|
|
|
Актуальные аспекты и предложение эффективных механизмов для решения проблем нарушения прав потребителей
Жакупов А.А., юрист
Конституция является основным Законом РК, выражающей волю народа нашей страны. В ней говориться что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [1, с. 1]. На сегодняшний день одной из проблем нашего общества является нарушение прежде всего норм Конституции РК, а именно нарушение прав потребителей. За прошлый год права потребителей в Казахстане были нарушены более двухсот раз [2.]. Для решения данной проблемы мы хотели бы сделать ряд предложении способствующих снижению противоправных деянии в данной области: 1) увеличение суммы штрафов за нарушение прав потребителей. Подобного рода решение является действенной мерой, к тому же можно привести ряд пример по которым можно отчетливо увидеть результат. Как например в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект Федерального закона № 173930-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно данному документу, размер административного штрафа за нарушение прав потребителей по всем перечисленным выше составам составит: для должностных лиц от 7 000 до 10 000 рублей (33 250 - 47 500 тыс. тенге), для индивидуальных предпринимателей - от 50 000 до 70 000 рублей (237 500 - 332 500 тыс. тенге), для юридических лиц - от 100 000 до 300 000 тысяч рублей (475 000 - 332 500 тыс. тенге). По прошествию определенного времени в Гос Думе РФ был заслушен отчет в котором было сказано о значительном уменьшении правонарушении в данной области [3.]. На сегодняшний статья 159 КоАП РК предусматривает за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг - влекут штраф на физических лиц в размере до трех (5193 тыс. тенге), на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере от пяти до десяти (8655 - 17 310 тыс. тенге) месячных расчетных показателей. Тогда как эта сумма является мизерной и многие предпринематели попросту не исключают для себя совершения правонарушения. Хотелось бы заметить при повышенной сумме штрафа продавец (лицо оказывающее услугу) начнет задумываться прежде чем совершать подобного рода умышленное правонарушение. 2) увеличение количества и внедрение новых методов проверок, а именно можно привести столь простой пример контроля сферы обслуживания на законность. «Таинственный» или «Тайный покупатель» - это метод проведения исследования направленного на оценку потребительского сервиса и стимулюцию сотрудников. Данный метод позволяет диагностировать проблемы при обслуживании персонала, а также изучить неработки и особенности сферы обслуживания конкурентов. Проверка проводится с помощью специально обученных сотрудников - «Тайных покупателей», - которые выступают в роли потенциальных или реальных клиентов. С помощью подобного столь действенного примера можно добиться вполне действенных результатов. Предлагается дать специальные полномочия уже хорошо развитым ОО (общественным объединениям) как например «Казпотребнадзор». Результат подобного метода мы можем увидить если заглянуть в историю права СССР, где в качестве проверки применяли столь похожий метод при котором можно было видить результат на лицо [4, с. 8]. 3) создание специализированного Агентства можно считать что наиболее целесообразной мерой защиты прав потребителей со стороны государственных органов может быть наделение АЗК (Агентство по защите конкуренции) расширенным кругом полномочий. По убеждению ОО «Казпотребнадзор», это гораздо более целесообразно, чем создавать с нуля новый государственный орган и без необходимости раздувать аппарат правительства. Только на содержание и заработные платы руководства нового агентства ежегодно будут затрачиваться десятки миллионов тенге. Сегодня защитой прав потребителей в Казахстане де-факто занимаются только общественные организации, которые, безусловно, не имеют достаточной организационной базы для защиты всех 16 млн. потребителей Казахстана. Активная деятельность таких организаций в основном ведется только в Алматы, Астане и отдельных областных центрах. Защиту прав потребителей проживающих в сельской местности не в состоянии обеспечить ни одна из них. Такое предложение объясняется необходимостью усиления защиты прав потребителей не только при покупке товаров и частных услуг, но и при получении услуг со стороны госорганов. В этом контексте роль общественного объединения, защищающего права потребителей будет неоценима [5.]. 4) необходимо усилить информационную работу по повышению правовой грамотности населения в области защиты своих прав как потребителей, а для этого необходимо ввести госфинансирование обществ по защите прав потребителей. Как сказал руководитель АРЕМ (Агентства по регулированию естественных монополий) Мурат Оспанов, что принимаемых сегодня мер по защите прав потребителей недостаточно, и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при эффективном взаимодействии всех органов государственного контроля. В связи с этим также необходимо усилить информационную работу по повышению правовой грамотности населения в области защиты своих прав как потребителей, а также скоординировать работу различных госорганов в сфере защиты прав потребителей путем повышения финансового обеспечения. Мы намерены согласиться со мнением Мурата Оспанова при достаточном финансировании и работе организации которых на территории Казахстана насчитывается более 200. Будет вполне правильно отобрать из них лучшие для дальнейшей работы совместно в госорганами [6.]. Нежели с подобным мнением ОЮЛА «Лига потребителей Казахстана» по проекту закона о защите прав потребителей «Грамотный потребитель знающий свои права и обязанности знает и качество жизни, товаров и услуг. Он же формирует и спрос на рынке товаров и услуг. Для повышения потребительской грамотности населения необходимо внести норму, устанавливающий обязательное потребительское образование в школах и ВУЗах для ликвидации безграмотности потребителя»[9, с. 15]. Как было сказано выше мы можем наблюдать высокую тенденцию обращения граждан а также организации по защите прав потребителей с иском в суд. Мы бы в свою очередь хотели предложить медиацию как досудебное решение конфликтов в области защиты нарушенных прав. В плюсах медиации как альтернативной формы разрешения конфликтов с участием третьей, нейтральной стороны, - медиатора, никто не сомневается. Ведь она позволяет разгрузить судей, повысив качество рассмотрения споров, а кроме того, способствует гуманизации правового процесса, ориентируя не на поиск виновных, а на точки соприкосновения, которые помогли бы прийти к примирению. В настоящее время в Казахстане действует только одна организация с республиканским статусом - РОО «Единый Центр Медиации и Миротворчества «Медиация», которая имеет опыт подготовки медиаторов. В РОО «Единый Центр Медиации и Миротворчества «Медиация» прошли обучение более 200 человек - это руководители крупнейших компаний и предприятий, судьи, в том числе Верховного суда Казахстана, адвокаты, нотариусы, экономисты, юристы, психологи и т.д. Можно подумать и представить себе результаты что для сокращения обращении граждан с иском в суды потребуется увеличение количества специалистов, а именно медиаторов в области защиты прав потребтелей [7.]. В Астане как сообщила депутат Мажилиса парламента Светлана Романовская в ходе научно-практической конференции медиаторов: «До 2015 года будет внедрен предмет «Защита прав потребителей» в школах, вузах, ПТУ. Сейчас вот мы разработали учебник именно по защите прав потребителей. Там целая глава посвящена медиации как альтернативного способа рассмотрения спора. И мы начнем уже со школьной парты детей обучать медиации. И в вузах это тоже будет целая глава. Я думаю, специальным предметом если это будет, то это будут какие-то повышения квалификации, это хотя бы то, что мы можем сделать быстро, для того, чтобы все были проинформированы, чтобы люди знали и понимали, что такое медиация» [8.]. По нашему мнению это способствует частичному так сказать искоренению в будущем проблемы нарушения прав потребителей в РК. Защита прав потребителей является социально значимой функцией государства, целью которой является достижение баланса интересов потребителей и предпринимателей. Для обеспечения эффективных взаимоотношении между потребителями и лицами оказывающими услуги (изготовителями, исполнителями, продавцами) будет целесообразно внести определенные нормы, которые в свою очередь помогут достичь желаемого результата. 1. Цель проекта Авторы проекта ставят перед собой главной целью проекта: - частичное или полное решение проблем связанных с нарушением прав потребителей на территории области; - повышения уровня правовой грамотности населения; - оптимизация закона в данной сфере; - повышения уровня заинтересованности со стороны молодежи; 2. Задачи проекта Основные задачи исходящие от целей проекта: 1) Просветительская работа, путем усиления информационной работы (создание ликбеза на областном ТРК «Жетысу», систематическое написание статей в областную и городскую газеты). 2) Активная пропаганда среди молодежи (студентов) знание законов РК (планируется проведение областного дебатного турнира, круглых столов, открытых обсуждении, диалоговых площадок в средних и высших учебных заведениях города). 3) Активная работа совместно с НДП «Нур Отан» (проведение акции, месячников, и рейдов для поддержания законности). 4) Предложение новшеств в законы, совместно с Карагандинским Республиканским ОО по защите прав потребителей «Гарант» (детальное обсуждение основных приоритетных деталей для оптимизации закона РК в данной сфере) 3. Научная новизна и значимость проекта Настоящий проект является специальным комплексным исследованием специфики тенденции нарушения прав потребителей. Основной акцент был сделан прежде всего на опыт зарубежных стран, и обоснованные предложения и идеи как зарубежных так и местных общественных объединении. К примеру, в испанской технологии борьбы с данной тенденцией делается акцент на частые проверки и ревизии со стороны ОО Королевства Испании. Исходя из этого, предлагается доработать данный способ наделить, а именно подготовить предложение о наделении ОО дополнительными функциями. В данном случае планируется значительное снижение нарушении во всех сферах данной проблемы. Данный проект является бесспорно значимым на территории области и Республики. Научно-технической новизной мы можем назвать оригинальность поставленной задачи, метод ее решения, результаты в теории внедрения, социального опроса также дальнейшие показатели результата. Проект представляет собой работу по таким упущенным проблемам как отсутствие или очень слабой работой с данной тенденцией до сегодняшнего дня, отсутствие ликбезов или программ для искоренения правовой неграмотности (по не менее известному телеканалу Алматинской области как «Жетысу»), не говоря уже о простом исправлении случаев сохранения или подавления в себе недовольства по «оказанным» услугам с частичным нарушением прав в нашем обществе. Данная работа повлияет на социум с положительной стороны, с началом проекта ожидается значительное повышение как грамотности так и рост транспарентности граждан. Так же ожидается что данный проект целиком и полностью станет аналогом в данной сфере. Работа является продуктом научно-технического исследования которое проводилось ранее, занимавшее лидирующие места на городских и областных научно-практических конференциях. Ранее проделана огромная работа которая включает в себя: социальный опрос среди населения, статьи в областные газеты, интервью на телевидение и большое количество блогов в социальных сетях.
1. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.). Алматы: «ЮРИСТ», 2011 г. - Стр. 1. 2.\\http://agencyrating.kz/ - сайт исследовательского агенства. 3.\\http://rospotrebnadzor.ru/ - официальный сайт Федеральной Службы по Надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 4. Журнал «Защита прав потребителей РК» Спец выпуск № 8, 2012 г. Стр. - 8 5.\\http://nadzor.kz/ - официальный сайт ОО «Казпотребнадзор». 6.\\http://meta.kz/ - Казахстанский портал новостей. 7.\\ http://zakon.kz - информационный портал. 8. www.BNews.kz - сайт главных новостей Казахстана. 9. «Республиканская газета, «Казахстанская правда» № 119-120 (27393-27394) 05.04.2012.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |