|
|
|
06.11.2007 Законченная фарма Евгения Ли
В Казахстане вводится очередная монополия - чиновники решили создать единую систему закупок и дистрибуции лекарственных средств государственным медучреждениям. По мнению разработчиков проекта - представителей фонда устойчивого развития «Казына», новый подход к системе закупа существенно снизит цены на препараты и сделает их одинаковыми во всех регионах страны. Конфликт интересов налицо уже сейчас - против выступают многие частные поставщики. Корреспондент «Позиции.kz» попытался разобраться, какие причины вновь заставили государство взять под «опеку» фармацевтический рынок.
По мнению экспертов, сейчас в Казахстане наблюдается явный переизбыток употребления лекарств. У нас зарегистрировано больше препаратов, нежели в странах с более высоким уровнем медицинского обслуживания. Несмотря на это, точно сказать, какие лекарства, откуда и какого качества завозятся в Казахстан, не может никто. В начале мая Счетный комитет по контролю за исполнением государственного бюджета ошарашил казахстанцев откровенным заявление - ни Минздрав, ни Комитет фармации, ни таможенные органы не контролируют ввоз импортных медикаментов. После таких фармацевтических «страшилок» кабинет министров распорядился навести в отрасли порядок. Спустя пять месяцев представители фонда устойчивого развития «Казына» презентовали свое детище, призванное стать панацеей для фармрынка.
PRO… Ежегодный рост казахстанского фармацевтического рынка составляет 30 процентов, при этом, как отмечает Арнур Нуртаев - менеджер по проектам фонда «Казына», этот прирост происходит за счет увеличения ценового, а не количественного показателя. Покупают казахстанцы много, но по завышенным ценам. - Мы провели анализ и обнаружили интересные факты, - рассказывает Арнур Нуртаев, - От производителя до дистрибьютора цена на лекарство увеличивается на 30 процентов, от дистрибьютора до аптеки - еще на 30. Пока упаковка препарата доходит до покупателя, ее цена вырастает на 60 процентов. И это притом, что Всемирная организация здравоохранения предлагает медианные цены (среднее арифметическое максимальной и минимальной цен - авт.) на все медикаменты. У нас их почему-то никто не замечает. Не только неконтролируемое ценообразование не устраивает представителей «Казыны». Они также отметили, что условия хранения и транспортировки лекарств не отвечают общепринятым нормам и требованиям. В результате чего препараты не только теряют свои целебные свойства, но и могут стать опасными для здоровья. Учитывая все это, и была разработана единая система закупок и дистрибуции лекарственных средств. Коснется она только государственных медучреждений, и поэтому о монополизации рынка можно не беспокоиться. - Фармрынок состоит не только из государственных закупок, на них приходится всего 30 процентов. Есть еще розничный рынок продажи лекарств - аптеки. Поэтому, ни о какой монополии речь просто не идет, - подчеркивает Арнур Нуртаев. Схема, которую разработал фонд «Казына», проста и сводится к принципу «легче сделать заново, чем переделывать». Находится концессионер, который выступает инвестором при строительстве и модернизации складов по хранению медикаментов. Он также займется созданием эффективной логистической системы, благодаря которой каждая область Казахстана будет своевременно снабжаться необходимым набором лекарств. Это еще не все. Концессионер должен будет разработать он-лайн - систему, которая «завяжет» все больницы, склады и дистрибьюторские компании в одно целое. - Во всех больницах, находящихся в системе здравоохранения, точно известно необходимое количество потребляемых лекарств, - говорит Максат Кабашев, заместитель председателя фонда «Казына». - Мы хотим, чтобы заявки на лекарства, которые подают больницы, были в одном месте. Тогда Минфин и Минздрав смогут совместно все просчитать и выделить медианную цену. В созданной он-лайн - системе каждый дистрибьютор будет видеть, какие препараты необходимы государству и по какой цене. В электронной системе также будут присутствовать дистрибьюторы, все склады, и все больницы. То есть каждый, чиновник, каждый врач, каждый больной, сможет видеть цену препарата, его количество, где он произведен, где и как хранится и т.д. Мы предполагаем, что в рамках создания единой системы закупа и логистики будет обеспечен недельный срок поставки препаратов. Это существенно снизит расходы больниц на содержание складов по хранению медикаментов. Максат Кабашев также отметил, что электронная система позволит проводить электронные тендеры на закупку лекарственных средств, что, в свою очередь, исключит факты коррупции. Правда, отвечая на вопрос журналистов, не ошибется ли техника при соблюдении баланса «цена-качество», господин Кабашев отметил, что принимать решение все равно будут Минфин с Минздравом, которым будет дан «инструмент, позволяющий прозрачно смотреть на систему закупок». То есть в стране, где только пять процентов населения имеет доступ к интернету, будет создана электрона база участников фармрынка. По словам разработчиков от введения единой системы государство выиграет «по всем фронтам». Цены на лекарства снизятся минимум на 20 процентов, их рост будет регулироваться рыночными механизмами, в Казахстане появится прозрачная автоматизированная система дистрибъюции, логистическая компания сбалансирует цены в разных регионах, а цены, установленные концессионером, станут своего рода «эталоном» для коммерческого рынка лекарств. Ко всему прочему, «перепадет» и отечественному товаропроизводителю, который будет точно уверен, что его продукция найдет своего покупателя - предполагается, что концессионер будет заключать контракты с заводами сроком на три года.
… ET CONTRA Единая система, о которой с большим воодушевлением рассказывают главные новаторы Казахстана, не вызывает ни грамма оптимизма у представителей фармацевтических объединений. В первую очередь, они говорят о том, что цифры, которыми оперируют представители «Казыны», не отражают реального положения дел. По их мнению, рост цен на лекарства составляет только 10 процентов, но никак не 60. Кроме того, им непонятно, каким образом цены будут снижены на 20 процентов, если в цепочке производитель - дистрибьютор - аптека появится еще один участник - концессионер, которому предстоит окупать свои затраты на осуществления всего задуманного в рамках проекта. Любопытен еще один момент - зачем искать концессионера, и заставлять его «изобретать» его новый велосипед, если у нас и так полно своих «запчастей», которые нудно только попросту собрать в одно целое? Для начала - ввести госрегулирование на фармрынке, - то есть закрепить ту самую медианную цену, и ввести ценовой коридор, в размере 3-5 процентов для каждой области. Потребовать от поставщиков завозить лекарства в строго оговоренные временные рамки (сама собой отпадает необходимость в создании современной логистической компании). Кстати, первоначально, разработчики проекта собирались обеспечивать доставку медикаментов в самые удаленные уголки Казахстана в течение 24 часов. Правда, потом от этой идеи решили отказаться, ввиду нецелесообразности. С единой электронной системой тоже не все понятно. Сейчас, к примеру, разработан проект объединения всех медицинских учреждений в единое информационное пространство. Представители фонда устойчивого развития «Казына» не исключили, что единая электронная «фармакологическая» система будет работать на платформе уже созданной системы Минздрава. - Я могу сказать, что этот проект не является лучшим вариантом организации лекарственного обеспечения в Казахстане. И я говорю это абсолютно однозначно и ответственно, - подчеркивает Наталья Гунько, председатель Ассоциации дистрибьюторов фармацевтической продукции. - Тем более, сейчас государство не экономит деньги на лекарствах. Бюджетные средства выделяются достаточно солидные. Поэтому нужно говорить о том, как повысить эффективность отдачи этих денег. Речь должна идти о том, чтобы каждые тенге, вложенный в лекарственное обеспечение, обернулось пользой для населения. Не нужно покупать много дешевых лекарств. И вообще, всего, о чем говорится в проекте можно достичь за полгода. И абсолютно беззатратно. А сдерживание цен у нас и так идет за счет достаточно жесткой конкуренции. Я не знаю, с какой целью «Казына» приводила такие цифры, но они недостоверные. Что касается затрат на осуществление проекта, то тут заместитель председателя фонда «Казына» решил скромно промолчать. Как и принято в таких случаях, Максат Кабашев сослался на тендер, который «обнажит» сумму расходов. Однако в начале октября, когда было только объявлено о планах реформ в системе госзакупок, называлась цифра в 140 млн долларов. Именно столько потребовалось в Малайзии, для создания системы, аналогичной той, которую планируется выстроить и в Казахстане. Кстати, как вы понимаете, именно малазийский опыт вдохновил представителей «Казыны» на разработку проекта. Однако названная сумма вызвала бурю негодований. Представители фармобъединений задавались вопросом с какой целью государство решило раскошелиться на немалую сумму денег…
QUI PRODEST? И их негодования вполне объяснимо. Сейчас в Казахстане вполне развиты как дистрибьюторская сеть, так и система складов. Так что концессионеру, придется сделать совсем немного. Платформа для электронной системы есть, склады можно не строить, а модернизировать, остаются только разбитые дороги, которые придется ремонтировать для своевременной доставки лекарств. Впрочем, никто не ручается, что компания возьмет на себя такие заботы. Нельзя не обратить внимания, что в самом начале, потенциальным концессионером называли конкретную малазийскую компанию. Однако на презентации проекта, прошедшей в Алматы, заместитель председателя фонда «Казына» Максат Кабашев отметил: Если определится частный партнер, то мы со своей стороны готовы выступить соинвесторами минимум на 30 процентов. Это будет казахстанская компания. Контрольный пакет акций останется на нашей стороне. Мы можем сегодня вам это гарантировать. Вместе с тем, во время презентации проекта в кулуарах поговаривали о том, что создаваемая система - не что иное, как лоббирование интересов известного южно-казахстанского фармацевтического завода, который не так давно приобрел не менее известный казахстанский бизнесмен. И если поверить слухам, то в принципе, все становится объяснимым. Поспешность и внезапность, с которой была разработана система. И вообще сам факт ее появления. Потому как у казахстанского фармацевтического рынка есть проблемы и не менее важные. К примеру - отсутствие нормальной лаборатории для проведения экспертизы импортных лекарств...
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |