|
|
|
16.01.2008 Бахытжан Абдраимов: Нам надо пойти на это.
В конце ноября 2007 года в Париже было подписано соглашение о сотрудничестве между Верховным судом и Международным союзом судебных исполнителей и служащих (МССИС), возглавляемым Жаком Иснаром. О том, что это событие значит для нашей страны, читателям «Литера» рассказывает руководитель представительства президента в парламенте Бахытжан Абдраимов. - Бахытжан Жарылкасымович, как мы уже знаем, практически одновременно с решением СМИД в Мадриде предоставить нашей стране право председательства в ОБСЕ Казахстан еще стал и ассоциированным членом МССИС. Расскажите, пожалуйста, что дает участие в этой международной организации простым казахстанцам? Дорого ли будет обходиться стране членство в МССИС? - Действительно, глубоко символично то, что это событие, ставшее венцом кропотливой подготовительной работы, проводимой Верховным судом и комитетом по судебному администрированию в течение последнего времени, произошло параллельно с беспрецедентным внешнеполитическим успехом Казахстана - принятием странами - участницами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе решения о председательствовании Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Безусловно, лепту в это знаменательное событие внес и судейский корпус страны. Ну а что касается расходов, то действительно, все добровольно создаваемые организации, как правило, существуют за счет членских взносов. МССИС в этом плане не является исключением. Но пока у нас статус ассоциированного члена, достаточно продолжительное время республика не будет вносить никаких взносов. Деньги, конечно, считать надо, но не все следует мерить только деньгами. Тем более что все материальные затраты, связанные с участием в этой международной организации, оправданны. Ведь членство в МССИС позволит укреплять взаимодействие судебных систем ведущих стран мира, сотрудничество в области исполнительного права и статуса судебных исполнителей. Все это, безусловно, позволит на постоянной и системной основе совершенствовать казахстанскую судебную систему, а вместе с ней и исполнительное производство. В этом кроется интерес государства и каждого гражданина нашей страны. Нам совершенно необходимо изучать передовой мировой опыт, и не только с точки зрения заимствования чьих-то достижений, но и с целью передачи своих наработок. За годы независимости создана эффективная судебная система, совершенствуется законодательство, улучшается материально-техническое снабжение судов, укрепляется независимость судей. Словом, нам есть чем делиться с другими странами. Кстати, именно успехи судебной системы Казахстана, подтвержденные мнением международных организаций и экспертов, явились весомым аргументом в пользу принятия Казахстана в эту авторитетную организацию. Напомню, что Казахстан взял курс на сотрудничество с МССИС в 2005 году. Тогда на IV съезде судей глава государства озвучил идею внедрения института частных судебных исполнителей. Три года назад Нурсултан Абишевич подчеркнул, что на качество отправления правосудия значительное влияние оказывают вопросы, связанные с исполнением судебных актов, и поручил изучить опыт Франции, Германии, ряда других стран в целях определения возможности внедрения в нашей стране института частных судебных исполнителей. В рамках выполнения поручения президента был изучен зарубежный опыт европейских и других стран. Наше особое внимание привлек опыт Франции в сфере исполнительного производства. Это страна классического частного судебного исполнения, показавшего свою высокую эффективность на протяжении нескольких столетий. Из всех постсоветских стран частное судебное исполнение по французскому опыту внедрено только в государствах Прибалтики, а из стран СНГ Казахстан в этом направлении идет первым. - Суд с участием присяжных заседателей в Казахстане уже набирает опыт, действует академия правосудия, в которой решаются вопросы подготовки и повышения квалификации судей, а вот частное судебное исполнение еще не внедрено. На какой стадии находится работа по введению этого института в нашей стране? - Казахстан, экономика которого развивается динамичными темпами, столкнулся с проблемой того, что действующая в нашей стране система исполнения судебных актов не столь эффективна и пока не способна в полной мере обеспечить потребности рыночной экономики в быстром и реальном принудительном исполнении решений суда. И в связи с этим в данное время мы не видим иного пути, кроме как принять положительный международный опыт и ввести наряду с государственным судебным исполнением частное. В прошлом году была создана группа отечественных и иностранных экспертов во главе с профессором В. В. Ярковым. Этот коллектив уже подготовил проекты законов «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (новая редакция) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения института частных судебных исполнителей». Данные законопроекты прошли обсуждение в межведомственной комиссии по законотворчеству при правительстве, а также серьезную научную экспертизу. Ведущие ученые отметили, что введение института частного судебного исполнения не противоречит Конституции Республики Казахстан и является реальным шагом по пути улучшения этой сферы. - Читателю, наверное, будет интересно узнать о каких-то подробностях нововведения в этих законах. На что бы вы обратили внимание граждан? - В проекте новой редакции закона представлена смешанная модель исполнения, т. е. предусмотрено параллельное существование частного и государственного судебного исполнения, причем последнее будет наделено исключительным правом принудительного исполнения исполнительных документов о конфискации имущества и о взыскании в доход государства. Граждане будут вправе обратиться к государственному или частному судебному исполнителю на территории своего проживания. Это будет стимулировать здоровую профессиональную конкуренцию судебных исполнителей, их стремление совершенствовать уровень своей деятельности. Важным свойством института частных судебных исполнителей является его самоокупаемость, что позволяет не тратить бюджетные деньги. В частности, доход судебного исполнителя будет состоять исключительно из процента от взысканных сумм. Наличие материального стимула у каждого судебного исполнителя, авансирование действий судебного исполнителя по принудительному исполнению решений являются достаточно значимыми факторами для повышения эффективности системы исполнения судебных актов. На должность частного судебного исполнителя будет назначаться гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у судебного исполнителя, сдавший квалификационный экзамен в уполномоченном органе, получивший лицензию на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов, прошедший конкурс на замещение должности частного судебного исполнителя. Деятельность частного судебного исполнителя не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Граждане вправе обратиться к любому частному судебному исполнителю на территории исполнительного округа по месту исполнения. Постоянные судьи, лица, работавшие постоянными судьями, либо лица, работавшие в уполномоченном органе и в его территориальных органах в областях не менее трех лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, вправе получить лицензию судебного исполнителя без прохождения стажировки и после сдачи квалификационного экзамена. Судебный исполнитель несет ответственность за вред, причиненный как его действиями, так и действиями его работников при исполнении судебных актов. Поэтому судебный исполнитель обязан застраховать гражданско-правовую ответственность за вред, который может быть причинен при исполнении судебных актов. Более того, республиканское объединение (коллегия) частных судебных исполнителей также будет обязано заключить общий договор страхования профессиональной ответственности судебных исполнителей, выплаты по которому производятся в случае недостаточности средств, выплачиваемых по индивидуальному договору страхования. Таким образом, деятельность частных судебных исполнителей, мы убеждены, должна в значительной мере повысить защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, то есть всего того, что составляет суть достоинства, путем совершения предусмотренных законодательными актами исполнительных и иных действий в соответствии с Конституцией и законодательством об исполнительном производстве. - Каким видится вам механизм, порядок внедрения института частного исполнения? - Как известно, в Латвии частное судебное исполнение было введено в один день на всей территории страны. В отличие от Латвии в Казахстане частное судебное исполнение будет вводиться постепенно, под жестким контролем государства, на основе тщательного изучения всех положительных тенденций и возможных отрицательных моментов в работе этого института. Возможно, для внедрения частного исполнения на всей территории республики понадобится несколько лет. Нам надо пойти на это, ведь главной целью является не само частное исполнение, а обеспечение наиболее эффективного исполнения судебного решения, надежная защита конституционных прав наших граждан. 24 сентября 2007 года Межведомственная комиссия по вопросам законопроектной деятельности правительства одобрила концепции проекта закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей (новая редакция)» и проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения института частных судебных исполнителей». Конечно, предстоит еще кропотливая работа над текстом законопроекта, но в целом, как видим, его концепция одобрена как на политическом, так и на научном уровне. - За время вашего руководства комитетом по судебному администрированию при Верховном суде произошло значительное увеличение финансирования судебного администрирования. На что расходуются государственные средства? - Надо сказать, что данное увеличение стало возможным в результате реализации поручений главы государства, связанных с укреплением независимости судебной системы. Большую и последовательную работу в этом плане проводит председатель Верховного суда Республики Казахстан Кайрат Мами. Комитету по судебному администрированию из республиканского бюджета в соответствии с законом о республиканском бюджете на 2007 год были выделены средства в сумме 14 млрд 423 млн тенге. При уточнении бюджета 2007 года комитету дополнительно был выделен 1 млрд 458 млн тенге. В результате чего объем финансирования в сравнении с 2006 годом увеличен на 5 млрд 696 млн тенге. Это беспрецедентное увеличение финансирования позволяет осуществить ряд программ, направленных на укрепление материального обеспечения судебной системы, а значит, ее независимости. Например, казахстанцы обратили, наверное, внимание на то, что в последнее время в стране активно ведется строительство новых зданий судов, пристроек, на новый уровень подняты темпы обеспечения судей жильем. Это все на виду. Но и судейский корпус уже ощутил, как улучшается обеспечение современными средствами связи и многое другое. Особо хотелось бы остановиться на задачах перехода на современные инновационные технологии, применяемые в развитых государствах. Программы «Электронные документы», «Видеодокументирование», «Электронный протокол» будут реализовываться для достижения цели «электронного суда» по примеру «электронного правительства», разрабатываемого правительством РК. В первом полугодии 2007 года за счет централизованного закупа приобретено для местных судов и распределено по областям дополнительно 40 единиц систем аудиофиксации судебных процессов. Внедрение инноваций в судопроизводство можно решить с помощью технических средств, позволяющих обеспечить проведение судебного процесса в режиме «видео-конференц-связь» (удаленное присутствие) с использованием средств телекоммуникации, что соответствует международной практике и не противоречит национальному законодательству. Постановлением правительства утверждена концепция информационно-аналитической системы «Судебное администрирование», где наряду с другими мероприятиями предусмотрено внедрение видео-конференц-связи в режиме реального времени с выделением 1,2 млрд тенге. Установка системы позволит значительно сэкономить бюджетные средства за счет отсутствия необходимости этапирования осужденных в зал суда на процесс при рассмотрении дела в апелляционном порядке. Так, ежегодно в среднем при конвоировании около 90 тыс. человек на оплату аренды специальных вагонов для перевозки затрачивается 30-40 млн тенге бюджетных средств. При этом достигается исключение риска побега осужденных и экономия по командировочным расходам свидетелей и других участников процесса в связи с отсутствием необходимости выезда к месту рассмотрения дела, обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод граждан и наиболее своевременное рассмотрение дел. В рамках внедрения инновационных технологий в судебный процесс осуществляется переход к судопроизводству современного открытого типа. Это является реальным шагом в решении стратегической задачи построения в Казахстане демократического правового государства. Одним словом, задач, поставленных перед судебной системой исполнительным производством, много, и они постепенно и неуклонно решаются. Еще раз подчеркну, что происходящие положительные изменения в стране идут в контексте масштабных преобразований под руководством главы государства. Начатые в комитете по судебному администрированию изменения и проекты лежат в логике общегосударственных преобразований и направлены на формирование наиболее эффективных путей деятельности этого государственного органа. Поэтому каждое серьезное решение проводилось в жизнь при личной поддержке председателя Верховного суда и содействии со стороны депутатского корпуса и правительства. Я уверен, что мы с вами станем свидетелями дальнейшего неуклонного повышения авторитета судебной системы и исполнительного производства, их реального улучшения и усиления в свете защиты конституционных прав и свобод граждан. - Мы привыкли к тому, что на Западе Казахстан не всегда считают равноправным субъектом международной политики. Критикуют нас за то, за другое. Порой и не без оснований. Бахытжан Жарылкасымович, а наши теперь уже партнеры по МССИС безоговорочно подписывали соглашение? - К слову, перед процедурой подписания соглашения секретарь МССИС Бернар Меню провел презентацию, где особо подчеркнул успехи Казахстана в политическом, экономическом и правовом реформировании. В свою очередь председатель Верховного суда Кайрат Мами отметил на торжественной церемонии, что высокую честь, оказанную Казахстану принятием в авторитетную профессиональную корпорацию, следует прежде всего расценивать как факт признания поступательного развития демократических процессов в стране, прогрессивного продвижения по пути создания эффективной судебной системы, отвечающей международным стандартам. Надо отметить, что в целом чувствовалось уважительное отношение к казахской делегации и протокольные мероприятия были проведены французской стороной на высоком организационном уровне. Эти факты должны развеять любые ваши сомнения. Оян БАТЫРБЕКОВА, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |