|
|
|
15.02.2007 Решение заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 февраля 2007 года «Об итогах социально-экономического развития республики в 2006 году и важнейших приоритетах углубления экономических реформ в 2007 году»
1. Кабинет Министров отмечает, что в 2006 году: - обеспечены устойчивые темпы роста экономики - ВВП вырос на 7,3%, объем производства промышленной продукции - на 10,8%, потребительских товаров - на 20,6%, производство сельскохозяйственной продукции - на 6,2%, платных услуг - на 19,3%, подрядных строительных работ - на 12,8%. Золотовалютные резервы возросли более чем в 1,6 раза. Государственный бюджет исполнен с профицитом 0,5% к ВВП. Уровень инфляции снизился до 6,8%; - улучшился инвестиционный климат, возросли масштабы привлечения иностранных инвестиций, прежде всего прямых, которые увеличились на 25,4%. В производственный сектор вложено 68,3% общего объема инвестиций, на обновление технологического парка и приобретение нового оборудования направлено около 50% всех инвестиций; - глубокие изменения происходят в сельском хозяйстве. В 2006 году за счет реорганизации 666 ширкатных хозяйств создано более 74 тысяч фермерских хозяйств, из которых более половины - плодоовощеводческого направления. Внедрены новые формы кооперации труда на селе, создано около 200 агрофирм, специализирующихся на производстве и глубокой переработке плодоовощной продукции и винограда; - расширились масштабы внешнеэкономической деятельности, объем экспорта товарной продукции увеличился на 31,5%, положительное сальдо внешнеторгового оборота составило около 2 млрд. долларов США; - обеспечен поступательный рост уровня жизни населения и трудозанятости. Реальная заработная плата работающих выросла на 36%, а реальные доходы населения - в среднем на 22%. В 2006 году создано около 570 тысяч рабочих мест, в том числе за счет кооперации надомного труда с крупными промышленными предприятиями - более 60 тысяч рабочих мест; - большое внимание уделялось реализации целевых общенациональных программ в области образования, подготовки кадров, здравоохранения и социальной защиты населения. В 2006 г. введены в эксплуатацию 6 академических лицеев на 8 тысяч ученических мест и 124 профессиональных колледжа на 70 тысяч мест, построена 61 новая школа, произведены капитальная реконструкция 385 и ремонт 530 школ. Вместе с тем продолжает оставаться острой проблема трудозанятости населения, недостаточными темпами идет процесс модернизации и технического перевооружения предприятий, высоким остается уровень износа оборудования. Слабо решаются проблемы глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, прежде всего плодоовощной и животноводческой продукции, обеспечения дехканских и фермерских хозяйств племенным скотом и кормами, а также зооветеринарным обслуживанием. Неудовлетворительным остается положение дел на фондовом рынке и рынке ценных бумаг, серьезные недостатки имеют место в системе корпоративного управления акционерных обществ. Не в полной мере раскрыт и мобилизован потенциал малого бизнеса и частного предпринимательства, не отвечают возросшим требованиям его структура и уровень технической оснащенности. Продолжают иметь место факты незаконного вмешательства государственных контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий. Не соответствуют растущему спросу населения уровень и качество развития сферы услуг. Требует дальнейшего реформирования система управления и обслуживания жилищного и коммунального хозяйства. Низким является уровень капитализации банков, отсутствует конкуренция на рынке банковских услуг, банки слабо участвуют своим капиталом в инвестиционных процессах. 2. Определить важнейшими приоритетами экономической программы на 2007 год: во-первых, обеспечение устойчивых и сбалансированных темпов роста, структуризации и модернизации экономики, технического и технологического обновления важнейших ее отраслей, дальнейшей либерализации налоговой политики; во-вторых, создание максимума благоприятных условий для бизнеса, прежде всего частного бизнеса, и последовательное снижение присутствия государства в экономике; в-третьих, всемерное усиление работы по привлечению иностранных инвестиций, в первую очередь прямых инвестиций; в-четвертых, обеспечение последовательного повышения оплаты труда и качества жизни населения; в-пятых, всестороннюю поддержку ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, решение на этой основе проблем занятости населения и повышения благосостояния людей; в-шестых, дальнейшее углубление и расширение масштабов реформ в банковско-финансовой системе; в-седьмых, дальнейшее углубление экономических реформ в коммунальном хозяйстве. Для обеспечения безусловной реализации установленных приоритетов на заседании Кабинета Министров принято решение: 3. Министерствам, ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в декадный срок на расширенных заседаниях критически проанализировать итоги социально-экономического развития и хода экономических реформ в 2006 году в соответствующих отраслях и сферах экономики, территориях и, исходя из установленных приоритетов, разработать программы комплексных мер по их реализации в 2007 году, с определением конкретных сроков и ответственных исполнителей, а также контроля за их безусловным исполнением. Ход реализации отраслевых и территориальных программ по обеспечению осуществления установленных приоритетов ежемесячно рассматривать на заседаниях президиума Кабинета Министров. 4. Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Гуськова), Центральному банку (Муллажанов) установить системный мониторинг и обеспечить действенную координацию работы по безусловному достижению одобренных Олий Мажлисом Республики Узбекистан основных параметров экономического и социального развития на 2007 год, утвержденных материальных и стоимостных балансов, намеченных структурных преобразований экономики. Кабинету Министров ежемесячно рассматривать состояние дел с исполнением экономической программы на 2007 год и, в первую очередь, достижение установленных макроэкономических показателей, финансово-денежных параметров и уровня инфляции, положение с дебиторско-кредиторской задолженностью. Считать обязательным ежеквартально заслушивать отчет о выполнении целевых комплексных программ развития отраслей и сфер экономики, определенных постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 июня 2006 года №ПП-375. 5. Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Гуськова), Государственному комитету по статистике Республики Узбекистан (Кудратов) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в десятидневный срок глубоко проанализировать и подготовить расчеты валового регионального продукта и других основных показателей по территориям республики на 2007 год, с учетом факторов и резервов их роста, обеспечивающих безусловное достижение установленных на 2007 год макроэкономических показателей в целом по республике. 6. Кабинету Министров (Мирзиёев), руководителям комплексов Кабинета Министров, Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Азимов), Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Центральному банку (Муллажанов) совместно с соответствующими ассоциациями, компаниями, другими хозяйственными объединениями в срок до 1 мая 2007 года разработать и внести на утверждение программы модернизации, технического и технологического перевооружения производств в ведущих отраслях экономики на период 2007-2011 годы. 7. Министерству финансов (Азимов), Министерству экономики (Ходжаев), Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Государственному налоговому комитету (Парпиев) в месячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по созданию эффективной системы стимулов, налоговых льгот и преференций для предприятий, включая микрофирмы и малые предприятия, осуществляющих постоянную модернизацию, техническое и технологическое перевооружение своей производственной базы. 8. Комплексу сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров Кабинета Министров (Мирзиёев), Министерству сельского и водного хозяйства (Исмоилов), Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Азимов), Ассоциации фермерских хозяйств (Кобилов) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Комплексную программу структурных преобразований и углубления экономических реформ в сельском хозяйстве на 2007-2011 годы, охватывающую все регионы страны и предусматривающую комплекс мер по подъему села, включая необходимые финансовые, налоговые стимулы и преференции для реализации ключевых направлений развития сельского хозяйства. Особое внимание в Программе уделить вопросам широкого внедрения рыночных механизмов и экономических методов развития сельского хозяйства, укрепления материально-технической базы развития животноводства, кардинального улучшения племенного дела, зооветеринарного обслуживания, обеспечения кормами, а также ускоренного развития малого бизнеса, предпринимательства и надомного труда, строительства производственной инфраструктуры и небольших частных, оснащенных современной техникой, предприятий по глубокой переработке сырья, особенно животноводческой и плодоовощной продукции, направленных в конечном итоге на повышение доходов и качества жизни сельского населения. 9. Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Гуськова), Агентству связи и информатизации (Арипов), Центральному банку (Муллажанов), Министерству народного образования (Джураев), Министерству по делам культуры и спорта (Курбанов), Министерству здравоохранения (Назиров), Ассоциации транспорта и транспортных коммуникаций (Файзуллаев), компании «Узбектуризм» (Хакимов) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухмесячный срок критически рассмотреть и внести предложения по корректировке Программы развития сферы услуг и сервиса в 2006-2010 годах, предусмотрев в ней меры по опережающему развитию сферы услуг, с доведением ее доли в ВВП в 2007 году до 42 - 43%, широкому внедрению новых, современных видов услуг, повышению роли этой сферы в решении проблемы занятости населения, в первую очередь в сельской местности. Ход реализации Программы ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров. 10. Министерству финансов (Азимов), Министерству экономики (Ходжаев), Республиканскому дорожному фонду (Жулибеков), ГАК «Узавтойул» (Абдуллаев), Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента обеспечить безусловное выполнение заданий по строительству и реконструкции автомобильных дорог международного, государственного и местного значения, формированию современных центров логистики, предусмотренных на 2007 год Концепцией развития автомобильных дорог на период до 2010 года. О результатах проводимой работы доложить на заседании Кабинета Министров по итогам I полугодия 2007 года. 11. Государственной тендерной комиссии (Азимов), Госкомимуществу (Мусаев), Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Гуськова), Госкомдемонополизации (Улашов) в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения: по пересмотру действующей Программы приватизации на 2006-2008 годы с кардинальным расширением перечня крупных предприятий, имеющих стратегическое значение, государственные активы и пакеты акций которых, в том числе контрольные пакеты акций государства, подлежат реализации в частную собственность, преимущественно иностранным инвесторам под конкретные инвестиционные обязательства, предусматривающие их модернизацию и техническое перевооружение, внедрение современного менеджмента в управление производством с целью выпуска экспортоориентированной продукции; по активизации применения механизма банкротства в отношении экономически несостоятельных акционерных обществ, с последующей продажей их частным инвесторам, при условии принятия среднесрочных и долгосрочных инвестиционных обязательств, направленных на повышение эффективности производства и выпуск конкурентоспособной продукции. 12. Комплексам Кабинета Министров, Министерству экономики (Ходжаев), Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли (Ганиев), Госкомимуществу (Мусаев) совместно с ассоциациями, компаниями, другими хозяйственными объединениями и крупными предприятиями в двухмесячный срок проработать и внести в Кабинет Министров предложения по усилению кооперационных связей и укреплению сотрудничества с транснациональными корпорациями, а при целесообразности - и вхождению в их состав. 13. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Шаисматову Э.Р., Министерству финансов (Азимов), Министерству экономики (Ходжаев), НХК «Узбекнефтегаз» (Ахмедов): в месячный срок критически и детально изучить положение дел на месторождении Кокдумалак, разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров дополнительные мероприятия по стабилизации добычи жидких углеводородов; установить строгий мониторинг за своевременной реализацией проектов, осуществляемых с участием иностранных инвесторов, по проведению геологоразведочных работ на углеводородное сырье, обеспечивающих опережающий прирост запасов над уровнем их добычи. При нарушении ими взятых обязательств вносить предложения по расторжению договоров о разделе продукции. О проводимой работе ежеквартально докладывать Кабинету Министров. 14. Премьер-министру Республики Узбекистан Мирзиёеву Ш.М. с привлечением Министерства юстиции (Отахонов), Высшего хозяйственного суда (Ишметов) в двухмесячный срок критически изучить и внести конкретные предложения по разработке новых законодательных норм и принятию подзаконных актов, направленных на дальнейшее укрепление законодательства по защите прав частной собственности и частного предпринимательства, регламентации и упорядочению процедуры добровольного закрытия и ликвидации бизнеса, резкому сокращению практики выдачи различных разрешений и лицензий на право занятия отдельными видами деятельности, а также по повышению эффективности деятельности Департамента исполнения судебных решений. 15. Государственному налоговому комитету (Парпиев, Гадоев), Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан (Насыров): в месячный срок разработать и утвердить комплекс конкретных мер по улучшению организации деятельности Налоговой академии и Высшего военного таможенного института, повышению уровня и качества обучения и воспитательной работы, совершенствованию учебных программ, укреплению педагогического состава высококвалифицированными кадрами, имеющими опыт работы в налоговых и таможенных органах. О результатах проведенной работы доложить в срок до 1 мая 2007 года; повысить требовательность и усилить работу с личным составом, обеспечить укомплектование налоговых и таможенных органов квалифицированными, профессионально подготовленными, честными, преданными своему делу и ответственными работниками, прошедшими обучение в специализированных учебных заведениях. 16. Министерству юстиции (Отахонов), Генеральной прокуратуре (Кадыров), Государственному налоговому комитету (Парпиев), Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан (Насыров) в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по усилению административной и уголовной ответственности за производство или ввоз в республику некачественных спирта и алкогольной продукции. 17. Министерству финансов (Азимов) совместно с Министерством экономики (Ходжаев) и Центральным банком (Муллажанов) в месячный срок подготовить и внести в Кабинет Министров обоснованные предложения по конкретным мерам, обеспечивающим устойчивое повышение средней заработной платы к 2010 году в 2,5 раза, с соответствующим увеличением размеров пенсий, пособий, стипендий и других выплат населению. 18. Министерству труда и социальной защиты населения (Хаитов), Министерству экономики (Ходжаев), Государственному комитету по статистике (Кудратов), Министерству юстиции Республики Узбекистан (Отахонов) в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по изменениям и дополнениям в действующее законодательство, четко определяющим категории незанятого населения в региональном разрезе, нуждающегося в трудоустройстве, а также по методике их расчета, исходя из норм, установленных МОТ. 19. Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Азимов) совместно с Государственным налоговым комитетом (Парпиев), Госкомимуществом (Мусаев), Госкомдемонополизации (Улашов), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект правительственного решения по дальнейшему стимулированию развития и совершенствованию структуры малого бизнеса и частного предпринимательства, предусмотрев в нем меры по: неуклонному и последовательному росту места и роли малого бизнеса и предпринимательства с доведением к 2010 году их доли в ВВП до 50-52 процентов, значительному увеличению объема экспорта; улучшению технической и технологической структуры малого бизнеса, ускоренному переходу к высокотехнологичным производствам, оснащению современным оборудованием, компактными и гибкими технологиями, обеспечивающими выпуск конкурентоспособной продукции с учетом изменения рыночного спроса; расширению масштабов создания малых предприятий в машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, особенно трикотажной, швейной и обувной, а также в промышленности строительных материалов; широкому использованию в малом бизнесе высокопрофессионального интеллектуального труда, внедрению современных достижений науки и техники. 20. Министерству юстиции (Отахонов), Министерству финансов (Азимов), Ассоциации фермерских хозяйств (Кобилов), Торгово-промышленной палате (Шайхов) совместно с Генеральной прокуратурой (Кадыров) в месячный срок внести в Кабинет Министров, с последующим рассмотрением Олий Мажлисом Республики Узбекистан, предложения по принятию дополнительных мер по ужесточению наказания в административном и судебном порядке попыток незаконного вмешательства государственных контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий. 21. Министерству финансов (Азимов) критически оценить положение дел в сфере аудиторской деятельности и страхования, а также эффективность развития финансовой инфраструктуры в целом и в месячный срок внести в Кабинет Министров конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию этих видов деятельности и повышению качества обслуживания предпринимательских структур. 22. Центральному банку (Муллажанов), Министерству финансов (Азимов), Министерству экономики (Ходжаев), Агентству связи и информатизации (Арипов), Госкомимуществу (Мусаев) совместно с коммерческими банками и лизинговыми компаниями в месячный срок разработать и утвердить комплекс мероприятий по повышению доверия к банкам, углублению и расширению масштабов реформ в банковско-финансовой системе, направленных на: повышение уровня капитализации банков за счет увеличения уставных капиталов, выпуска и активного размещения акций на фондовых рынках для привлечения свободных денежных средств населения, субъектов предпринимательства и потенциальных инвесторов, включая зарубежных; обеспечение широкого участия банков своим капиталом в инвестиционных процессах, модернизации, технологическом и техническом перевооружении предприятий; дальнейшее сокращение внебанковского оборота наличных денег, бесперебойное и безусловное обеспечение наличными деньгами по первому требованию клиентов; расширение сети мини-банков и спектра услуг, оказываемых банками, повышение качества обслуживания клиентов. 23. Центральному банку (Муллажанов) совместно с Министерством юстиции (Отахонов), Госкомимуществом (Мусаев), другими заинтересованными ведомствами, хозяйственными объединениями и предприятиями в месячный срок критически пересмотреть действующее законодательство и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по формированию правовых условий для широкого и активного участия коммерческих банков в создании и деятельности финансово-промышленных групп. 24. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан (Ханов), Министерству экономики (Ходжаев), Министерству финансов (Ашрафханов), Агентству «Узкоммунхизмат» (Холмухамедов) совместно с Госинспекцией «Саноатконтехназорат» (Халматов), ГАК «Узбекэнерго» (Тешабаев), АК «Узтрансгаз» (Вагапов), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Программу по дальнейшему реформированию коммунальной сферы, совершенствованию системы управления и внедрению энергосберегающих технологий, модернизации котлоагрегатов и систем теплоснабжения. В Программе особое внимание обратить на дальнейшее разукрупнение товариществ частных собственников жилья; укрепление договорно-правовых отношений между товариществами и предприятиями, оказывающими коммунальные и ремонтно-строительные услуги; внедрение четкого механизма стимулирования и повышения ответственности работников предприятий теплоснабжения и водоснабжения за бесперебойное и качественное обеспечение потребителей теплом и водой; поэтапный переход на локальные системы отопления и горячего водоснабжения с применением альтернативных видов топлива, заменой морально устаревших неэкономичных котлоагрегатов. Ход выполнения настоящего поручения критически обсудить на заседании Кабинета Министров по итогам I полугодия 2007 года. 25. Комплексам Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, городов и районов, министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, общественным неправительственным организациям и органам самоуправления граждан принять конкретные меры по полному и неукоснительному выполнению в установленные сроки разделов и пунктов Государственной программы «Год социальной защиты». При этом особое внимание обратить на разработку новых и внесение дополнений и изменений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты, повышение адресности, дифференцированности и эффективности реализации мер по социальной защите населения, кардинальному улучшению деятельности органов системы социального обслуживания. Республиканской комиссии (Мирзиёев Ш.М.) установить постоянный контроль за реализацией включенных в Программу мероприятий и ежеквартально рассматривать ее результаты на заседаниях Кабинета Министров. 26. Контроль за исполнением настоящего протокольного решения возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.
Президент Республики Узбекистан И. Каримов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |