|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Национальный доклад о состоянии судейских кадров в Республике Казахстан
НҰР-СҰЛТАН 2019
«Нужно обеспечить качественное развитие и обновление кадров судебной системы, создать стимулы, чтобы судьями стремились стать лучшие юристы» Н.А. Назарбаев
Послание народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» 5 октября 2018 года
ГЛАВА 1. Состояние судебного корпуса и существующие тенденции 1.1. Судебный корпус районных и приравненных к ним судов 1.2. Судебный корпус областных и приравненных к ним судов 3.1. Стажировка кандидатов в судьи 3.2. Обучение в Академии правосудия и повышение квалификации действующих судей ГЛАВА 4. Отбор и карьерное продвижение судей 4.1. Квалификационный экзамен на должность судьи 4.3. Карьерное продвижение судей и состояние кадрового резерва на судейские должности ГЛАВА 5. Профессиональная оценка судей ГЛАВА 6. Ответственность судей ГЛАВА 7. Освобождение судей от должности ГЛАВА 8. Международное сотрудничество
Справедливая и авторитетная судебная власть является неотъемлемым атрибутом современного правового государства. Президент Республики Казахстан - Елбасы Н.А. Назарбаев, как основатель современного Казахстана, стоящий у истоков государственности, с первых дней независимости нашей страны уделяет особое внимание вопросам судебной системы. Благодаря этому, и в результате инициированных Главой государства системных реформ, направленных на обеспечение верховенства закона, улучшается качество отправления правосудия, растет степень удовлетворенности правосудием и работой судов, что непосредственно отражается на позициях Казахстана в соответствующих международных рейтингах. В частности, по показателю независимости судебной системы Глобального индекса конкурентоспособности (140 стран) Казахстан в 2018 году поднялся на 6 позиций - с 79 на 73 место. В Индексе верховенства права (113 стран) Казахстан по итогам 2018 года поднялся на 9 позиций с 73 на 64 место. Судебная система, являясь ветвью государственной власти, оказывает непосредственное влияние на уровень доверия общества к государственной власти. От эффективности работы судов зависят законность и правопорядок в стране, авторитет государственной власти в целом, инвестиционная и имиджевая привлекательность страны. Учитывая эти важные обстоятельства, вопросам судебной системы, в том числе отбора судей, посвящен ряд программных и стратегических документов страны, а формирование сильной и заслуживающей доверия судебной власти является одним из приоритетов государственной политики. Так, Планом Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», в том числе предусмотрено ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Задачи по обеспечению верховенства закона и правосудия, приведения ее в соответствие с международными стандартами, предусмотрены Стратегическим планом развития Казахстана до 2025 года. При этом на качество правосудия наибольшее влияние оказывают такие системные факторы, как: • профессионализм и добросовестность судей; • уровень социальных и правовых гарантий, обеспечивающих независимость судей; • порядок отправления правосудия и процессуальная нагрузка на судей; • транспарентность и доступность судебной системы. Главная роль в функционировании эффективной и справедливой судебной системы принадлежит судьям, которые должны обладать высокими профессиональными и морально-нравственными качествами. В этой связи основной задачей настоящего Национального доклада является комплексное информирование Главы государства и казахстанской общественности о состоянии судебного корпуса страны, об имеющихся в этой сфере проблемах и путях их решения, перспективах совершенствования системы отбора и продвижения судей и деятельности Высшего Судебного Совета. Правовой основой первого Национального доклада является статья 3 Закона «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».
ГЛАВА 1
На начало 2019 года штатная численность всего судебного корпуса страны составляет 2 684 судьи, фактическая - 2 442 судьи. Юридически вакантными в настоящее время являются должности 242 судей. Рассмотрение дел в судах производится в трех судебных инстанциях (первая, апелляционная и кассационная), вследствие чего судебный корпус также состоит в трех следующих уровнях судов: 1) районных и приравненных к ним судах (2 161 судья); 2) областных и приравненных к ним судах (458 судей); 3) Верховном Суде (65 судей). В разрезе регионов количество судей выглядит следующим образом: • Карагандинская область - 280 судей; • город Алматы - 272 судьи; • Восточно-Казахстанская область - 250 судей; • город Нур-Султан - 189 судей; • Костанайская область - 179 судей; • Алматинская область - 174 судей; • Павлодарская область - 166 судей; • Актюбинская область - 128 судей; • Акмолинская область - 123 судьи; • Жамбылская область - 122 судьи; • Северо-Казахстанская область - 116 судей; • Туркестанская область - 114 судей; • Западно-Казахстанская область - 111 судей; • город Шымкент - 97 судей; • Атырауская область - 89 судей; • Кызылординская область - 84 судьи; • Мангистауская область - 83 судьи; • Система военных судов - 42 судьи. Таким образом, наибольшее количество судей - в крупных регионах, как правило, с высокой плотностью населения и, соответственно, с большой судебной нагрузкой. Это означает, что численность судей в регионах, в целом, определяется с учетом нагрузки судей, численности населения и других имеющих значение для правосудия факторов. При этом численность судей между регионами и между судами внутри регионов не является статичной, а варьируется с учетом вышеуказанных факторов. Перераспределение штатных единиц судей между судами или регионами осуществляет Верховный Суд по согласованию с Высшим Судебным Советом, который осуществляет экспертную оценку необходимости и целесообразности таких передвижек. Вышеприведенные данные также свидетельствуют, что ядро судебной системы страны составляют районные суды. Именно они в основном взаимодействуют с гражданами и организациями и определяют современный облик судебной системы. Прежде всего, на основе результатов их работы формируется мнение общественности о судах, качестве правосудия и судебной власти в целом. В этой связи, основной приоритет в работе ВСС направлен на формирование высокопрофессионального судебного корпуса именно районного звена. Судей же областных судов, имеющих более высокую квалификацию, больший опыт судейской работы и рассматривающих более сложные категории дел, значительно меньше. Хотя именно они оказывают решающее влияние на профессиональное становление и гражданскую позицию судей районных судов. Лучшие судейские кадры страны сосредоточены в Верховном Суде, который ставит окончательную точку в судебных спорах и формирует единую судебную практику. Быть судьей Верховного Суда - это вершина карьеры для любого судьи.
ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ СУДЕЙ МЕСТНЫХ СУДОВ В РАЗРЕЗЕ ОБЛАСТЕЙ
1.1. Судебный корпус районных и приравненных к ним судов По состоянию на 1 января 2019 года, в Казахстане действуют 376 районных и приравненных к ним судов, в число которых входят: 27 административных судов, 18 межрайонных судов по уголовным делам (в том числе военный суд по уголовным делам), 17 межрайонных экономических судов, 10 военных судов гарнизонов, 20 межрайонных судов по делам несовершеннолетних, 17 следственных судов, а также 267 районных судов. Штатная численность судей районных и приравненных к ним судов составляет 2 161 единицу (в 2017 году - 2 143 единицы). В 2018 году численность районных судей выросла на 18 единиц, что обусловлено преобразованием Южно-Казахстанской области в Туркестанскую, а также приданием Шымкенту статуса города республиканского значения. Из общего числа районных судей 376 (17,4%) являются председателями таких судов и 1 785 (82,6%) - судьями. Фактическая численность районных и специализированных судей составляет 1 947 лиц (в 2017 году - 1 986). Из общего числа судей районных и приравненных к ним судов 215 являются судьями экономических судов, 63 - судов по уголовным делам, 135 - административных судов, 46 - следственных судов, 51 - ювенальных судов, 411 - судов гражданской юрисдикции, 159 - судов уголовной юрисдикции, 867 - судов общей юрисдикции. Вакантных судейских должностей - 214 единиц (из них должностей судей районных и приравненных к ним судов - 185, председателей таких судов - 29), 152 из которых объявлены в конкурс (из них на занятие должностей судей районных и приравненных к ним судов - 125, председателей таких судов - 27). На конец 2017 года вакантных должностей судей было 157 единиц (из них должностей судей районных и приравненных к ним судов - 133, председателей таких судов - 24). Что касается численности, то наибольшее число районных судей - в Карагандинской области (232 или 10,7% от штатной численности), городе Алматы (215 или 10%), Восточно-Казахстанской области (208 или 9,6%). Наименьшее число судей работают в Мангистауской (69 или 3,2%), Кызылординской (70 или 3,2%) областях.
ЧИСЛЕННОСТЬ СУДЕЙ РАЙОННЫХ СУДОВ
В гендерном разрезе из общего числа районных судей 988 (50,7%) являются мужчинами, 959 - женщинами (49,3%). В 2017 году количество мужчин составляло 1 048 (52,8%), женщин - 938 (47,2%). Таким образом, в целом можно констатировать устойчивое гендерное равенство в судебном корпусе районного звена.
ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ СУДЕЙ РАЙОННЫХ СУДОВ
Возрастной состав судей районных судов Казахстана выглядит следующим образом: от 30 до 40 лет - 739 судей (38%), в 2017 году - 832 судьи (41,9%); от 41 до 50 лет - 793 судьи (40,7%), в 2017 году - 756 судей (38,1%); старше 50 лет - 415 судей (21,8%), в 2017 году - 398 судей (20%). Таким образом, возраст большинства судей районных судов составляет от 41 до 50 лет (в 2017 году - от 31 до 40 лет). По состоянию на 31 декабря 2018 года, в районных судах работают 8 судей (в 2017 году - 1 судья), достигших пенсионного возраста, из них полномочия 8 судьям были продлены до достижения предельного возраста.
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ СУДЕЙ РАЙОННЫХ СУДОВ
Средний возраст председателей районных судов составляет 47 лет, при среднем судейском стаже 14 лет (в 2017 году средний возраст - 45 лет, при среднем стаже 13 лет). Средний возраст районных судей составляет 43 года, при среднем судейском стаже 8 лет (в 2017 году средний возраст - 41 год, при среднем судейском стаже 7 лет). Таким образом, средний возраст и средний судейский стаж судебного корпуса районного звена по сравнению с 2017 годом несколько вырос в 2018 году.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И СТАЖ СУДЕЙ И ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ РАЙОННЫХ СУДОВ
Из общего числа районных судей стаж судейской работы менее одного года имеют 29 судей (1,5%), в 2017 году - 114 судей (5,7%); • от 1 до 5 лет - 825 (42,4%), в 2017 году - 830 (41,8%); • от 6 до 10 лет - 330 (17%), в 2017 году - 347 (17,4%); • от 11 до 15 лет - 394 (20,2%), в 2017 году - 420 (21,2%); • от 16 до 20 лет - 197 (10,1%), в 2017 году - 128 (6,4%); • свыше 20 лет - 172 (8,8%), в 2017 году - 147 (7,4%). Анализ свидетельствует, что большинство районных судей, как и в 2017 году, имеют стаж судейской работы от 2-х до 5-ти лет. Это связано с увеличением в 2014 году общего числа районных судей на 450 единиц, вследствие чего имел место разовый приток в судебный корпус большого числа молодых специалистов.
СТАЖ СУДЕЙСКОЙ РАБОТЫ СУДЕЙ РАЙОННЫХ СУДОВ
Большинство районных судей по национальности казахи - 1 842 человека (94,6%), затем русские - 60 (3,1%), украинцы - 14 (0,7%), татары - 10 (0,5%), корейцы - 3 (0,2%), узбеки - 4 (0,2%), иные национальности (уйгуры, чеченцы, азербайджанцы, белорусы, немцы и другие) - 14 (0,7%).
Образовательный уровень районных судей Ученые степени, ученые звания имеют 26 районных судей (в 2017 году - 32), из них: • доктор юридических наук - 1; • доктор Phd - 3; • кандидат юридических наук - 19; • кандидат филологических наук - 2; • кандидат экономических наук - 1. Из общего числа районных судей 258 (13,3%) являются выпускниками Академии правосудия. Кроме того, иное послевузовское (магистерское) образование по специальности «юриспруденция» имеют 77 судей, специальности «экономика» - 11. Из общего числа судей высшее образование за рубежом по специальностям «юриспруденция», «экономика» и «финансы» получили 48 судей (2,5%), в том числе прошедшие обучение по стипендии «Болашак» - 10. Курсы повышения квалификации за рубежом прошли 11 судей. Из общего числа районных судей 21 судья (в 2017 году - 27) обучаются в магистратуре по специальности «юриспруденция». Дополнительное (второе) высшее образование имеют 229 судей (в 2017 году - 222). Свободно владеют иностранными языками 79 судей (4,1%), из них 69 - английским языком. 146 районных судей имеют государственные награды, из них орден «Курмет» - 1. Кроме того, юбилейными медалями награждены 145 судей. Ведомственные награды имеют 66 судей, из них медали «Мінсіз қызметі үшін» - 29, «Сот жүйесінің ардагері» - 6, нагрудный знак «Сот жүйесінің үздігі» - 31 судья. Почетным знаком Союза судей «Үш би» награждены 27 судей.
1.2. Судебный корпус областных и приравненных к ним судов По состоянию на 1 января 2019 года в Казахстане действуют 18 областных и приравненных к ним судов. Штатная численность судей областных и приравненных к ним судов составляет 458 единиц (в 2017 году - 456). Из общего числа судей областных судов 18 (4%) являются председателями этих судов, 36 (8%) - председателями коллегий областных судов и 404 (88%) - судьями таких судов. Фактическая численность судей областных судов составляет 436 лиц (в 2017 году - 438). Из общего числа судей областных судов 296 являются судьями гражданских коллегий (в том числе, им подсудны административные дела), 122 - судьями уголовных коллегий областных судов. Количество вакантных судейских должностей в областных судах составляет 22 единицы (из них 1 должность председателя коллегии облсуда, 21 - судей областных судов), 21 из которых объявлены в конкурс (из них на занятие должностей судей областных судов - 21). На конец 2017 года число вакантных судейских должностей составляло 18 единиц (все должности судей облсудов). Наибольшее число судей областных судов работает в Карагандинском облсуде (48 или 10,5% от штатной численности), суде городе Алматы (57 или 12,5%), Восточно-Казахстанском областном суде (42 или 9,2%). Наименьшее число судей областных судов работает в Мангистауском (14 или 3,1%), Кызылординском (14 или 3,1%) областных судах.
ЧИСЛЕННОСТЬ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ
В гендерном разрезе из общего числа судей областных судов 237 (54,4%) являются мужчинами, 199 (45,6%) - женщинами. В 2017 году количество мужчин составляло 237 (54,1%), женщин - 201 (45,9%).
ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ
Возрастной состав судей областных судов выглядит следующим образом: • от 31 до 40 лет - 13 судей (3%), в 2017 году - 40 судей (9,1%); • от 41 до 50 лет - 151 судья (34,6%), в 2017 году - 152 судьи (34,7%); • старше 50 лет - 272 судьи (62,4%), в 2017 году - 246 судей (56,2%). Таким образом, возраст большинства судей областных судов, как и в 2017 году, превышает 50 лет. По состоянию на 31 декабря 2018 года, в областных судах работают 6 судей (в 2017 году - 5), достигших пенсионного возраста, из них полномочия 5 судьям продлены до достижения предельного возраста (в 2017 году - 4).
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ
Средний возраст судей областных судов составляет 50 лет, при среднем судейском стаже 20 лет (в 2017 году - 48 лет, при среднем судейском стаже 19 лет). Таким образом, средний возраст и стаж судейской работы судей областных судов, в сравнении с 2017 годом, в 2018 году возрос.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И СТАЖ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ
В настоящее время судьи областных судов имеют следующий стаж судейской работы: • от 6 до 10 лет - 11 (2,5%), в 2017 году - 32 (7,3%); • от 11 до 15 лет - 95 (21,8%), в 2017 году - 109 (24,9%); • от 16 до 20 лет - 116 (26,6%), в 2017 году - 113 (25,8%); • свыше 20 лет - 214 (49,1%), в 2017 году - 184 (42%). Анализ показывает, что большинство судей областных судов, как и прежде, имеют стаж судейской работы свыше 20 лет.
СТАЖ СУДЕЙСКОЙ РАБОТЫ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ
Большинство судей областных судов по национальности казахи - 390 человек (89,4%), затем русские - 23 (5,3%), украинцы - 2 (0,5%), татары - 5 (1,2%), корейцы - 3 (0,7%), узбеки - 1 (0,2%), иные национальности (уйгуры, чеченцы, азербайджанцы, белорусы, немцы и другие) - 12 (2,7%).
Образовательный уровень областных судей Ученые степени, ученые звания имеют 23 судьи областных судов (в 2017 году - 23), из них: 1) доктор юридических наук - 2; 2) кандидат юридических наук - 19; 3) кандидат экономических наук - 2. Из общего числа областных судей 5 (1,2%) являются выпускниками Академии правосудия. Кроме того, иное послевузовское (магистерское) образование по специальности «юриспруденция» имеют 9 судей, по специальности «экономика» - 3 судьи. Из общего числа судей областных судов высшее образование за рубежом по специальностям «юриспруденция», «экономика» и «финансы» получили 30 судей (6,9%), в том числе прошедшие обучение по стипендии «Болашак» - 3. Курсы повышения квалификации прошли за рубежом 4 судьи. Из общего числа судей областных судов 2 судей (в 2017 году - 5) обучаются в магистратуре по специальности «юриспруденция». Дополнительное (второе) высшее образование имеют 32 судьи (в 2017 году - 30). Свободно владеют иностранными языками 11 судей (2,5%), из них 8 - английским языком. 13 судей областных судов имеют государственные награды, из них орден «Құрмет» - 5, медаль «Ерен еңбегі үшін» - 8 судей. Кроме того, юбилейными медалями награждены 254 судьи. Ведомственные награды имеют 259 судей, из них медали «Мінсіз қызметі үшін» - 163, «Сот жүйесінің ардагері» - 10, нагрудный знак «Сот жүйесінің үздігі» - 57 судей, звание «Құрметті судья» присвоено 3 судьям. Почетным знаком Союза судей «Үш би» награждены 137 судей.
По состоянию на 1 января 2019 года, штатная численность судей Верховного Суда составляет 65 единиц (в 2017 году - также 65), вакантными являются 6 должностей судей Верховного Суда. До 201 6 года штатная численность судей Верховного Суда составляла 33 единицы. Затем, в связи с наделением Верховного Суда полномочиями кассационной инстанции и увеличением объема рассматриваемых им дел, штатная численность судей Верховного Суда была увеличена почти вдвое, до 65 единиц. При этом на дополнительные вакантные должности судьи ВС были доизбраны из числа наиболее опытных и квалифицированных судей областных судов. Из общего числа судей Верховного Суда в настоящее время 33 являются судьями гражданской коллегии, 18 - уголовной, 7 - специализированной (рассматривают административные дела и инвестиционные споры) коллегии ВС.
ЧИСЛЕННОСТЬ СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА
В гендерном разрезе из общего числа судей 32 (54,2%) являются мужчинами, 27 (45,8%) - женщинами. В 2017 году количество мужчин составляло 38 (58,5%), женщин - 27 (41,5%).
ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА
Возрастной состав судейского корпуса выглядит следующим образом: • от 41 до 50 лет - 14 судей (23,7%), в 2017 году - 16 судей (24,6%); • старше 50 лет - 45 судей (76,3%), в 2017 году - 49 судей (75,4%); • всего женщин в возрасте от 55 до 62 лет - 4 (6,8%), в 2017 году - 3 (4,6%); • всего мужчин в возрасте от 60 до 64 лет - 8 (13,6%), в 2017 году - 9 (13,9%). Таким образом, возраст большинства судей Верховного Суда превышает 50 лет. По состоянию на 31 декабря 2018 года в Верховном Суде работает 1 судья, достигший пенсионного возраста, полномочия которого продлены до предельного возраста (в 2017 году - 5).
ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА
Средний возраст судей Верховного Суда составляет 52 года, средний стаж работы по юридической специальности - 30 лет, средний судейский стаж - 21 год (в 2017 году - 53 года, 32 и 22 года соответственно).
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И СТАЖ СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА
Из общего числа судей Верховного Суда стаж судейской работы: • 1) до 2-х лет имеет только один судья - это действующий Председатель Верховного Суда; • 2) от 10 до 15 лет - 3 (5,1%), в 2017 году - 4 (6,2%); • 3) от 15 до 18 лет - 7 (11,9%), в 2017 году - 6 (9,2%); • 4) от 18 до 20 лет - 2 (3,4%), в 2017 году - 11 (16,9%); • 5) свыше 20 лет - 46 (77,9%), в 2017 году - 43 (66,2%). Анализ свидетельствует, что большинство судей Верховного Суда, как и в 2017 году, имеют стаж судейской работы свыше 20 лет.
СТАЖ СУДЕЙСКОЙ РАБОТЫ СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА
Большинство судей Верховного Суда по национальности казахи - 49 (83%), затем русские - 6 (10,2%), далее татары - 2 (3,4%), поляки - 1 (1,7%), украинцы - 1 (1,7%).
Образовательный уровень судей Верховного Суда Ученые степени, научные звания имеют 10 судей Верховного Суда (в 2017 году - 11), из них: • доктор юридических наук - 1; • кандидат юридических наук - 9. Свободно владеют иностранными языками (английским) 2 судей (3,4%). Среди судей Верховного Суда 17 человек награждены государственными наградами, из них орденом «Даңқ» II степени - 2, орденом «Құрмет» - 12, медалью «Ерен еңбегі үшін» - 3. Судьи Верховного Суда также награждены 143 юбилейными медалями. Кроме того, ведомственной медалью «Мінсіз қызметі үшін» награждены - 47, нагрудным знаком «Сот жүйесінің үздігі» - 8 судей, звание «Құрметті судья» присвоено 8 судьям. Почетным знаком Союза судей «Үш би» награждены 42 судьи.
ГЛАВА 2
Высший Судебный Совет является конституционным органом, главным предназначением которого является обеспечение реализации конституционных полномочий Главы государства по формированию судов, обеспечению гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Становление и развитие ВСС как государственного института состоит из нескольких последовательных этапов, которые напрямую связаны с логикой и этапами конституционного, государственного строительства в Казахстане. Первый этап (1995-2007 годы). ВСС обладал статусом консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Вначале Совет непродолжительное время возглавлялся непосредственно Главой государства, а после внесения изменений в Конституцию - с 1998 года возглавлялся Председателем Совета и состоял из руководителей Конституционного Совета, Верховного Суда, Генерального Прокурора, Министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, назначаемых Президентом Республики. При этом к компетенции Совета относились вопросы: 1) обеспечения гарантий независимости судей; 2) конкурсного отбора судей областных судов, а также рассмотрение внесенных Председателем Верховного Суда кандидатур на должности председателей и председателей коллегий областных судов, судей и председателей коллегий Верховного Суда, и внесение по итогам рассмотрения соответствующих рекомендаций Главе государства; 3) освобождения от должностей председателей, председателей коллегий и судей областных судов и Верховного Суда. Второй этап (2007-2014 годы). ВСС обрел статус учреждения без образования юридического лица, состоящего из председателя и других лиц, назначаемых Главой государства. В этот период полномочия Совета заметно расширились, поскольку к его компетенции после упразднения Квалификационной коллегии юстиции были переданы вопросы: 1) конкурсного отбора судей районных судов, а также рассмотрения внесенных Председателем Верховного Суда кандидатов на должности председателей районных судов и внесение соответствующих рекомендаций Главе государства; 2) освобождения судей и председателей районных судов; 3) организации приема квалификационного экзамена для кандидатов в судьи; 4) дачи согласия на продление сроков пребывания в должности судей, достигших пенсионного или предельного возраста. Третий этап (2015-2017 годы). В рамках реализации реформ, предусмотренных Планом Нации, Совет был преобразован в автономное государственное учреждение со статусом юридического лица. ВСС, кроме имевшихся, получил следующие дополнительные полномочия: • по конкурсному отбору председателей районных судов; • по утверждению результатов оценки работы судьи по итогам одного года; • по рассмотрению жалоб судей на решения комиссий Судебного жюри (орган, рассматривающий вопросы дисциплинарной ответственности судей и осуществляющий профессиональную оценку судей). Наряду с этим, законодательно претерпел изменения состав ВСС, который ровно наполовину стал состоять из судей. Кроме того, в состав ВСС вошли по должности Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, руководитель Агентства по делам госслужбы, председатели соответствующих комитетов Мажилиса и Сената Парламента, а для обеспечения участия юридической общественности - представитель адвокатского сообщества и ученый-правовед. Четвертый этап (с 2018 года и по настоящее время) в соответствии с Планом Нации и Стратегическим планом развития Казахстана до 2025 года работа по институциональному укреплению ВСС и модернизации системы отбора судей целенаправленно продолжается. В течение 2018 года работа по трансформации системы отбора судей проводилась поэтапно по двум направлениям. Первое - обеспечение наиболее полной реализации потенциала Плана Нации в рамках действующего правового поля. Второе - дальнейшее системное реформирование, основанное, прежде всего, на коррекции законодательных основ формирования и функционирования судебной системы. Работа в рамках первого этапа была осуществлена в течение 2018 года. Она проводилась в значительной мере за счет организационных усилий в рамках действующего функционала Высшего Судебного Совета. Дальнейшая работа в этом направлении была сопряжена с коррекцией действующих законов, в связи с чем, в реализацию установок Главы государства Советом был разработан и реализован комплекс дополнительных системных мер, в том числе, нормативно-правового характера по совершенствованию деятельности самого Совета и всей системы отбора судей. В результате проделанной работы, к полномочиям Совета в текущем году полностью отнесены вопросы: 1) формирования кадрового резерва на судейские должности; 2) дисциплинарной ответственности судей; 3) проведения конкурсного отбора председателей коллегий областных судов. Кроме того, изменился состав Совета в части представительства судейского сообщества, из которого были исключены судьи в отставке. И в настоящее время, не менее половины состава ВСС составляют действующие судьи. В целях обеспечения необходимой преемственности в работе Совета и сохранения интеллектуальной памяти введен ротационный порядок замены половины избранных членов Совета через каждые полтора года. Укрепляется аппарат Совета, совершенствуется его структура. В настоящее время Советом принимаются необходимые меры по качественному и своевременному освоению нового функционала. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с судейским сообществом.
3.1. Стажировка кандидатов в судьи Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законом «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» установлены базовые требования для кандидатов в судьи. Так, судьей может стать гражданин Казахстана: 1) достигший 30 лет; 2) имеющий высшее юридическое образование и высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию; 3) имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; 4) прошедший все необходимые этапы подготовки судей. Законами предусмотрено два канала подготовки будущих судей. Первый - годичная стажировка в судах. Второй - двухгодичное обучение в магистратуре Академии правосудия при Верховном Суде. При условии успешного прохождения стажировки, либо успешного обучения в Академии правосудия, кандидаты вправе участвовать в конкурсах на замещение судейских должностей, объявляемых Советом. Прохождение кандидатами стажировки в судах проводится с целью: 1) изучения специфики работы в судах и приобретения необходимых практических знаний и навыков для отправления правосудия; 2) оценки деловых, профессиональных и моральных качеств стажеров-кандидатов и определения их перспективности как судей. С 2016 года прохождение стажировки осуществляется на постоянной основе, с отрывом от основного места работы. При этом стажеру выплачивается заработная плата в размере 70% от оклада судьи районного суда со стажем работы до 1 года. Общий срок стажировки составляет сейчас один год, из них одиннадцать месяцев в районном суде, и один месяц - в областном суде. Итоги стажировки утверждаются на пленарном заседании областного суда и действительны 4 года. В 2018 году стажировку в судах успешно прошли 50 человек (в 2017 году - 95, а в 2016 году - 79). На начало 2019 года на стадии прохождения стажировки было 26 человек (начали стажировку в 2018 году, с ее завершением в 2019 году). При этом из 50 человек большинство проходили стажировку в Восточно-Казахстанской (9), Алматинской (8) и Туркестанской (7) областях, то есть наиболее крупных регионах страны с большой штатной численностью местных судов.
При этом, как показала практика, 50% стажеров являются работниками судебной системы. Анализ состояния дел в сфере стажировки показывает, что ужесточение требований к стажерам и введение стажировки с отрывом от основного места работы, в целом, ведет к повышению ее качества, и в то же время - к уменьшению числа стажеров. Так, в 2015 году (стажировка еще проводилась без отрыва от основной работы), успешно прошел стажировку 201 кандидат, в то время как в 2018 году - 50 человек. Для актуализации стажировки и увеличения пула стажеров в текущем году планируется ввести дифференцированные сроки стажировки, которые будут устанавливаться с учетом профессионального опыта стажера и его юридического стажа. Это позволит сократить сроки стажировки для опытных практикующих юристов и обеспечить их больший приток в судебную систему. Анализ практики прохождения стажировки также показывает необходимость дальнейшего повышения качества стажировки в судах. С этой целью Верховным Судом при участии ВСС вырабатываются необходимые меры, в том числе, привлечение потенциала Академии правосудия к обучению стажеров и оценке итогов стажировки.
3.2. Обучение в Академии правосудия и повышение квалификации действующих судей Обучение в Академии правосудия является важным каналом подготовки судей. Лица, прошедшие обучение в Академии правосудия, освобождаются от сдачи экзамена в Квалификационной комиссии при Совете и от прохождения стажировки в судах. В ходе обучения магистранты проходят как теоретическую подготовку, так и практическую стажировку в судах (27,5 недель). Срок обучения в Академии правосудия составляет 2 года, а срок действия результатов учебы - 4 года. В 2018 году в Академии правосудия проходил обучение 121 магистрант, из них 60 человек - 1-й курс, 56 человек - 2-й курс. Всего в 2018 году Академию правосудия окончили 62 человека (в 2017 году - 53, в 2016 году - 57). Вместе с тем, как показывает практика, весьма актуальной является задача наиболее полной реализации Академией правосудия своего потенциала, поскольку в настоящее время далеко не все ее выпускники становятся в последующем судьями. Для решения этой проблемы на лиц, поступающих в Академию правосудия, возлагается обязанность по участию в конкурсе на должность судьи по окончании обучения. Такая норма, вкупе с мерами по модернизации самой Академии правосудия, позволит минимизировать случаи, когда магистранты по окончании обучения не изъявляют желания работать судьей. Кроме того, в соответствии с обновленным законодательством, для выпускников Академии правосудия предусмотрена возможность назначения на государственные должности в аппараты судов во внеконкурсном порядке. Это позволит задействовать в интересах судебной системы потенциал магистрантов, на обучение которых были потрачены государственные средства. С точки зрения перспектив стоит системная задача определения модели дальнейшего развития Академии правосудия как основного канала подготовки и повышения квалификации судейских кадров. Стоит отметить, что Академией правосудия в настоящее время принимаются меры, направленные на: 1) повышение качества обучения; 2) придание максимально практикоориентированного характера процессу обучения. Так, в Академии правосудия действует НИИ проблем правосудия и инновационных проектов, функционирует проектный офис. Силами этих подразделений обеспечиваются научно-исследовательские работы по отдельным, актуальным проблемам функционирования системы правосудия. Повышение квалификации судей является одним из системных условий, влияющих на профессиональный уровень судей и фактором, содействующим повышению качества отправления правосудия. Повышение квалификации осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности судьи и проводится не ранее одного раза в три года. Повышение квалификации судей осуществляется сейчас с использованием следующих механизмов: 1) курсы повышения квалификации в рамках Академии правосудия при Верховном Суде; 2) повышение квалификации в рамках учебных центров, в том числе, посредством проведения: - образовательных мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов, тренингов и др.); - организации работы по наставничеству и реализации программ судейского менторства. В 2018 году Академией правосудия проведено в общей сложности 14 учебных курсов для районных судей, специализирующихся на рассмотрении гражданских или уголовных дел, судей специализированных судов (уголовных, следственных, административных, экономических, ювенальных), председателей районных судов, а также судей областных судов, затрагивающие вопросы применения норм материального и процессуального права при рассмотрении различных категорий дел. Всего в 2018 году обучение прошло 495 судей, в том числе, 57 председателей и 438 судей. Учебными центрами в прошлом году было проведено более 1 300 обучающих мероприятий (семинары, круглые столы, тренинги) с участием судей и представителей заинтересованных государственных органов по вопросам, связанным с практикой применения норм материального и процессуального права. Кроме того, во всех областных судах утверждены составы наставников (менторов) по региону, из числа наиболее опытных судей районных и областных судов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Состояние судебного корпуса и существующие тенденции1.1. Судебный корпус районных и приравненных к ним судов1.2. Судебный корпус областных и приравненных к ним судов1.3. Судьи Верховного СудаГЛАВА 2. Высший Судебный Совет как институциональная основа системы отбора и продвижения судей и этапы его развитияГЛАВА 3. Подготовка судей3.1. Стажировка кандидатов в судьи3.2. Обучение в Академии правосудия и повышение квалификации действующих судейГЛАВА 4. Отбор и карьерное продвижение судей4.1. Квалификационный экзамен на должность судьи4.2. Конкурсный отбор судей4.3. Карьерное продвижение судей и состояние кадрового резерва на судейские должностиГЛАВА 5. Профессиональная оценка судейГЛАВА 6. Ответственность судейГЛАВА 7. Освобождение судей от должностиГЛАВА 8. Международное сотрудничествоЗАКЛЮЧЕНИЕ |