|
|
|
Соглашение (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.12.2024 г.)
Ратифицировано Законом РК от 3 апреля 2013 года № 85-V Вступило в силу 23 мая 2013 года
См: Ответ Министра энергетики РК от 18 июля 2019 года на вопрос от 11 марта 2019 года № 539868 (dialog.egov.kz) «О статусе «Соглашения между Правительством РФ и Правительством РК о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в РК» (Москва, 9 декабря 2010 года)»
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем Сторонами, основываясь на Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Соглашении о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 9 декабря 2010 года, в целях урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан, согласились о нижеследующем:
Настоящее Соглашение определяет условия торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в области поставок нефти и нефтепродуктов. Сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в области поставок нефти и нефтепродуктов основывается на защите взаимных интересов и не должно наносить ущерба интересам каждого из государств Сторон.
Статья 2 изложена в редакции Протокола от 03.10.18 г. (см. стар. ред.) Статья 2
Для реализации настоящего Соглашения Стороны назначают компетентные органы: с Казахстанской Стороны - Министерство энергетики Республики Казахстан; с Российской Стороны - Министерство энергетики Российской Федерации. В случае изменения компетентных органов Стороны незамедлительно уведомляют об этом друг друга по дипломатическим каналам.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Протоколом от 24.12.13 г. (см. стар. ред.); Протоколом от 18.07.22 г. (вступил в силу 17 января 2024 г.) (см. стар. ред.); Протоколом от 27.11.24 г. (вступил в силу с 7 декабря 2024 г.) (см. стар. ред.) Статья 3
Стороны во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами не применяют вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие). Нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, вывозимые из Российской Федерации в Республику Казахстан (за исключением указанных товаров, вывозимых в качестве припасов), в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением вывоза нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом.
Компетентные органы Сторон ежегодно составляют баланс добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов на территориях государств Сторон, включая объемы поставок нефти из Российской Федерации и из Республики Казахстан в Республику Беларусь, а также объемы взаимных поставок нефти и нефтепродуктов между государствами Сторон (далее - индикативный баланс).
Стороны начиная с 1 января 2014 года создают условия для осуществления взаимных поставок нефти между хозяйствующими субъектами государств Сторон в эквивалентном объеме, которые осуществляются на основе договоров (контрактов) о поставках нефти между хозяйствующими субъектами государств Сторон. Объемы, направления, а также иные условия поставок нефти между Российской Федерацией и Республикой Казахстан ежегодно формируются и утверждаются компетентными органами Сторон протоколом к настоящему Соглашению и отражаются в индикативных балансах.
Статья 6 изложена в редакции Протокола от 19.09.12 г. (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Протоколом от 24.12.13 г. (см. стар. ред.) Статья 6
Стороны создают условия для поставки нефтепродуктов в Республику Казахстан по согласованной компетентными органами Сторон номенклатуре для удовлетворения внутренних потребностей Республики Казахстан в объеме согласно утвержденным индикативным балансам нефтепродуктов на территориях государств Сторон. Казахстанская Сторона за ввезенные в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно в Республику Казахстан нефтепродукты осуществляет встречную поставку нефти в Российскую Федерацию. Порядок встречной поставки нефти в Российскую Федерацию за ввезенные в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно в Республику Казахстан нефтепродукты устанавливается методикой встречной поставки нефти в Российскую Федерацию за ввезенные из Российской Федерации в Республику Казахстан нефтепродукты согласно приложению 1 к настоящему Соглашению. Встречная поставка нефти в Российскую Федерацию за нефтепродукты, поставленные начиная с 1 января 2014 г. в Республику Казахстан, не осуществляется.
Соглашение дополнено статьей 61 в соответствии с Протоколом от 24.12.13 г.; изложена в редакции Протокола от 03.10.18 г. (см. стар. ред.) Статья 61
1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды, а также обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств и защиты внутреннего рынка государств Сторон компетентные органы Сторон согласно законодательству государств Сторон определяют перечень нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к вывозу из Российской Федерации в Республику Казахстан, перечень нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к экспорту из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, путем заключения протокола между ними, который не подлежит ратификации для Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Указанные перечни утверждаются компетентными органами Сторон до составления индикативного баланса, предусмотренного статьей 4 настоящего Соглашения. Компетентные органы Сторон по необходимости могут вносить в них изменения в письменной форме. Казахстанская Сторона до 31 декабря 2014 года обеспечивает установление ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, запрещенные к экспорту с территории Республики Казахстан за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, не ниже ставок вывозных таможенных пошлин, установленных в Российской Федерации на указанные нефтепродукты. 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи запреты или ограничения применяются без ущерба для положений подпункта «г» пункта 8.2 статьи 8 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года. 3. Запрет экспорта нефтепродуктов из Республики Казахстан за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза не распространяется на нефтепродукты, экспортируемые в качестве гуманитарной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также на нефтепродукты, вывозимые из Республики Казахстан с целью проведения лабораторных исследований и испытаний. Компетентный орган Казахстанской Стороны информирует компетентный орган Российской Стороны об объеме и времени вывоза нефтепродуктов для этих целей за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза с указанием номенклатуры по факту осуществления поставок. 4. Указанные в пункте 1 настоящей статьи перечни согласовываются компетентным органом Казахстанской Стороны с уполномоченным органом в области регулирования внешнеторговой деятельности Республики Казахстан. 5. Указанные в пункте 1 настоящей статьи перечни согласовываются компетентным органом Российской Стороны с соответствующими органами власти Российской Федерации.
Статья 7 изложена в редакции Протокола от 19.09.12 г. (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Протоколом от 27.11.24 г. (вступил в силу с 7 декабря 2024 г.) (см. стар. ред.) Статья 7
Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.
Статья 8
В статью 8 внесены изменения в соответствии с Протоколом от 24.12.13 г. (см. стар. ред.); Протоколом от 29.05.14 г. (см. стар. ред.); Протоколом от 03.10.18 г. (см. стар. ред.); Протоколом от 27.11.24 г. (вступил в силу с 7 декабря 2024 г.) (см. стар. ред.) Настоящее Соглашение вступает в силу после получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Настоящее Соглашение действует до 1 января 2028 года, по окончании этого срока оно автоматически продлевается на пятилетние периоды до тех пор, пока одна из Сторон письменно не уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить его действие не менее чем за 6 месяцев до истечения первоначального срока действия или последующего очередного пятилетнего периода.
Совершено в городе Москве 9 декабря 2010 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Соглашение дополнено приложением в соответствии с Протоколом от 19.09.12 г. ПРИЛОЖЕНИЕ к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г.
МЕТОДИКА
1. Настоящая методика разработана в соответствии со статьей 6 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г. и определяет механизм компенсации потерь федерального бюджета Российской Федерации в отношении нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в Республику Казахстан. 2. Для целей настоящей методики используются следующие основные термины: «товар» - нефтепродукты, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины при вывозе из Российской Федерации за пределы Таможенного союза, которые включены в ежегодные индикативные балансы нефтепродуктов и при вывозе которых из российской Федерации в Республику Казахстан возникает обязательство компенсировать потери федерального бюджета Российской Федерации в натуральной форме за счет встречной поставки нефти из Республики Казахстан в Российскую Федерацию; «объем встречной поставки нефти» - объем поставки нефти из Республики Казахстан в Российскую Федерацию, рассчитанный в соответствии с положениями настоящей Методики за товары, поставленные из Российской Федерации в Республику Казахстан за отчетный квартал. 3. Компенсация потерь федерального бюджета Российской Федерации в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Казахстан, начиная с 1 января 2012 г. осуществляется посредством встречной поставки нефти из Республики Казахстан в Российскую Федерацию. Расчет величины потерь федерального бюджета Российской Федерации в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Казахстан, за отчетный период производится исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, действующих в Российской Федерации на день регистрации таможенным органом Российской Федерации таможенной декларации на вывозимые товары. Компетентный орган Российской Стороны информирует компетентный орган Казахстанской Стороны о принятии решения об установлении и (или) изменении ставок вывозных таможенных пошлин на товары и сроках вступления его в силу не позднее 10 дней с даты его принятия. Если в Российской Федерации ставки вывозных таможенных пошлин на товары установлены в долларах США, то исчисление вывозных таможенных пошлин для расчета величины потерь федерального бюджета Российской Федерации осуществляется в долларах США в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза. 4. Ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерство нефти и газа Республики Казахстан, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по статистике и акционерное общество «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» - с Казахстанской Стороны и Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство финансов Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» - с Российской Стороны проводят сверку сведений об объемах товаров, вывезенных из Российской Федерации в Республику Казахстан, и на основании указанных данных осуществляют расчет величины потерь федерального бюджета Российской Федерации. По результатам проведенной сверки Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерство нефти и газа Республики Казахстан, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по статистике и акционерное общество «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» - с Казахстанской Стороны и Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство финансов Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» и открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» - с Российской Стороны подписывают промежуточный акт сверки в произвольной форме в 2 экземплярах, используемый для предварительных расчетов объема встречной поставки нефти. Окончательные расчеты объема встречной поставки нефти и величины потерь федерального бюджета Российской Федерации в каждом из кварталов производятся на основе итогового акта сверки за отчетный год, содержащего информацию об объемах товаров, вывезенных из Российской Федерации в Республику Казахстан. Итоговый акт сверки за отчетный год подписывается Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерством нефти и газа Республики Казахстан, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по статистике и акционерном обществом «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы» - с Казахстанской Стороны и Министерством энергетики Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством финансов Российской Федерации, открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», открытым акционерным обществом «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» - с Российской Стороны и - до 1 марта года, следующего за отчетным, в 2 экземплярах в произвольной форме. В случае отказа какой-либо из перечисленных организаций подписать итоговый акт сверки Стороны принимают все возможные меры для урегулирования ситуации и достижения договоренности во внесудебном порядке. Исходя из данных подписанного промежуточного и (или) итогового актов сверки осуществляется расчет объема встречной поставки нефти по следующей формуле:
* Объем встречной поставки нефти может быть уточнен на основе итогового акта сверки.
5. На основании расчета объема встречной поставки нефти из Республики Казахстан, проведенного согласно настоящей методике, компетентные органы Сторон доводят информацию об объеме встречной поставки нефти в текущем квартале до сведения компании-оператора с Казахстанской Стороны (акционерного общества «КазМунайГаз - переработка и маркетинг или иной организации, назначенной Казахстанской Стороной) и российских организаций, осуществляющих поставку нефти из Российской Федерации в Республику Казахстан, о распределении данного объема встречной поставки нефти среди российских организаций, осуществляющих поставку из Российской Федерации в Республику Казахстан в отчетном квартале, которые в течение 10 дней после предоставления указанной информации заключают договоры на поставку нефти из Республики Казахстан в Российскую Федерацию в соответствующем объеме. Распределение объема встречной поставки нефти между российскими организациями, осуществлявшими поставку нефти из Российской Федерации в Республику Казахстан в отчетном квартале, производится Министерством энергетики Российской Федерации пропорционально поставленным объемам нефти из Российской Федерации в Республику Казахстан в отчетном квартале. Российским организациям, заключившим вышеуказанные договора на поставку нефти, в квартале, следующем за текущим, предоставляется доступ к услугам по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на указанный объем нефти, сверх объемов транспортировки нефти, указанных в графике транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации, утверждаемом в установленном порядке Министерством энергетики Российской Федерации ежеквартально с учетом требований законодательства Российской Федерации в области естественных монополий, в соответствующем объеме. При определении цены встречной поставки нефти российскими организациями применяется такой же порядок ценообразования как при поставке нефти данными организациями из Российской Федерации в Республику Казахстан. Прочие существенные условия договоров определяются хозяйствующими субъектами государств Сторон в ходе двусторонних переговоров. 6. Министерство нефти и газа Республики Казахстан ежегодно утверждает перечень недропользователей, осуществляющих поставку нефти компании-оператору с Казахстанской Стороны. 7. Ежеквартально, в течение 5 рабочих дней со дня определения объема нефти, подлежащего встречным поставкам, Министерство нефти и газа Республики Казахстан утверждает объем для каждого недропользователя, подлежащий поставке компании-оператору с Казахстанской Стороны в рамках настоящей методики. 8. При встречной поставке нефти: компания-оператор и недропользователи с Казахстанской Стороны не уплачивают рентный налог на экспорт с утвержденного объема нефти, поставляемого в соответствии с настоящей методикой; недропользователи Республики Казахстан уплачивают налог на добычу полезных ископаемых на нефть с применением понижающего коэффициента 0,5, как при реализации и (или) передаче сырой нефти на внутренний рынок Республики Казахстан на объем нефти реализуемых в соответствии с настоящей методикой; цена передаваемых в соответствии с настоящей методикой товара и нефти не подлежит регулированию законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. Данные условия, распространяются на встречные поставки нефти компанией-оператором и (или) недропользователями с Казахстанской Стороны до полного исполнения обязательств настоящими организациями по встречным поставкам нефти. 9. Казахстанская Сторона вправе отказаться от поставок товаров, сверх объемов, утвержденных индикативным балансом нефтепродуктов, известив об указанном решении Российскую Сторону. Поставка товара в рамках Соглашения и настоящей методики осуществляется железнодорожным транспортом. Контроль и мониторинг поставок товара осуществляются Министерством нефти и газа Республики Казахстан, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по статистике и акционерным обществом «Национальная Компания «Казахстан Темир Жолы» на основании графиков поставок товаров, утвержденных Министерством нефти и газа Республики Казахстан и согласованных с Министерством транспорта и Коммуникаций Республики Казахстан, на основании годового индикативного баланса нефтепродуктов. Железнодорожная администрация Республики Казахстан в лице акционерного общества «Национальная компания «Казахстан Темир ЖОЛЫ», по поручению соответствующих правительственных органов Республики Казахстан вправе вводить ограничения объемов поставок товара на станции назначения Республики Казахстан.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Исключено в соответствии с Протоколом от 03.10.18 г. (см. стар. ред.) ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Исключено в соответствии с Протоколом от 03.10.18 г. (см. стар. ред.)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |