Настоящий Закон определяет условия и порядок проведения специальных процедур, направленных на реабилитацию несостоятельного должника, признания юридического лица банкротом и его ликвидации.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
несостоятельность - неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, включая требования об уплате заработной платы, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет принадлежащего ему имущества;
должник - юридическое лицо, неплатежеспособность или несостоятельность которого является основанием применения к нему процедур банкротства в порядке, предусмотренном законодательством;
денежное обязательство - обязанность должника оплатить стоимость поставленных (переданных) кредиторами товаров (выполненных работ, оказанных услуг), возвратить сумму займа с выплатой вознаграждения (интереса) за его использование, а также осуществить выплаты по иным требованиям денежного характера;
добровольная ликвидация несостоятельного должника - ликвидация несостоятельного должника по решению суда на основании его заявления либо ликвидация во внесудебном порядке по соглашению с кредиторами путем официального объявления о своем банкротстве;
должностное лицо - руководитель (заместитель руководителя) юридического лица - несостоятельного должника, а также иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, осуществляющее функции управления юридическим лицом;
банкротство - признанная решением суда или официально объявленная во внесудебном порядке по соглашению с кредиторами несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации;
банкрот - должник, несостоятельность которого установлена судом либо официально объявлена должником по соглашению с кредиторами во внесудебном порядке;
внесудебная процедура - процедура урегулирования долгов несостоятельного должника во внесудебном порядке путем достижения соглашения должника, а если должником является государственное предприятие, то уполномоченного на реорганизацию и ликвидацию несостоятельных государственных предприятий государственного органа, с кредиторами о добровольной ликвидации должника под контролем кредиторов либо применении реабилитационных процедур в целях восстановления платежеспособности несостоятельного должника и продолжения его деятельности;
внешнее управление должником - процедура по осуществлению функций управления имуществом и делами несостоятельного должника администратором; администратор - лицо, назначенное судом для осуществления управления имуществом и делами должника на период судебного разбирательства до начала ликвидационного производства, а в случае применения реабилитационной процедуры - до ее начала;
неплатежеспособность - неспособность должника выполнить денежные обязательства и иные требования денежного характера, срок исполнения по которым наступил;
кредитор - лицо, имеющее к должнику имущественные требования, возникающие из гражданско-правовых и иных его обязательств, включая обязательства по оплате труда, выплате авторского вознаграждения, обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
конкурсный кредитор - кредитор, не имеющий преимуществ в получении удовлетворения своих имущественных требований ни в силу законодательства, ни в силу соглашения о залоге и получающий удовлетворение из конкурсной массы после удовлетворения требований привилегированных и залоговых кредиторов;
залоговый кредитор - кредитор по обязательствам, требования которого обеспечены залогом имущества должника;
конкурсная масса - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;
конкурсное производство - процедура, направленная на распределение конкурсной массы ликвидируемого несостоятельного должника между кредиторами, осуществляемая в судебном либо во внесудебном порядке;
привилегированные кредиторы - кредиторы по обязательствам из причинения вреда жизни и здоровью, по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам, а также по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, которым, исходя из социальных и иных приоритетов, настоящим Законом установлены преимущества перед конкурсными кредиторами в получении удовлетворения из конкурсной массы;
конкурсный управляющий - лицо, назначенное в установленном порядке для осуществления конкурсного производства;
мировое соглашение - соглашение, заключенное между несостоятельным должником и конкурсными и/ или залоговыми кредиторами об отсрочке и/ или рассрочке причитающихся кредиторам платежей, скидке с долгов или удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими гражданскому законодательству;
принудительная ликвидация должника - прекращение деятельности несостоятельного должника, осуществляемое по решению суда на основании заявлений кредиторов, прокурора;
реабилитационная процедура - судебная либо внесудебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации;
реабилитационный управляющий - лицо, которому передаются в порядке, установленном настоящим Законом, функции управления имуществом и делами несостоятельного должника на период введения реабилитационной процедуры;
субсидиарная ответственность - ответственность лица, которую в соответствии с законодательством или условиями обязательства он несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником;
санация - реабилитационная мера, осуществляемая в судебном либо во внесудебном порядке, когда собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения;
умышленное банкротство - преднамеренное приведение должника к несостоятельности действиями или бездействием собственника его имущества или органами юридического лица-должника, осуществляемыми им (ими) в своих интересах или в интересах иных лиц;
ложное банкротство - заведомо ложное заявление должника в суд признании банкротства или официальное объявление должника о банкротстве во внесудебном порядке под контролем кредиторов при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Статья 2. Особенности применения Закона
1. Настоящий Закон применяется к делам о банкротстве юридических лиц, кроме казенных предприятий и учреждений.
Специальным законодательством могут быть установлены особенности применения предусмотренных настоящим Законом процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных предприятий, независимо от их организационно-правовой формы.
Законодательными актами могут быть установлены особенности применения предусмотренных настоящим Законом процедур банкротства в отношении банков, страховых компаний, пенсионных фондов и некоторых других юридических лиц.
2. Банкротство индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, регулируется статьей 21 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) и специальным законодательством.
3. Дела о банкротстве рассматриваются судом по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными настоящим Законом.
Статья 3. Признание банкротства
1. Банкротство устанавливается добровольно на основании заявления должника в суд либо путем официального объявления должника о своем банкротстве во внесудебном порядке на основании соглашения с кредиторами.
2. Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.
3. В случаях, установленных настоящим Законом, должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом.
4. Дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти минимальных заработных плат.
5. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть), принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном либо во внесудебном порядке по правилам, установленным главами 7 и 8 настоящего Закона.
6. Неподача заявления должником в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами.
7. Основанием для объявления должника банкротом в судебном либо во внесудебном порядке является его несостоятельность.
Статья 4. Основания применения процедур банкротства
1. Основанием обращения в суд с заявлением о банкротстве должника для кредитора является неплатежеспособность должника.
Должник считается неплатежеспособным, если он не исполнил обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения.
2. Основанием обращения в суд с заявлением о банкротстве для должника является его несостоятельность.
3. Достаточным основанием для официального объявления должника о своем банкротстве либо применении реабилитационной процедуры во внесудебном порядке является несостоятельность должника.
Статья 5. Умышленное и ложное банкротство
1. Собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и/ или должностные лица юридического лица-должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (умышленное банкротство).
Должностное лицо юридического лица-банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.
2. Если заявление о признании банкротом подано должником в суд либо должник официально объявил о своем банкротстве во внесудебном порядке по соглашению с кредиторами при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (ложное банкротство), кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных этим убытков.
Статья 6. Возврат имущества и признание недействительными сделок должника, совершенных до признания его банкротом
1. Сделки, совершенные должником до признания его банкротом, могут быть признаны недействительными:
1) по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 158 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть);
2) по заявлению кредиторов, администратора, реабилитационного или конкурсного управляющего, если сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после возбуждения дела о банкротстве, влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;
3) по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.
2. Кредиторы, администратор, конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации вправе потребовать признания сделок недействительными и возврата имущества, переданного должником, в том числе и в аренду, за период до одного года до возбуждения дела о банкротстве или принятия совместно с кредиторами решения о ликвидации либо применении реабилитационной процедуры во внесудебном порядке от лиц, получивших это имущество безвозмездно, по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований в ущерб интересам кредитором.
3. Лица, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, вправе потребовать возврата имущества должника, переданного им за период до четырех месяцев до возбуждения дела о банкротстве или принятия решения о ликвидации либо применении реабилитационной процедуры во внесудебном порядке, от кредиторов, обязательства перед которыми были исполнены до наступления срока их исполнения. В этом случае кредиторов обеспечиваются по правилам настоящего Закона.
4. По основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, может быть истребовано имущество, переданное в течение года до возбуждения дела о банкротстве служащим (работником), участником хозяйственного товарищества руководителю несостоятельного должника.
Статья 7. Отказ от исполнения договора
1. Администратор, а также реабилитационный управляющий вправе отказаться от исполнения заключенных должником до возбуждения дела о банкротстве договоров, не исполненных обеими сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) исполнение договора повлечет убытки для должника;
2) договор содержит обременительные для должника условия по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
3) договор является долгосрочным (более одного года) либо рассчитан на получение результатов должником лишь на долгосрочную перспективу;
4) имеются иные основания полагать, что исполнение договора должником повлечет неблагоприятные последствия для остальных кредиторов.
2. При отказе от исполнения договора в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, контрагент может в судебном порядке потребовать от должника возмещения убытков, вызванных расторжением договора, в размере реального ущерба либо оспорить основания отказа.
Статья 8. Подсудность дел о банкротстве
Дела о банкротстве рассматриваются судами по месту нахождения должника, определяемому в соответствии с законодательством.
Статья 9. Администратор, реабилитационный и конкурсный управляющие
1. В целях обеспечения интересов участников и достижения целей осуществления процедур банкротства на период установления внешнего управления, реабилитационной процедуры либо конкурсного (ликвидационного) производства все органы несостоятельного должника отстраняются от управления им и функции управления имуществом и делами должника передаются администратору, реабилитированному либо конкурсному управляющему (ликвидатору).
2. Порядок и условия назначения администратора, реабилитационного и конкурсного управляющих, требования к их кандидатурам, их права и обязанности, в том числе право на вознаграждение, объем полномочий по управлению делами и имуществом несостоятельного должника, регулируются настоящим Законом и соглашением, заключаемым с ними комитетом кредиторов, а если он не создается - лицом, уполномоченным собранием кредиторов.
3. Администратором, реабилитационным или конкурсным управляющими может быть назначено лицо, имеющее на осуществление такой деятельности лицензию, выдаваемую уполномоченным на реорганизацию и ликвидацию несостоятельных государственных предприятий государственным органом.
4. Администратором, реабилитационным и конкурсным управляющими не могут быть назначены:
1) должностное лицо администрации должника или кредитора;
2) лицо, которое было отстранено от управления по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 5 настоящей статьи;
3) руководитель предприятия, ранее признанного банкротом;
4) участники хозяйственного товарищества, члены кооператива, если такое товарищество либо кооператив является несостоятельным должником или его кредитором.
5. Администратор, реабилитационный и конкурсный управляющие могут быть отстранены от управления делами и имуществом должника в таком же порядке, в каком назначены для осуществления указанных функций, в следующих случаях:
1) неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, совершения действий, ущемляющих интересы отдельных кредиторов либо предоставляющих преимущества другим, совершения иных действий (бездействия), являющихся основаниями для увольнения руководителя:
2) отзыва либо приостановления действия лицензии по основаниям, предусмотренным законодательством о лицензировании;
3) невозможности исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 10. Реестр требований кредиторов
1. В целях удовлетворения требований кредиторов и обеспечения их интересов в процедурах банкротства составляется реестр требований кредиторов.
2. В реестр требований кредиторов включаются требования кредиторов, которые являются бесспорными (пункт 1 статьи 32 настоящего Закона).
3. Признание требований кредиторов обоснованными после введения процедур банкротства осуществляется соответственно администратором, реабилитационным либо конкурсным управляющими.
4. Разногласия, возникающие между кредиторами и администратором, реабилитационным или конкурсным управляющим о включении в реестр требований кредиторов либо объеме их требований, рассматриваются судом по заявлению соответствующего кредитора. В этом случае решения суда является основанием для внесения требования в реестр.
Глава 2. СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ КРЕДИТОРОВ
Статья 11. Формирование (образование) собрания и комитета кредиторов
1. В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решения с их участием в процедурах банкротства созывается собрание кредиторов.
2. Собрание кредиторов может, а при наличии более пятидесяти кредиторов обязано создать комитет кредиторов.
3. Решение об образовании собрания кредиторов и комитета кредиторов представляется в суд.
4. Право участвовать в собрании кредиторов принадлежит кредиторам (их представителям), администратору, реабилитационному и конкурсному управляющим, должнику, прокурору, представителю трудового коллектива, собственнику имущества должника (уполномоченному им органу).
Статья 12. Первое собрание кредиторов
1. В десятидневный срок со дня своего назначения администратор определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов и иных лиц, имеющих право участвовать в собрании.
Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее сорока пяти дней со дня введения внешнего управления.
2. Администратор обязан опубликовать в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции объявление о дате и месте проведения первого собрания кредиторов в случае, если у должника имеется более десяти кредиторов либо есть основание предполагать наличие невыявленных кредиторов.
3. Во внесудебных процедурах созыв первого собрания осуществляется самими кредиторами с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
4. Последующие заседания собрания кредиторов созываются в порядке и сроки, определяемые собранием кредиторов (комитетом кредиторов).
5. На первом собрании кредиторы обязаны:
1) избрать комитет кредиторов, если имеется свыше пятидесяти кредиторов;
2) рассмотреть вопрос о возможности заявления ходатайства перед судом о проведении реабилитационной процедуры;
3) определить размер вознаграждения и порядок осуществления выплат администратору.
Статья 13. Полномочия собрания кредиторов
1. Собрание кредиторов вправе:
1) ходатайствовать перед судом о проведении, продлении или прекращении реабилитационной процедуры;
2) представлять на утверждение в суд кандидатуры реабилитационного или конкурсного управляющих;
3) избирать представителя кредиторов для осуществления контроля за действиями администратора, реабилитационного и конкурсного управляющих;
4) образовывать комитет кредиторов, который является оперативным органом собрания. Полномочия комитета кредиторов устанавливаются собранием кредиторов;
5) принимать решение о заключении мирового соглашения;
6) определять размер вознаграждения и порядок осуществления выплат администратору, реабилитационному и конкурсному управляющим в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;
7) требовать от администратора, реабилитационного и конкурсного управляющих предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе осуществления процедур банкротства;
8) обжаловать в суд действия администратора, реабилитационного и конкурсного управляющих, а также принимать решения об обращении в суд с ходатайством об их отстранении от выполняемых обязанностей;
9) давать согласие на заключение сделок в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
10) имеет иные права, предусмотренные настоящим Законом.
2. Полномочия собрания кредиторов могут быть переданы им комитету кредиторов, за исключение решения вопросов, требующих большинства голосов залоговых и конкурсных кредиторов (пункт 3 статьи 14 настоящего Закона).
Статья 14. Принятие решения собранием и комитетом кредиторов
1. Участниками собрания (комитета) кредиторов с правом решающего голоса являются залоговые и конкурсные кредиторы. Привилегированные кредиторы участвуют в собрании (комитете) кредиторов с правом совещательного голоса.
2. Собрание кредиторов правомочно, независимо от числа представленных залоговых и конкурсных кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов последние были своевременно уведомлены, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
3. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных и залоговых кредиторов, сумма требований которых составляет более 50 процентов от общей суммы их требований, принимаются решения:
1) об избрании комитета кредиторов;
2) о применении в отношении должника реабилитационной процедуры;
3) о назначении реабилитационного или конкурсного управляющих во внесудебных процедурах;
4) об обращении в суд с ходатайством о замене администратора, реабилитационного или конкурсного управляющих.
4. Решения по вопросам, не перечисленным в пункте 3 настоящей статьи, принимаются большинством голосов залоговых и конкурсных кредиторов, а при повторном рассмотрении вопроса, если ранее решение не было принято вследствие отсутствия необходимого количества кредиторов, большинством голосов присутствующих на собрании залоговых и конкурсных кредиторов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом.
5. Решение комитета кредиторов принимается большинством голосов от общего числа членов комитета.
Глава 3. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ В СУДЕБНОМ
ПОРЯДКЕ
Статья 15. Порядок возбуждения дела о банкротстве
1. Производство по делу о банкротстве возбуждается в суде на основании заявления должника, кредитора (кредиторов), а в отношении государственных предприятий и хозяйственных товариществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 2/ 3, - также уполномоченного на это государственного органа, при наличии признаков, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, и прокурора в случаях, предусмотренных в статье 26 настоящего Закона.
2. Правом на подачу заявления кредитора в суд о признании должника банкротом обладают налоговые и иные уполномоченные государственные органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также юридические и физические лица - кредиторы по гражданско-правовым обязательствам.
3. Производство по делу о банкротстве считается возбужденным с момента вынесения судом определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом.
4. Заявление, поданное должником о признании его банкротом, не может быть отозвано без соответствующего решения суда. Заявление кредитора (кредиторов), прокурора может быть отозвано им (ими) до принятия решения о признании должника банкротом.
Статья 16. Лица, участвующие в деле о банкротстве
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, могут быть:
1) должник;
2) кредиторы;
3) представитель трудового коллектива (представитель работников должника);
4) прокурор;
5) собственник имущества должника или уполномоченный им орган;
6) государственный орган, уполномоченный на реорганизацию несостоятельных государственных предприятий и хозяйственных товариществ с участием государства;
7) государственный орган, уполномоченный соответствующим акимом, в случаях, предусмотренных статьей 101 настоящего Закона.
Статья 17. Заявление должника
1. Должник вправе обратиться в суд о признании его банкротом на основании решения:
1) органа юридического лица, уполномоченного его учредительными документами;
2) собственника имущества должника или уполномоченного им органа.
2. Должник обязан обратиться в суд о признании его банкротом в случае, когда собственником его имущества, уполномоченным им органом, учредителями или компетентным органом юридического лица принято решение о его ликвидации, а имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме и с последними не достигнуто соглашение об официальном объявлении должника банкротом во внесудебном порядке.
Статья 18. Форма и содержание заявления должника
1. Заявление должника подается в суд в письменной форме. Оно подписывается руководителем должника - юридического лица либо лицом, его заменяющим в соответствии с учредительными документами.
2. Заявление должника должно содержать:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) перечень известных ему кредиторов по гражданско-правовым обязательствам, с указанием их почтового адреса и размера их требований к должнику;
3) сумму задолженности по оплате труда и выходным пособиям, подлежащим выплате работникам должника; сумму вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;
4) сумму задолженности по требованию граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, за исключением требований о возмещении морального вреда;
5) объем задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
6) обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов;
7) сведения о принятых к производству судами исков к должнику, а также о требованиях, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;
8) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, о деньгах, находящихся на банковских счетах ; номера счетов и почтовые адреса банков;
9) сведения об обязательствах должника, срок исполнения которых наступит в течение года со дня подачи заявления;
10) сведения о представителе трудового коллектива (представителе работников) для участия в деле о банкротстве;
11) перечень прилагаемых документов.
В заявлении должника могут указываться и иные сведения, если они необходимы для рассмотрения дела о банкротстве, а также имеющиеся у заявителя ходатайства.
3. Должник обязан направить копию заявления о признании его банкротом всем кредиторам и иным лицам, участвующим в деле.
Статья 19. Документы, прилагаемые к заявлению должника
1. К заявлению должника о признании его банкротом прилагаются документы, подтверждающие:
1) уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, кроме случаев, когда должником заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины;
2) направление копий заявлений и приложенных к нему документов кредиторам и лицам;
3) наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов;
4) иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника.
2. К заявлению должника также прилагаются:
1) решение собственника или учредителей (участников), органов юридического лица, являющееся основанием обращения должника в суд с заявлением о признании его банкротом;
2) финансовая отчетность за последний отчетный период с полной расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей, состава основных и оборотных средств по группам;
3) протокол собрания (конференции) трудового коллектива (работников) должника, на котором тайным голосованием избран их представитель для участия в деле о банкротстве;
4) учредительные документы должника.
Статья 20. Отсрочка и освобождение от уплаты государственной пошлины
1. По ходатайству должника, исходя из его имущественного положения, суд может отсрочить уплату государственной пошлины. В этом случае государственная пошлина удерживается из имущества должника до начала расчетов с кредиторами.
2. При наличии ходатайства должника об отсрочке уплаты государственной пошлины в случаях, когда в соответствии с настоящим Законом обращение в суд с заявлением о признании банкротом для должника является обязательным, суд предоставляет должнику отсрочку уплаты государственной пошлины на срок не более шести месяцев.
3. Заявление прокурора, а также налогового или иного уполномоченного государственного органа о признании должника банкротом, подаваемое в суд в случаях, предусмотренных настоящим законом, освобождается от уплаты государственной пошлины.
Статья 21. Возвращение заявления должника без рассмотрения
1. Обращение должника в суд с заявлением о признании банкротом, не соответствующим требованиям, предусмотренным статьями 18 и 19 настоящего Закона, является основанием для возвращения заявления без рассмотрения.
2. В случаях, когда обращение в суд с заявлением о признании банкротом для должника в соответствии с настоящим Законом является обязательным и к заявлению не приложены необходимые документы, такое заявление принимается судом к производству, а недостающие документы истребуются судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.
Статья 22. Заявление кредитора (кредиторов)
1. Дело о банкротстве может быть возбуждено на основании заявления кредитора (кредиторов) по гражданско-правовым обязательствам.
2. Заявление кредитора подается в суд в письменной форме. Заявление кредитора-юридического лица подписывается его руководителем либо лицом, его заменяющим, а заявление кредитора - гражданина - этим гражданином. Заявление кредитора может быть подписано его представителем. В этом случае к заявлению прилагается доверенность кредитора, подтверждающая полномочия представителя на обращение в суд с соответствующим заявлением от имени кредитора.
3. В заявлении кредитора должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование должника и его почтовый адрес;
3) наименование кредитора, подавшего заявление, и его почтовый адрес;
4) обязательство должника перед кредитором, из которого возникло его требование, срок исполнения этого обязательства;
5) существо и размер требований данного кредитора к должнику;
6) сумма задолженности по обязательству и начисленных на эту сумму вознаграждения (интереса), неустойки (штрафа, пени) и убытков, подлежащих взысканию с должника;
7) установленные правовые основания требований кредитора (судебное решение, признание этих требований должником, исполнительная надпись нотариуса, а при их отсутствии - доказательства, подтверждающие обоснованность требований кредитора и их размера);
8) известные кредитору сведения об имеющемся у должника имуществе;
9) перечень прилагаемых документов;
10) доказательство обращения с требованиями к должнику и иные сведения, если они необходимы для рассмотрения дела о банкротстве, а также имеющиеся у кредитора ходатайства.
4. Кредитор обязан направить должнику копии заявления и прилагаемых к нему документов.
5. Заявление кредитора, не соответствующее требованиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, а также поданное без приложения необходимых документов, возвращается судом без рассмотрения.
Статья 23. Документы, прилагаемые к заявлению кредитора
К заявлению кредитора о признании должника банкротом прилагаются документы, подтверждающие:
1) уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере;
2) направление должнику копий заявления кредитора и приложенных к нему документов;
3) обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по этим обязательствам;
4) обоснованность требований кредитора (исполнительные документы, решение суда или письменное признание должником требования кредитора);
5) иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
Статья 24. Соединение требований одного или нескольких кредиторов
1. Кредитор вправе соединить в одном заявлении несколько требований к должнику по различным обязательствам.
2. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением. Такое заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.
Статья 25. Заявление налогового или иного уполномоченного государственного органа
1. Заявление налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом в связи с его неспособностью уплатить обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды предъявляется в суд с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено Законом или не вытекает из существа правоотношений.
2. В случаях, когда основанием для обращения в суд является задолженность должника по обязательным платежам во внебюджетные фонды, заявление о признании должника банкротом может быть подано в суд соответствующим фондом или его уполномоченным органом.
Статья 26. Заявление прокурора
1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом:
1) когда им обнаружены признаки умышленного банкротства;
2) в интересах кредитора - Республики Казахстан, государственных органов;
3) в интересах кредиторов отсутствующего должника.
2. Заявление прокурора подается в суд с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа правоотношений.
Статья 27. Отзыв должника на заявление кредитора, уполномоченного государственного органа или прокурора
1. Должник в пятидневный срок со дня получения копии заявления кредитора, уполномоченного государственного органа или прокурора обязан направить в суд отзыв на это заявление и доказательства отсылки копии отзыва и приложенных к нему документов лицу, обратившемуся в суд с заявлением о признании должника банкротом.
2. В отзыве указываются:
1) наименование суда, в который направляется отзыв;
2) наименование заявителя, номер и дата заявления;
3) имеющиеся у должника возражения против требования заявителя;
4) общая сумма задолженности по обязательствам перед иными кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номера счетов и почтовые адреса банков;
6) доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником.
3. Отсутствие отзыва должника либо его представление с нарушением срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, не препятствует рассмотрению дела.
Статья 28. Возбуждение производства по делу о банкротстве
1. Получив заявление о признании должника банкротом, соответствующее установленным законодательством требованиям, суд не позднее пяти дней после подачи заявления выносит определение о возбуждении дела и подготовке его к судебному разбирательству.
2. В процессе подготовки дела к судебному разбирательству суд истребует от должника необходимые документы, если они не были приложены к заявлению о банкротстве, поданному в суд, в частности полный список кредиторов и должников лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, финансовую отчетность с полной расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности должника.
3. В случае непредставления должником документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, суд может поручить составление их независимому аудитору за счет должника.