|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 20 декабря 2012 года № 20/II-1691 4. Сравнительная таблица по проекту постановления Правительства РК 5. Заключение научной правовой экспертизы 6. Заключение научной лингвистической экспертизы 7. Закон РК от 22 марта 2013 года № 84-V
ЗАКОН О ратификации поправки в Соглашение об учреждении
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 20 декабря 2012 года № 1632
Ратифицировать поправку в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах - потенциальных получателях, одобренную постановлением Совета управляющих Европейского Банка Реконструкции и Развития от 30 сентября 2011 года № 138.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 20/II-1691 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах-потенциальных получателях»
Европейский Банк Реконструкции и Развития (далее - ЕБРР) является международной финансовой организацией, которая финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Вкладывая капитал, прежде всего, в те предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка, ЕБРР содействует развитию предпринимательства и переходу к открытой и демократической рыночной экономике. Республика Казахстан является членом ЕБРР в силу того, что присоединилась к Соглашению об учреждении ЕБРР в 1992 году. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О ратификации уставных документов некоторых международных организаций» в числе уставных документов международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, было ратифицировано Соглашение об учреждении ЕБРР (далее - Соглашение). ЕБРР учрежден на основе Международного договора в 1991 году и представляет собой международную организацию, в состав которой входят 65 участников (из них 63 страна-член, Европейское Сообщество и Европейский Инвестиционный Банк). В настоящее время страны Южного и Восточного Средиземноморья (Египет, Марокко, Тунис и Иордания) не входят в состав стран-получателей ЕБРР, и соответственно, деятельность ЕБРР в данных странах, как международной финансовой организации, специализирующейся на проблемах переходной экономики, сводится только к оказанию технической помощи. Правительства Египта и Марокко обратились в ЕБРР с просьбой рассмотреть возможность получения ими статуса стран-получателей ЕБРР. Недавно Тунис и Иордания стали членами ЕБРР с намерением впоследствии получать в ЕБРР статус стран-получателей. Вместе с тем, чтобы обеспечить ускоренное развертывание деятельности ЕБРР в вышеперечисленных странах, необходимо наделить ЕБРР правом проведения в отдельных расположенных в расширенном регионе странах-членах ЕБРР операций, финансируемых средствами из специальных фондов. Для этого в статью 18 Соглашения требуется внести соответствующие поправки. Данная поправка дает возможность ЕБРР использовать средства специальных фондов в странах потенциальных получателях, а именно в любой стране-члене ЕБРР, в которой он планирует задействовать свои регулярные ресурсы после выполнения этой страной необходимых условий для объявления ее страной-получателем, как это предусмотрено статьей 1 Соглашения. В связи с этим, постановлением Совета управляющих ЕБРР от 30 сентября 2011 года № 138 единогласно принято решение о санкционировании использования средств специальных фондов в странах-получателях и странах-потенциальных получателях, что требует внесения соответствующей поправки в Соглашение. Согласно статье 56 Соглашения указанная поправка должна быть принята всеми странами и организациями-членами ЕБРР, поскольку затрагивает цель и функции ЕБРР. Учитывая, что предполагается изменение положений Соглашения, требуется ратификация данной поправки. Реализация поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах-потенциальных получателях, не потребуют финансовых затрат из государственного бюджета. С учетом изложенного и в соответствии с подпунктами 2) и 9) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки в Соглашение об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах-потенциальных получателях».
Прогноз возможных экономических, социальных, правовых последствий
ЕБРР учрежден на основе Международного договора в 1991 году и представляет собой международную организацию, в состав которой входят 65 участников (из них 63 страна-член, Европейское Сообщество и Европейский Инвестиционный Банк). Членами Банка могут быть европейские и неевропейские страны - члены Международного валютного фонда (МВФ). Приоритеты деятельности ЕБРР включают в себя содействие отечественным и иностранным инвестициям, поддержку финансового сектора, МСБ и развития объектов государственной инфраструктуры путем предоставления правительственных займов, займов под государственные гарантии и без государственных гарантий. ЕБРР также активно работает в таких отраслях, как природные ресурсы, связь и агропромышленный комплекс. Республика Казахстан является членом ЕБРР в силу того, что присоединилась к Соглашению об учреждении ЕБРР в 1992 году. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О ратификации уставных документов некоторых международных организаций» в числе уставных документов международных организаций, членом которых является Республика Казахстан, было ратифицировано Соглашение об учреждении ЕБРР (далее - Соглашение). В настоящее время, страны Южного и Восточного Средиземноморья (Египет, Марокко, Тунис и Иордания) не входят в состав стран-получателей ЕБРР, и соответственно деятельность ЕБРР в данных странах, как международной финансовой организации, специализирующейся на проблемах переходной экономики, сводится только к оказанию технической помощи. Правительства Египта и Марокко обратились в ЕБРР с просьбой рассмотреть возможность получения ими статуса стран-получателей ЕБРР. Недавно Тунис и Иордания стали членами ЕБРР с намерением впоследствии получать в ЕБРР статус стран-получателей. Вместе с тем, чтобы обеспечить ускоренное развертывание деятельности ЕБРР в вышеперечисленных странах, необходимо наделить ЕБРР правом проведения в отдельных расположенных в расширенном регионе странах -членах ЕБРР операций, финансируемых средствами из специальных фондов. Для этого в статью 18 Соглашения требуется внести соответствующие поправки. Данная поправка дает возможность ЕБРР использовать средства специальных фондов в странах потенциальных получателях, а именно в любой стране - члене ЕБРР, в которой он планирует задействовать свои регулярные ресурсы после выполнения этой страной необходимых условий для объявления ее страной-получателем, как это предусмотрено статьей 1 Соглашения. В связи с чем, постановлением Совета управляющих ЕБРР от 30 сентября 2011 года № 138 единогласно принято решение о санкционировании использования средств специальных фондов в странах-получателях и странах-потенциальных получателях, что требует внесения соответствующей поправки в Соглашение. Согласно статье 56 Соглашения указанная поправка должна быть принята всеми странами и организациями-членами ЕБРР, поскольку затрагивает цель и функции ЕБРР. Реализация поправки в Соглашение об учреждении ЕБРР не потребуют финансовых затрат из государственного бюджета.
Сравнительная таблица
Товарищество с ограниченной ответственностью
Организация, проводившая научную экспертизу, - товарищество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Болашак». Организатор экспертизы - Министерство финансов Республики Казахстан. Наименование международного договора - проекта поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах -потенциальных получателях. Отрасли науки, затрагиваемые проектом международного Соглашения, - право международных организаций.
Документы, представленные для проведения научной экспертизы
Сроки проведения научной экспертизы
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
1. Оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре. В целях оценки качества, своевременности и обоснованности поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах - потенциальных получателях (далее - Поправки) изучен текст Поправки, а также само Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей его деятельность в странах Южного и Восточного Средиземноморья (далее - Соглашение), а также научные и аналитические работы по вопросам деятельности международных финансовых организаций, и, в частности, их влияния на геополитику в Средиземноморском и соседних регионах1. ____________________________ 1Лебедева П. К. Европейский банк реконструкции и развития: (Правовые вопросы деятельности): Дис. на соиск. уч. ст. к. ю. н. Санкт-Петербург, 2003; Дьякова Е. Е. Основные принципы и направления деятельности Европейского банка реконструкции и развития: диссертация... к. э. н.; Миронова И. В. Универсальные и региональные межгосударственные финансовые организации развития: сравнительный анализ функционирования: на примере Международного и Европейского банков реконструкции и развития: Дис.... к. ю. н. СПб., 2005; Трофимова О. Е. Эволюция средиземноморской политики Еврососюза; Бойко А. Влияние кризисных ситуаций в Южном Средиземноморье на европейскую безопасность. М., 2011 и др.
Учитывая определенное позитивное значение деятельности Европейского банка реконструкции и развития (далее - ЕБРР), сегодня важно расширить возможности для его деятельности в странах, которые пока не являются странами-получателями, но в силу выполнения требований статьи 1 Соглашения, а именно: стремление к переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы, приверженность принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь - могут получить возможность пользоваться ресурсами и услугами ЕБРР. Согласно действующей редакции Соглашения, таким государствам и предприятиям, находящимся на ее территории, ЕБРР оказывает «...по их просьбе, техническое содействие и другие виды содействия, направленные на финансирование ее частного сектора, на облегчение перехода государственных предприятий в частную собственность и под частный контроль, и на оказание помощи предприятиям, действующим в условиях конкурентной среды и переходящим к участию в экономике, ориентированной на рынок...(b). Общая сумма любого такого содействия не превышает общей суммы платежей наличными и простых векселей, выставленных такой страной по ее акциям (пункт 4 статьи 8 Соглашения). На основе же экспертируемой Поправки такие государства смогут получать финансирование из специальных фондов. Учитывая экономическое измерение региональной и глобальной безопасности, в целом это способствует стабилизации общественно-политической ситуации в ряде регионов, прежде всего странах Южного и Восточного Средиземноморья. Однако здесь важно учесть реальную общественно-политическую ситуацию в указанных государствах. Во всех этих странах, к примеру, в Египте и Ливии, хотя и были свергнуты диктаторские режимы, им на смену пришли власти, политические и экономические программы которых далеки от целей Европейского банка реконструкции и развития. Проведенный анализ Соглашения на предмет соответствия стратегическим программным документам показал, что одобрение экспертируемой Поправки может косвенно способствовать достижению следующих стратегических целей Казахстана. Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922), в рамках пятого ключевого направления «Укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений» в сфере международных отношений и внешней политики ставится цель - формирование благоприятного международного окружения, поддерживаются дружеские отношения равноправного сотрудничества со всеми государствами, а также становление Казахстана ключевым участником эффективной системы региональной безопасности и политико-экономического сотрудничества (раздел III. Ключевые направления развития Казахстана до 2020 года).
Уровень обоснованности и своевременности Соглашения - (2) средний.
Оценка правомерности заключения международного договора
Поправка к Соглашению не противоречит Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Поправка к Соглашению не противоречит ранее заключенным международным договорам Республики Казахстан. Поправка вносится Советом управляющих ЕБРР в соответствии со статьей 24, определяющей его полномочия, и статьей 56, регламентирующей процедуру внесения поправок. Поправка к Соглашению не содержит противоречий Закону Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах». Предложение о ратификации Поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах - потенциальных получателях, вносится Правительством на рассмотрение Мажилиса Республики Казахстан в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» и Законом Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах».
Общая оценка качества Исходя из того, что общее количество замечаний не превышает 30% от общего количества пунктов международного договора, оценка качества соответствует Сапа (4) - надлежащее качество.
Рекомендации по улучшению международного договора
2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами РК. Экспертируемая Поправка к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, санкционирующая использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах - потенциальных получателях, не затрагивает прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами РК. Ее фактическая реализация не приведет к ограничению или расширению указанных прав. 3. Определение возможной эффективности международного договора Поправка дает возможность ЕБРР использовать средства специальных фондов не только в стране-получателе, но и в стране - потенциальном получателе, а именно: в любой стране, в которой он планирует задействовать свои регулярные ресурсы при условии, что данная страна в состоянии выполнять требования, предъявляемые к стране-получателю. Требования определены в статье 1 Соглашения: приверженность принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проведение этих принципы в жизнь. Таким образом, Поправка направлена на достижение двух целей: во-первых, географическое расширение региона операционной деятельности ЕБРР за счет стран потенциальных получателей (страны Южного и Восточного Средиземноморья - Египет, Марокко, Тунис и Иордания), а во-вторых, дает возможность данным странам получить не только техническую помощь, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 8 Соглашения, но и реальную финансовую поддержку в виде средств специальных фондов. Республика Казахстан присоединилась к Соглашению об учреждении ЕБРР в 1992 году. В настоящий момент число проектов ЕБРР, действующих в Казахстане, с общей стоимостью около 9,9 миллиардов евро достигло 1452. ЕБРР оказывает серьезную финансовую помощь Республике Казахстан в поддержке и развитии корпоративного, финансового, энергетического и инфраструктурного секторов. Учитывая данный факт, Казахстан как полноправный член ЕБРР заинтересован в участии в процессах Банка, в том числе и в географическом расширении региона операций ЕБРР. ________________________ 2 URL: http://www.ebrd.com/russian/pages/country/kazakhstan.shtml
Необходимо отметить, что регион Южного и Восточного Средиземноморья характеризуется политической и экономической нестабильностью: в ряде стран региона прошли революции, предопределенные тяжелым социально-экономическим положением граждан (высокий уровень бедности, безработицы и т. д.), а также деспотичностью правящих режимов. В связи с этим нельзя не принять во внимание процессы глобализации, при которых ухудшение политической обстановки и экономического положения в регионе Южного и Восточного Средиземноморья может весьма негативно сказаться на безопасности в Европе и Азии. Казахстан как активный участник многих организаций, целью которых является поддержания региональной безопасности, косвенно заинтересован в стабилизации экономической и политической ситуации в указанном регионе, что может быть достигнуто в том числе и путем использования средств специальных фондов ЕБРР. Несмотря на тот факт, что ратификация данной Поправки напрямую не даст Республике Казахстан каких-либо существенных экономических и политических выгод, вышесказанное свидетельствует о том, что Поправка в целом имеет для Казахстана косвенную политическую значимость.
4. Выявление возможных отрицательных последствий заключения проекта международного договора. Порядок вступления Поправки к Соглашению в силу, согласно которой поправка должна быть принята членами ЕБРР путем проведения всех необходимых внутригосударственных процедур (принятие Поправки), свидетельствует о приверженности ЕБРР таким общепризнанным принципам международного права, как принцип суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. Учитывая сказанное, правовых последствий ратификации Поправки в виде отказа или ограничения суверенных прав Республики Казахстан не выявлено. Текст Поправки не содержит противоречий национальным интересам Казахстана, определяемым в статье 5 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV. Ратификация Поправки не создаст угроз национальной безопасности РК. Поправка к Соглашению не затрагивает и не создает ограничений прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции и законах Республики Казахстан. Без ущерба для вышесказанного в данном разделе и разделе 3 настоящего экспертного заключения необходимо обратить внимание на следующее: Как следует из статьи 1 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, целью ЕБРР является содействие «переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам, многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь». То есть на финансовую помощь могут претендовать только те страны, которые идут по пути серьезных демократических преобразований. Несмотря на то что в некоторых странах Южного и Восточного Средиземноморья (Египет, Ливия) были свергнуты диктаторские режимы, им на смену пришли власти, политические и экономические программы которых далеки от целей Европейского банка реконструкции и развития. Учитывая данный аспект, нельзя с полной уверенностью сказать, что средства специальных фондов ЕБРР, используемые в указанных странах, не будут финансировать происламистски настроенные диктаторские режимы.
5. Оценка соответствия законодательства Республики Казахстан международному договору. Имплементация положений международного договора в национальное законодательство. Поправка не содержит противоречий национальному законодательству Республики Казахстан и не устанавливает иных правил, чем те, которые предусмотрены законодательством РК. Исходя из этого, имплементации положений Поправки в действующее законодательство РК не потребует.
Оценка юридического содержания оговорок к международному договору и необходимость их применения В тексте Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития не предусмотрено право государств-участников на оговорку. Соответственно к поправке к Соглашению применение оговорок также не допускается.
Обоснование необходимости либо утверждения, либо присоединения, либо ратификации Казахстаном международного договора Согласно пункту 5 статьи 11 Закона РК «О международных договорах», ратификации подлежат международные договоры об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан. Принятые решения органов правления ЕБРР, согласно процедурам, регламентированным Соглашением, являются обязательными для всех его участников. Вывод. Поправка направлена на достижение двух целей: во-первых, географическое расширение региона операционной деятельности ЕБРР за, счет стран потенциальных получателей (страны Южного и Восточного Средиземноморья - Египет, Марокко, Тунис и Иордания), а во-вторых, дает возможность данным странам получить не только техническую помощь, но и реальную финансовую поддержку в виде средств специальных фондов. Однако здесь важно учесть реальную общественно-политическую ситуацию в указанных государствах. Во всех этих странах, к примеру, в Египте и Ливии, хотя и были свергнуты диктаторские режимы, им на смену пришли власти, политические и экономические программы которых далеки от целей Европейского банка реконструкции и развития. В связи с этим уровень обоснованности и своевременности определен как средний. В то же время ратификация Поправки не создает ограничений суверенных прав Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина, угроз национальной безопасности, а также не содержит противоречий национальным интересам Казахстана. Несмотря на тот факт, что ратификация данной Поправки напрямую не даст Республике Казахстан каких-либо существенных экономических и политических выгод, Поправка в целом имеет для Казахстана косвенную политическую значимость. В целом Поправка имеет определенные основания для ратификации Парламентом Республики Казахстан.
Заключение научной лингвистической экспертизы в части
1. Основание научной лингвистической экспертизы: Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации поправки к Соглашению об учреждении Европейского Банка Реконструкции и Развития, санкционирующей использование средств специальных фондов в странах-получателях и в странах-потенциальных получателях» (далее - проект Закона), направленный Министерством финансов Республики Казахстан исходящим письмом № ДМФО-1/3288 от 24 февраля 2012 года. 2. Методические основания научного лингвистического исследования: При проведении научной лингвистической экспертизы были использованы такие общие научные методы как: обзор, синтез, логический анализ, сравнение и методы языкознания как лексико-семантический, грамматический, лингвостилистический анализ.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |