|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
7. Законом РК от 22 марта 2013 года № 83-V
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ратификации поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 20 декабря 2012 года № 1631
Ратифицировать поправку в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья, одобренную постановлением Совета управляющих Европейского Банка Реконструкции и Развития от 30 сентября 2011 года № 137.
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 20/II-1692 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья»
Европейский Банк Реконструкции и Развития (далее - ЕБРР) является крупнейшим инвестором в Центральной и Восточной Европе, а также странах постсоветского пространства. Республика Казахстан является членом ЕБРР в силу того, что присоединилась к Соглашению об учреждении ЕБРР в 1992 году. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О ратификации уставных документов некоторых международных организаций» в числе уставных документов международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, было ратифицировано Соглашение об учреждении ЕБРР (далее - Соглашение). ЕБРР учрежден на основе Международного договора в 1991 году и представляет собой международную организацию, в состав которой входят 65 участников (из них 63 страна-член, Европейское Сообщество и Европейский Инвестиционный Банк). Деятельность ЕБРР направлена на способствование процессу перехода к ориентированной на рынок системе, а также стимулирование частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств. Египет и Марокко являются членами-основателями ЕБРР в качестве неевропейских стран, и не входят в состав стран-получателей. Ввиду того, что Египет и Марокко не входят ни в состав Центральной и Восточной Европы, ни в состав стран-получателей, деятельность ЕБРР в данных странах, как международной финансовой организации, специализирующейся на проблемах переходной экономики, сводится только к оказанию технической помощи. Правительства Египта и Марокко обратились в ЕБРР с просьбой рассмотреть возможность получения ими статуса стран-получателей. Недавно Тунис и Иордания стали членами ЕБРР с намерением впоследствии получать в ЕБРР статус стран-получателей. В связи с этим, постановлением Совета управляющих ЕБРР от 30 сентября 2011 года № 137 единогласно принято решение о санкционировании деятельности ЕБРР в странах Южного и Восточного Средиземноморья, что требует внесения соответствующей поправки в Соглашение. Согласно статье 56 Соглашения указанная поправка должна быть принята всеми странами и организациями-членами ЕБРР, поскольку затрагивает цель и функции ЕБРР. Учитывая, что предполагается изменение положения Соглашения, требуется ратификация данной поправки. Реализация поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья, не потребует финансовых затрат из государственного бюджета. С учетом изложенного и в соответствии с подпунктами 2) и 9) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья».
Прогноз возможных экономических, социальных, правовых последствий
Европейский Банк Реконструкции и Развития (далее - ЕБРР) является крупнейшим инвестором в Центральной и Восточной Европе, а также странах постсоветского пространства. ЕБРР учрежден на основе Международного договора в 1991 году и представляет собой международную организацию, в состав которой входят 65 участников (из них 63 страна-член, Европейское Сообщество и Европейский Инвестиционный Банк). Республика Казахстан является членом ЕБРР в силу того, что присоединилась к Соглашению об учреждении ЕБРР в 1992 году. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О ратификации уставных документов некоторых международных организаций» в числе уставных документов международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, было ратифицировано Соглашение об учреждении ЕБРР (далее - Соглашение). Египет и Марокко являются членами-основателями ЕБРР в качестве не европейских стран, и не входят в состав стран-получателей. Ввиду того, что Египет и Марокко не входят ни в состав Центральной и Восточной Европы, ни в состав стран-получателей, деятельность ЕБРР в данных странах, как международной финансовой организации, специализирующейся на проблемах переходной экономики, сводится только к оказанию технической помощи. Правительства Египта и Марокко обратились в ЕБРР с просьбой рассмотреть возможность получения ими статуса стран-получателей. Недавно Тунис и Иордания стали членами ЕБРР с намерением впоследствии получать в ЕБРР статус стран-получателей. В связи с чем, постановлением Совета управляющих ЕБРР от 30 сентября 2011 года № 137 единогласно принято решение о санкционировании деятельности ЕБРР в странах Южного и Восточного Средиземноморья, что требует внесения соответствующей поправки в Соглашение. Согласно статье 56 Соглашения указанная поправка должна быть принята всеми странами и организациями-членами ЕБРР, поскольку затрагивает цель и функции ЕБРР. Учитывая, что предполагается изменение положения Соглашения, требуется ратификация данной поправки. Реализация поправки в Соглашение об учреждении ЕБРР не потребуют финансовых затрат из государственного бюджета.
Сравнительная таблица
Товарищество с ограниченной ответственностью ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация, проводившая научную экспертизу, - товарищество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Болашак». Организатор экспертизы - Министерство финансов Республики Казахстан. Наименование международного договора - поправка к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующая его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья. Отрасли науки, затрагиваемые проектом международного Соглашения, - право международных организаций.
Документы, представленные для проведения научной экспертизы
Сроки проведения научной экспертизы
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
1. Оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре. В целях оценки качества, своевременности и обоснованности поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья (далее - Поправки) изучен текст Поправки, а также само Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья (далее - Соглашение), а также научные и аналитические работы по вопросам деятельности международных финансовых организаций, и в частности, их влияния на геополитику в Средиземноморском и соседних регионах1. _____________________________ 1Лебедева П. К. Европейский банк реконструкции и развития: (Правовые вопросы деятельности): Дис. на соиск.уч. ст. к. ю. н. Санкт-Петербург, 2003; Дьякова Е. Е. Основные принципы и направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития: диссертация... к. э. н.; Миронова И. В. Универсальные и региональные межгосударственные финансовые организации развития: сравнительный анализ функционирования: на примере Международного и Европейского банков реконструкции и развития: Дис.... к. ю. н. СПб., 2005; Трофимова О. Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза; Бойко А. Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность. М., 2011 и др.
Особое геополитическое расположение Южного и Восточного Средиземноморья обусловливает фокусировку в данном регионе проблем, становящихся на современном этапе главной заботой человечества: растущие диспропорции в социально-экономическом развитии со всеми вытекающими отсюда последствиями, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, агрессивный национализм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков, международный терроризм. Одна из основных причин проблем - это отсутствие реальных экономических возможностей для роста экономики, решения социальных проблем. Ситуация в данном регионе существенным образом влияет на общую социально-политическую обстановку не только стран арабского мира, но и других государств Европы и Азии. В связи с этим необходимы последовательные, коллективные усилия по преодолению узловых конфликтов в Средиземноморье, в частности на Ближнем Востоке. Цель Европейского банка реконструкции и развития (далее - ЕБРР) состоит в том, чтобы, внося вклад в экономический прогресс и реконструкцию, содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах переходной экономики, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь. Учитывая экономическое измерение региональной безопасности, деятельность ЕБРР в указанном регионе в перспективе может способствовать решению указанных проблем. Однако здесь также важно учесть, что во всех странах рассматриваемого региона, к примеру, в Египте и Ливии, хотя и были свергнуты диктаторские режимы, им на смену пришли власти, политические и экономические программы которых на данном этапе не вполне соответствуют целям ЕБРР. Республика Казахстан не является непосредственным «игроком», вовлеченным в процессы данного региона и оказывающим на них влияние. Но в силу принципа концепции устойчивого развития - безопасность каждого зависит от безопасности всех - она также заинтересована в разрешении проблем указанного региона. Проведенный анализ Соглашения на предмет соответствия стратегическим программным документам показал, что принятие экспертируемой Поправки может косвенно способствовать достижению следующих стратегических целей Казахстана. Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922), в рамках пятого ключевого направления «Укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений» в сфере международных отношений и внешней политики ставится цель - формирование благоприятного международного окружения, поддержание дружеских отношений равноправного сотрудничества со всеми государствами, а также становление Казахстана ключевым участником эффективной системы региональной безопасности и политико-экономического сотрудничества (раздел III. Ключевые направления развития Казахстана до 2020 года).
Уровень обоснованности и своевременности Соглашения — (2) средний.
Оценка правомерности заключения международного договора
Поправка к Соглашению не содержит в себе противоречий Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Поправка к Соглашению не противоречит ранее заключенным международным договорам Республики Казахстан. Важно отметить, что Поправка вносится Советом управляющих ЕБРР в строгом соответствии со статьей 24, определяющей его полномочия, и статьей 56, регламентирующей процедуру внесения поправок. Следует заметить, что географическое расширение региона операций ЕБРР осуществляется с учетом положений статьи 3 Соглашения, регламентирующей вопросы членства. Согласно пункту 1 статьи 3, членство в Банке открыто для европейских стран и неевропейских стран, являющихся членами Международного валютного фонда. Страны Южного и Восточного Средиземноморья, в которых предполагается операционная деятельность ЕБРР (Египет, Марокко, Тунис, Иордания) являются членами МВФ. Поправка к Соглашению полностью соответствует Закону Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах». Предложение о ратификации Поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья вносится Правительством на рассмотрение Мажилиса Республики Казахстан в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах».
Общая оценка качества Исходя из того, что общее количество замечаний не превышает 45% от общего количества пунктов международного договора, оценка качества соответствует Сапа (3) - среднее качество.
Рекомендации по улучшению международного договора
2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами РК. Экспортируемая Поправка к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующая его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья, не затрагивает прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами РК. Ее фактическая реализация не приведет к ограничению или расширению указанных прав.
3. Определение возможной эффективности международного договора. Республика Казахстан присоединилась к Соглашению об учреждении ЕБРР в 1992 году. В настоящий момент число проектов ЕБРР, действующих в Казахстане, с общей стоимостью около 9,9 миллиардов евро достигло 1452. ЕБРР оказывает серьезную финансовую помощь Республике Казахстан в поддержке и развитии корпоративного, финансового, энергетического и инфраструктурного секторов. Таким образом, являясь членом ЕБРР и крупным реципиентом инвестиций и займов, предоставляемых Банком, Казахстан заинтересован в участии в процессах Банка, в том числе и в географическом расширении региона операций ЕБРР. _____________________________ 2 URL: http://www.ebrd.com/russian/pages/country/kazakhstan.shtml Основной целью ЕБРР является содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Важно отметить, что некоторые страны Южного и Восточного Средиземноморья характеризуются сложной политической и экономической ситуацией. В ряде стран указанного региона (Тунис, Ливия, Египет) прошли революции, причиной которых во многом стало тяжелое социально-экономическое положение граждан этих государств. Совершенно очевидно, для стабилизации политической и экономической ситуации этим странам потребуется серьезная финансовая и техническая помощь, которая может быть оказана ЕБРР. Нельзя не заметить, что страны Южного и Восточного Средиземноморья, в которых планируется санкционировать деятельность ЕБРР (Египет, Иордания, Марокко, Тунис и другие), являются партнерами ОБСЕ по сотрудничеству. Казахстан как активный участник и бывший председатель ОБСЕ заинтересован в стабилизации ситуации в этом регионе. Несмотря на тот факт, что ратификация данной Поправки напрямую не даст Республике Казахстан каких-либо существенных экономических и политических выгод, вышесказанное свидетельствует о том, что Поправка в целом имеет для Казахстана косвенную политическую значимость.
4. Выявление возможных отрицательных последствий заключения проекта международного договора. Порядок вступления Поправки к Соглашению в силу, согласно которой поправка должна быть принята членами ЕБРР путем проведения всех необходимых внутригосударственных процедур (принятие поправок), свидетельствует о приверженности ЕБРР таким общепризнанным принципам международного права, как принцип суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. Ратификация данной Поправки Парламентом не приведет к ограничению суверенитета Республики Казахстан. Внимательно изучив текст Поправки и Соглашения на предмет противоречия национальным интересам, эксперты пришли к выводу, что ратификация Поправки не создаст угроз национальной безопасности Республики Казахстан. Поправка к Соглашению не затрагивает прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции и законах Республики Казахстан, поэтому не создает ограничений указанных прав и свобод. Без ущерба для вышесказанного в данном разделе и разделе 3 настоящего экспертного заключения нельзя не отметить следующее. Как следует из статьи 1 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, целью ЕБРР является содействие «переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам, многопартийной демократии, плюрализма- и рыночной экономики и проводящих их в жизнь». Таким образом, приверженность демократическим преобразованиям является важным условием для оказания активной финансовой и технической помощи. Несмотря на то что в некоторых странах Южного и Восточного Средиземноморья (Египет, Ливия) были свергнуты диктаторские режимы, им на смену пришли власти, политические и экономические программы которых далеки от целей Европейского банка реконструкции и развития. Учитывая данный аспект, нельзя с полной уверенностью сказать, что инвестиции и кредиты, вкладываемые ЕБРР в экономику указанных стран, не будут финансировать происламистски настроенные режимы (подробнее смотреть раздел Рекомендации по улучшению текста международного договора).
5. Оценка соответствия законодательства Республики Казахстан международному договору. Имплементация положений международного договора в национальное законодательство. Поправка не содержит противоречий национальному законодательству Республики Казахстан и не устанавливает иных правил, чем те, которые предусмотрены законодательством РК. Исходя из этого, имплементации положений Поправки в действующее законодательство РК не потребует.
Оценка юридического содержания оговорок к международному договору и необходимость их применения В тексте Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития не предусмотрено право государств-участников на оговорку (это можно отнести к недостатку текста данного Соглашения). Соответственно к Поправкам к Соглашению оговорок также не допускается.
Обоснование необходимости либо утверждения, либо присоединения, либо ратификации Казахстаном международного договора Согласно пункту 5 статьи 11 Закона РК «О международных договорах», ратификации подлежат международные договоры об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан. Принятые решения органов управления ЕБРР, согласно процедурам, регламентированным Соглашением, являются обязательными для всех его участников.
Вывод. Учитывая экономическое измерение региональной безопасности, деятельность ЕБРР в указанном регионе в перспективе может способствовать решению ряда проблем этих государств и стабилизации региональной безопасности. Однако здесь также важно учесть, что во всех странах рассматриваемого региона, к примеру, в Египте и Ливии, хотя и были свергнуты диктаторские режимы, им на смену пришли власти, политические и экономические программы которых на данном этапе не вполне соответствуют целям ЕБРР. В связи с этим уровень обоснованности и своевременности определен как средний. В то же время ратификация Поправки не создает ограничений суверенных прав Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина, а также не содержит угроз национальной безопасности Казахстана. Несмотря на тот факт, что ратификация данной Поправки напрямую не даст Республике Казахстан каких-либо существенных экономических и политических выгод, Поправка в целом имеет для Казахстана косвенную политическую значимость. В целом Поправка имеет определенные основания для ратификации Парламентом Республики Казахстан.
Заключение научной лингвистической экспертизы в части
1. Основание научной лингвистической экспертизы: Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки к Соглашению об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья» (далее - проект Закона), направленный Министерством финансов Республики Казахстан исходящим письмом № ДМФО-1/3288 от 24 февраля 2012 года. 2. Методические основания научного лингвистического исследования: При проведении научной лингвистической экспертизы были использованы такие общие научные методы как: обзор, синтез, логический анализ, сравнение и методы языкознания как лексико-семантический, грамматический, лингвостилистический анализ. 3. Результаты исследования: К проекту Закона замечаний нет. 4. Заключение: Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки к Соглашению об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья» может быть внесен на дальнейшее рассмотрение.
Эксперты:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |