|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
02.02.2007 Воздух Алматы подорожал в три раза
Власти Алматы в очередной раз заявили о решимости решить экологическую проблему города. Но теперь на эти цели из кармана налогоплательщиков возьмут 1,5 миллиарда тенге. На какие цели пойдут эти средства и каковы на самом деле масштабы экологической проблемы в Алматы? Мы попытались выяснить, но сделать это оказалось не просто… В прошлом году на борьбу со смогом и прочими экологическими проблемами выделяли около 500 миллионов тенге. Когда я попыталась выяснить, на что были потрачены эти деньги налогоплательщиков, у меня создалось впечатление, что я без стыда и совести пытаюсь залезть в чей-то личный карман. Так трепетно охранялись его секреты. Мои информационные запросы остались без ответа, а двухнедельные переговоры по телефону так и не увенчались успехом. Просьба составить детальный отчет у уполномоченного органа вызвала негодование, работа эта, видишь ли, долгая. И сколько времени уйдет на подготовку ответа - неизвестно. “Можем отчитаться, округлив расходы”, - предложила пресс-секретарь департамента природных ресурсов при городском акимате. Округлили до миллионов: 40 миллионов на фонтаны, 300 миллионов - на озеленение, 100 миллионов на автоматизированную систему учета на въезде в Медеу… А на 2007 год из местного бюджета выделили в три раза больше денег. Отчитываться по ним наверняка будет еще сложнее. Закономерность-то известная: чем больше сумма, тем меньше нам известно, как она тратится. Все, что остается горожанам, - делать свои выводы, судить по результату. Станет воздух чище, значит, потратили деньги по назначению. И очень кстати аким города на общественном собрании заявил, что индекс загрязнения атмосферы города Алматы снизился на три единицы. Но недолго мы дышали полной грудью. Прошло немного времени, и с тех же трибун на нас обрушилась информация просто удушающая. Частный сектор, который отапливается углем, выделяет 30 тысяч тонн вредных веществ в год! Автомобили - 265 тысяч тонн! Зная такое, дышать и вовсе не хочется. Алматинский смог начинает буквально душить впечатлительных граждан, в обществе зреет паника. Бабушки в маршрутках говорят, что из дома вообще выходить не надо, не город у нас, а сплошная душегубка… Но так ли это на самом деле? Год назад “Караван” поднимал вопрос, какова реальная экологическая обстановка в городе. Весной 2006 года вместе со службой спасения города Алматы, в ведении которой находится уникальная передвижная лаборатория, мы совершили рейд. Результаты измерений в атмосфере, которые мы получили тогда, показали незначительные превышения предельно допустимой концентрации угарного газа в воздухе. Поэтому сегодня, когда экологи снова забили в набат, мы решили повторить исследования. На просьбу о помощи снова откликнулась служба спасения и предоставила нам свою передвижную лабораторию. На огромном грузовике, напичканном техникой, мы выехали на самые загруженные улицы города в час пик. Начальник отдела радиохимической и бактериологической разведки Фарида Рустамовна Файзулина предупредила нас, что погода, которая стояла в городе в течение трех дней, способствовала задержке и накоплению вредных веществ. “Так что держитесь!” - сказала она на прощание. И вот мы на пересечении улицы Макатаева - проспекта Абылай хана, на часах почти пять вечера. Бесконечный поток машин двигается из центра города в спальные районы. Специалисты устанавливают прибор газоанализатор, который должен провести измерения по десяти показателям вредных веществ в воздухе. Аппарат делает вдох и выдает весьма примечательные сведения. Как ни странно, по угарному газу мы фиксируем незначительное превышение - всего в 1,33 раза. Угарный газ называют главным душителем города, его источник - выхлоп автомобилей. Единственное значительное превышение, которое “унюхал” наш прибор, - это формальдегид. Он превышает предельно допустимую концентрацию в 57 раз. Ситуацию прокомментировала Фарида Файзулина: - Такой показатель может быть связан с неполным сгоранием топлива в двигателях автомобилей с низким качеством топлива. Что же касается содержания в воздухе остальных измеренных веществ, они не превышают допустимой нормы. И снова у нас есть все данные, что экологическая обстановка не может вызывать такой паники, как это уже столько лет провоцируется. Так на что будут тратить полтора миллиарда? Есть идея построить наконец полигон по захоронению промышленных токсичных отходов. Но деньги на этот дорогостоящий проект будет выделять республиканский бюджет. Запланирована установка золоулавливающего устройства на один из котлов ТЭЦ-1. Очистить русла рек, определиться наконец-таки с водоохранными зонами. В 2007 году продолжится работа с главными виновниками экологических проблем - автомобилями и частным сектором. Первых обещали наказывать за токсичность штрафами. А с ветхим частным сектором разберется “генеральный план”. Однако ирония в том, что повсеместная перестройка - это не панацея. Потому что именно из-за большого количества строек над городом сгустился туман, какого никогда прежде не было. И это туман не простой. - Сварка при строительно-монтажных работах выделяет целый список вредных веществ, в том числе и тяжелые металлы, - говорит начальник отдела по охране земельных ресурсов и отходов управления охраны окружающей среды Амире Джетыбаев. А в Алматы разбито более ста строительных площадок! И, как говорит Амире Джетыбаев, проверку проходит лишь четверть. А все потому, что не хватает инспекторов, на весь город их всего… семнадцать! Но вопрос контроля за строительными площадками в статью расходов на 2007 год, насколько нам известно, не попал. Мы надеялись услышать, что благодаря мощному финансированию наконец-таки реализуется давняя идея - установить на перекрестках билборды с ежедневной информацией о загрязнении атмосферы. Это помогло бы погасить панику. Но нет, посчитали, что это слишком дорого, даже в этом “щедром” году. Да и зачем? Образ страшного врага - всепоглощающего смога, можно будет эксплуатировать и в следующем году, авось два миллиарда дадут…
Александра Мыскина
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |