10.11.2006
Комментарий юриста Садыкова на новую Конституцию Кыргызстана
БИШКЕК (АКИpress) - 8 ноября 2006 года Жогорку Кенеш Кыргызстана принял новую редакцию Конституции КР. Сегодня, 9 ноября 2006 года, Президент Курманбек Бакиев подписал новую Конституцию. Агентство АКИpress в этой связи обратилось за комментарием к руководителю Института конституционной политики Нурлану Садыкову.
- Как вы считаете, какую конституцию мы получили? Насколько это пропарламентская, пропрезидентская форма правления?
- Думаю, что мы получили очень сильно видоизмененную конституцию. По тексту вроде знакомые положения, но если вникнуть в содержание, то мы получили достаточно большие изменения в конституцию. Например, статья 20 регулирует вопросы получения двойного гражданства. Ведь сколько споров шло в гражданском обществе по этому вопросу. Здесь законодатели я считаю, поступили очень гибко, решив, что вопросы двойного гражданства должны регулироваться законами либо международными соглашениями заключенными Кыргызской республикой.
- То есть получается, что отныне можно иметь двойное гражданство?
В принципе, да. Видимо это будет зависеть от выбора страны. То есть там, где по сути можно иметь двойное гражданство. Как я понимаю, отныне законодатель вправе подписать какой-то закон, а правительство подписать какое-то международное соглашение.
- Как изменяются полномочия президента, парламента и правительств?
- Надо отметить, что формируется новая политическая система в нашей конституции. Так статья 69 конституции предусматривает, что правительство формируется политической партией, которая набирает более 50% от числа депутатов избранных по партийным спискам. Я считаю, что это очень большой шаг вперед
Количество депутатов теперь составляет 90 человек, вместо 75. Теперь, видимо в соответствии с новой конституцией будут назначены довыборы. Я отмечу также очень важное изменение в статье 69, касающееся того, что политическая партия, которая победит на выборах и наберет более 50%, будет представлять кандидатуру премьер-министра на утверждение президента.
- А какие конкретно изменения коснулись полномочий президента?
- В полномочиях президента мы также видим очень большие изменения, например, отсутствует такое полномочие как назначение председателя СНБ. Эта функция теперь находится под правительством. Тем самым новая конституция ответила на вопрос: кто же должен отвечать за национальную безопасность. Таким образом, правительство отвечает как за внутреннюю, так и за внешнюю безопасность.
Очень сильно видоизменена теперь роль администрации президента, которая на сегодняшний день фактически дублировала правительство. В тексте статьи 46 говорится, что президент формирует аппарат президента КР. То есть это теперь будет всего лишь аппарат, который будет заниматься техническим обеспечением деятельности президента.
В полномочиях президента также появились такие функции как освобождение от должности c согласия парламента Генпрокурора, председателя НБКР, глав Центризбиркома и Счетной палаты. Ранее он мог их освобождать их без согласия.
- А что касается полномочий парламентариев?
- Очень важные изменения произошли в статье 58 новой редакции конституции, где говорится о полномочиях Жогорку Кенеша. В этом тексте говорится, что ЖК утверждает структуру правительства по предложению премьер-министра. В действующей конституции структура определялась президентом. Также парламент теперь будет избирать членов правительства, кабинет министров будет формироваться премьер-министром. Парламент также имеет право выражать недоверие правительству.
- Складывается такое впечатление, что «бодались» президент и парламент, а усилился премьер-министр…
- Я думаю, это нормальный результат, что премьер-министр стал более независимым. Действительно, можно сказать, что президент и парламент «бодались» за полномочия, а усилился в итоге премьер-министра. Но ведь депутаты всегда говорили: отдайте экономическую власть правительству. Я думаю, что это нормально, что премьер-министр стал более независимым.
- Но глава правительства теперь более подконтролен Жогорку Кенешу?
- Да, согласно новой редакции это так.
- А в какой части он подконтролен президенту?
- Президент сохраняет право освобождать от должности министров. Так, в статье 46 говорится, во-первых, что президент утверждает в должности Премьер-министра КР; а, во-вторых, освобождает по собственной инициативе или по предложению Премьер-министра КР члена Правительства КР.
- Какие важные поправки, по-вашему, должны были быть заложены в новой редакции?
- На мой взгляд, жаль, что не изменилась статья 77 «О Генпрокуратуре», которая осталась в том же неизменном виде, как и была. Нынешний статус генпрокуратуры, я считаю, не отвечает рыночным подходам - этот институт слишком много вмешивается в частные правоотношения, нарушает право граждан на экономическую свободу. Хотя, думаю, в любом случае полномочия генпрокуратуры могут быть ограничены законами КР «О прокуратуре», процессуальными законами.
- А что насчет судебной ветви власти?
- Судебной власти, считаю, коснулись очень важные видоизменения. Наконец-то законодатели заложили очень важный институт, такой как орган судебного самоуправления, который позволит демократизировать деятельность судов изнутри. Ведь на сегодня судьи находятся не только под политическим, но и под внутренним влиянием руководителей судов.
- То есть независимость судебной власти прописана как-то по-новому?
- В какой-то степени, да. Согласно новой редакции конституцией гарантируется независимость судов. Эта независимость реализуется посредством процедурных принципов, в частности, создание органов судебного самоуправления, национального совета по правосудию, в состав которого будут входить представители всех ветвей власти.
Дело в том, что в действующей Конституции судьи местных судов проходят сито через парламента и президента. Теперь ответственность за кадровую политику будет нести президент, а на стадии подготовки - национальный совет по правосудию.
- Изменились ли как-то полномочия Конституционного суда?
- Хотелось бы отметить важные поправки - новые полномочия конституционного суда КР. Вы помните, конституционный суд в 2003 году после референдума был лишен очень важных полномочий. Был ограничен доступ граждан в Конституционный суд с жалобами на злоупотребления государственной власти.
Теперь под контролем будет не только правоприменительная практика административных органов власти (парламента, президента или правительства), но и сама судебная власть, которая сегодня также злоупотребляет своими полномочиями. Таким образом, установлены определенные сдержки в самой судебной власти. Я считаю, что это достаточно прогрессивное изменение.
- Можно подумать, что это прямо идеальная конституция…
- Конечно, нет предела совершенству - в идеале, конечно, все могло бы выглядеть по-другому. Но этот согласительный вариант конституции является таким компромиссным вариантом. На такой стадии общества, когда мы наблюдали усиление в обществе политического конфликта, в силу противостояния в обществе такой вариант стал более-менее приемлемым. И, во-вторых, он позволяет существенно изменить систему сдержек и противовесов в конституции.
- А есть ли разница существенная по сравнению с проектом первого конституционного совещания, одобренного Венецианской комиссией?
- Разница, конечно, есть, там были более кардинальные изменения. Но, видимо, в ходе согласования - президент с чем-то не согласился, решил что-то оставить себе… Я думаю, это нормальный процесс, когда стороны пришли к согласию. Дело не всегда в конституции, зачастую более важным является правопонимание. Главное, как исполняется закон и не только рядовыми гражданами, но и представителями госструктур. Это самое важное.