Закон Казахской Советской Социалистической Республики от 15 февраля 1991
года О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов
Казахской ССР
Данная редакция действовала до внесения изменений от 13.01.92 г.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Понятие местного самоуправления
Местное самоуправление в Казахской ССР - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов, касающихся данной территории и ее населения, на основе законов и собственной материально-финансовой базы.
Статья 2. Система местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: поселка, села, аула, района, города, района в городе.
Система местного самоуправление включает местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания (сходы), конференции граждан, иные формы непосредственной демократии.
Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с с трудовыми коллективами, общественными объединениями, создают условия для реализации каждым гражданином конституционного права на участие в управлении государственными и общественными делами.
Статья 3. Основные принципы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на принципах:
- волеизъявления народа через Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии;
- выборности органов местного самоуправления, их подконтрольности и подотчетности населению;
- верховенства представительных органов в отношении образуемых ими исполнительных и распорядительных органов;
- самостоятельности и независимости каждого уровня местного самоуправления в пределах своей компетенции;
- законности;
- сочетания местных и государственных интересов;
- защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
- гласности и учета общественного мнения;
- ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за свою деятельность и принимаемые решения.
Статья 4. Основные функции местного самоуправления
Местное самоуправление в целях комплексного социально-экономического развития территории обеспечивает:
- соблюдение законов, охрану правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан;
- организацию местного хозяйства, жилищного, коммунально-бытового, транспортного, торгового и иного хозяйственного обслуживания населения;
- организацию социально-культурного обслуживания населения;
- воспитание культуры межнациональных отношений, сохранение и развитие национальных культур;
- эффективное использование собственности органов местного самоуправления;
- проведение налоговой политики в соответствии с законодательством Казахской ССР и СССР;
- комплексную застройку территории;
- охрану природы, рациональное использование земли и других природных ресурсов;
- развитие предпринимательской деятельности через кооперативы, аренду, крестьянские хозяйства, акционерные, малые, частные и другие предприятия с использованием на равных условиях всех форм собственности;
- поддержку и развитие всех форм гражданской инициативы населения, направленных на улучшение условий в жизни и повышение благосостояния граждан;
- решение других задач, возложенных на него законом.
Статья 5. Защита прав органов местного самоуправления
Государственные органы, предприятия, организации, учреждения, общественные объединения, должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме убытки, причиненные их решениями, действиями или бездействием интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, а также ущерб, нанесенный в результате невыполнения решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
Защита прав и законных интересов органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Казахской ССР.
Статья 6. Ответственность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления несут ответственность за законность принимаемых решений и свою деятельность.
Ущерб, причиненный в результате принятия неправомерных актов, действий или бездействия органов местного самоуправления, возмещается ими в полном объеме государственным органам, предприятиям, организациям, учреждениям, общественным объединениям и гражданам за счет собственных средств по решению суда или государственного арбитража.
Статья 7. Местный совет народных депутатов - представительный орган государственной власти
Местный совет народных депутатов является представительным органом государственной власти на территории соответствующей административно-территориальной единицы. На своей территории поселковый, сельский, аульной, районный, городской, районный в городе Совет объединяет и координирует деятельность всей системы местного самоуправления.
Местный Совет самостоятельно решает все вопросы, входящие в его компетенцию:
образует свои органы, аппарат Совета, определяет их полномочия в соответствии с настоящим Законом, устанавливает их структуру, штаты и фонд оплаты труда;
непосредственно через создаваемые им органы осуществляет управление на своей территории государственным, хозяйственным, социальным и национально-культурным строительством;
обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие территории;
координирует деятельность предприятий, организаций и учреждений местного хозяйства;
обеспечивает соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав, свобод и и законных интересов граждан;
проводит в жизнь законы и акты высших органов государственной власти и управления Казахской ССР и СССР;
участвует в обсуждении вопросов местного, республиканского и общесоюзного значения, вносит по ним свои предложения.
Местный Совет руководствуется в своей деятельности Конституцией Казахской ССР и Конституцией СССР, настоящим законом, другими законами Казахской ССР и СССР, указами Президента Казахской ССР и Президента СССР, постановлениями Кабинета Министров Казахской ССР и Кабинета Министров СССР, а также вышестоящих Советов народных депутатов.
Статья 8. Порядок избрания и срок полномочий местного совета народных депутатов
Местный совет народных депутатов избирается гражданами Казахской ССР, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Порядок проведения выборов в местные Советы определяется Законом Казахской ССР "О выборах депутатов местных советов народных депутатов Казахской ССР".
Статья 9. Взаимоотношения местного Совета народных депутатов с другими местными Советами народных депутатов и их органами
Местные Советы в пределах своей компетенции осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Вышестоящий Совет и его органы не вправе вмешиваться в решение вопросов, составляющих компетенцию нижестоящего Совета и его органов, изымать их имущество и доходы кроме случаев, предусмотренных законами или договорами (соглашениями) с этими Советами, утверждать их акты, назначать и смещать их должностных лиц кроме случаев, предусмотренных законодательством, или требовать обязательного согласования кандидатур на должности в органах этих Советов, налагать на них дисциплинарные взыскания, давать им обязывающие указания или принимать обязывающие решения по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению органов местного самоуправления.
Решения вышестоящего Совета и его органов, принятые в пределах своей компетенции и не противоречащие законам Казахской ССР и СССР, обязательны для исполнения нижестоящими Советами и их органами.
Местный Совет народных депутатов отменяет решения нижестоящих Советов в случае несоответствия их Конституции Казахской ССР и Конституции СССР, законам Казахской ССР и СССР.
Разногласия, возникающие между местными Советами различных уровней по вопросам разграничения их компетенции и принадлежности имущества, находящегося в коммунальной собственности, а также разграничения доходов между их бюджетами рассматриваются и решаются вышестоящим Советом.
Совет вправе делегировать нижестоящим Советам народных депутатов часть своих полномочий и по взаимному согласию принять на себя осуществление части полномочий нижестоящих Советов.
Совет на договорной основе осуществляет взаимодействие с Советами народных депутатов других административно-территориальных единиц для совместного строительства жилья, объектов хозяйственного, социального назначения, рационального использования трудовых ресурсов, организации взаимовыгодного обмена промышленными и продовольственными товарами, экономного расходования топливно-энергетических и прочих ресурсов, формирования территориально-межотраслевых объединений, решения других вопросов экономического и социального развития территории.
Местные Советы в целях эффективного осуществления своих прав, в интересах населения, комплексного решения социально-экономических вопросов вправе образовывать ассоциации и другие формы добровольных объединений.
Статья 10. Взаимоотношения местного Совета народных депутатов с предприятиями, организациями и учреждениями
Взаимоотношения местного Совета с предприятиями, организациями и учреждениями осуществляются на основе договоров, учитывающих взаимные интересы территории, предприятий и трудовых коллективов.
Вопросы создания или преобразования предприятий и социальных объектов, использования природных ресурсов и проведения мероприятий, которые могут привести к экологическим, демографическим и иным последствиям, затрагивающим интересы населения территории, решаются только с согласия Совета.
Предприятия, организации и учреждения не вправе вносить изменения в планы своей деятельности по вопросам, обусловленным договорами с Советом. Местный Совет вправе предъявлять в суд или арбитраж требования о признании недействительными актов предприятий, организаций и учреждений, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан и полномочия местных Советов, а также о возмещении ущерба, нанесенного ими населению, Совету, его территории, а до принятия решений судом и арбитражем - приостанавливать действие оспариваемых актов.
Предприятия, организации и учреждения вправе предъявлять в суд и арбитраж требования о признании недействительными актов Совета, нарушающих их права, и о возмещении ущерба, нанесенного им незаконными действиями Совета народных депутатов.
Статья 12. Местный Совет народных депутатов и средства массовой информации
Местный Совет вправе иметь свой печатный орган, использовать местное радио, телевидение и другие средства массовой информации.
Статья 13. Пользование правами юридического лица
Местный Совет народных депутатов и его исполнительный комитет являются юридическими лицами. Решение о предоставлении прав юридического лица каким-либо иным органам Совета принимает соответствующий Совет народных депутатов.
Орган территориального общественного самоуправления приобретает права юридического лица при его регистрации в местном Совете народных депутатов в установленном законом порядке.
Статья 14. О поднятии Государственного флага Казахской ССР
На здании, где проводится сессия Совета, на период сессии, а на здании местного Совета и его исполнительного комитета - постоянно поднимается Государственный флаг Казахской ССР в порядке, установленном Положением о Государственном флаге Казахской ССР.
Статья 15. Законодательство о местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов
Правовое регулирование местного самоуправления и деятельности местных Советов осуществляется настоящим Законом и иными законами Казахской ССР и СССР.
Действие настоящего Закона распространяется также на монофункциональные поселения (военные городки, поселения закрытого типа).
Раздел II
Организация работы местных Советов народных
депутатов
Статья 16. Организационные формы деятельности местных Советов народных депутатов
Местный Совет осуществляет свою деятельность на сессиях, через постоянные и иные комиссии, исполнительный комитет, а также путем реализации депутатами своих полномочий в установленном законом порядке.
Статья 17. Созыв и порядок работы сессии
Сессии местного Совета созываются председателем Совета по мере необходимости, но не менее четырех раз в год.
Сессия местного Совета созывается председателем Совета по предложению не менее трети общего числа избранных депутатов Совета, а также по предложению постоянной комиссии, исполнительного комитета Совета.
Сессия местного Совета состоит из его пленарных заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий. Сессия открывается и закрывается на заседаниях Совета.
Первая сессия вновь избранного Совета созывается председателем Совета предыдущего созыва не позднее чем в месячный срок после того как будет избрано не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета.
О времени созыва и месте проведения сессии, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение Совета, председатель соответствующего Совета сообщает депутатам и доводит до сведения населения не позднее чем за пять дней до сессии поселкового, сельского, аульного Совета, за десять дней до сессии районного, городского, районного в городе Совета, за две недели до сессии областного Совета. По вопросам, вносимым на рассмотрение Совета, председатель Совета обеспечивает депутатов необходимыми материалами.
Сессия правомочна, если в ней участвуют не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Совета.
Первое после выборов заседание Совета до избрания председателя Совета открывает и ведет председатель соответствующей избирательной комиссии, а в дальнейшем - председатель Совета или его заместитель.
Местный Совет по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает постановление о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов депутатов по отдельным избирательным округам недействительными.
Сессии Совета проводятся гласно. В их работе вправе принимать участие представители общественных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации и граждане.
Голосование на сессии, как правило, проводится открыто. Тайное голосование может быть проведено по любому вопросу, если этого потребует не менее одной пятой от общего числа избранных депутатов или когда тайное голосование предусмотрено настоящим Законом.
Депутаты вышестоящих Советов участвуют в работе сессии нижестоящего Совета с правом совещательного голоса. В ходе сессии ведется протокол, который подписывается председателем Совета.
Первая сессия поселкового, сельского, аульного Совета во вновь образованном поселке, сельсовете, аулсовете созывается вышестоящим Советом народных депутатов не позднее чем в десятидневный срок со дня отнесения населенного пункта к категории поселка или образования сельсовета, аулсовета, а в случае проведения выборов в Совет вновь образованного поселка, сельсовета, аулсовета - не позднее чем в в десятидневный срок со дня выборов в соответствующий Совет.
Первая сессия районного, городского, районного в городе Совета во вновь образованном районе, городе, районе в городе созывается вышестоящим Советом народных депутатов не позднее чем в двухнедельный срок со дня образования района, города, района в городе, а в случае проведения выборов в Совет вновь образованного района, города, района в городе не позднее чем в двухнедельный срок со дня выборов в соответствующий Совет.
Первая сессия областного Совета во вновь образованной области созывается Верховным Советом Казахской ССР или его Президиумом не позднее чем в трехнедельный срок со дня образования области, а в случае проведения выборов в Совет вновь образованной области - не позднее чем в трехнедельный срок со дня выборов в соответствующий Совет.
Статья 18. Внесение вопросов на сессии
Вопросы на рассмотрение Совета вносятся председателем Совета, постоянными и иными комиссиями, депутатскими группами и депутатами, исполнительным комитетом.
Предложения к повестке дня сессии могут представляться председателю Совета нижестоящими Советами, собраниями (сходами) и конференциями граждан, органами территориального общественного самоуправления, вышестоящими органами власти и управления, общественными объединениями. Повестка дня сессии при ее обсуждении может быть дополнена и изменена. Об утверждении повестки дня сессии Совет принимает постановление.
Статья 19. Председатель Совета народных депутатов
Высшим выборным должностным лицом на территории Совета является председатель соответствующего местного Совета. Он избирается на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета и не более чем на два срока подряд.
Председатель районного, городского, районного в городе Совета является одновременно председателем исполнительного комитета. Кандидатура на пост председателя областного Совета народных депутатов предлагается Президентом Казахской ССР.
Кандидатура на пост председателя районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского, аульного Совета народных депутатов предлагается председателем вышестоящего Совета.
Председатель Совета считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа избранных депутатов соответствующего Совета.
Председатель Совета организует работу и несет ответственность за обеспечение экономического и социального развития территории Совета, соблюдение законов Казахской ССР и СССР, указов Президента Казахской ССР и Президента СССР, других актов вышестоящих государственных органов, постановлений Совета, охрану общественного порядка, защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Председатель Совета:
1) созывает сессии Совета и ведет его заседания, подписывает постановления Совета, организует контроль за их выполнением;
2) представляет Совету кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя Совета, председателей постоянных, ревизионной и иных комиссий (а председатель областного Совета - и кандидатуру председателя исполнительного комитета Совета); вносит в Совет предложения о досрочном их освобождении; назначает и освобождает от должности руководителя аппарата Совета с последующим представлением на утверждение Совета;
3) координирует деятельность постоянных и иных комиссий, депутатских групп;
4) представляет Совет в отношениях с государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами;
5) представляет интересы соответствующей административно-территориальной единицы внутри республики, страны и во внешнеэкономических, культурных и иных отношениях;
6) ежегодно докладывает Совету о положении дел на подведомственной территории и других важных вопросах:
7) вправе отменять распоряжения заместителя председателя Совета, а председатель областного Совета - и первого заместителя председателя Совета в случае не соответствия их законодательству и постановлениям Совета;
8) приостанавливает действие решений исполнительного комитета местного Совета народных депутатов в случае несоответствия их Конституции Казахской ССР и Конституции СССР, законам Казахской ССР и СССР, указам Президента Казахской ССР и Президента СССР, постановлениям Совета до окончательного рассмотрения вопросов на сессии;
9) вправе обращаться к Президенту Казахской ССР, в Кабинет Министров Казахской ССР и в вышестоящий Совет с ходатайством об отмене постановлений и распоряжений вышестоящих органов управления, противоречащих интересам населения соответствующей административной-территориальной единицы;
10) приостанавливает до окончательного решения судом действие актов органов территориального общественного самоуправления, если они нарушают права, свободы и законные интересы граждан, проживающих на территории Совета.
11) вносит в Совет предложения о назначении выборов депутатов в Советы вновь образованных административно-территориальных единиц;
12) ходатайствует перед вышестоящим Советом (а председатель областного Совета перед Президентом Казахской ССР) о награждении государственными наградами Казахской ССР и СССР, о присвоении почетных званий Казахской ССР и СССР.
13) вносит в Совет предложения по вопросам административно-территориального устройства.
Положение, предусмотренное п. 8 настоящей статьи вправе осуществлять только председатель областного Совета, а п. 10 - председатель городского, районного в городе , поселкового, сельского, аульного Совета.
Председатель местного Совета обеспечивает связи и контакты между вышестоящим и нижестоящими Советами.
Во всей своей деятельности председатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и не реже одного раза в год отчитывается перед ним о своей деятельности.
В случае ненадлежащего выполнения своих служебных обязанностей или совершения порочащих его поступков, председатель местного Совета может быть освобожден от занимаемой должности председателем вышестоящего Совета, а председатели областных и Алма-Атинского городского Советов - Президентом Казахской ССР.
Решение об освобождении от занимаемой должности председателя Совета может быть отклонено большинством не менее двух третей от общего числа избранных депутатов соответствующего Совета народных депутатов.
По этим же основаниям председатель Совета может быть освобожен от занимаемой должности путем тайного голосования на сессии Совета, если за это проголосовало не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Совета.
Председатель местного Совета имеет право заявить о досрочном сложении своих полномочий. Решение в этом случае принимается открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа депутатов Совета.
Статья 20. Заместитель председателя местного Совета народных депутатов
Местный Совет народных депутатов по предложению его председателя путем тайного или открытого голосования избирает на сессии Совета из числа депутатов заместителя председателя Совета по организационно-советской работе.
Заместитель председателя Совета по организационно-советской работе:
1) организует подготовку сессий Совета и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
2) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий, проведении приема граждан, отчетов перед избирателями, трудовыми коллективами и общественными объединениями, обеспечивает их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с реализацией прав и обязанностей депутатов, подготавливает по ним предложения для рассмотрения Советом;
3) организует разработку мероприятий по выполнению наказов избирателей и внесение их на рассмотрение Совета;
4) обеспечивает гласность и учет общественного мнения в работе Совета и его органов;
5) организует в соответствии с постановлениями Совета местные референдумы, а так же обсуждение гражданами проектов постановлений Совета, других вопросов местного, республиканского и общесоюзного значения;
6) организует взаимодействие Совета с органами территориального общественного самоуправления;
7) рассматривает заявления, жалобы и обращения граждан, адресованные Совету;
8) издает распоряжения и осуществляет другие полномочия, возложенные на него председателем Совета.
Заместитель председателя Совета может быть досрочно освобожден от должности только Советом. Вопрос об его освобождении может быть внесен на рассмотрение Совета по требованию не менее трети от общего числа избранных депутатов Совета, а также председателем Совета.
Заместитель председателя местного Совета вправе заявить о досрочном сложении своих полномочий. Решение в этом случае принимается открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа депутатов Совета.
Статья 21. Постоянные комиссии местного Совета народных депутатов
Совет на своей сессии образует из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия проведения в жизнь постановлений Совета, законов Казахской ССР и СССР, указов Президента Казахской ССР и Президента СССР, других актов вышестоящих государственных органов, контроля за деятельностью образуемых Советом органов.
Полномочия и порядок деятельности постоянных комиссий определяются Законом Казахской ССР "О постоянных комиссиях местных Советов народных депутатов Казахской ССР".
Статья 22. Депутат местного Совета народных депутатов
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания депутатом и заканчиваются в день избрания депутатов местного Совета народных депутатов нового созыва, либо в случаях, предусмотренных статьей 7 Закона Казахской ССР "О статусе народных депутатов в Казахской ССР".
Депутат обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета и образуемых им органов,несет обязанности перед Советом и его органами, выполняет их поручения.
Функции, полномочия и организация работы депутата в Совете, его органах, в избирательных округах и трудовых коллективах, а также гарантии депутатской деятельности определяются Законом Казахской ССР "О статусе народных депутатов в Казахской ССР", настоящим Законом, Регламентом Совета и другими актами.
Статья 23. Ревизионная комиссия местного Совета народных депутатов
Для контроля за исполнением местного бюджета, финансово-хозяйственной деятельностью исполнительного комитета, его органов, образованных им предприятий, организаций и учреждений Совет избирает на срок своих полномочий ревизионную комиссию. Число членов комиссии определяется Советом. Председатель ревизионной комиссии избирается Советом из числа депутатов. Ревизионная комиссия проводит ревизии в любое время по своему усмотрению, но не реже одного раза в год.
Ревизии могут проводиться и по решению Совета либо его председателя, а также по требованию не менее одной трети от общего числа избранных депутатов Совета.
О результатах ревизионная комиссия сообщает Совету и вносит соответствующие предложения.
Статья 24. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов является исполнительным и распорядительным органом Совета.
Местный Совет за исключением поселкового, сельского, аульного Совета образует исполнительный комитет в составе председателя, заместителей председателя, управляющего делами (секретаря) и членов исполнительного комитета, устанавливает его численный состав. Председатель исполнительного комитета областного Совета является по должности первым заместителем председателя Совета.
Председатель исполнительного комитета:
1) руководит деятельностью исполнительного комитета, ведет его заседания, распределяет обязанности между членами исполнительного комитета;
2) представляет Совету по согласованию с председателем Совета кандидатуры заместителей председателя, управляющего делами (секретаря) и членов исполнительного комитета, руководителей отделов, управлений и других органов исполнительного комитета, предприятий, организаций, учреждений, находящихся в коммунальной собственности, председатель исполнительного комитета областного Совета по согласованию с председателем Совета и кандидатуры других руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений, не относящихся к коммунальной собственности, по представлению вышестоящих органов государственного управления, если законодательством не предусмотрен иной порядок; вносит Совету по согласованию с председателем Совета предложения об их досрочном освобождении:
3) вправе отменять распоряжения заместителей председателя исполнительного комитета в случае несоответствия их законодательству, постановлениям Совета и решениям исполнительного комитета;
4) координирует деятельность отделов, управлений и других органов исполнительного комитета;
5) распоряжается финансовыми ресурсами Совета в порядке и пределах, установленных Советом;
6) подписывает решения исполнительного комитета, договоры, юридические и банковские документы, издает распоряжения;
7) представляет исполнительный комитет в отношениях с юридическими лицами и гражданами.
8) разрабатывает мероприятия по выполнению наказов избирателей, вносит их на рассмотрение Совета, организует совместно с заместителем председателя Совета контроль за их реализацией;
9) замещает председателя Совета в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей;
10) осуществляет другие полномочия в пределах компетенции исполнительного комитета.
Председатель исполнительного комитета может быть досрочно освобожден от должности только Советом. Вопрос об его освобождении может быть внесен на рассмотрение Совета по требованию не менее трети от общего числа избранных депутатов Совета, а также председателем Совета.
В поселковом, сельском, аульном Совете исполнительно -распорядительные функции осуществляются председателем Совета.
Исполнительный комитет подотчетен в своей деятельности как Совету его образовавшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, и отчитывается перед Советом, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан (избирателей) не реже одного раза в год. До утверждения нового состава исполнительного комитета его функции осуществляет исполнительный комитет Совета предыдущего созыва.
Заседания исполнительного комитета Совета проводятся по мере необходимости и правомочны при участии не менее двух третей его членов. Заседания созывает и ведет председатель исполнительного комитета.
Статья 25. Отделы, управления и другие органы исполнительного комитета
Отделы, управления и другие органы исполнительного комитета образуются по представлению исполнительного комитета для осуществления руководства отраслями местного хозяйства и социально-культурным развитием на территории соответствующего Совета.
Отделы, управления и другие органы исполнительного комитета подчиняются в своей деятельности образовавшему их Совету и его исполнительному комитету.
Отделы, управления и другие органы исполнительного комитета отчитываются о своей работе перед Советом и его исполнительным комитетом не реже одного раза в год, а также информируют о своей деятельности население и трудовые коллективы.
Статья 26. Выборы должностных лиц
Кандидатуры для избрания и утверждения на должности в образуемые Советом органы представляются председателем Совета народных депутатов, а в областном Совете и председателем исполнительного Комитета.
Кандидат на выборную должность считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа избранных депутатов Совета. В случае неполучения им большинства голосов, необходимых для избрания, повторное выдвижение этой кандидатуры не допускается.
Статья 27. Возможность совмещения должностей
Председатель Совета, его заместители, лица, занимающие руководящие должности в образуемых Советом органах, руководители подразделений аппарата Совета не могут совмещать исполнение своих обязанностей с предпринимательской деятельностью, должностями в других государственных и хозяйственных органах, кооперативах.
Вопрос о возможности совмещения должности председателя Совета с должностью в политических партиях и общественных объединениях решается соответствующим Советом.
Статья 28. Акты, принимаемые местным Советом народных депутатов и его органами
Местный Совет на сессии принимает постановления.
Председатель местного Совета издает постановления и распоряжения.
Заместитель председателя местного Совета издает распоряжения.
Постоянные комиссии местного Совета принимают постановления и заключения.
Ревизионная комиссия местного Совета составляет акты ревизии.
Исполнительный комитет местного Совета принимает решения.
Статья 29. Постановления местного Совета народных депутатов
Местный Совет в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством Казахской ССР, принимает постановления, обеспечивает их исполнение и осуществляет контроль за проведением постановлений в жизнь.
Постановления местного Совета принимаются открытым голосованием простым большинством от общего числа депутатов, если Советом или настоящим законом не предусмотрен иной порядок голосования, и подписываются председателем Совета.
Постановления местного Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами и их органами, а также расположенными на территории Совета предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Постановления местного Совета доводятся до сведения соответствующих организаций, должностных лиц и граждан не позднее чем в семидневный срок со дня принятия.
В случае невыполнения постановлений Совета предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на его территории, а также гражданами Совет, уполномоченные им органы и должностные лица вправе ставить вопрос об изъятии у них земельных участков, о прекращении пользования ими местными природными ресурсами, лишении налоговых льгот, установленных Советом, входить с представлениями в банковские учреждения о прекращении финансирования, изъятия ссуд у указанных предприятий, организаций, учреждений и граждан, осуществлять другие экономические санкции в соответствии с законодательством, вносить предложения в соответствующие органы о привлечении их руководителей к ответственности.
Статья 30. Регламент местного Совета народных депутатов
Порядок деятельности Совета и его органов определяется Регламентом, разрабатываемым на основе настоящего Закона и утверждаемым на его сессии.
Раздел III
Экономическая и финансовая основы местного
самоуправления
Статья 31. Экономическая база местного самоуправления
Экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, недра, воды, леса, растительный и животный мир) в пределах границ землепользования местных Советов в соответствии с Земельным Кодексом Казахской ССР, коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов органов местного самоуправления и удовлетворения социально-экономических потребностей населения.
Статья 32. Местное хозяйство и его состав
Местное хозяйство Совета народных депутатов состоит из предприятий, организаций, учреждений, объектов производственной и социальной инфраструктуры, являющихся его коммунальной собственностью, и других форм собственности. Их деятельность в установленном законом порядке регулируется Советом.
Коммунальной собственностью административно-территориальной единицы является имущество, передаваемое безвозмездно соответствующему местному Совету Казахской ССР, Союзом СССР, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.
От имени населения административно-территориальной единицы владение, пользование и распоряжение объектами коммунальной собственности осуществляет соответствующий местный Совет народных депутатов непосредственно или через о уполномоченные им исполнительные органы и должностные лица.
Перечень объектов, предприятий, организаций и учреждений коммунальной собственности местного самоуправления определяется Советом народных депутатов по согласованию с вышестоящим и нижестоящими Советами.
В состав местного хозяйства могут включаться с согласия собственника не находящиеся в коммунальной собственности предприятия, организации и учреждения, деятельность которых связана преимущественно с обслуживаением населения, проживающего на территории Совета.
Местный Совет вправе без согласования с вышестоящими органами создавать за счет имеющихся у него средств предприятия и учреждения.