Досье ITS на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда»
(15 июня 2012 года)
1. Проект Закона РК
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 15 июня 2012 года № 13/П-516
3. Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий
4. Перечень законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению в связи с принятием Закона
5. Сравнительная таблица
6. Заключение научной правовой экспертизы
7. Заключение повторной научной правовой экспертизы
8. Заключение научной антикоррупционной экспертизы
9. Заключение дополнительной научной антикоррупционной экспертизы
10. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта
11. Заключение научной лингвистической экспертизы
12. Экспертное заключение Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен»
13. Экспертное заключение на проект Закона РК
14. Концепция к проекту закона
15. Новости, обсуждения по проекту
16. Закон РК от 3 июля 2013 года № 125-V
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда»
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 15 июня 2012 года № 794
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 18, ст. 644; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; 2001 г., № 8, ст. 52; № 15-16, ст. 239; № 21-22, ст. 281; № 24, ст. 338; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 10, ст. 49; № 14, ст. 109; № 15, ст. 138; 2004 г., № 5, ст. 25; № 17, ст. 97; № 23, ст. 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 13, ст. 53; № 24,ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72; № 13, ст. 86; 2007 г., № 3, ст. 20; № 4, ст. 28; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 13, ст. 99; 2008 г., № 13-14, ст. 56; № 15-16, ст. 62; 2009 г., № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 81; № 24, ст. 127, 130; 2010 г., № 1-2, ст. 4; № 3-4, ст. 12; № 7, ст. 28, 32; № 17-18, ст. 111; № 22, ст. 130; № 24, ст. 151; 2011 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 28; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 14, ст. 117; № 16, ст. 128, 129; № 23, ст. 179; 2012 г., № 2, ст. 14; Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 1 марта 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 7 марта 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 27 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» от 28.04.2012 г.):
1) статью 25 изложить в следующей редакции:
«Статья 25. Передача споров на разрешение арбитража и третейского суда
Подведомственный суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение арбитража или третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами, и в соответствии с подпунктом 4) статьи 170 и статьей 192 настоящего Кодекса.»;
2) часть первую статьи 61 изложить в следующей редакции:
«1. Полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в арбитраж или третейский суд либо заключения соглашения о проведении медиации, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования постановления суда, требования принудительного исполнения судебного постановления, получения присужденных имущества или денег.»;
3) подпункт 3-1) части второй статьи 79 изложить в следующей редакции:
«3-1) арбитр или третейский судья - об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей арбитра или третейского судьи;»;
4) часть первую статьи 154 дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:
«5-1) между сторонами в соответствии с законом заключено соглашение о передаче данного спора на разрешение арбитража или третейского суда;»;
5) часть первую статьи 158 изложить в следующей редакции:
«По заявлению лиц, участвующих в деле, сторон арбитражного или третейского разбирательства, суд может принять меры к обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.»;
6) статью 160 изложить в следующей редакции:
«Статья 160. Рассмотрение заявления об обеспечении иска
Заявление об обеспечении иска разрешается судьей в день его поступления в суд без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле, сторон арбитражного или третейского разбирательства. Рассмотрев заявление об обеспечении иска, судья выносит определение.»;
7) пункт 1 статьи 162 изложить в следующей редакции:
Статья 162. Замена одного вида обеспечения иска другим
«1. По заявлению лица, участвующего в деле сторон арбитражного или третейского разбирательства, допускается замена одного вида обеспечения иска другим. Вопрос о замене одного вида обеспечения иска другим разрешается судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления, однако их неявка не препятствует рассмотрению данного вопроса по существу. О замене одного вида обеспечения иска другим судья выносит определение;».
8) подпункт 4 статьи 170 изложить в следующей редакции:
«4) разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в арбитраж или третейский суд и последствия такого действия либо разрешить спор в порядке медиации;»;
9) статью 185 изложить в следующей редакции:
«Статья 185. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей
Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и представителям их процессуальные права и обязанности, в том числе сторонам их право обратиться за разрешением спора в арбитраж или третейский суд либо разрешить спор в порядке медиации и последствия такого действия.»;
10) статью 192 изложить в следующей редакции:
«Статья 192. Начало рассмотрения дела по существу
Рассмотрение дела по существу начинается с выяснения председательствующим вопросов о том, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или передать дело на рассмотрение в арбитраж или третейский суд либо разрешить спор в порядке медиации.»;
11) подпункт 5) статьи 249 изложить в следующей редакции:
«5) между сторонами в соответствии с законом заключен договор о передаче данного спора на разрешение арбитража или третейского суда;»;
12) подпункт 1) пункта 2 статьи 312-4 изложить в следующей редакции:
«1) ранее принятых решений судов, арбитража и третейских судов об удовлетворении требований по обязательствам, которые предполагается реструктурировать;»;
13) подпункт 3) пункта 1 статьи 312-6 изложить в следующей редакции:
«3) осуществление комплекса мер, предусмотренных планом реструктуризации, влечет прекращение обязательств, по которым ранее были приняты решения судов, арбитража и третейских судов об удовлетворении требований по обязательствам, которые были реструктурированы, их исполнением;».
14) часть первую статьи 413 изложить в следующей редакции:
«1. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды Республики Казахстан для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.».
2. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; № 22, ст. 130, 132; № 24, ст. 145, 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 116; № 14, ст. 117; № 15, ст. 120; № 16, ст. 128; № 20, ст. 151, 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 11, 15; № 3, ст. 21, 22, 27; № 4, ст. 31; Закон Республики Казахстан от 15 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 16 февраля 2012 г.; Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 1 марта 2012 г.):
1) подпункт 1) пункта 1 статьи 534 изложить в следующей редакции:
«1) с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов;»;
2) в пункте 1 статьи 535:
абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
«9) с заявлений об обжаловании решений третейского суда, ходатайств об отмене арбитражных решений - 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;»;
подпункт 11) изложить в следующей редакции:
«11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов - 500 процентов;»;
3) подпункт 1-1) пункта 1 статьи 548 изложить в следующей редакции:
«1-1) передачи дела в арбитраж или третейский суд;».
3. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 23, ст. 335; 1998 г., № 23, ст. 416; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 6, ст. 141; 2001 г., № 8, ст. 53; № 15-16, ст. 239; № 17-18, ст. 245; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 32, 33; № 17, ст. 155; № 23-24, ст. 192; 2003 г., № 18, ст. 142; 2004 г., № 5, ст. 22; № 23, ст. 139; № 24, ст. 153, 154, 156; 2005 г., № 13, ст. 53; № 21-22, ст. 87; № 24, ст. 123; 2006 г., № 2, ст. 19; № 5-6, ст. 31; № 12, ст. 72; 2007 г., № 1, ст. 2; № 5-6, ст. 40; № 10, ст. 69; № 13, ст. 99; 2008 г., № 12, ст. 48; № 15-16, ст. 62, 63; № 23, ст. 114; 2009 г., № 6-7, ст. 32; № 15-16, ст. 71, 73; № 17, ст. 81, 83; № 23, ст. 113, 115; № 24, ст. 121, 122, 125, 127, 128, 130; 2010 г., № 1-2, ст. 4; № 11, ст. 59; № 17-18, ст. 111; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 130; № 24, ст. 149; 2011 г., № 1, ст. 9; № 2, ст. 19, 28; Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» 16 ноября 2011 г. и «Казахстанская правда» 15, 16 и 19 ноября 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 29 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 3 декабря 2011 г.; Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам космической деятельности», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 18 января 2012 г.):
подпункт 1-1) пункта 2 статьи 82 изложить в следующей редакции:
«1-1) арбитр или третейский судья - об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей арбитра или третейского судьи.».
4. В Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 22, ст. 328; 2001 г., № 15-16, ст. 236; 2003 г., № 11, ст. 65; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 2, ст. 18; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; 2009 г., № 8, ст. 44; № 19, ст. 88; № 24, ст. 130; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 23, ст. 179; 2012 г., № 4, ст. 32; Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 7 марта 2012 г.):
подпункт 5) пункта 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«5. участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в арбитраже (суде), третейском суде и иных органах разрешения споров;».
5. В Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О третейских судах» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 24, ст. 151; 2009 г., № 9-10, ст. 47; 2010 г., № 3-4, ст. 12; Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 1 марта 2012 г.):
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон применяется в отношении споров между физическими и (или) юридическими лицами, возникших из гражданско-правовых отношений, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.»;
2) в статье 5:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора, возникшего из их гражданско-правовых отношений, и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в компетентный суд.»;
3) статью 7 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Третейский суд не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека.»;
4) дополнить статьей 13-1 следующего содержания:
«Статья 13-1. Условия деятельности постоянно действующего третейского суда
Постоянно действующий третейский суд ведет реестр своих третейских судей. Информация о постоянно действующем третейском суде, включая его юридический адрес, регламент работы, о реестре третейских судей размещается в сетях телекоммуникаций общего пользования и в средствах массовой информации для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация о решениях третейского суда размещается при согласии сторон спора.».
6. В Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О международном коммерческом арбитраже» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 24, ст. 152; 2010 г., № 3-4, ст. 12):
1) заголовок изложить в следующей редакции:
«О международном арбитраже»;
2) преамбулу изложить в следующей редакции:
«Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядок и условия признания и исполнения в Казахстане решений международного арбитража.»;
3) статью 1 изложить в следующей редакции:
Статья 1. Сфера применения
Настоящий Закон применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых отношений с участием физических и юридических лиц, разрешаемых международным арбитражем, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.»;
4) подпункты 1) и 8) статьи 2 изложить в следующей редакции:
«1) арбитраж - международный арбитраж, образованный специально для рассмотрения конкретного спора, или постоянно действующий арбитраж либо арбитр, рассматривающий спор единолично;
8) регламент арбитража - порядок организации деятельности постоянно действующего международного арбитража;»;
5) в статье 2 подпункт 9) исключить:
6) статью 3 изложить в следующей редакции:
«Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о международном арбитраже
1. Законодательство Республики Казахстан о международном арбитраже основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.»;
7) в статье 6:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению.»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, между физическими и юридическими лицами, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан.»;
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
«8. Арбитраж не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека.»;
8) статью 9-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 9-1. Условия деятельности постоянно действующего арбитража
Постоянно действующий арбитраж ведет реестр своих арбитров. Информация о постоянно действующем арбитраже, включая его юридический адрес, регламент работы, реестр арбитров размещается в сетях телекоммуникаций общего пользования и средствах массовой информации для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация о решениях арбитража размещается при согласии сторон спора.».
9) в статье 29:
абзац 5 пункта 2 изложить в следующей редакции:
«юридическая организация, являющаяся стороной арбитражного разбирательства, ликвидирована;».
7. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 14, ст. 88; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 21, ст. 97; 2009 г., № 24, ст. 133; 2010 г., № 7, ст. 29; 2011 г., № 1, ст. 2; № 20, ст. 151; 2012 г., № 2, ст. 11, 15):
пункт 2 статьи 27 изложить в следующей редакции:
«2. Если споры, связанные с исполнением и прекращением договора, не могут быть разрешены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то стороны вправе разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в судебном порядке, а также путем обращения в международный арбитраж в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о международном арбитраже.».
8. В Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2010 г., № 7, ст. 27; № 24, ст. 145; 2011 г., № 1, ст. 3; № 5, ст. 43; № 24, ст. 196; 2012 г., № 6, ст. 43; Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правоохранительной службы и присвоения классных чинов, воинских и специальных званий, права ношения форменной одежды военнослужащими и сотрудниками иных государственных органов», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 19 января 2011 г.):
в статью 11:
подпункт 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:
«2) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений арбитража или третейских судов, - в течение трех лет;»;
подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«2) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении решений арбитража или третейских судов, - со дня, следующего после вступления решения в силу;».
9. В Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., № 8, ст. 200; 1993 г., № 8, ст. 200; 1995 г., № 20, ст. 121; 2002 г., № 16, ст. 147.):
статью 10 изложить в следующей редакции:
«Статья 10. Профессиональные союзы имеют право»
представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями, предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде, арбитраже или третейском суде, других органах, оказывать им иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи, рассматривать индивидуальные трудовые споры и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры».
10. В Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» 1995 г., № 2, ст. 2; (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 15-16, ст. 106; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 184; № 15, ст. 281; № 19, ст. 370; 1997 г., № 5, ст. 58; № 13-14, ст. 205; № 22, ст. 333; 1998 г., № 11-12, ст. 176; № 17-18, ст. 224; 1999 г., № 20, ст. 727; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 22, ст. 408; 2001 г., № 8, ст. 52; № 9, ст. 86; 2002 г., № 17, ст. 155; 2003 г., № 5, ст. 31; № 10, ст. 51; № 11, ст. 56, 67; № 15, ст. 138, 139; 2004 г., № 11-12, ст. 66; № 15, ст. 86; № 16, ст. 91; № 23, ст. 140; 2005 г., № 7-8, ст. 24; № 14, ст. 55, 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 11, ст. 55; № 16, ст. 99; 2007 г., № 2, ст. 18; № 4, ст. 28, 33; 2008 г., № 17-18, ст. 72; № 20, ст. 88; № 23, ст. 114; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18, 21; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 134; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; № 17-18, ст. 111; 2011 г., № 3, ст. 32; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 12, ст. 111; № 13, ст. 116; № 14, ст. 117); Закон Республики Казахстан от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 24 октября 2008 г.; Закон Республики Казахстан от 12 января 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проектного финансирования», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 28 января 2012 года:).
пункт 13 статьи 59-3изложить в следующей редакции:
«13. В случае прекращения реструктуризации банка в связи с осуществлением комплекса мер, предусмотренных планом реструктуризации, обязательства банка, включенные в план реструктуризации, считаются исполненными, исполнительное производство по решениям судов, арбитража и третейских судов по таким обязательствам прекращается.
11. В Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 17, ст. 135; 2008 г., № 13-14, ст. 58; № 20, ст. 87; № 21, ст. 97; № 24, ст. 128; 2009 г., № 2-3, ст. 21; № 9-10, ст. 47, 49; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 78, 82; № 24, ст. 129, 133; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 108; № 24, ст. 146; 2011 г., № 2, ст. 26; № 4, ст. 37; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 20, ст. 151; № 2, ст. 161, 171; 2012 г., № 2, ст. 11; № 3, ст. 22; Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оздоровления конкурентоспособных предприятий», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 1 марта 2012 г.):
подпункт 34) пункта 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«34. приобретения консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международном арбитраже или международном коммерческом арбитраже и иностранных судебных органах;».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 15 июня 2012 года № 13/П-516
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда» (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 13 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 30 января 2012 года № 261.
Законопроект направлен на укрепление деятельности арбитража и третейского суда, в том числе в целях снижения нагрузки государственных судов.
В частности, предлагается расширить компетенции арбитража и третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а не из гражданско-правовых договоров, как это предусмотрено действующим законодательством.
В то же время представляется целесообразным законодательно закрепить, что арбитраж и третейский суд не вправе рассматривать споры неимущественного характера, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека.
При этом необходимо изменить название Закона Республики Казахстан «О международном коммерческом арбитраже» на «О международном арбитраже», поскольку слово «коммерческое» подразумевает исключительно имущественные отношения.
Внесение данной поправки обусловлено необходимостью приведения в соответствие статьи 1 Закона Республики Казахстан «О третейских судах» с пунктом 1 статьи 2 Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, согласно которому каждое договаривающееся государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж споры по конкретным договорным или иным правоотношениям.
Учитывая важность информированности населения о наличии третейских судей, месте их нахождения, а также предоставления свободного доступа к информации о постоянно действующем третейском суде, предлагается включить в Закон Республики Казахстан «О третейских судах» норму, устанавливающую условия деятельности постоянно действующего третейского суда.
Кроме того, в целях совершенствования законодательства о международном коммерческом арбитраже и третейских судах предлагается внесение в него поправок редакционного характера.
Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О третейских судах», «О международном коммерческом арбитраже», «Об адвокатской деятельности», «О концессиях», «О государственных закупках», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О профессиональных союзах».
Содержание и концепция законопроекта не противоречат Конституции Республики Казахстан и другим законодательным актам Республики Казахстан.
Реализация законопроекта не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | К. Масимов |
Прогнозы
возможных экономических, социальных, правовых, экологических
последствий действия принимаемого проекта Закона «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам совершенствования деятельности арбитража и
третейского суда»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда» (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 13 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года.
С развитием в Казахстане делового климата и присутствием иностранного капитала арбитраж и третейский суд становятся значимым институтом, позволяющим эффективно разрешать споры гражданско-правового характера между хозяйствующими субъектами.
Важность совершенствования деятельности арбитража и третейского суда состоит в том, что в результате этого решаются вопросы:
- самостоятельного и взаимоприемлемого разрешения споров между субъектами предпринимательства, исключая вмешательство государственных органов;
- позитивного климата в. бизнес-среде в результате доверия к арбитражу и третейскому суду;
- снижения нагрузки государственных судов.
Реализация законопроекта не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Министр юстиции | |
Республики Казахстан | Б. Имашев |
ПЕРЕЧЕНЬ
законодательных актов, подлежащих изменению, дополнению в связи с
принятием Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда»
Кодексы Республики Казахстан:
1) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;
2) Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;
3) Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Законы Республики Казахстан:
1) «О профессиональных союзах»;
2) «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;
3) «Об адвокатской деятельности»;
4) «О третейских судах»;
5) «О международном коммерческом арбитраже»;
6) «О концессиях»;
7) «О государственных закупках»;
8) «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
Сравнительная таблица
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования деятельности арбитража и третейского суда»
№ | Структурная часть, в которую вносится поправка | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование внесения поправок |
Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года |
1. | Статья 25 | Статья 25. Передача споров на разрешение третейского суда Подведомственный суду имущественный спор по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами, и в соответствии с подпунктом 4) статьи 170 и статьи 192 настоящего Кодекса. | Статья 25. Передача споров на разрешение арбитража и третейского суда Подведомственный суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение арбитража или третейского суда, когда это не запрещено законодательными актами, и в соответствии с подпунктом 4) статьи 170 и статьей 192 настоящего Кодекса. | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 Закона Республики Казахстан «О третейских судах» (далее - ЗРК о ТС) и в статью 1 Закона Республики Казахстан «О международном коммерческом арбитраже» (далее - ЗРК о МКА). Внесение данных поправок обусловлено необходимостью приведения в соответствие статьи 1 ЗРК о ТС и статьи 1 ЗРК о МКА с пунктом 1 статьи 2 Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, согласно которому каждое договаривающееся государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж споры по конкретным договорным или иным правоотношениям. Мировая практика: Согласно законодательству США, Украины, Польши, Австрии предметом арбитражного разбирательства могут быть практически любые споры, как имущественного, так и не имущественного характера. Действующим законодательством сужена компетенция третейских судов. В прежнем ГПК КазССР было предусмотрено Положение о третейских судах, согласно статье 1 которого граждане имели право передавать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений. В этой связи сужение компетенции арбитража и третейского суда по рассмотрению споров, вытекающих из гражданско-правовых договоров является необоснованным. Предлагается расширить компетенцию арбитража и третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а не из гражданско-правовых договоров, как это предусмотрено действующим законодательством. Для укрепления арбитража и третейского суда, в том числе для снижения нагрузки судов предлагается расширить компетенцию арбитража и третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
2. | Часть первая статьи 61 | Статья 61. Полномочия представителя 1. Полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования постановления суда, требования принудительного исполнения судебного постановления, получения присужденных имущества или денег. … | Статья 61. Полномочия представителя 1. Полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме подписания искового заявления, передачи дела в арбитраж или третейский суд либо заключения соглашения о проведении медиации, полного или частичного отказа от исковых требований и признания иска, изменения предмета или основания иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования постановления суда, требования принудительного исполнения судебного постановления, получения присужденных имущества или денег. … | В целях приведения в соответствие с действующим законодательством, согласно которому гражданско-правовой спор подлежит рассмотрению не только в третейском суде, но и в арбитраже (статья 1 ЗРК о ТС, статья 1 ЗРК о МКА). |
3. | Подпункт 3-1) части 2 статьи 79 | Статья 79. Свидетельские показания 2. Не подлежат допросу в качестве свидетеля: 3-1) третейский судья или арбитр - об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей третейского судьи или арбитра; | Статья 79. Свидетельские показания 2. Не подлежат допросу в качестве свидетеля: 3-1) арбитр или третейский судья - об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей арбитра или третейского судьи; | В связи с поправками, вносимыми в статьи 25, 61, 154, 170, 185 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК), в целях применения единой терминологии в законодательных актах. |
4. | Часть 1 статьи 154 | Статья 154. Возвращение искового заявления 1. Судья возвращает исковое заявление, если: … 5-1) отсутствует | Статья 154. Возвращение искового заявления 1. Судья возвращает исковое заявление, если: … 5-1) между сторонами в соответствии с законом заключено соглашение о передаче данного спора на разрешение арбитража или третейского суда; | Для укрепления арбитража и третейского суда, в том числе для снижения нагрузки судов. В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 25 ГПК. |
5. | Статья 158 | Статья 158. Основания для обеспечения иска По заявлению лиц, участвующих в деле, сторон третейского или арбитражного разбирательства, суд может принять меры к обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. | Статья 158. Основания для обеспечения иска По заявлению лиц, участвующих в деле, сторон арбитражного или третейского разбирательства, суд может принять меры к обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения | В целях применения единой терминологии в законодательных актах |
6. | Статья 160 | Статья 160. Рассмотрение заявления об обеспечении иска Заявление об обеспечении иска разрешается судьей в день его поступления в суд без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле сторон третейского или арбитражного разбирательства. Рассмотрев заявление об обеспечении иска, судья выносит определение. | Статья 160. Рассмотрение заявления об обеспечении иска Заявление об обеспечении иска разрешается судьей в день его поступления в суд без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле, сторон арбитражного или третейского разбирательства. Рассмотрев заявление об обеспечении иска, судья выносит определение. | В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). |
7. | пункт 1) статьи 162 | Статья 162. Замена одного вида обеспечения иска другим По заявлению лица, участвующего в деле сторон третейского или арбитражного разбирательства, допускается замена одного вида обеспечения иска другим. Вопрос о замене одного вида обеспечения иска другим разрешается судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления, однако их неявка не препятствует рассмотрению данного вопроса по существу. О замене одного вида обеспечения иска другим судья выносит определение. | Статья 162. Замена одного вида обеспечения иска другим По заявлению лица, участвующего в деле сторон арбитража или третейского разбирательства, допускается замена одного вида обеспечения иска другим. Вопрос о замене одного вида обеспечения иска другим разрешается судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения заявления, однако их неявка не препятствует рассмотрению данного вопроса по существу. О замене одного вида обеспечения иска другим судья выносит определение. | В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). |
8.. | Подпункт 4) статьи 170 | Статья 170. Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству В порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела судья производит следующие действия: … 4) разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия такого действия; … | Статья 170. Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству В порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела судья производит следующие действия: … 4) разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в арбитраж или третейский суд и последствия такого действия либо разрешить спор в порядке медиации; | В целях приведения в соответствие с действующим законодательством, согласно которому гражданско-правовой спор подлежит рассмотрению не только в третейском суде, но и в арбитраже (статья 1 ЗРК о ТС, статья 1 ЗРК о МКА). |
9. | Статья 185 | Статья 185. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и представителям их процессуальные права и обязанности, в том числе сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия такого действия. | Статья 185. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их прав и обязанностей Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, и представителям их процессуальные права и обязанности, в том числе сторонам их право обратиться за разрешением спора в арбитраж или третейский суд либо разрешить спор в порядке медиации и последствия такого действия. | В целях приведения в соответствие с действующим законодательством, согласно которому гражданско-правовой спор подлежит рассмотрению не только в третейском суде, но и в арбитраже (статья 1 ЗРК о ТС, статья 1 ЗРК о МКА). |
10. | Статья 192 | Статья 192. Начало рассмотрения дела по существу Рассмотрение дела по существу начинается с выяснения председательствующим вопросов о том, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или передать дело на рассмотрение в третейский суд. | Статья 192. Начало рассмотрения дела по существу Рассмотрение дела по существу начинается с выяснения председательствующим вопросов о том, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или передать дело на рассмотрение в арбитраж или третейский суд либо разрешить спор в порядке медиации. | В целях приведения в соответствие с действующим законодательством, согласно которому гражданско-правовой спор подлежит рассмотрению не только в третейском суде, но и в арбитраже (статья 1 ЗРК о ТС, статья 1 ЗРК о МКА). |
11. | Подпункт 5) статьи 249 | Статья 249. Основания оставления заявления без рассмотрения Суд оставляет заявление без рассмотрения, если: … 5) между сторонами в соответствии с законом заключен договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда или международного коммерческого арбитража и от ответчика поступило до начала рассмотрения дела по существу возражение против разрешения спора в суде, если иное не предусмотрено законодательными актами; | Статья 249. Основания оставления заявления без рассмотрения Суд оставляет заявление без рассмотрения, если: … 5) между сторонами в соответствии с законом заключен договор о передаче данного спора на разрешение арбитража или третейского суда; | Для укрепления арбитража и третейского суда, в том числе для снижения нагрузки судов. В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статьи 25 и 154 ГПК. |
12. | Подпункт 1) пункта 2 статьи 312-4 | 1) ранее принятых решений судов, арбитражных и третейских судов об удовлетворении требований по обязательствам, которые предполагается реструктурировать; | 1) ранее принятых решений судов, арбитража и третейских судов об удовлетворении требований по обязательствам, которые предполагается реструктурировать; | В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). |
13. | Подпункт 3) пункта 1 статьи 312-6 | 3) осуществление комплекса мер, предусмотренных планом реструктуризации, влечет прекращение обязательств, по которым ранее были приняты решения судов, арбитражных и третейских судов об удовлетворении требований по обязательствам, которые были реструктурированы, их исполнением. | 3) осуществление комплекса мер, предусмотренных планом реструктуризации, влечет прекращение обязательств, по которым ранее были приняты решения судов, арбитража и третейских судов об удовлетворении требований по обязательствам, которые были реструктурированы, их исполнением; | В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). |
14. | Пункт 1 статьи 413 | Статья 413. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные организации и международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды Республики Казахстан для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов. … | Статья 413. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц 1. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды Республики Казахстан для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов. … | Поправки редакционного характера. Слова «иностранные организации и международные организации» необходимо привести в соответствие с принципом нормативной экономии (принципом юридической техники), заменив словами «иностранные и международные организации». |
Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» |
15. | Подпункт 1) пункта 1 статьи 534 | Статья 534. Объекты взимания 1. Государственная пошлина взимается: 1) с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских (арбитражных) судов и повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов; | Статья 534. Объекты взимания 1. Государственная пошлина взимается: 1) с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов; | В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). |
16. | Пункт 1 статьи 535 | Статья 535. Ставки государственной пошлины в судах 1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских (арбитражных) судов и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах: 9) с заявлений об обжаловании решений третейских судов, ходатайств об отмене арбитражных решений - 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы; 11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских (арбитражных) судов и иностранных судов - 500 процентов; | Статья 535. Ставки государственной пошлины в судах 1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах: 9) с заявлений об обжаловании решений третейского суда, ходатайств об отмене арбитражных решений - 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы; 11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов - 500 процентов; | В целях применения единой терминологии в законодательных актах (см. позицию 3). |
17. | Подпункт 1-1) пункта 1 статьи 548 | Статья 548. Возврат уплаченных сумм государственной пошлины 1. Уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях: 1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по настоящему Кодексу, за исключением случаев уменьшения истцом своих требований; 1-1) передачи дела в третейский суд; … | Статья 548. Возврат уплаченных сумм государственной пошлины 1. Уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях: 1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по настоящему Кодексу, за исключением случаев уменьшения истцом своих требований; 1-1) передачи дела в арбитраж или третейский суд; … | В целях приведения в соответствие с действующим законодательством, согласно которому гражданско-правовой спор подлежит рассмотрению не только в третейском суде, но и в арбитраже (статья 1 ЗРК о ТС, статья 1 ЗРК о МКА). |
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года |
18. | подпункт 1-1) пункта 2 статьи 82 | Статья 82. Свидетель 2. Не подлежат допросу в качестве свидетеля: 1-1) третейский судья или арбитр - об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей третейского судьи или арбитра; | Статья 82. Свидетель 2. Не подлежат допросу в качестве свидетеля: 1-1) арбитр или третейский судья - об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с исполнением обязанностей арбитра или третейского судьи; | В связи с поправками, вносимыми в статьи 25, 61, 154, 170, 185 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК), в целях применения единой терминологии в законодательных актах. |
Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 года «Об адвокатской деятельности» |
19. | подпункт 5) пункта 1 статьи 4 | Статья 4. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами 1. Адвокаты, оказывая юридическую помощь: … 5) участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения споров; | Статья 4. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами 1. Адвокаты, оказывая юридическую помощь: … 5) участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в арбитража (суде), третейском суде и иных органах разрешения споров. | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о ТС и статью 1 ЗРК о МКА). Так как предлагается расширить компетенцию арбитража и третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О третейских судах» |
20. | Статья 1 | Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров, заключенных физическими и юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. | Статья 1. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон применяется в отношении споров между физическими и (или) юридическими лицами, возникших из гражданско-правовых отношений, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. | Внесение данной поправки обусловлено необходимостью приведения в соответствие статьи 1 ЗРК о ТС и статьи 1 ЗРК о МКА с пунктом 1 статьи 2 Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, согласно которой каждое договаривающееся государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж споры, по конкретным договорным или иным правоотношениям. Мировая практика: Согласно законодательству США, Украины, Польши, Австрии предметом арбитражного разбирательства могут быть практически любые споры, как имущественного, так и не имущественного характера. Действующим законодательством сужена компетенция третейских судов. В прежнем ГПК КазССР было предусмотрено Положение о третейских судах, согласно статье 1 которого граждане имели право передавать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений. В этой связи сужение компетенции третейского суда по рассмотрению споров, вытекающих из гражданско-правовых договоров является необоснованным. Предлагается расширить компетенцию третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а не из гражданско-правовых договоров, как это предусмотрено действующим законодательством. Для укрепления третейского суда, в том числе для снижения нагрузки судов предлагается расширить компетенцию третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
21. | Пункт 3 статьи 5 | Статья 5. Виды третейских судов 3. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора, возникшего из их гражданско-правовых договоров, и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в компетентный суд. | Статья 5. Виды третейских судов 3. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами для разрешения спора, возникшего из их гражданско-правовых отношений, и действует до разрешения данного спора или до принятия сторонами решения о передаче спора в компетентный суд. | Для укрепления третейского суда, в том числе для снижения нагрузки судов предлагается расширить компетенцию третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
22. | Пункт 6 статьи 7 | Статья 7. Передача спора на разрешение третейского суда … 6. Отсутствует. | Статья 7. Передача спора на разрешение третейского суда … 6. Третейский суд не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, связанные с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека. | В целях конкретизации правоотношений неимущественного характера, которые неподведомственны третейскому суду. Споры, возникающие из перечисленных неимущественных отношений, в наибольшей степени находятся на стыке с публичным правом. |
23. | Статья 13-1 | Отсутствует | Статья 13-1. Условия деятельности постоянно действующего третейского суда Постоянно действующий третейский суд ведет реестр своих третейских судей. Информация о постоянно действующем третейском суде, включая его юридический адрес, регламент работы, о реестре третейских судей размещается в сетях телекоммуникаций общего пользования и в средствах массовой информации для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация о решениях третейского суда размещается при согласии сторон спора. | В целях обеспечения наиболее полной информированности граждан и юридических лиц о действующих на территории Республики Казахстан третейских судах. |
Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года «О международном коммерческом арбитраже» |
24. | Заголовок | «О международном коммерческом арбитраже» | «О международном арбитраже» | Для укрепления арбитража, в том числе для снижения нагрузки судов предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения его правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
25. | Преамбула | Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного коммерческого арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядок и условия признания и исполнения в Казахстане решений международного коммерческого арбитража. | Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности международного арбитража на территории Республики Казахстан, а также порядок и условия признания и исполнения в Казахстане решений международного арбитража. | Для укрепления арбитража, в том числе для снижения нагрузки судов предлагается расширить компетенцию арбитража и третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
26. | Статья 1 | Статья 1. Сфера применения Настоящий Закон применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров с участием физических и юридических лиц, разрешаемых международным коммерческим арбитражем, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. | Статья 1. Сфера применения Настоящий Закон применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых отношений с участием физических и юридических лиц, разрешаемых международным арбитражем, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. | Внесение данной поправки обусловлено необходимостью приведения в соответствие статьи 1 ЗРК о ТС и статьи 1 ЗРК о МКА с пунктом 1 статьи 2 Нью-Йоркской Конвенции 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, согласно которой каждое договаривающееся государство признает письменное соглашение, по которому стороны обязуются передавать в арбитраж споры, по конкретным договорным или иным правоотношениям. Мировая практика: Согласно законодательству США, Украины, Польши, Австрии предметом арбитражного разбирательства могут быть практически любые споры, как имущественного, так и не имущественного характера. Действующим законодательством сужена компетенция арбитража. Предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а не из гражданско-правовых договоров, как это предусмотрено действующим законодательством. Для укрепления арбитража, в том числе для снижения нагрузки судов предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
27. | Подпункты 1), 8), 9) статьи 2 | Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) арбитраж - международный коммерческий арбитраж, образованный специально для рассмотрения конкретного спора или постоянно действующий арбитраж либо арбитр, рассматривающий спор единолично; … 8) регламент арбитража - порядок организации деятельности постоянно действующего международного коммерческого арбитража; 9) коммерческая организация - юридическое лицо Республики Казахстан или иностранная организация, основной целью деятельности которой является извлечение дохода; | Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) арбитраж - международный арбитраж, образованный специально для рассмотрения конкретного спора или постоянно действующий арбитраж либо арбитр, рассматривающий спор единолично; … 8) регламент арбитража - порядок организации деятельности постоянно действующего международного арбитража; 9) исключить | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о МКА. Предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения его правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
28. | Статья 3 | Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о международном коммерческом арбитраже 1. Законодательство Республики Казахстан о международном коммерческом арбитраже основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. | Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о международном арбитраже 1. Законодательство Республики Казахстан о международном арбитраже основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о МКА. Предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
29. | Пункт 2 статьи 6 | Статья 6. Передача споров на разрешение арбитража … 2. Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому договору. … | Статья 6. Передача споров на разрешение арбитража … 2. Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению. … | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о МКА. Предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения его правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
30. | Пункт 4 статьи 6 | Статья 6. Передача споров на разрешение арбитража … 4. В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров, между физическими лицами, коммерческими и иными организациями, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан. | Статья 6. Передача споров на разрешение арбитража … 4. В арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, между физическими и юридическими лицами, если хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан. | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о МКА. Предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения его правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
31. | Пункт 8 статьи 6 | Статья 6. Передача споров на разрешение арбитража … 8. Отсутствует. | Статья 6. Передача споров на разрешение арбитража … 8. Арбитраж не вправе рассматривать споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, связанных с жизнью и здоровьем, неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайной, правом на имя человека. | В целях конкретизации правоотношений неимущественного характера, которые неподведомственны арбитражу. Споры, возникающие из перечисленных неимущественных отношений в наибольшей степени находятся на стыке с публичным правом. |
32. | Статья 9-1 | Статья 9-1. Условия деятельности постоянно действующего арбитража Постоянно действующий арбитраж ведет реестр своих арбитров. Информация о постоянно действующем арбитраже, реестре арбитров, об арбитражных решениях при согласии сторон спора, юридический адрес и регламент работы размещаются в сетях телекоммуникаций общего пользования и в средствах массовой информации для свободного ознакомления физических и юридических лиц. | Статья 9-1. Условия деятельности постоянно действующего арбитража Постоянно действующий арбитраж ведет реестр своих арбитров. Информация о постоянно действующем арбитраже, включая его юридический адрес, регламент работы, реестр арбитров размещается в сетях телекоммуникаций общего пользования и в средствах массовой информации для свободного ознакомления физических и юридических лиц. Информация о решениях арбитража размещается при согласии сторон спора. | В целях соблюдения требований пункта 3 статьи 19 Закона «О нормативных правовых актах», согласно которому текст нормативного правового акта должен содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. |
33. | Абзац 5 пункта 2 статьи 29 | Статья 29. Прекращение арбитражного разбирательства 2. Арбитраж выносит определение о прекращении арбитражного разбирательства в случаях, если: коммерческая организация, являющаяся стороной арбитражного разбирательства, ликвидирована; | Статья 29. Прекращение арбитражного разбирательства 2. Арбитраж выносит определение о прекращении арбитражного разбирательства в случаях, если: юридическая организация, являющаяся стороной арбитражного разбирательства, ликвидирована; | В целях расширения компетенции арбитража |
Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» |
34. | Пункт 2 статьи 27 | Статья 27. Разрешение споров 2. Если споры, связанные с исполнением и прекращением договора, не могут быть разрешены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то стороны вправе разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в судебном порядке, а также путем обращения в международный арбитраж в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о международном коммерческом арбитраже. | Статья 27. Разрешение споров 2. Если споры, связанные с исполнением и прекращением договора, не могут быть разрешены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то стороны вправе разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в судебном порядке, а также путем обращения в международный арбитраж в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о международном арбитраже. | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о МКА. Предлагается расширить компетенцию арбитража путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |
Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» |
35. | подпункт 2) пункта 1 статьи 11 | Статья 11. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению 2) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей - в течение трех лет; | Статья 11. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению 2) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений арбитража или третейских судов, - в течение трех лет; | В целях применения единой терминологии в законодательных актах |
36. | подпункт 2) пункта 2 статьи 11 | 2) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - со дня, следующего после вступления решения в силу; | 2) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении решений арбитража или третейских судов, - со дня, следующего после вступления решения в силу; | В целях применения единой терминологии в законодательных актах |
Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 года «О профессиональных союзах» |
37. | Статья 10 | Статью 10 «Профессиональные союзы имеют право. представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде, арбитражном суде, других органах, оказывать им иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи, рассматривать индивидуальные трудовые споры и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры; | Статью 10 «Профессиональные союзы имеют право. представлять и защищать права и интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, общественными организациями предпринимателями и их объединениями (союзами, ассоциациями), предъявлять в суд иски в защиту прав и интересов своих членов, выступать в их интересах в суде, арбитраже или третейском суде, других органах, оказывать им иную правовую помощь, создавать юридические консультации и другие службы правовой помощи, рассматривать индивидуальные трудовые споры и участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) в соответствии с законодательством, заключать соглашения и коллективные договоры...». | В целях применения единой терминологии в законодательных актах |
Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан» |
38. | пункт 13 статьи 59-3 | Статья 59-3. Общие условия реструктуризации банка 13. В случае прекращения реструктуризации банка в связи с осуществлением комплекса мер, предусмотренных планом реструктуризации, обязательства банка, включенные в план реструктуризации, считаются исполненными, исполнительное производство по решениям судов, арбитражных и третейских судов по таким обязательствам прекращается. | Статья 59-3. Общие условия реструктуризации банка 13. В случае прекращения реструктуризации банка в связи с осуществлением комплекса мер, предусмотренных планом реструктуризации, обязательства банка, включенные в план реструктуризации, считаются исполненными, исполнительное производство по решениям судов, арбитража и третейских судов по таким обязательствам прекращается. | В целях применения единой терминологии в законодательных актах |
Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О государственных закупках» |
39. | Подпункт 34) пункта 1 статьи 4 | Статья 4. Государственные закупки, осуществляемые без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках 1. Государственные закупки осуществляются без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случаях: … 34) приобретения консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международных коммерческих арбитражах и иностранных судебных органах; | Статья 4. Государственные закупки, осуществляемые без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках 1. Государственные закупки осуществляются без применения норм настоящего Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, в случаях: … 34) приобретения консультационных и юридических услуг по защите и представлению интересов государства либо заказчиков в международном арбитраже или в международном коммерческом арбитраже и иностранных судебных органах; | В целях корреспондирования с поправками, вносимыми в статью 1 ЗРК о МКА. Предлагается расширить компетенцию арбитража и третейского суда путем наделения их правом рассматривать споры, возникающие из гражданско-правовых отношений как имущественного, так и неимущественного характера. |