|
|
|
Пересечение параллельных линий или коллизия норм законодательства о лжепредпринимательстве
Жанибек Башанов и Ануарбек Скаков, партнеры юридической фирмы «Suleiman & Partners» Смотрите текст на казахском языке
Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Нормативные постановления Верховного Суда РК, являются частью действующего права Республики Казахстан, но находятся вне иерархии нормативных правовых актов, так как содержат только разъяснения по вопросам судебной практики. Это означает, что нормативные постановления Верховного Суда не могут противоречить законам и кодексам Республики Казахстан. Таким образом, нормативные правовые акты разного уровня (законы, кодексы, приказы, постановления и т.д.), составляющие законодательство Республики Казахстан, представляют собой совокупность «параллельных линий», которые как известно не пересекаются. В данном случае это означает, что нормативные правовые акты разного уровня не могут противоречить друг другу, как не могут пересекаться параллельные линии. Но, на практике этот принцип не всегда соблюдается. Так, в п.21 нормативного постановления Верховного Суда РК от 12.01.2009 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве» указано следующее: «Постановления органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по статье 215 УК по нереабилитирующим основаниям устанавливают совершение лицом лжепредпринимательства.». Вместе с тем, пп.16) п.1 ст.12 Налогового кодекса РК устанавливает: «лжепредприятие - это субъект частного предпринимательства, создание которого и (или) руководство которым признано вступившим в законную силу приговором либо постановлением суда лжепредпринимательством согласно законодательству Республики Казахстан.». Об этом же говорится в п. 4 ст. 46 Налогового кодекса РК: начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов производится только после вступления в законную силу приговора или постановления суда. При этом, согласно ст.398 Уголовно-процессуального кодекса РК решение о признании подсудимого виновным в совершении уголовного правонарушения должно быть указано в резолютивной части обвинительного приговора. В данной связи, уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что только приговором суда может быть установлена вина в совершении преступления. Соответственно, никаким иным образом, ни постановлением суда, ни постановлением органа уголовного преследования вина лица в совершении уголовного правонарушения не устанавливается. При прекращении уголовного дела на стадии следствия, по нереабилитирующим основаниям, лицо освобождается от уголовной ответственности и дальнейшее уголовное преследование прекращается, но даже при согласии обвиняемого (подозреваемого) с совершением преступления, вопрос о его виновности в данном случае остается открытым, так как дело не было рассмотрено судом. Таким образом, скрещиваются сразу три параллельные линии - наблюдается коллизия норм Налогового кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Нормативного постановления Верховного Суда РК. В результате данной коллизии, добросовестные предприниматели, которые имели неосторожность заключить сделку с контрагентом, руководитель которого подозревается в лжепредпринимательстве (но вина его не была установлена приговором суда), не только должны выплачивать многомиллионные доначисленные суммы налогов и штрафов, но и могут также быть привлечены к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. В данной связи необходимо отметить, что на расширенном заседании Правительства РК, которое состоялось 3 февраля 2017 года, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев прямо поручил Правительству выработать другой подход к добросовестным контрагентам лжепредприятий, необоснованно привлекаемых к ответственности. Также Президент дал поручение увольнять сотрудников правоохранительных органов за открытие уголовных дел без оснований. Тем самым, Глава государства призвал искоренить необоснованное давление на бизнес. Для исполнения указанных поручений Президента и защиты прав добросовестных предпринимателей полагаем необходимым устранить юридическую коллизию в данном вопросе, путем исключения пункта 21 из нормативного постановления Верховного Суда РК от 12.01.2009г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве», так как содержание данного пункта противоречит налоговому и уголовно-процессуальному законодательству.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |