|
|
|
16.09.2006 Изменилась программа подготовки водителей
Ирина Лукьянина Департамент дорожной полиции МВД Республики Казахстан
Признайтесь: когда рядом с вами на дороге появляется машина с буквой «У» в красном треугольнике, по коже пробегают мурашки. Никогда не знаешь, что выкинет новичок в следующую секунду. С начала года по вине водителей транспортных средств, стаж которых за рулем составляет до 1-го года зарегистрировано 396 дорожно-транспортных происшествий. В результате таких ДТП по вине вчерашних выпускников автошкол погибло 88 человек (это почти в половину больше, чем за аналогичный период прошлого года) и 558 - получили травмы различной степени тяжести. Основные причины таких ДТП - это отсутствие культуры вождения, пренебрежение Правилами дорожного движения и слабая подготовка водителей. Одной из основных причин слабой подготовки водителей и культуры их вождения являлось отсутствие единых учебных программ по подготовке и переподготовке водительских кадров различных категорий, при этом обучение кандидатов в водители транспортных средств производилось по программам, содержание которых уже не отвечало требованиям сегодняшнего дня. В связи с изменениями, внесенными в Закон Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения» 10 января 2006 года, Министерство внутренних дел уполномочено определять порядок подготовки водителей транспортных средств. Ранее этими вопросами занималось Министерство образования и науки. МВД при согласовании с другими заинтересованными государственными органами проделана большая работа по разработке новых Программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, предусматривающих увеличение сроков обучения. В июле т.г. Министром внутренних дел подписан Приказ, утверждающий Правила и Программы подготовки водителей транспортных средств, который в настоящее время вступил в законную силу. В чем отличие? В частности, в данной программе предусмотрено увеличение количества часов обучения практическому вождению автомобиля на 30 процентов по сравнению с прежними нормами. Так, например, для подготовки водителей распространенной категории «В» количество часов по практической части увеличено с 30 до 40 часов. Много это или мало? Для сравнения приведу таблицу с данными по количеству часов для подготовки водителей категории «В» в некоторых странах Европы.
Количество часов для подготовки водителей категории "В" в некоторых странах Европы
40 часов вождения, по мнению руководства Департамента дорожной полиции МВД РК, вполне достаточно, чтобы дать первоначальные навыки управления автомобилем. Настоящий опыт все равно приходит к водителю только после того, как он проедет 100 тыс. км. А на это требуется от трех до пяти лет. В автошколах закладываются лишь некие основы умения, а развить их зависит от самого водителя, его качеств, способностей. Ведь такие страны, как Германия, Финляндия, страны Балтии отличаются развитой автомобилизацией и низким уровнем аварийности, хотя количество часов на обучение у них в несколько раз меньше, чем у нас. В учебном процессе произошли и качественные изменения. Отныне курсантам предстоит изучать ряд новых тем и вопросов. Разделы тематических планов по предметам «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», «Вождение автомобиля» дополнены темами «Действия водителя в штатных и нештатных режимах движения» и «Совершенствования навыков вождения автомобиля в различных условиях дорожной обстановки». Известно, что количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях может существенно уменьшиться, если пострадавшие в первые минуты после ДТП получили первичную медицинскую помощь. Поэтому увеличено количество часов на такой предмет как «Оказание первой медицинской помощи». Так для подготовки водителей категории «В» по данному предмету предусмотрено 8 часов теоретических и 16 часов практических занятий. Как видно из приведенной выше таблицы, увеличилось и общее количество часов для подготовки водителей категории «В» с 220 до 268. Продолжительность же учебного времени не должна превышать в рабочие дни - 4 часов, в предвыходные и выходные дни - 6 часов. Обычно в автошколах занятия проходят через день, т.е в среднем 3-4 раза в неделю. Таким образом, на обучение категории «В» автошколам потребуется 3,5-4,5 месяца. Коснулись нововведения и подготовки водителей автобусов. Ранее, чтобы получить категорию «Д» (право управления автобусами), необходимо было иметь категории «ВС» и водительский стаж. Сегодня такая возможность осуществить свою переподготовку у водителей осталась, только существенно увеличилось количество учебных часов. В новой Программе предусмотрены возможности обучаться категории «Д», имея категорию «С» и не имея водительского стажа. Также сейчас можно пройти переподготовку с категории «В» на «Д». Стала возможным получить сразу категорию «Д», не имея вообще водительской категории. Так, например, количество часов для подготовки водителей категории «Д» распределены следующим образом: для неимеющих водительской категории - 804 часа, в том числе 135 часов практического вождения (исходя из того, что в день курсантам нельзя обучаться более 4 часов, а в выходные 6-ти часов и из графика 4 занятия в неделю, то обучающим придется грызть «гранит науки» 7-8 месяцев) ; для водителей категории «В» - 296 (вождение-24) часов; для водителей категории «С», имеющим водительский стаж - 234 (16), не имеющим такового - 346 (50) часов. Кроме того, теперь у водителей автобусов, имеющих только категорию «Д», появилась возможность осуществить переподготовку на категорию «В» или «С» (общее количество часов по каждой категории - 75).
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
На сегодняшний день, подготовка и переподготовка водительских кадров осуществляется организациями и предприятиями с различной формой собственности, имеющими разрешение на занятие данным видом деятельности, которая в соответствии с законодательством Республики Казахстан не лицензируется. Контроль за качеством подготовки водительских кадров и соответствием учебной организации предъявляемым требованиям для подготовки водителей, производится дорожной полицией органов внутренних дел. На территории республики подразделениями дорожной полиции зарегистрировано 935 учебных организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водительских кадров. Из них за текущий год проверено 878 организаций, т.е. 94 %, при этом приостановлена деятельность 65 учебных организаций до устранения выявленных недостатков, по качеству подготовки водителей и соответствию учебной организации предъявляемым требованиям. Ежегодно указанными организациями подготавливается до 280 тысяч водителей различных категорий.
А КАК У НИХ ?
В США обязательное посещение автошколы - только для подростков 15--18 лет, чтобы получить временные (с большим числом ограничений) права на вождение автомобиля и для пожилых людей (старше 80 лет). Для людей в полностью дееспособном возрасте - тем, кто уже старше 18 но и еще однако моложе 80 лет - и при нормальном сравнительно общем их физическом состоянии никаких автошкол для получения самого массового типа водительских прав и вообще не требуется. Ответить на вопросы ( простейшего выбора наиболее подходящего по ситуации из нескольких альтернативных ответов) теста письменного - проставить то есть требуется на бланке предложенном галочки в подходящих к тому по смыслу местах - и сдать несложный экзамен на вождение. Абсолютное большинство населения Америки проходит эти испытания с первого захода без каких-либо трудностей. В Финляндии в 1990 году было введено двухстадийное обучение водителей-новичков. В состав обучения включили, в частности, курс вождения в темное время суток и курс вождения на скользкой дороге. Водительское удостоверение, получаемое после сдачи первой стадии обучения, является временным. Постоянное водительское удостоверение может быть получено только после сдачи второй стадии обучения. В Литве же с 1 апреля прошлого года теоретический курс в автошколах стал короче в 2-3 раза (было 502 часа, сейчас 240), зато удлинился и ужесточился экзамен по практическому вождению. Так, сдавая экзамен на категорию "В", литовским курсантам придется прослушать 60-часовой теоретический курс, на категорию "С" - 50-часовой. Вместо принятых ранее 5 категорий ТС, в Литве введены 7 основных и 7 дополнительных - всего 14 категорий. Обладателей старых водительских прав это не пугает. В процессе обмена документов им засчитываются имеющаяся и более низкая категория. Например, если человек ездил по категории "В", ему дополнительно засчитывается категория В1, если у него категория "С" - плюс "С1". Чтобы проще было разобраться в категориях, на водительских правах будут обозначены графические изображения соответствующего ТС. К экзаменам на низшие категории в Литве теперь можно готовиться самостоятельно. То же относится и к категории "В", если у будущего водителя среднее образование. Но ему придется прослушать краткий курс по вождению. Самостоятельно можно готовиться к экзамену и в том случае, если возникла необходимость получить более низкую категорию, например из категории "В" перейти на категорию "А". При сдаче экзаменов на категории "А", "В" и "С" будущим водителям предстоит отвечать на 35 вопросов при лимите в 2 ошибки. Интересна и такая особенность. Экзамен на вождение сдается на автомобиле с механической коробкой передач. Если человек все же сдает его на машине с автоматической коробкой передач, это должно быть отражено в водительских правах и впредь ему будет позволено эксплуатировать автомобили только с коробкой-"автоматом". При желании пересесть на машину с механической коробкой передач придется пересдавать экзамен по вождению.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |