Письмо Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
от 16 февраля 2005 года № 10-1-16/737
на № НК-УМ-3-18/971 от 07.02.2005 г.
Налоговый комитет
Министерства финансов
Республики Казахстан
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, рассмотрев Ваш запрос от 07.02.2005 г. № НК-УМ-3-18/971 по вопросу разъяснения некоторых вопросов касательно порядка исчисления и уплаты социальных отчислений, сообщает следующее.
1. Согласно статье 8 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» (далее - Закон) обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.
Согласно статье 4 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 19.06.1995 года № 2337 «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в Республике Казахстан иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.
В этой связи обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом подлежат иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство в Республике Казахстан и постоянно проживающие в Республике Казахстан.
2. Закон РК «Об обязательном социальном страховании» регулирует отношения, связанные с созданием дополнительных форм социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования в зависимости от наступления случая социального риска по видам обязательного социального страхования, предусмотренным настоящим Законом.
Пунктами 1-2 статьи 33 Венской Конвенции, заключенной 18 апреля 1961 года «О дипломатических сношениях» предусмотрено, что постановления о социальном обеспечении действующие в государстве пребывания не распространяются на дипломатического агента в отношении услуг, оказываемых аккредитующему государству, а также на домашних работников, которые находятся исключительно на службе у дипломатического агента, при условии:
а) что они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;
б) что на них распространяются постановления о социальном обеспечении, действующие в аккредитующем государстве или в третьем государстве.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что дипломатический агент, нанимающий лиц, на которых не распространяется изъятие, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.