|
|
|
З а к о н
Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21.12.95 г. № 2707
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Органы внутренних дел Республики Казахстан Органы внутренних дел Республики Казахстан - вооруженная правоохранительная система государственного управления, осуществляющая исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, защищающая конституционные права и интересы личности, гражданина и государства.
Статья 2. Система органов внутренних дел Единую систему органов внутренних дел Республики Казахстан составляют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, подчиненные ему управления внутренних дел областей и на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые подразделения органов внутренних дел, а также особых и режимных объектов, учебные заведения, учреждения и организации. Органы внутренних дел на местах состоят из подразделений, обеспечивающих охрану общественного порядка, подчиненных Министерству внутренних дел Республики Казахстан и местным органам исполнительной власти, а также из оперативно-следственных подразделений, находящихся в непосредственном подчинении Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Структуру органов внутренних дел определяет Министерство внутренних дел Республики Казахстан и утверждает Правительство Республики Казахстан.
Статья 3. Принципы деятельности органов внутренних дел Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, гласности, взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами, населением.
Статья 4. Задачи органов внутренних дел Задачами органов внутренних дел в соответствии с настоящим Законом являются: - защита конституционных прав личности, гражданина; - обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; - борьба с преступностью; - исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах компетенции; - осуществление контроля за соблюдением законов, норм, правил и стандартов в сфере дорожного движения в части обеспечения его безопасности и мер государственного разрешения на участие в нем водителей и автомототранспортных средств; - обеспечение надзора за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах, на объектах хозяйствования, независимо от форм собственности, и пожаротушение. Запрещается привлекать органы внутренних дел для выполнения задач, не возложенных на них законодательством.
Статья 5. Полномочия Министра внутренних дел, начальников управлений внутренних дел областей в отношении частей и соединений внутренних войск Министр внутренних дел Республики Казахстан, начальники управлений внутренних дел областей являются старшими оперативными начальниками в отношении соединений и частей внутренних войск, дислоцированных на подведомственной территории и выполняющих задачи по охране общественного порядка, охране исправительно-трудовых учреждений и при чрезвычайных обстоятельствах.
РАЗДЕЛ II
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья 6. Правовая основа деятельности органов внутренних дел Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон, иные законодательные и нормативные акты Республики Казахстан.
Статья 7. Правовое положение работников органов внутренних дел и гарантии их деятельности Лицо, состоящее на службе в органе, подразделении, учебном заведении или учреждении Министерства внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное воинское звание, является работником органов внутренних дел и на него распространяются положения настоящего Закона. Перечень специальных воинских званий определяется законом, а порядок их присвоения - Кабинетом Министров Республики Казахстан. Работнику органов внутренних дел в подтверждение его личности и полномочий выдаются служебное удостоверение и жетон единого образца, он обеспечивается бесплатно форменным обмундированием, образцы которого утверждаются Кабинетом Министров Республики Казахстан. Работник органов внутренних дел является представителем власти, находится под защитой государства и при исполнении служебных обязанностей обладает правом неприкосновенности. Законные требования работника органов внутренних дел обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Действия работника органов внутренних дел, которыми временно ограничиваются права граждан, сопровождаются словами: "Именем Закона". Каждое частное лицо в таком случае обязано беспрекословно подчиниться и выполнить требования работника органов внутренних дел. Невыполнение законных требований работника органов внутренних дел, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество, другие действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, а также посягательство на жизнь, здоровье, честь и имущество членов семьи и близких родственников работника органов внутренних дел, в связи с выполнением им служебного долга, влекут установленную законом ответственность. Работники органов внутренних дел имеют право на обжалование в суд принимаемых в отношении их решений должностных лиц органов внутренних дел в порядке, предусмотренном законом. Показания работника органов внутренних дел по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке. На работников и пенсионеров органов внутренних дел распространяются все льготы и преимущества, устанавливаемые актами Республики Казахстан и местной администрацией для военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны и органов национальной безопасности республики.
Статья 8. Прохождение службы в органах внутренних дел Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел регламентируются настоящим Законом и Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Казахстан. Не допускается создание в системе органов внутренних дел общественных объединений, преследующих политические цели. Продолжительность привлечения работников органов внутренних дел для обеспечения охраны общественного порядка в иные регионы республики или для участия в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств не должна превышать трех месяцев. При этом срок службы исчисляется из расчета один месяц за три, выплачивается повышенное денежное содержание. Работникам органов внутренних дел запрещается организация забастовок и участие в их проведении, занятие предпринимательской деятельностью, в том числе коммерческое посредничество, а также совместительство на предприятиях, в учреждениях и организациях других министерств и ведомств, частных и акционерных, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности.
Статья 9. Обязанности органов внутренних дел Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны: 1. Защищать права и свободы граждан от противоправных посягательств. 2. Защищать имущество всех форм собственности. 3. Охранять общественных порядок. 4. Выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать преступления. 5. Осуществлять дознание и следствие. 6. Разыскивать лиц, совершивших преступление, скрывшихся от следствия, дознания, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести, а также других лиц, розыск которых возложен на органы внутренних дел. 7. Устанавливать и осуществлять в соответствии с законодательством административных надзор, а также контроль за лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, или в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено. 8. Оказывать неотложную помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном состоянии. 9. Участвовать в соответствии с законодательством в обеспечении и соблюдении правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Республики Казахстан или отдельных местностях. 10. Осуществлять контроль за дорожным движением, соблюдением правил, нормативов и стандартов в этой сфере; регистрацию и учет автомототранспортных средств; принимать экзамены на право управления транспортными средствами и выдавать водительские удостоверения, проводить государственный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов. 11. Контролировать соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых, наркотикосодержащих и других веществ, предметов и материалов, оружия, боеприпасов; открытие и функционирование объектов по перечням, определяемым законодательством Республики Казахстан. 12. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами правил паспортной системы. 13. Исполнять законодательство Республики Казахстан о гражданстве, миграции, въезде и выезде граждан Республики Казахстан, по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. 14. Осуществлять на договорной основе охрану объектов согласно перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Казахстан, а также имущества юридических и физических лиц. 15. Исполнять постановления суда, прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по их вызову, а также постановления, приговоры, определения о заключении под стражу, постановления судьи об административном аресте. 16. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. 17. Исполнять в пределах компетенции уголовные наказания и административные взыскания. 18. Охранять и конвоировать задержанных и заключенных под стражу лиц. 19. Исполнять приговоры судов в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ссылке и другим видам уголовного наказания, исполнение которых законодательством возложено на органы внутренних дел. 20. Осуществлять надзор за состоянием противопожарной безопасности на объектах хозяйствования всех форм собственности и руководство подразделениями всех видов пожарной охраны, специализированными региональными отрядами военизированной пожарной охраны. 21. Принимать неотложные меры по ликвидации пожаров, а также для спасения людей и оказания им помощи. 22. Организовывать специальные военные перевозки. 23. Разрабатывать и осуществлять меры по повышению устойчивости работы органов внутренних дел в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время. 24. Участвовать в проведении карантинных мероприятий. Обязанности и права подразделений следствия, экспертно-криминалистических, дознания, уголовно-исполнительной системы регламентируются соответствующим законодательством. При информировании о состоянии правопорядка и мерах по его укреплению в средствах массовой информации и по другим каналам не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную, служебную, коммерческую тайну, сведения об обстоятельствах личной жизни, затрагивающие честь и достоинство граждан, и такие же сведения из находящихся в производстве уголовных дел. Работник органов внутренних дел на всей территории республики, независимо от занимаемой должности и внутриведомственной подчиненности, времени, в случае обращения к нему граждан и должностных лиц с заявлением или сообщением о правонарушении либо в случае непосредственного обнаружения такового, обязан использовать всю полноту предоставленных ему прав к пресечению правонарушения, оказанию помощи нуждающимся в ней, задержанию правонарушителя, охране места происшествия, а также для информирования ближайшего органа внутренних дел.
Статья 10. Права органов внутренних дел Органам внутренних дел для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права: 1. Требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий органов внутренних дел; в случае этих требований применять соответствующие меры принуждения, вплоть до специальных средств и огнестрельного оружия. 2. Задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц, в отношении которых в соответствии с законом применены определенные виды ограничения личной свободы. 3. Вызывать в органы внутренних дел граждан по делам и материалам, находящимся в их производстве, получать от граждан объяснения, справки, документы и снимать копии с них. 4. Проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел. 5. Составлять протоколы об административных правонарушениях, доставлять правонарушителей в органы внутренних дел, задерживать их, производить досмотр лиц, вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, применять другие, предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 6. Осуществлять гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, в том числе с привлечением к сотрудничеству граждан на добровольной основе, с использованием технических средств, включая кино-, видео-, фото- и звукофиксацию, а также прослушивание по возбужденным уголовным делам с санкции прокурора переговоров, ведущихся с телефонов и иных переговорных устройств, для обнаружения, пресечения, раскрытия преступлений, использовать полученные данные в случаях и порядке, предусмотренных законом. 7. Вести учет лиц, взятых под административный надзор, осуществлять за ними контроль, применять к ним ограничения, предусмотренные законодательством. 8. Задерживать военнослужащих, совершивших правонарушение, и передавать их военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам. 9. Задерживать и содержать в приемниках-распределителях для несовершеннолетних лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста и совершивших правонарушение, если необходима их немедленная изоляция, а также направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения, доставлять в органы опеки и попечительства безнадзорных детей и подростков. 10. Доставлять в специальные медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо могущих принести вред окружающим или себе, а находящихся в жилище и совершающих правонарушения - по заявлению проживающих с ними граждан. 11. Выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию. Производить фотографирование, звуко-, кино- и видеофиксацию, дактилоскопирование, получать иные необходимые для идентификации личности данные и регистрировать следующих лиц; - задержанных по подозрению в совершении преступлений; - заключенных под стражу; - обвиняемых в совершении преступлений; - судимых за умышленные преступления и освобожденных из мест лишения свободы; - подлежащих взятию под административный надзор милиции; - совершивших правонарушение в сфере бытовых отношений; - злоупотребляющих спиртными напитками и алкоголиков; - совершивших мелкое хулиганство и мелкое хищение; - потребляющих наркотики без назначения врача; - содержащих притоны, а также посещающих такие притоны; - иных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. 12. Безвозмездно проводить экспертизы по уголовным делам, ревизии и необходимые исследования по материалам проверок, привлекать специалистов для участия в следственных действиях и розыскных мероприятиях. 13. При наличии предусмотренных законом оснований, в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, проникать в любое время суток в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на земельные участки, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (кроме дипломатических представительств), обследовать их, а также находиться там до завершения проводимого мероприятия. 14. Временно ограничивать или запрещать при необходимости движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также все виды производственных работ на них; контролировать деятельность министерств, ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, в части обеспечения безопасности дорожного движения и выдавать обязательные для исполнения предписания; запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или окружающей среде; в целях обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения правонарушений останавливать транспортные средства и проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, путевые листы и документы на перевозимый груз; производить в предусмотренных законом случаях досмотр транспортных средств; отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами; в соответствии с законодательством налагать меры административного взыскания на правонарушителей, задерживать и доставлять на специальные площадки транспортные средства для временного хранения; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, а также образцов новой автомототранспортной техники; согласовывать проекты правил, нормативов и стандартов, относящихся к безопасности дорожного движения, а также строительству и реконструкции улиц и дорог, конструкций транспортных средств и учебных программ по подготовке водителей. 15. Проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц на предмет употребление алкоголя, наркотических и других психотропных средств либо направлять или доставлять их для его проведения в медицинские учреждения. 16. Ограничивать или временно запрещать доступ граждан на отдельные участки и территории, обязывать их покидать определенное место в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. 17. При проведении совместных с внутренними войсками мероприятий по розыску бежавших из-под стражи лиц, карантинных мероприятий, а также в местах массового произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений, нереста ценных пород рыб, на территории национальных парков, государственных заповедников и заказников устанавливать совместно с иными органами контрольно-пропускные пункты. 18. Выдавать разрешения предприятиям, учреждениям и организациям на приобретение, хранение, перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих химических, ядовитых и других предметов, веществ и материалов по перечням, определяемым законодательством Республики Казахстан, а гражданам - на приобретение, ношение и хранение огнестрельного оружия и боевых припасов, аннулировать эти разрешения, осматривать с участием администрации помещения, где находятся указанные предметы, вещи, материалы, осматривать имеющиеся у граждан оружие, боеприпасы и места их хранение с целью контроля соблюдения правил обращения с ними; выдавать разрешения на открытие оружейно-ремонтных, пиротехнических, штемпельно-граверных предприятий, магазинов, торгующих оружием, стрелковых тиров и стендов, аннулировать эти разрешения при нарушении установленного порядка их деятельности; изымать у предприятий, учреждений, организаций и граждан оружие и боеприпасы при нарушении правил их хранения и использования, а также в других случаях, предусмотренных законом. 19. Получать от должностных лиц и других работников предприятий, учреждений, организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, а также от лиц, занятых предпринимательской деятельностью, сведения, документы и письменные объяснения при проверке заявлений и правонарушениях. 20. Получать по возбужденным уголовным делам беспрепятственно и безвозмездно в банках, финансово-кредитных учреждениях, независимо от форм собственности, а также в учреждениях Госкомстата статистическую, оперативную и отчетную информацию, в том числе компьютерную, о кредитно-денежных операциях физических и юридических лиц; опечатывать кассы, другие места хранения денег, товарно-материальных ценностей и документов, принимать иные меры, обеспечивающие их сохранность; производить контрольные закупки, изымать образцы сырья, полуфабрикатов и продукции. 21. Осуществлять в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от их принадлежности и форм собственности, контроль исполнения актов органов государственной власти и управления по вопросам пожарной безопасности, проводить в присутствии представителей администрации проверку выполнения противопожарных требований, стандартов, норм и правил, направлять руководителям предприятий, учреждений, организаций, другим должностным лицам и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по предотвращению пожаров. 22. Назначать обязательные для проведения за счет министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, независимо от форм собственности, экспертизы для установления причин пожаров, а также контрольные испытания оборудования, изделий, веществ, материалов для определения степени их пожароопасности. 23. Приостанавливать, независимо от форм собственности, частично или полностью, работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, электрических сетей, приборов отопления и ведение пожароопасных работ при нарушениях правил пожарной безопасности, создающих угрозу пожара, а также при невыполнении предусмотренных проектом или нормами проектирования противопожарных требований при строительстве, реконструкции, расширении или техническом перевооружении объекта, предприятия, учреждения, сооружения, здания. 24. Контролировать готовность противопожарных подразделений населенных пунктов и объектов к борьбе с пожарами, независимо от их ведомственной принадлежности. 25. Осуществлять контроль за исполнением проектными и строительными организациями всех форм собственности противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, зданий, сооружений. Участвовать в работе комиссий по выбору земельных участков и приемке в эксплуатацию зданий, предприятий и сооружений. 26. Согласовывать проекты стандартов, нормы и правила, устанавливающие требования пожарной безопасности, а также проектные нарушения на строительство объектов, на которые отсутствуют нормы и правила. 27. Привлекать в чрезвычайных ситуациях силы и средства противопожарных и аварийно-спасательных служб, транспортные и другие материально-технические средства, независимо от их ведомственной принадлежности. В случае необходимости отдавать распоряжения на эвакуацию людей, материальных ценностей из опасной зоны, приостанавливать работу цехов и объектов на период проведения спасательных работ и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 28. Поощрять граждан, отличившихся в спасении людей и имущества, в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, объявлять о вознаграждении за содействие в пресечении и раскрытии преступлений и иных правонарушений, в поимке преступников и выплачивать его гражданам и организациям. 29. Вносить в государственные органы, общественные объединения, должностным лицам, частным владельцам обязательные для исполнения представления и предписания о мерах по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, а в случае их непринятия привлекать виновных к предусмотренной законом ответственности. 30. Безвозмездно и беспрепятственно пользоваться в служебных целях всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, в том числе экспрессами (кроме дипломатического транспорта и легкового такси), в сельской местности - попутным транспортом, а также проездом на поездах, морских и речных судах в пределах обслуживаемых участков, с возмещением расходов владельцам транспорта за счет средств бюджета. Транспорт, принадлежащий гражданам на правах личной собственности, используется с их согласия. 31. Использовать при отсутствии иных возможностей транспортные средства, независимо от форм собственности (кроме дипломатических представительств иностранных государств), для проезда личного состава к местам происшествий, стихийных бедствий, перевозки средств их ликвидации, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также в иных случаях, не терпящих отлагательства, с возмещением ущерба владельцам в случае его нанесения, а также расходов - за счет средств органов внутренних дел. 32. Использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а в неотложных случаях - гражданам, с их согласия, с последующей компенсаций. 33. По предъявлении командировочного удостоверения приобретать вне очереди проездные документы на все виды транспорта и получать место для проживания в гостиницах. 34. Органы внутренних дел Республики Казахстан вправе сотрудничать с соответствующими органами других стран, с международными организациями по борьбе с преступностью на основе двусторонних и многосторонних соглашений, действие которых регламентируется нормами международного права.
Статья 11. Ответственность органов внутренних дел Органы внутренних дел, их работники ответственны перед гражданами, государством за состояние защиты их законных прав и интересов, обеспечение правопорядка в сфере своей компетенции. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своего служебного долга работники органов внутренних дел несут дисциплинарную и уголовную ответственность. Органы внутренних дел при нарушении их работниками прав и законных интересов граждан обязаны восстановить эти права, возместить ущерб юридическим и физическим лицам, нанесенный работниками, и обеспечить привлечение виновных к ответственности. В случае, если работнику органов внутренних дел отданы явно противоречащие закону приказ и распоряжение, он руководствуется законом и находится под его защитой. Сознательное выполнение незаконного приказа или распоряжения не освобождает работника органов внутренних дел от ответственности. Ответственность за незаконный приказ, распоряжение несет также должностное лицо, отдавшее его. Не признаются нарушением закона действия работника органов внутренних дел в ситуации оправданного профессионального риска. Риск признается оправданным, если совершенные действия объективно вытекали из сложившихся обстоятельств, а законная цель не могла быть достигнута без совершения такого действия, и работник органов внутренних дел, допустивший риск, предпринял в создавшейся обстановке все возможные меры для предотвращения причиненного вреда. Действия работников органов внутренних дел могут быть обжалованы в судебном порядке.
РАЗДЕЛ III
ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Статья 12. Цель и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия
Работникам органов внутренних дел предоставляется право ношения, хранения и применения специальных средств и огнестрельного оружия. Специальные средства и огнестрельное оружие применяются с учетом характера нарушения правопорядка, личности нарушителя, конкретной ситуации в целях прекращения общественно опасного деяния или задержания и доставления в органы внутренних дел лица, совершившего его.
Статья 13. Применение специальных средств
Работники органов внутренних дел имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, боевые приемы борьбы, служебных животных, а также бронемашины и другие специальные и транспортные средства: - для отражения нападений на граждан, работников органов внутренних дел и иных лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также для освобождения заложников; - для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка; - для отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие гражданам, государственным и общественным органам, предприятиям, учреждениям, а равно для освобождения их от захвата; - для задержания правонарушителей, если они оказывают неповиновение или сопротивление работникам органов внутренних дел, иным лицам, выполняющим возложенные на них обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, их доставления в органы внутренних дел, конвоирования и охраны задержанных, заключенных под стражу лиц, подвергнутых административному аресту, либо, если имеются достаточные основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе, а также в отношении лиц, умышленно препятствующих работникам органов внутренних дел осуществлять возложенные на них законом обязанности. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления. Перечень специальных средств определяется Кабинетом Министров Республики Казахстан.
Статья 14. Применение огнестрельного оружия.
Работники органов внутренних дел в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: - для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, а равно освобождения заложников; - для отражения группового или вооруженного нападения на работников органов внутренних дел и членов их семей, других лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также иного нападения, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности; - для отражения группового или вооруженного нападения на жилые помещения граждан, на специально охраняемые органами внутренних дел объекты, помещения государственных предприятий, учреждений, организаций, отражения нападения на войсковой или служебный наряд органов внутренних дел; - для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление, либо застигнутых при совершении тяжкого преступления, совершающих побег из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), а также для задержания вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия; - для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется неоднократным законным требованиям работников органов внутренних дел остановиться, и ставит тем самым под угрозу жизнь и здоровье граждан; - для защиты от нападения животных; - для предупреждения о применении оружия, подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, воздушного судна либо угрожающего жизни группового нападения. Во всех случаях применения оружия работник органов внутренних дел обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и информирования прокурора.
РАЗДЕЛ IV СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Статья 15. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья работника органов внутренних дел Работники органов внутренних дел подлежат государственному обязательному личному страхованию за счет средств республиканского бюджета, порядок и условия которого устанавливаются законодательством Республики Казахстан. В случае понижения работника органов внутренних дел в должности вследствие ранения, телесного повреждения, заболевания, полученных в период прохождения службы, производится выплата денежного содержания по последней перед понижением должности за счет средств органов внутренних дел. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику органов внутренних дел в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств органов внутренних дел с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При получении работником органов внутренних дел в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств государственного обязательного личного страхования с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. В случае гибели работников органов внутренних дел в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти после увольнения со службы вследствие травмы, заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) по последней занимаемой должности из средств государственного обязательного личного страхования. За детьми погибшего (умершего) до достижения ими совершеннолетия, а также за нетрудоспособными членами семьи, находившимися на его иждивении, сохраняется право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива, эксплуатационных расходов. В случае гибели работника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей семье погибшего или его иждивенцам назначается (пожизненная) пенсия в связи с потерей кормильца в размере ежемесячного денежного содержания.
Статья 16. Обеспечение работников органов внутренних дел жилой площадью
Работники органов внутренних дел пользуются правом первоочередного обеспечения жилой площадью из соответствующих фондов. Жилая площадь, занимаемая для постоянного проживания работниками органов внутренних дел в домах государственного и ведомственного жилого фонда, состоящими на службе более двадцати календарных лет, передается по желанию работников в личную собственность им и их семьям безвозмездно. Органы внутренних дел имеют право покупать жилье для своих работников за счет имеющихся средств. Органы исполнительной власти предоставляют работникам органов внутренних дел за счет своих бюджетных средств беспроцентные или льготные ссуды на индивидуальное, кооперативное жилищное и дачное строительство с погашением ссуды в установленном законом порядке. Не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения работники органов внутренних дел, проработавшие в указанных органах и прожившие в служебных помещениях свыше десяти лет.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |