|
|
|
Образование - наш путь в будущее
Омирова М.Е., юрист
Основные три составляющие жизни каждого человека - здоровье, образование, семья. Настоящую статья я хочу посвятить системе образования Республики Казахстан. Если народ образованный, то страна будет развиваться и процветать. Наш великий поэт Абай Кунанбаев в своих словах назиданиях пишет: «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д' Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? - Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истинный. Чтобы народ перестал быть толпой, нужны образованные люди, пекущиеся о народе, необходимо возникновение потребности в культуре и самообразовании. Все эти процессы потребуют целеустремленности, махом не перескочишь к высотам культуры...».[i] Надо признать, что система образования Республики Казахстан далеко не идеальна и именно этой области нужно посвятить значительное внимание, начиная с дошкольного воспитания и обучения и заканчивая послевузовским образованием. Не будем далеко ходить, возьмем обучение казахскому языку на всех уровнях образования. Согласно п. 2 ст. 9 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (далее - Закон РК «Об образовании») все организации образования, независимо от форм собственности, должны обеспечить знание обучающимися казахского языка как государственного, а также изучение русского языка и одного из иностранных языков в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. Обучающиеся с русским языком обучения учат казахский язык в школе, в университете, около 15 лет, но результаты, почему-то, плачевны и это касается не только казахского языка, но и других предметов (дисциплин). А языки в особенности, как казахский, так и иностранный нужны в будущем, поэтому обучающиеся вынуждены посещать дополнительные занятия сверх учебного времени, выделенного по учебному плану и программам на платной основе. Я думаю, получение знаний обучающимся на 50 % зависит от него самого (желания учиться и получать знания) и на 50 % зависит от педагога. О чем это говорит? - О том, что некоторые педагогические работники либо не умеют, либо не хотят обучать. Я не имею ввиду всех, т.к. есть и педагогические работники, которые душу вкладывают в свой предмет и обучение. В нашей стране очень много талантливых и одаренных студентов, но, к сожалению, лишь малая часть этих людей может развивать и использовать свои способности. Предположим, человек хорошо учился в школе, но не смог получить грант и обучается в высшем учебном заведении на платной основе. На сегодня минимальная сумма при очной форме обучения составляет около 350 000 тенге, престижные университеты гораздо дороже. «Не местным студентам, не имеющим жилой площади в городе, нужно еще будет платить 5 000 тенге в месяц за проживание в общежитии. Еще хорошо, если там найдется место. Если места не хватит - нужно будет снимать квартиру. Для экономии, студенты стараются снимать жилье вместе, по два-три человека, тем самым разделив финансовую нагрузку. Еще студентам придется тратиться на подорожавший проезд, либо проездные билеты. Питание в столовой составит в лучшем случае тысячу тенге в день. Если посчитать все финансовые траты за год, получится внушающая сумма. В среднем студенту понадобится в год около миллиона тенге».[ii] Не все родители могут себе позволить тратить на своего ребенка столько денег, поэтому некоторые студенты подрабатывают по вечерам и ночам, а на парах спят или вовсе переводятся на заочную форму обучения. Хочу продолжить слова назидания нашего поэта-просветителя Абая Кунанбаева: «…Человек должен как минимум освободиться от нужды в хлебе насущном, ибо только в виде исключения, редчайшего случая кто-то способен преодолеть все препятствия, замыкающие человека в рамки борьбы за существование. Главное в процессе обучения состоит в том, что оно должно принести ученику радость познания».[iii] Днем - учеба, вечером - работа - не всем приносит удовольствие и радость, а только отягощает жизнь. И какие же знания получают обучающиеся? На основании вышеизложенного возникает следующий вопрос, что надо сделать, чтобы педагоги обучали, а обучающиеся получали знания?
1. Стимулировать педагогических работников через повышение заработной платы. Средний уровень заработной платы казахстанского учителя на сегодня составляет примерно 60 000 - 65 000 тенге, я не говорю о заработной плате начинающих учителей. На что могут хватить эти деньги, тем более, если учитель арендует жилье? Многие преподаватели живут на кредитах. После всего этого, у него не то, что желания преподавать, но и приходить в учебное заведение отпадает. С повышением заработной платы не стоит оттягивать, а надо все делать здесь и сейчас, а то неизвестно, что будет через 6 месяцев, год? - Девальвация, инфляция. На сколько повысили заработную плату, на столько и упала валюта, повысились цены на продукты… Не стоит экономить на заработной плате педагогов, от них зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. В связи с этим, предлагаю внести изменения в следующие нормативно-правовые акты: - в Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий». В соответствии с Реестром должностей гражданских служащих по категориям, утвержденным Постановлением, оплата труда учителей всех специальностей (специалистов высшего уровня квалификации) производится по категории G-9. Коэффициенты для исчисления должностного оклада в зависимости от стажа работы по специальности утверждены приложением 2 к Постановлению. Строку G-9 Приложения 2 Коэффициенты для исчисления должностных окладов (ставок) гражданских служащих (за исключением квалифицированных рабочих) изложить в следующей редакции:
- в Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2004 года № 74 «Об утверждении размеров базового должностного оклада и поправочного коэффициента».
Пп. 1 п.1. изложить в следующей редакции: 1. Установить: 1) базовый должностной оклад в размере 20 000 тенге. 2. Сократить бумажную работу педагогов. У них очень много бумажной работы, которые они не успевают делать в течение рабочего дня, соответственно делают дома. Если у многих педагогов шестидневная рабочая неделя, то по воскресеньям они также работают: подготавливают отчеты, проверяют тетради, заполняют журналы, составляют планы, подготавливают дополнительную информацию к занятиям. Педагоги должны обучать, а не работать с бумагами. 3. Установить в классах и аудиториях всех учебных заведений веб-камеры, которые будут работать, а не просто стоять для «красоты». По этим камерам руководство учебного заведения может смотреть процесс обучения, давать комментарии и советы, как преподавателям, так и обучающимся. Если педагог не справляется со своей работой или обучающийся приходит ради того, чтобы «отметиться», то я думаю, таких людей держать не стоит. ¾ Дополнить ст. 28 Закона РК «Об образовании» организация учебно-воспитательного процесса п. 7-1: 7-1. В целях контроля за обучающимися и педагогическими работниками организации образования осуществляют видеонаблюдение за учебным процессом. 4. Во исполнение пп. 3 и пп. 6 п. 1 ст. 3 Закона РК «Об образовании», которая гласит, что основными принципами государственной политики в области образования являются: 3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица; 6) стимулирование образованности личности и развитие одаренности,- снизить оплату за обучение в учебных заведениях Республики Казахстан, чтобы в последующем обучающиеся смогли внести свой вклад в развитие нашего государства. Если все вышеизложенное наше государство реализует, я думаю, оно будет следовать и исполнять задачи системы образования, которыми, согласно ст. 11 Закона РК «Об образовании» являются: 1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; 2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности; 3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям; 4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям и т.д. Образование - наш путь в будущее.
[i] Интересная литература / Электронный ресурс: http://kaz-lit.kz/frazy/aforizm [ii] Образовательный портал Казахстана / Электронный ресурс: http://www.studentenu.kz/index.php?newsid=13 [iii] Сеть «Наследие» - Центральная Азия / Электронный ресурс: http://www.heritagenet.unesco.kz/kz/content/history/portret/abay.htm
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |