Суд и правотворчество* Материалы международной научно-практической конференции 27-28 марта 1997 г. «Законотворческий процесс в Республике Казахстан: состояние и проблемы». Алматы,1997. с.181-193.
Право как мера свободы, средство гармонизации отношений человека, социальных групп, человечества в целом и природы (космоса), как феномен культуры, имеет много форм проявления, сложный многоканальный механизм выявления, фиксации и реализации. В познании и создании универсальных моделей социального поведения (в том числе права), их обновлении и защите участвуют индивиды, большие и малые общественные группы, различные социальные, политические и юридические институты. Право - важный компонент общества как самоорганизуемой и саморегулируемой системы. Право, как известно, не сводится к законодательству, оно - сложное и многоаспектное явление, включающее в себя, кроме нормативных правовых актов государственных органов, также объективно существующие фундаментальные основы права, обычное право, прецедентное право, международно-правовые акты, нормативно-договорное право, в различные исторические периоды роль формы права (в том числе официально признаваемого) приобретают правовые доктрины, мнение известных юристов и т.д. В п.1 ст.4 Конституции, предпринята попытка очертить круг действующего в Казахстане права. Эта попытка положительна как отход от сведения права в обыденном сознании лишь к нормативным актам законодательной и исполнительной власти, для частичного официального расширения субъектов правотворчества, что важно и для юридической практики особенно в современный динамичный период. Тем не менее, реальное право несколько шире его круга, очерченного в конструкции п.1 ст.4 Конституции Республики Казахстан(1). Разделение властей - форма их участия в правотворчестве Важную роль в познании и формулировании права играют государственные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Разделение властей не означает разделение государственных органов на правотворческие и не участвующие в правотворческой деятельности. Законодательные, исполнительные, и судебные государственные органы участвуют в различных формах правотворчества при этом контролируя, сдерживая и дополняя друг друга. Парламент непосредственно принимает конституции (если эту функцию не выполняет непосредственно народ), конституционные (органические) законы, текущее законодательство, корректирует их, устраняет возникающие противоречия между устаревшим, отставшим от жизни и новым законодательством. Важный аспект правотворческой деятельности парламента - его работа по адаптации отечественного законодательства к мировой правовой системе и постепенной интеграции в нее, в частности, путем ратификации международных договоров, получающих после этого приоритетное значение по сравнению с законами республики, и т.д. - вывод национальной системы права на мировой уровень стандартов меры и границ свободы для определенного исторического периода. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|