Рассмотрение гражданских дел по спорам о государственных закупках
Е.А. Кан, прокурор отдела Департамента по надзору за законностью судебных актов и исполнительного производства по гражданским и административным делам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
16 мая 2002 года Парламентом Республики Казахстан был принят Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон). Одним из принципиальных новшеств данного Закона является распространение принципов правового регулирования процесса государственных закупок на закупки, осуществляемые не только за счет средств государственного бюджета, но и на закупки, осуществляемые за счет денег, имеющихся в распоряжении всех государственных органов, государственных учреждений, государственных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилиированных с ними юридических лиц. Основными принципами правового регулирования процесса государственных закупок являются: 1) оптимальное и эффективное расходование используемых для закупки денег; 2) предоставление всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом; 3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков; 4) гласность процесса государственных закупок. Вместе с тем, как показывает анализ проверок, проведенных органами прокуратуры, не всегда на практике указанные принципы соблюдаются. За 2003-2005 годы органами прокуратуры проведены проверки в центральных государственных органах, национальных компаниях, акиматах всех уровней, республиканских и государственных предприятиях и аффилиированных с ними юридических лиц. Анализ проверок показывает, что все нарушения, допускаемые в процессе государственных закупок, однотипны и носят систематический характер. Эти нарушения выражены в неправомерном избрании способа закупок; незаконном составе конкурсной комиссии; участии в одном конкурсе аффилиированных между собой потенциальных поставщиков; незаконном отклонении заявок потенциальных поставщиков; неправомерном принятии комиссией решений об определении победителя, заявка которого подлежит отклонению, ненадлежащем исполнении договоров о государственных закупках. Самыми распространенными являются нарушения принципов добросовестной конкуренции и предоставления всем потенциальным поставщикам равных возможностей участия в процессе государственных закупок. Массовый характер приобрели случаи участия в конкурсах юридических лиц, не соответствующих по тем или иным причинам квалификационным требованиям. Распространено участие аффилиированных друг с другом лиц, с которыми впоследствии заключаются договоры по завышенным ценам и на невыгодных условиях. Это является грубейшим нарушением требований Закона и фактически сводит на нет его назначение - создание конкурентной среды с целью минимизации расходов. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|