|
|
|
12.10.2007 Выступление Президента Н.А.Назарбаева на конференции, посвященной 10-летию Стратегии «Казахстан-2030» (Астана, 12 октября 2007 года)
СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2030» В ДЕЙСТВИИ: ДЕСЯТЬ ЛЕТ УСПЕХА
Конференцияға қатысушы қонақтар! Ханымдар мен мырзалар!
«Өткен күнде белгі жоқ» дейді қазақ. Көрген бейнет, төккен тер тарихқа енгеннен кейін ұмытыла бастайды. Үйткені бейнеттен кейін - зейнет, адамның жақсылыққа тез үйреніп, тез бауыр басатыны белгілі. Алайда, зер салып қарайтын болсақ, бүгінгі қол жеткен табыстардың өзінен өзі келмегеніне, ол үшін қыруар еңбек, жігер-қайрат, тынымсыз ізденіс, нар тәуекел қажет болғанына көз жеткізер едік. Кеңестер одағынан бізге қалған мұра - күйзелген шаруашылық, күйреген экономика, тоқтаған өндіріс, тоқыраған ғылым, қысқасы, барлық саладағы дағдарыс болғанын өздеріңіз де жақсы білесіздер. Дағдарыстан шығу қашанда оңай шаруа болған емес. Экономиканы мүлде басқа жүйеге ауыстыру, нарық заңдылығын игеру, кадр мәселелерін шешу, ескі дағды, ескіше ойлаудан арылу біз үшін оңайға түсті деп айта алмаймыз. Көп ойландық, көп іздендік, шетелден консультанттар шақырдық. Қалайда аз уақыттың ішінде тығырықтан шығу қажет болды. Мінеки осындай ұлы мақсат, қауырт қажеттіліктен барып «Қазақстан - 2030» Стратегиясы дүниеге келді. Одан бері он жыл өтті. Он жылда өзге елдер бірнеше он жылда жетпеген биіктерге қол жеткіздік. Стратегия бізге жарқын жеңістер мен тамаша табыстар әкелді. Қазақстан тәуелсіздік тарихын қатар бастаған өзге ТМД елдерінің алдына шықты. Әлемдік деңгейдегі өркениетті елдермен бой теңестіре бастадық. Біздің экономикалық жетістіктеріміз бен саяси реформаларымызды шетел сарапшылары да жоғары бағалауда. Ендеше «Қазақстан - 2030» Стратегиясының 10-жылдығы біз үшін шын мәнінде тарихи кезең болып табылмақ.
Уважаемые участники и гости конференции!
Сегодня мы отмечаем десятилетие Стратегии развития Казахстана до 2030 года как одно из важнейших событий в современной истории нашей страны. Именно в этом документе впервые были четко сформулированы долгосрочные цели развития Казахстана и определены конкретные пути их достижения. Работа над Стратегией началась в сложнейшие годы кризисных тенденций, как внутри страны, так и в мировой экономике. Преодолевая рамки «догоняющего» развития, мы поставили амбициозную задачу стать успешным, современным и динамично развивающимся государством, занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве. Для этого мы должны были «увидеть», каким будет Казахстан через двадцать-тридцать лет. Для достижения высоких целей нам нужен был стратегический план действий, своего рода «дорожная карта». В период подготовки Стратегии я много размышлял над тем, как выстроить дальнейшую экономическую, внутреннюю и внешнюю политику страны, что нужно для того, чтобы Казахстан состоялся как независимое и суверенное государство. Это было для нас главным. Знакомясь с историей других стран, успешно преодолевших кризисные периоды своего развития, я заметил одну особенность: все они скрупулезно планировали ход своего движения; четко распределяли свои ограниченные ресурсы; объективно оценивая свои слабые и сильные стороны, ясно формулировали конечные цели. Мировой опыт, конечно, был. Это «Перспектива 2020» Малайзии, Стратегический план Китая и Южной Кореи, экономический путь Рузвельта, позволивший выйти из экономической депрессии 30-х годов. Но наша стратегия отличается от них тем, что в ней определены не только экономические задачи. Мы комплексно подошли к решению всех проблем. Глубоко изучив эти программы развития, я пришел к выводу, что Казахстану необходима комплексная стратегия. И нужно было определить ограниченное количество приоритетов, на которых следовало сосредоточить основные ресурсы. При этом мы должны были учитывать, что у Казахстана не было большего запаса времени для достижения поставленных целей. Конец 20-го столетия стал для мира временем огромных изменений - экономических, политических, технологических. Характерной чертой этого периода стало качественное «сжатие» исторического времени. Процессы, которые ранее занимали столетия, сегодня как бы сжимаются в десятилетия. Время нельзя накопить, умножить. Его нельзя повернуть вспять. Но временем можно умело распорядиться, если определены ясные цели развития. Именно такими принципиальными подходами я руководствовался 10 лет назад, когда в 1997 году представил видение будущего нашего общества и миссии нашего государства. Это была Стратегия «Казахстан - 2030». В эти десять лет на основе Стратегии мы смогли сделать качественный прорыв в своем развитии. Сделали тот объем работы, на который у многих стран ушло не одно десятилетие. Сегодня мы можем с полным основанием заявить, что Стратегия «Казахстан-2030» полностью подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. Она бесповоротно изменила парадигму нашего развития - от модели выживания к модели опережающего развития. В этом контексте актуальны те семь долгосрочных приоритетов, которые были выработаны и реализуются нами на практике все последние 10 лет.
I. Реализация первого долгосрочного приоритета: национальная безопасность
Как вы помните, своим первым долгосрочным приоритетом мы определили национальную безопасность, и, прежде всего, сохранение государственной независимости и территориальной целостности. Это - наши фундаментальные ценности. Это - наши главное национальное достояние, которое мы обязаны сохранить и передать будущим поколениям. Сегодня, спустя 10 лет после начала реализации Стратегии «Казахстан-2030», мы можем с уверенностью констатировать, что казахстанская государственность состоялась. Мы полностью оформили государственные границы в соответствии с международной практикой и нормами. Мы осуществили реформу Вооруженных Сил страны, создали современную армию, проводим ее перевооружение. Существенно подняли финансирование Вооруженных Сил страны. Мы фактически заново создали инфраструктуру безопасности государства, включая правоохранительные органы, специальные службы. Как часть Стратегии «Казахстан-2030», была подготовлена и утверждена Стратегия национальной безопасности государства, ориентированная на превентивную нейтрализацию угроз безопасности. Доказали свою востребованность созданные по инициативе Казахстана межгосударственные объединения. Деятельность региональных объединений - СВМДА, ШОС, ОДКБ - создала прочную основу для стабильности и взаимодействия в регионе. С государствами соседями по всему периметру нашей границы Казахстан имеет дружественные отношения. Вместе с тем, начало 21 века не принесло миру больше стабильности и безопасности. Напротив, стало очевидным, что борьба с такими угрозами как международный терроризм, экстремизм, наркоторговля, незаконный оборот оружия и ядерных материалов будет затяжной. Поэтому в предстоящие годы мы будем укреплять нашу систему национальной безопасности, интегрировать ее с глобальными и региональными системами, внедрять современные технологии в систему обеспечения безопасности. Казахстан останется активным участником международной деятельности, направленной на борьбу с новыми угрозами и вызовами. Мы также намерены укреплять свою роль как гаранта стабильности и безопасности в Центрально-азиатском регионе.
II. Реализация ВТорого приоритета: внутриполитическая стабильность и консолидация общества
Задачи по укреплению мира и согласия в казахстанском обществе стали следующим важнейшим приоритетом долгосрочной стратегии национального развития. Все наши стратегии остались бы красивыми намерениями, если бы в стране все эти годы не было спокойствия и мира. За годы независимости мы реализовали собственную модель сохранения и укрепления межнационального согласия, которая называется «казахстанский путь». Одним из основных институтов казахстанской демократии и эффективным инструментом достижения межэтнического согласия стала Ассамблея народа Казахстана, которая прошла эволюцию от консультативно-совещательного до конституционного органа. Наша стратегическая задача на будущее - дальнейшая консолидация общества и формирование единой казахстанской конкурентоспособной нации. Казахстан сегодня выполняет функцию одного из важных международных центров межкультурного и межконфессионального диалога. Мы проводим съезды мировых и традиционных религий. И эта миссия Казахстана находит широкую поддержку со стороны других стран и международных организаций, в частности Организации Объединенных Наций. Прогресс и развитие были бы невозможны и без той последовательной работы по реформе политической системы нашей страны. Изучая, анализируя и опираясь на мировую практику, мы выбрали именно эволюционный путь политического развития. И мы не ошиблись в этом выборе. Избрав модель президентской республики, мы вывели страну из постсоветского экономического и политического хаоса. В этом году мы сделали качественный шаг в развитии демократической политической системы. Речь идет о трансформации модели нашей республики из президентской в президентско-парламентскую. Об этом говорят изменения и дополнения, внесенные в Конституцию нашей страны. Расширены полномочия представительных органов власти, повышается роль и ответственность политических партий. Получили новый импульс к развитию система местного самоуправления, судебная система, институты гражданского общества. Наш Парламент начал работать согласно новой Конституции. При этом мы исходили из того, что только сбалансированная и демократическая политическая система в состоянии справиться со столь масштабными задачами, которые мы перед собой ставим в рамках модернизации Казахстана.
III. Реализация третьего приоритета: Обеспечение устойчивого экономического роста, базирующегося на принципах открытой рыночной экономики
В числе наших главных стратегических приоритетов всегда было и остается обеспечение устойчивого экономического роста в Казахстане. Все прошедшие годы мы поддерживали достаточно высокие темпы экономического роста, идя по этому показателю в ногу с такими странами, как Китай, Индия, страны АСЕАН. В основе нашего экономического роста - раскрепощение частной инициативы и предпринимательство, активная внешняя торговля, привлечение инвестиций. За прошедшее десятилетие ВВП страны увеличился с 22 млрд. долларов США до 100 млрд. долларов, почти в пять раз. ВВП на душу населения вырос за этот период в 3,7 раза, и в текущем году приблизится к 7 тысячам долларов США, сравнявшись с показателями ряда государств Центральной и Восточной Европы. Увеличивается объем инвестиций в основной капитал. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, достиг более 70 миллиардов долларов США. Это - 80 процентов от всех инвестиций, привлеченных в Центральную Азию. Международные активы страны с учетом средств Национального фонда превышают 40 миллиардов долларов США. Если вспомнить, что мы начинали с пустой казны, надо сказать, что мы достигли немалого. Внешнеторговый оборот увеличился за десятилетие более чем в 6 раз, а в этом году он может достичь 80 миллиардов долларов США. С каждым годом укрепляются банковский, страховой сектор и накопительная пенсионная система. Таким образом, мы можем с уверенностью констатировать, что Казахстан, успешно завершив переходный этап своего экономического развития, готов и способен совершить новый качественный рост в предстоящие годы. Мы должны обеспечить формирование «умной экономики», которая не только поспевала бы за глобальными изменениями и тенденциями, но и могла бы в определенных нишах работать на опережение. Приоритетным направлением технологической модернизации должно стать развитие системы венчурного финансирования. Необходимо активно использовать механизм трансферта технологий, выходя на рынки Европы, Азии, России, Китая и других стран. Для модернизации экономики требуется обеспечить крупномасштабные, долгосрочные инвестиции в создание современного обрабатывающего сектора. Необходимо активно способствовать развитию фондов прямых инвестиций. Хотел бы особо отметить важную роль «Программы 30 корпоративных лидеров» в процессе ускоренной модернизации нашей экономики, ее структурной перестройки. В предстоящие годы государство будет создавать все законодательные, административные и иные условия для инновационных инициатив, развития обрабатывающей промышленности, структурной перестройки экономики. Мы будем активно призывать наших партнеров - инвесторов, которые работают на всех видах наших минеральных ресурсов. Будем очень настойчиво просить тех, кто сейчас работает, и особенно тех, кто придет на наши рынки в будущем, чтобы они должную долю средств вкладывали на развитие индустрии нашей страны, естественно, как часть их собственности. Но все наши стратегические планы должны быть подкреплены текущей системной работой по обеспечению стабильной социально-экономической обстановки в стране. И мы должны это обеспечить.
IV. Реализация четвертого приоритета: Здоровье, образование и благополучие всех казахстанцев
За последнее десятилетие жизнь подавляющего числа казахстанцев заметно преобразилась. По классификации Всемирного банка, Казахстан сегодня входит в группу стран со средним уровнем дохода. За 10 лет денежные доходы казахстанцев выросли в 6,5 раза, почти в 5 раз увеличилась среднемесячная зарплата, в 4,5 раза выросла минимальная заработная плата. Среднемесячный размер пенсии за этот период увеличился в 4 раза. Значительно расширился охват населения системой социального обеспечения, услуги которой сегодня затрагивают каждого четвертого гражданина Казахстана. Только за последние 5 лет на адресную социальную помощь государством выделены порядка 34 миллиардов тенге. В среднесрочной перспективе нам предстоит реализовать главную идею нашей социальной стратегии - обеспечить казахстанский Национальный стандарт качества жизни на уровне передовых стран. Прежде всего, мы должны обеспечить ускоренный переход на современные принципы и стандарты деятельности в сфере здравоохранения. Это касается вопросов первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, медицинского образования и науки. В ближайшие годы необходимо построить 150 новых объектов здравоохранения и 300 сельских врачебных амбулаторий. Требуется создание региональной сети центров реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, соответствующих международным стандартам, которые уже созданы здесь в Астане. Для развития системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров и освоения передовых технологий нам следует активнее выходить на международный рынок. Необходимо привлекать в Казахстан известные зарубежные образовательные центры, открывать здесь их филиалы. Мы будем продолжать обучать казахстанских студентов за рубежом, а также привлекать в страну лучших иностранных преподавателей для новых создаваемых университетов международного уровня. В ближайшие годы мы построим не менее 250-ти новых школ и 50 профессионально-технических учебных заведений. К 2010 году мы должны создать основные экологические стандарты устойчивого развития общества, укрепить систему государственного контроля в этой сфере.
V. Реализация Пятого долгосрочного приоритета: Развитие энергетических ресурсов
В прошедшие годы нефтегазовая промышленность стала тем локомотивом, который потянул за собой другие отрасли экономики. Поэтому развитие энергетических ресурсов мы выделили в долгосрочный приоритет Стратегии. При этом мы избежали различных «голландских болезней» и сумели грамотно распорядится нефтяными доходами. На территории нашей страны есть месторождения нефти и газа, которые выводят Казахстан в первую десятку нефтяных стран. К 2010 году прогнозируемая добыча нефти в Казахстане составит 80 миллионов тонн, в 2015 году - достигнет 130 миллионов тонн при внутренней потребности, не превышающей 25 млн. тонн. Ожидается, что добыча сырого газа в 2010 году возрастет до 40 миллиардов куб. м., в 2015 году - до 80 миллиардов куб.м. Дальнейшее развитие нашего энергетического потенциала предусматривает решение ряда важных задач. Прежде всего, необходимо обеспечить опережающее развитие отраслей глубокой переработки, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом, ускоренный выход на международный рынок продукции с высокой долей добавленной стоимости. Наше внимание должно быть также сосредоточено на диверсификации и обеспечении устойчивых каналов поставок энергоресурсов на мировые рынки. Казахстан в полной мере осознает свою ответственность за обеспечение глобального энергетического баланса и безопасности. Уже к 2017 году мы войдем в десятку крупнейших экспортеров углеводородов. И эта позиция будет во многом определять экономическую роль Казахстана в динамично меняющейся системе мирохозяйственных связей в XXI веке. Мы надеемся на тесное сотрудничество в этом вопросе с ЕС. В целях гармонизации интересов производителей и потребителей энергоресурсов я на 62-сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложил принять Евразийский пакт стабильности энергопоставок.
VI. Реализация шестого долгосрочного приоритета: Развитие инфраструктуры
В условиях глобализации все большую актуальность приобретает реализация долгосрочного приоритета, связанного со всесторонним развитием инфраструктуры Казахстана, в частности транспорта и связи. И в этой сфере сделано немало. Приведу только несколько цифр. За 1997-2006 годы из средств республиканского бюджета было освоено свыше 280 миллиардов тенге, за счет которых выполнены строительство и реконструкция около 4 тысяч километров автодорог, проведен капитальный и текущий ремонт более чем 13 тысяч километров автодорог страны. В целях дальнейшей реализации поставленных задач в 2006 году принята Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года. В ее рамках планируется реализовать порядка 80-ти инвестиционных проектов за счет различных источников финансирования на сумму около 30 миллиардов долларов США. Для нашей огромной территории транспорт, тем более, транзитный транспорт имеет огромное значение. Фактически развитие нашей экономики будет упираться в то, какими транспортными системами Казахстан будет обладать. Будет построено порядка 1600 км новых и электрифицировано 2700 км железных дорог, построено и реконструировано около 50 тысяч километров автодорог, проведены работы по реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры, развитию национального морского торгового флота, инфраструктуры морских портов и внутренних судоходных путей. Это даст импульс для развития трансконтинентальных маршрутов, проходящих по территории Казахстана. Таким образом, в недалеком будущем Казахстан должен превратиться в крупный и современно оснащенный трубопроводный, железнодорожный, автомобильный, морской и воздушный транспортный «узел» Евразии. Мы приступили к этой работе, и вы знаете, что каждый год вводятся новые объекты. В соответствии со Стратегией комплексная работа проводится по развитию в стране телекоммуникационной отрасли. До конца текущего года будут телефонизированы все сельские населенные пункты с населением более 50 человек. Оставшиеся около 200 населенных пунктов с численностью населения менее 50 человек и общим населением 14 тысяч человек получат доступ к услугам связи в следующем году. До конца года будут удовлетворены оставшиеся заявления на установку телефонов, поступившие в предыдущие годы. К концу этого года количество пользователей сети Интернет в Казахстане составит 1 млн. 800 тысяч человек. К 2010 году количество пользователей Интернета увеличится до 3,5 миллионов. В результате принятых мер в настоящее время 95 % школ республики имеют доступ к услугам Интернет. К 1 сентября 2008 года широкополосный доступ будут иметь 2000 школ страны. Это даст возможности широко использовать интерактивные методы обучения.
VII. Реализация седьмого приоритета: Формирование профессионального правительства
Повышение эффективности системы государственного управления остается одним из наших долгосрочных приоритетов. В целях реализации этой стратегической задачи, начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, Казахстан приступил к проведению глубоких административных реформ. За эти годы было создано Агентство по делам государственной службы, приняты Законы «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «Об административных процедурах», Кодекс чести госслужащих. Внедрена конкурсная система приема на госслужбу. Часть не свойственных государству функций передана в конкурентную среду. В соответствии с последними конституционными изменениями усилена власть на местах, маслихаты наделены полномочиями органов местного самоуправления. По оценке международных организаций и экспертов, Казахстан добился высоких результатов в сфере реформирования госслужбы, приблизив свое законодательство и процедуры к международным стандартам. Но многое нам в этой сфере еще предстоит сделать. И Правительство по моему поручению активно работает по продолжению административной реформы. VIII. Астана - символ растущей страны
Одним из главных символов стремительно растущей мощи страны, её высокого потенциала развития стала новая столица - Астана. В октябре 1997 года мы обнародовали Стратегию «Казахстан-2030», в том же месяце начали передислокацию государственных органов в Астану. В декабре того же года ключевые государственные органы уже работали в Астане. Таким образом, перенос столицы фактически дал старт реализации нашей Стратегии. Столица Казахстана - самый быстрорастущий город на постсоветском пространстве. Население Астаны за последние восемь лет увеличилось в 3 раза. Предполагалось, что население столицы к 2005 году не будет превышать 400 тысяч, тогда как сегодня оно составляет уже 700 тысяч. Беспрецедентны объемы и сроки строительства последних лет: возводятся объекты образования и здравоохранения, жилищного строительства, новые промышленные объекты, индустриальный парк. С момента переноса столицы территория Астаны увеличилась в 2,5 раза. В основной капитал вложено около полутора триллиона тенге инвестиций, введено в эксплуатацию 4,5 миллиона квадратных метров жилья. В городе действует 650 стройплощадок. И они не будут останавливаться ни на минуту. В ближайшие несколько лет будет введено более 10 миллионов квадратных метров жилья и офисных помещений. Помимо развития стройиндустрии и сопутствующих производств Астана дает возможность развития новым экономическим кластерам. Большой потенциал в столице у гостиничного бизнеса, сферы услуг и, конечно, туризма. Говоря об Астане, нельзя не отметить заслуги всех, кто создает и строит новую столицу. Это, безусловно, заслуга всех астанчан, всех казахстанцев. Я уверен, что столица Казахстана всегда будет местом объединения, символом процветания суверенного Казахстана.
* * * Таким образом, мы успешно реализуем долгосрочную Стратегию развития Казахстана. Часть задач уже решена, ряд задач будем решать в предстоящие годы. Мы прошли только треть пути. И многое еще предстоит сделать. Ключевая цель Стратегии «Казахстан-2030» остается прежней - наше государство к 2030 году должно войти в число наиболее развитых стран мира. И мы будем последовательно идти к этой великой цели нашего народа. В современном мире победа и успехи ожидают государства, которые внедрят инновации и достигнут инновационного лидерства. Поэтому Казахстан индустриальный должен стать Казахстаном инновационным. Мы должны стать страной, производящей высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную на ведущих мировых рынках. Одновременно стандарты жизни казахстанцев должны быть подняты до уровня передовых стран мира. Но для достижения всех этих целей нужно помнить о «трех китах», на которых основано не только наше сегодняшнее, но и будущее благополучие страны. Это - вера и доверие народа. Это - высокий уровень развития человеческого капитала. Это - внутриполитическая стабильность и национальное единство. И мы должны все вместе сохранить эти ключевые ценности и национальные достояния, которые составляют основу процветания страны.
Конференцияға қатысушы қонақтар! Ханымдар мен мырзалар!
Экономикалық реформалар мен саяси жүйені мейлінше дамытып, мемлекеттік бағдарламалар мен әлеуметтік міндеттерді тиянақты түрде іске асыру арқылы ғана біз жаңа жетістіктерге жете аламыз. Бүгінгі күн - бәсеке заманы. Жеткен биікке мәз болып, тоқтап қалу, көшкен жұртта қалғанмен бірдей. Сондықтан жаңа идея, жаңа ой, жаңа технология алда да тоқтамай өз жалғасын таба бермек. Сонда ғана Қазақстанның бақытты болашағына, бақуатты өміріне кең жол ашылады Бүгінгі Форумға қатысушыларға жемісті жұмыс пен табыс тілеймін!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |