка проводится для подтверждения достоверности сумм налогов и платежей, а также для вынесения мотивированного решения налоговыми органами в рамках рассматриваемых вопросов по жалобе, прежде всего в интересах налогоплательщика. Следует отметить, что на практике одной из причин, способствующих назначению тематических проверок при рассмотрении жалоб, является предоставление налогоплательщиком (налоговым агентом) к рассмотрению документов, не представленных в ходе налоговой проверки, в связи с чем органом налоговой службы в ходе тематической проверки устанавливается достоверность таких документов. В этой связи приводим примеры из практической работы, в ходе которой выявляются причины, способствующие назначению налоговым органом тематических проверок. Так, в акте налоговой проверки были приведены данные бухгалтерского учета по остаткам ТМЗ на конец года, которые не соответствуют фактическим данным бухгалтерского учета, представленным товариществом в ходе налоговой проверки. Также допускаются случаи, когда при проведении комплексной проверки налоговыми органами не привлекается специалист для исследования вопросов, требующих специальных знаний и навыков, и получения консультаций органом налоговой службы, не заинтересованный в исходе налоговой проверки. В результате чего допускаются факты, когда вместо определения объекта обложения по фактическому объему выбросов в пределах и (или) сверх установленных лимитов и, соответственно, платы по загрязнению окружающей среды в разрезе кварталов, производится деление общей суммы выбросов за год, указанной в представленной уполномоченным органом расчете, по трем кварталам. Кроме того, в акте налоговой проверки, проведенной по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, на основании заявления товарищества, поданного в связи с его ликвидацией, приведены данные бухгалтерского баланса за год, которые не соответствуют фактическим данным бухгалтерского баланса, представленного налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы. Таким образом, данные факты служат основанием для назначения тематической проверки у налогоплательщика на предмет правильности начисления налогов и платежей за проверяемый период. Необходимо отметить, что Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан проводится работа по рассмотрению жалоб налогоплательщиков, которая выявляет ошибки как налогоплательщика, так и налогового органа. Данная работа повышает качество проводимых налоговых проверок, предотвращает нарушения и способствует совершенствованию норм налогового законодательства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |