|
|
|
Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 13 февраля 1991 Утратил силу в соответствии с постановлением ВС РК "О введении в действие Гражданского Кодекса Республики Казахстна (общая часть)" от 27 декабря 1994г., № 269-XII АРХИВНЫЙ ОРИГИНАЛ Настоящий Закон действует на территории Казахской ССР и определяет общие правовые, экономические и социальные основы организации и деятельности предприятия в условиях рынка при многообразии форм собственности. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятия, определяет его права, обязанности и ответственность в осуществлении хозяйственно-коммерческой деятельности, регулирует отношения предприятия с физическими, юридическими лицами и органами государства, действует в сочетании с другими Законами Казахской ССР. Статья 1. Предприятие и цель его деятельности 1. Предприятием является самостоятельный субъект с правами юридического лица, осуществляющий хозяйственно-коммерческую деятельности на основании своего Устава и в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством в Казахской ССР. 2. Цели деятельности предприятия определяются его собственником. Статья 2. Собственник предприятия 1. Собственником предприятия в Казахской ССР может быть любой субъект, предусмотренный Законом о собственности в Казахской ССР. 2. Собственник осуществляет владение, пользование и распоряжение предприятием, его имуществом, производимой продукцией (товарами, услугами) и полученным доходом. Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полномочий, переданных ему собственником. Государственное предприятие осуществляет свою деятельность на основе права полного хозяйственного ведения. Осуществляя право полного хозяйственного ведения своим имуществом, производимой продукцией (товарами, услугами) и полученным доходом, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанными ценностями в пределах полномочий собственника и по своему усмотрению совершает в отношении их любые действия, не противоречащие данному закону. Собственник или лица, уполномоченные собственником, в соответствии с законодательством и уставом предприятия, решающего вопросы создания предприятия и определения целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью вверенного предприятию имущества. Деятельность государственных предприятий, взятых в аренду, определяется договором аренды. 3. Собственник может участвовать или не участвовать в деятельности предприятия. Для осуществления действий от своего лица собственник предприятия вправе уполномачивать своих представителей (как физических, так и юридических лиц). На территории Казахской ССР могут действовать предприятия различных видов собственности и деятельности, включая малые предприятия: 1. Предприятие, основанное на собственности граждан Казахской ССР - частное. Частное предприятие базируется на частной собственности отдельного физического лица или группы лиц, имеющих право осуществлять найм рабочей силы в целях извлечения доходов от своей собственности. 2. Предприятия, основанные на коллективной собственности - коллективное предприятие, кооперативное, предприятия в форме акционерного общества, общественной организации, предприятие религиозной организации. Коллективное предприятие образуется в случае перехода всего имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива, выкупа арендованного имущества или приобретения имущества иными предусмотренными законом способами. Кооперативное предприятие основывается на денежных имущественных взносах физических лиц (на паевой основе) и предполагает их совместную трудовую деятельность. Предприятие, созданное в форме акционерного общества, функционирует на основе собственности акционеров на акции и вложения средств в развитие частного, коллективного или государственного предприятия. Предприятие общественной организации создается за счет средств этой организации и действует для обеспечения ее деятельности. Предприятие религиозной организации создается за счет собственных средств этой организации, пожертвований граждан, предприятий и организаций; функционирует для обеспечения культовой деятельности, социальных и благотворительных мероприятий. 3. Предприятия, основанные на государственной собственности Казахской ССР - государственное республиканское предприятие, государственное предприятие местных Советов народных депутатов. Предприятие коммунальной собственности образуется для решения задач по удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории. 4. Предприятия, основанные на собственности Союза ССР, других государств, международных организаций, иностранных юридических и физических лиц. Создание, функционирование в ликвидация таких предприятий определяется настоящим Законом, а также специальными договорами и соглашениями. 5. Предприятие совместное создается на основе объединения имущества его учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан. 6. В Казахской ССР могут действовать и другие виды предприятий, создание которых не противоречит настоящему Закону. Пункт второй статьи 4 дополнен абзацами в соответствии с Законом РК от 23.12.1992 г. № 1818-XII Статья 4. Виды деятельности предприятий 1. Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены Законом и отвечают уставу предприятия. 2. Без разрешения (лицензии) запрещается: - осуществлять геолого-разведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов; - реконструировать, реставрировать памятники культуры и истории; - заниматься изготовлением и реализацией лечебных препаратов; - заниматься выращиванием и реализацией культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества; - осуществлять коммерческо-предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным, морским, воздушным, автомобильным и речным транспортом; - заниматься изготовлением, поверкой, ремонтом, продажей и прокатом средств измерений. 3. Только государственным специализированным предприятиям может быть выдано разрешение (лицензия) на: - изготовление и реализацию наркотических и ядовитых веществ; - изготовление государственных ценных бумаг, денежных знаков и монет; - изготовление оружия и взрывчатых веществ; - занятие лечением больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, в том числе заразными кожно-венерическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах. 4. Порядок выдачи лицензий устанавливается Кабинетом Министров Казахской ССР. РАЗДЕЛ II. СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 5. Учредители предприятия 1. Учредителями предприятия могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, и другие юридические и физические лица. Предприятие учреждается одним или несколькими учредителями. 2. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. 3. Предприятие имеет право создавать дочерние предприятия с правом юридического лица, а также филиалы представительства, отделения и другие обособленные подразделения. Статья 6. Объединения предприятий 1. Коллективные и частные предприятия могут объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения с согласия или по решению своих собственников. 2. Государственные предприятия могут объединяться в такие союзы только на добровольных началах. Создание указанных структур производится с учетом антимонопольных требований, установленных соответствующими законодательными актами Казахской ССР. Объединение действует на основе устава, утверждаемого его учредителями. Предприятия, входящие в состав указанных организационных структур, сохраняют самостоятельность, права юридического лица, и на них распространяется действие настоящего Закона. 3. Самостоятельные структурные единицы с законченным технологическим циклом государственных объединений по своей инициативе могут получить статус государственного предприятия. 4. Регистрация объединения производится в порядке установленном настоящим Законом для предприятия. Объединение является юридическим лицом, имеет самостоятельный и сводный балансы, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием. 5. Объединение не отвечает по обязательствам входящих в его состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором. 6. Входящие в объединение предприятия вправе выйти из его состава с сохранением обязательств перед предприятиями, входящими в состав объединения, в соответствии с заключенными договорами. 7. Объединение ликвидируется по решению входящих в него предприятий. Ликвидация объединения осуществляется в порядке, установленном для ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликвидации объединения, распределяется между участниками в соответствии с уставом объединения. 1. Предприятие действует на основании устава, который утверждается учредителем (учредителями) предприятия. Содержание устава не должно противоречить Закону. 2. В уставе предприятия определяются: вид предприятия, его наименование, режим, местонахождение, предмет или цели деятельности, полномочия руководителя, его органы управления и контроля, их компетенция, режим работы, порядок образования имущества предприятия и распределения дохода, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между учредителем, администрацией предприятия и его трудовым коллективом. Статья 8. Государственная регистрация предприятия 1. Государственная регистрация предприятий осуществляется в исполнительных комитетах районных, городского, районных в городе Советов народных депутатов, на территории которых они учреждаются. Данные государственной регистрации предприятия в десятидневный срок сообщаются в Министерство финансов Казахской ССР для включения в единый государственный реестр предприятий Казахской ССР. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается, а полученные доходы от такой деятельности изымаются в местный бюджет. Уклонение от перерегистрации предприятия влечет за собой последствия, предусмотренные данным пунктом. За государственную регистрацию предприятия взимается плата в установленных размерах. 2. Для государственной регистрации предприятия в исполнительный комитет Совета народных депутатов представляются следующие документы: - заявление или решение учредителя (учредителей) о регистрации предприятия; - устав предприятия; - государственная лицензия, если занятие данным видом деятельности требует специального разрешения (статья 4 Закона). 3. Государственная регистрация предприятия должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе приостановить регистрацию до получения положительного заключения органов охраны окружающей среды и государственного надзора. В случае возражения органов местного самоуправления против создания предприятия на соответствующей территории, учредители вправе организовать независимую экологическую экспертизу, заключение которой учитывается при принятии окончательного решения об открытии предприятия. 4. Регистрация объединения предприятий производится в порядке, установленном настоящим Законом для предприятия. 5. В случаях, когда для создания и деятельности предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на их использование выдается соответствующим Советом народных депутатов. Отказ в предоставлении участка земли и других природных ресурсов должен обосновываться. Учредитель или учредители предприятия в 30-дневный срок могут обжаловать решение соответствующего местного органа управления в суд. 6. При изменениях и дополнениях в уставе предприятия осуществляется перерегистрация предприятия в соответствии с требованиями настоящей статьи. Предприятие подлежит перерегистрации также и в том случае, если оно продается, сдается в аренду или передается другим физическим, юридическим лицам или государству. Статья 9. Отказ в регистрации предприятия 1. Предприятие не регистрируется в случаях: - если его виды деятельности запрещены Законом; - если учредительные документы не соответствуют требованиям настоящего Закона; - если получены отрицательные результаты экологической экспертизы. 2. Отказ в регистрации предприятия по иным причинам, в том числе по мотивам нецелесообразности его учреждения, запрещается. 3. Если предприятие не зарегистрировано в предусмотренный срок или ему необоснованно отказано в регистрации, учредитель, подавший заявление, вправе обжаловать решение в суд, а также поставить вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности и возмещении ему ущерба. Статья 10. Имущество предприятия 1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Размер и стоимость имущества предприятия не ограничиваются. 2. Источником формирования имущества предприятий являются: - денежные и материальные взносы учредителей; - доходы, полученные от деятельности; - доходы от ценных бумаг; - кредиты банков и других кредиторов; - капитальные вложения и дотации из бюджетов; - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан; - иные источники, не запрещенные законодательством Казахской ССР. 3. Коллективные и частные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в пределах полномочий, определенных уставом. 4. Государственное предприятие имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, списывать их с баланса, а также выпускать и реализовывать ценные бумаги, если иное не предусмотрено уставом предприятия. 5. Арендное предприятие владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в соответствии с договором аренды. 6. Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством предприятия его основных фондов, оборотных средств и иного используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Казахской ССР. Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются предприятию по решению суда или арбитража. Статья 11. Владение и пользование природными ресурсами 1. Владение и пользование землей и иными природными ресурсами предприятие осуществляет в порядке, предусмотренном законодательством Казахской ССР. 2. Предприятие несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов Казахской ССР. В случае нанесенного экологического ущерба предприятие ликвидирует его последствия и по требованию органов местного самоуправления или через суд возмещает ущерб и выплачивает штраф, сумма которого зачисляется в бюджет местного Совета народных депутатов. 3. Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, в порядке, предусмотренном законодательством Казахской ССР, приостанавливается до устранения допущенных нарушений местным Советом народных депутатов. Статья 12. Аренда и выкуп предприятия трудовым коллективом 1. Предприятие может с согласия собственника передаваться в аренду трудовому коллективу этого предприятия как с правом выкупа основных фондов, так и без этого права. 2. Верховный Совет Казахской ССР утверждает перечень государственных предприятий не подлежащих сдаче в аренду и выкупу. Государственные предприятия, не входящие в этот перечень, могут передаваться в аренду трудовому коллективу с правом последующего выкупа. По решению собственника государственное предприятие может передаваться трудовому коллективу в собственность безвозмездно. Статья 13. Привлечение предприятием средств юридических и физических лиц 1. Для привлечения дополнительных средств на цели расширения и совершенствования производства, социального развития трудовых коллективов государственное предприятие имеет право выпускать и реализовывать ценные бумаги. Коллективные и частные предприятия могут совершать эти действия с согласия собственника. 2. Порядок выпуска и реализации предприятием ценных бумаг, их виды и права держателей определяются законодательством Казахской ССР. РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ Статья 14. Управление предприятием 1. Управление коллективным и частным предприятием организуется собственником. 2. Управление государственным предприятием осуществляется в соответствии с его уставом. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты. 3. Наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника имущества предприятия и реализуется им непосредственно, а также через уполномоченные им органы или лица, которым делегированы права по управлению предприятием. Руководитель арендного предприятия избирается арендным коллективом. 4. Контракт (договор, соглашение) с руководителем предприятия заключается его собственником либо уполномоченным им органом (лицом). В контракте определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения, срок контракта и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством. 5. Руководитель предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия в соответствии с его компетенцией, определяемой уставом предприятия и контрактом с ним. 6. Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы на всех отечественных и иностранных предприятиях, в фирмах и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штат исполнительного аппарата дирекции, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия. Руководитель предприятия может быть освобожден от занимаемой должности до истечения стока контракта по основаниям, предусмотренным в контракте или в действующем законодательстве. Статья 15. Трудовой коллектив предприятия, его полномочия 1. Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе контрактов о найме, а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. 2. Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива государственного предприятия является общее собрание (конференция). Общее собрание (конференция) трудового коллектива: - решает вопросы, связанные с выкупом имущества предприятия; - решает вопросы о необходимости заключения с администрацией предприятия коллективного договора, рассматривает его проекты и уполномачивает профсоюзный комитет, либо другие органы, подписать его от имени трудового коллектива. Статья 16. Коллективный договор 1. Коллективный договор заключается на всех видах предприятий между собственником предприятия или уполномоченным им представителем в лице руководителя предприятия и трудовым коллективом, и не должен противоречить действующему законодательству. 2. Коллективным договором регулируются взаимоотношения между собственником предприятия и трудовым коллективом по производственным и социальным вопросам. 3. Разногласия, возникающие при заключении и исполнении коллективных договоров, разрешаются согласительной комиссией или в судебном порядке. Согласительная комиссия образуется на предприятии из представителей собственника и трудового коллектива с равным представительством сторон. 1. Контракт о найме работника на предприятие составляется в произвольной форме, но с выделением следующих условий: - срок найма, размер оплаты при соблюдении требований, предъявляемых к соответствующему рабочему месту; - обязательства предприятия перед работником по обеспечению необходимых условий труда и социальных гарантий; - обязательства работника перед предприятием; - порядок увольнения работника и установления размера компенсации в случае преждевременного прекращения действия контрактного соглашения по инициативе одной из сторон. 2. Контракт о найме подписывается руководителем предприятия и работником, с представлением по экземпляру каждой из сторон. Разногласия в выполнении контракта о найме по инициативе одной из сторон могут разрешаться в судебном порядке. РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 18. Прибыль предприятия 1. На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем результатов хозяйственной деятельности является прибыль. 2. Прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли. 3. Прибыль коллективного и частного предприятия принадлежит собственнику предприятия и распределяется в соответствии с Уставом. Статья 19. Доходы работника предприятия 1. Доходы каждого работника, независимо от вида предприятия, определяются его личным трудовым вкладом, доходами на акции с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. 2. Формы, системы оплаты труда, а также распределение других видов доходов работников, штатное расписание устанавливают предприятием самостоятельно. Статья 20. Планирование деятельности государственного предприятия и его материально-техническое обеспечение 1. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития. 2. Предприятие самостоятельно или через посредников организует материально-техническое обеспечение производства и капитального строительства путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. 3. Предприятие приобретает и реализует продукцию, товары и услуги по своему усмотрению и на договорной основе выполняет государственные заказы. Порядок размещения государственных заказов определяется Кабинетом Министров Казахской ССР. Статья 21. Хозяйственный договор 1. Основным документом, определяющим права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях предприятия с поставщиками (продавцами) и покупателями продукции (товаров, услуг), является хозяйственный договор. 2. Коллективное и частное предприятие заключает договоры либо самостоятельно, либо по указанию собственника в зависимости от порядка, установленного собственником. 3. Государственное предприятие заключает договоры самостоятельно. 4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств предприятие несет ответственность в форме компенсации всех убытков, в том числе неполученных доходов, и уплачивает потерпевшему неустойку, предусмотренную договором. Статья 22. Цены и ценообразование 1. Предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. 2. Прямое государственное регулирование цен производится в случаях, установленных Верховным Советом Казахской ССР. Статья 23. Кредитные и расчетные отношения 1. Предприятие пользуется кредитами на коммерческой договорной основе. 2. Расчеты предприятия по своим обязательствам с другими предприятиями и физическими лицами производятся как в безналичном порядке, так и наличными деньгами. 3. Предприятие может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой покупателями (потребителями) процентов за пользование заемными средствами. 4. За нарушение кредитно-расчетной дисциплины предприятие несет имущественную ответственность, предусмотренную законодательством Казахской ССР. 5. Предприятие самостоятельно выбирает обслуживающий его банк. Статья 24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия 1. Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Казахской ССР. 2. Валютная выручка зачисляется на валютный расчетный счет предприятий и используется им самостоятельно после обязательных отчислений в бюджет. Иные изъятия валютных средств предприятия запрещаются. Статья 25. Социальная деятельность предприятия 1. Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются администрацией предприятия с участием трудового коллектива в соответствии с законодательными актами Казахской ССР. 2. Предприятие обязано обеспечить для всех работающих на предприятии безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. 3. Пенсионеры, трудившиеся до ухода на пенсию на предприятии, пользуются наравне с его работниками имеющимися возможностями предприятия по медицинскому обслуживанию, обеспечения жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также по решению общего собрания (конференции) коллектива - другими социальными услугами и льготами. 4. Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и быта женщин, обеспечивать работой в соответствии с законодательством об охране труда женщин. 5. Администрация по согласованию с трудовым коллективом устанавливает для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. 6. Предприятие может материально поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных и спортивных учреждений, организаций общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав. РАЗДЕЛ V. ПРЕДПРИЯТИЕ И ГОСУДАРСТВО Статья 26. Взаимоотношения предприятия с бюджетом 1. Предприятия, независимо от форм собственности, уплачивают налоги на прибыль и другие платежи в бюджет в соответствии с законодательством Казахской ССР. 2. Ставки налога на прибыль для предприятий всех видов утверждаются Верховным Советом Казахской ССР. Статья 27. Коммерческая тайна предприятия 1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. 2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия по согласованию с собственником предприятия. В целях предотвращения сокрытия предприятиями сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу, Кабинет Министров Казахской ССР определяет перечень видов деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну. 3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательством Казахской ССР. 1. Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность. 2. Формы государственной статистической отчетности устанавливаются органами государственной статистики и включают только фактические данные, а также адреса и сроки ее предоставления. Запрещается требовать представления статистической отчетности с нарушением установленного настоящим Законом порядка. Сведения, не предусмотренные государственной статистической отчетностью, предприятием могут быть представлены на договорной основе, либо по требованию органов, которым законодательством предоставлено право осуществления контроля за отдельными сторонами деятельности предприятия. 3. Должностные лица предприятия за искажение государственной отчетности несут установленную законодательством ответственность. Статья 29. Контроль за деятельностью предприятия 1. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия может производиться лишь по инициативе собственника или уполномоченных им представителей, а также в иных случаях предусмотренных уставом. 2. Предприятие обязано допускать проверку своей деятельности государственным налоговым инспекциям и другим государственным органам, на которые законодательными актами СССР и Казахской ССР возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия в пределах своей компетенции. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету их контроля. 3. Результаты ревизии и проверок сообщаются предприятию. Статья 30. Гарантии и защита прав и интересов предприятий 1. Казахская ССР гарантирует: - стабильность действия настоящего Закона; - равные условия защиты прав предприятий, независимо от форм собственности; - установления стабильных ставок платежей в бюджет предприятия; - равные права предприятий, независимо от форм собственности, в доступе к материальным, финансовым, трудовым, природным, интеллектуальным, информационным ресурсам, в ценообразовании, кредитовании, инвестиционной внешнеэкономической и другой деятельности; - защита имущества предприятий от незаконного изъятия; - недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается. 2. Государственные и общественные органы и их должностные лица при принятии решений, касающихся предприятия, и в своих отношениях с ним несут ответственность за соблюдение положений настоящего Закона. В случае издания государственными или иными органами акта, соответствующего его компетенции, либо требованиям действующего Закона, предприятие вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта, касающегося его деятельности, недействительным. Убытки, причиненные такими актами, возмещаются указанными органами по решению суда или арбитража. 3. Права трудового коллектива , отдельного работника предприятия защищаются действующим законодательством Казахской ССР коллективным договором, контрактными соглашениями работника с предприятием и профсоюзом. Статья 31. Ответственность предприятия 1. За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет полную имущественную ответственность, предусмотренную законодательством Казахской ССР. Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договора, а также возмещение причиненных убытков не освобождает предприятие без согласия потребителя от выполнения обязательств по поставкам продукции, производству работ или оказанию услуг. 2. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований по рациональному использованию земли и других природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнений и иных вредных воздействий, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гиниенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции, а также уплатить штраф в установленном законодательством размере. Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть в порядке, предусмотренном законодательными актами Казахской ССР, приостановлена до устранения допущенных нарушений. РАЗДЕЛ VI. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 32. Условия ликвидации и реорганизации предприятия 1. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) предприятия производится по решению собственника его имущества или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, либо по решению суда или арбитража. Реорганизация предприятия, которая может вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующим Советом народных депутатов. 2. Предприятие ликвидируется также в случаях: - признания его банкротом; - если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за не выполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением суда срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; - если решением суда будут признаны недействительными учредительные акты о создании предприятия; - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Казахской ССР. 3. Предприятие считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из реестра государственной регистрации предприятий Казахской ССР. 4. В случае слияния предприятия с другим предприятием все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния. При присоединении одного предприятия к другому, последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного предприятия. 5. В случае разделения предприятия к возникшим в результате этого разделения новым предприятиям переходят по разделительному акту (балансу), в соответствующих частях, имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. При выделении из предприятия одного или нескольких новых предприятий к каждому из них переходят по разделительному акту (балансу), в соответствующих частях, имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. 6. При преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия. Статья 33. Ликвидационная комиссия 1. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником или уполномоченным им органом, а в случае банкротства - судом или Госарбитражем. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа, управления. Собственник, суд или орган, уполномоченный создавать предприятия, принявший решение о ликвидации предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации. 2. Ликвидационная комиссия либо другой орган, проводящий ликвидацию предприятия, помещает не позднее 30 дней в официальной печати по месту нахождения предприятия публикации о его ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий. Наряду с этой публикацией ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) обязана провести работу по взиманию дебиторской задолженности предприятия и выявлению претензий кредиторов с извещением последних о ликвидации предприятия. Ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает наличное имущество ликвидируемого предприятия и рассчитывается с кредиторами, составляет ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему ликвидационную комиссию.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |