Закон Республики Казахстан от 3 ноября 1994 года № 213-XIII
Об индивидуальном жилищном строительстве
Данная редакция действовала до внесения изменений от 14 июля 1997 года
Цель настоящего Закона - создание правовой базы регулирования взаимоотношений между государством, местными исполнительными органами и гражданами Республики Казахстан, выступающими застройщиками (собственниками) индивидуальных жилых домов, для реализации конституционного права на жилище.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Индивидуальный жилой дом - дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями.
Индивидуальное жилищное строительство - постройка индивидуальных жилых домов гражданами, которым выделены земельные участки, их собственными силами, подрядным или другим, не запрещенным законодательством способом.
Территория индивидуальной жилой застройки - часть территории населенного пункта (район, квартал, улица), используемая для индивидуального жилищного строительства, в комплексе с объектами культурно-бытового обслуживания граждан, а также инженерной и транспортной инфраструктурой.
Усадебный участок - земельный участок, выделенный гражданину для размещения индивидуального жилого дома и ведения хозяйства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Недвижимость на усадебном участке - принадлежащие гражданину на праве собственности возводимые жилые и другие строения, включая инженерную инфраструктуру (в том числе незаконченные строительством), зеленые насаждения и иное имущество, неотделимое от земельного участка.
Статья 2. Право граждан на получение земельных участков и строительство индивидуальных жилых домов
Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на территории республики, независимо от места его постоянного проживания, с учетом ограничений, указанных в части 4 статьи 4 настоящего Закона.
Наличие у гражданина дома или квартиры на праве собственности, либо квартиры в домах государственного и общественного жилищного фонда, которой он пользуется по договору найма или аренды, дачного или садового земельного участка не является основанием для отказа в выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Гражданам, владеющим на праве собственности домостроениями на дачных и садовых участках, предоставляется право переоформить эту недвижимость как индивидуальные жилые дома, при условии их соответствия нормативам для жилых зданий и застройки, а также изменении целевого назначения земельного участка.
Статья 3. Характер и размеры жилого дома
Застройщик вправе построить жилой дом по любому проекту, не нарушающему установленные строительные и другие обязательные нормы и правила и согласованному с архитектурно-градостроительной службой местного исполнительного органа.
Размеры жилого дома и других строений, расположенных на выделенном усадебном участке, определяются индивидуальным застройщиком самостоятельно, при условии, что их внешние габариты (в том числе высота) обеспечивают установленные обязательные нормативные, санитарные, противопожарные и технические разрывы между этими строениями, а также строениями смежных землепользователей.
Статья 4. Порядок предоставления земельных участков для строительства индивидуального жилого дома
Предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов регулируется земельным и другим законодательством Республики Казахстан.
Количество земельных участков, резервируемых для выделения под индивидуальное жилищное строительство, а также очередность их освоения в населенном пункте определяются на основе соответствующей градостроительной документации и регулируются местными исполнительными органами, исходя из наличия земельных ресурсов и интересов комплексного социально-экономического развития территории.
Размеры предоставляемых земельных участков устанавливаются представительными органами власти.
В густонаселенных местах, с ограниченным наличием свободных земель, количество земельных участков для выделения иногородним индивидуальным застройщикам определяется местными исполнительными органами. Перечень таких мест определяется Кабинетом Министров Республики Казахстан по представлению местных исполнительных органов.
Для получения земельного участка индивидуальный застройщик подает заявление в соответствующий местный исполнительный орган, обладающий правом предоставления земельных участков. Перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению, утверждается Правительством Республики Казахстан.
При принятии заявления запрещается требовать от гражданина документы и сведения, не предусмотренные утвержденным перечнем.
За сокрытие информации о наличии земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, ее искажение, необоснованный отказ в выделении земельных участков должностные лица исполнительных органов несут административную и иную ответственность, устанавливаемую законодательством Республики Казахстан.
Статья 5. Гласность предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства
Каждый гражданин вправе получить от местных исполнительных органов информацию о наличии земельных участков в данном населенном пункте (местности), предназначенных для индивидуального жилищного строительства, их размерах, а также об установленных ставках земельного налога за использование выделяемой территории и других платежах.
Указанная информация вывешивается для всеобщего обозрения в виде карт (схем) территории, предназначенной для индивидуальной жилой застройки с оценочными показателями или публикуется в виде обзорных бюллетеней.
Статья 6. Право собственности на недвижимость, находящуюся на усадебном участке
Собственник индивидуального жилого дома и другой недвижимости, находящейся на усадебном участке, в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеет право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Право собственности на недвижимость, находящуюся на усадебном участке, может принадлежать только владельцу этого участка.
При отчуждении индивидуального жилого дома (в том числе недостроенного) вместе с другой недвижимостью к приобретателю переходит право пользования или пожизненного наследуемого владения усадебным участком с сохранением его целевого назначения.
Право собственности застройщика на индивидуальный жилой дом возникает с момента завершения его строительства и подтверждается свидетельством установленного образца.
До завершения строительства индивидуального жилого дома - к построенной его части применяются правила о праве собственности на недвижимое имущество и на материалы, из которых это имущество создается.
Собственник вправе провести перестройку, перепланировку или переоборудование дома и другой недвижимости на усадебном участке, не нарушая при этом строительные и иные обязательные нормы и правила. Реконструкция, связанная с перестройкой, перепланировкой и переоборудованием строений осуществляется по проекту, согласованному с архитектурно-градостроительной службой местного исполнительного органа в части соблюдения строительных норм и правил.
Статья 7. Изъятие усадебного участка
Изъятие усадебного участка допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Условия изъятия усадебного участка и формы компенсации, предоставляемой собственнику дома, который подлежит сносу в связи с изъятием участка, определяются Земельным и Жилищным кодексами Республики Казахстан.
При этом, если индивидуальный жилой дом, подлежащий сносу, принадлежит нескольким собственникам на праве общей долевой собственности, каждый из них имеет право на получение во владение отдельного земельного участка для возведения собственного дома и (или) на получение иной компенсации, предусмотренной законодательством.
Условия компенсации другого ущерба, вызванного изъятием участка, в том числе стоимости находящихся на участке нежилых строений и сооружений различного назначения, инженерного обустройства участка и зеленых насаждений, определяются по рыночным ценам и оформляются договором между собственником индивидуального жилого дома и новым землепользователем. В таком же порядке возмещаются доходы, не полученные собственником дома в связи с изъятием усадебного участка.
После принятия соответствующим местным исполнительным органом решения об изъятии земельного участка собственник не вправе производить отчуждение находящегося на этом земельном участке дома и других строений, кроме отчуждения или продажи новому землепользователю, которому отведен земельный участок.
Статья 8. Права и обязанности местных исполнительных органов, предприятий и организаций при индивидуальном жилищном строительстве
Местные исполнительные органы в соответствии с правилами застройки индивидуального жилищного строительства организуют и обеспечивают:
предоставление в установленном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территориях, определенных в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
строительство и эксплуатацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на территории индивидуальной жилой застройки;
контроль за деятельностью местных служб, осуществляющих в установленные правилами застройки сроки подготовку материалов по выделению земельных участков, согласованию проектов, выдачу технических условий, выделение кредита для строительства, торговлю строительными материалами, изделиями, конструкциями и предметами домоустройства, оказание услуг при строительстве, а также за соблюдением норм, защищающих интересы индивидуальных застройщиков и предусмотренных настоящим Законом, другими нормативными актами Республики Казахстан;
информирование граждан о правилах строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, других строений и использования земельных участков.
Предприятия и организации всех форм собственности могут на договорных условиях оказывать своим работникам, ведущим строительство индивидуальных жилых домов, финансовую, материальную и иную поддержку в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых законодательными актами Республики Казахстан.
Раздел II. НАЛОГОВАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Статья 9. Финансирование индивидуального жилищного строительства
Индивидуальное жилищное строительство финансируется за счет собственных средств застройщика, а также может осуществляться за счет кредитов банков, финансовой помощи предприятий и организаций, средств республиканского и местного бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Государственные кредиты гражданам при строительстве индивидуальных жилых домов
Кредиты на строительство индивидуальных жилых домов предоставляются гражданам на условиях, обеспечивающих их возврат.
Условия предоставления кредита за счет государства устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Потери кредитора, образующиеся при предоставлении кредитных льгот гражданам на индивидуальное жилищное строительство, компенсируются кредитору за счет источников, определенных органом, установившим соответствующую льготу.
Порядок возмещения потерь кредитора определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 11. Финансирование строительства и эксплуатации объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур индивидуальной жилой застройки
Финансирование строительства и эксплуатации объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, предназначенных для обслуживания территории индивидуальной жилой застройки, а также затраты на развитие источников инженерного обеспечения производятся за счет средств республиканского и местного бюджетов, предприятий, организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Привлечение средств индивидуальных застройщиков осуществляется только на добровольной основе.
Размеры затрат определяются с учетом строительства объектов культурно-бытового обслуживания населения не ниже минимальных норм для данной местности и пропорционально количеству индивидуальных и иных застройщиков.
Создание дополнительных элементов социальной и инженерной инфрастуктур (по сравнению с нормативными) и осуществление более высоких стандартов обслуживания жителей могут финансироваться за счет средств групп населения и отдельных граждан.
Инженерное обустройство территорий в пределах усадебного участка, домостроения и других построек, а также эксплуатация, ремонт и реконструкция (модернизация) этих объектов осуществляется за счет средств застройщиков.
Раздел III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И
ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ
Статья 12. Ответственность за качество проекта
Строительство индивидуального жилого дома осуществляется по проекту. В проекте отражаются конструктивные и планировочные решения, отвечающие условиям безопасного проживания не ниже минимальных государственных нормативов и стандартов для жилых зданий.
Ответственность за качество проекта для строительства индивидуального жилого дома, в том числе разработанного самим застройщиком, возлагается на разработчика проекта и согласующую организацию в части, ею согласованной.
Статья 13. Ответственность за качество строительства
Ответственность за качество строительства индивидуального жилого дома несут исполнители строительных работ.
Статья 14. Ответственность за эксплуатацию индивидуального жилого дома и использование усадебного участка
Ответственность за эксплуатацию жилого дома, других построек и сооружений и затраты на эти цели, а также капитальный ремонт и необходимые меры по инженерной защите территории в пределах усадебного участка (там, где это требуется) несет собственник индивидуального жилого дома. На собственника возлагается также обеспечение использования усадебного участка по целевому назначению, с соблюдением санитарно-экологических норм.
Статья 15. Ответственность за самовольное строительство индивидуальных жилых домов и хозпостроек
Лицо, самовольно начавшее строительство жилого дома и хозпостроек или построившее их, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Приемка в эксплуатацию индивидуальных жилых домов
Вновь построенные индивидуальные жилые дома, независимо от способа осуществления строительства, после выполнения всех строительно-монтажных работ и благоустройства отведенного земельного участка принимаются в эксплуатацию приемочной комиссией, назначаемой местными исполнительными органами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Члены приемочной комиссии несут ответственность за приемку в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, не соответствующих строительным нормам и правилам, согласно законодательству Республики Казахстан.
Акт приемочной комиссии служит основанием для выдачи застройщику свидетельства о праве собственности на индивидуальный жилой дом.
Приемка работ после реконструкции, связанной с перестройкой, перепланировкой и переоборудованием индивидуального жилого дома произодится в порядке, устанавливаемом местными исполнительными органами.
Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Порядок разрешения споров
Споры, возникающие между участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, разрешаются в судебном порядке.
Статья 18. Применение Закона к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранные граждане, а также иностранные граждане, получившие вид на жительство и прибывающие в Республику Казахстан как на историческую Родину, в осуществлении индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов пользуются такими же правами и несут такие же обязанности, что и граждане Республики Казахстан, если иное не определено действующим законодательством Республики Казахстан.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, при осуществлении индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Казахстан.
Статья 19. Международные договоры
Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила чем те, что содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Президент | |
Республики Казахстан | Н.НАЗАРБАЕВ |