|
|
|
25.03.2008 Концепция реформирования (представлена 21.03.2008 года на заседании рабочей группы по разработке проекта Налогового кодекса РК)
А. Настоящая конструкция НДС является несовершенной, что также отмечается международными экспертами. Первым недостатком является отсутствие возмещения дебетового сальдо НДС, что делает производителя (реализатора), а не потребителя носителем налога (субъект, из средств которого налог непосредственно уплачивается). Это противоречит изначальной концепции НДС, как налога на потребление. Во-вторых, изначально громоздкая и неэффективная схема администрирования НДС, которая создает значительные расходы для налогоплательщиков на правоприменение.
Б. Основными направлениями реформирования НДС будут: 1) Введение самостоятельного исчисления налога плательщиком. Это предполагает предоставление минимально необходимого объема информации контролирующим органам (контроль должен осуществляться только плательщиков с высоким риском уклонения). Также, должна признаваться изначальная достоверность представляемой информации (контроль должен осуществляться при наличии объективных признаков уклонения). Налоговый контроль должен быть сфокусирован на выявлении мошенников, а не на сплошном поиске некорректных операций. 2) Введение возмещения дебетового сальдо НДС в текущем налоговом периоде (в период не более 10 дней). Это особенно позволит снизить налоговое бремя на предприятия, осуществляющие модернизацию, поскольку будет осуществляться возмещение НДС, уплаченного поставщикам основных средств. 3) Наиболее значительные (в связи с широким применением, что также демонстрирует актуальность вопроса) льготы по НДС появились как реакция на отсутствие возмещения дебетового сальдо НДС. Введение возмещения позволит поставить на утрату данные льготы. Также прочие льготы будут подвергнуты ревизии с целью освобождения социальных товаров, работ, услуг конечного потребления, а не производителей (повышение эффективности за счет исключения влияния каскадного эффекта).
В. Концептуальные изменения в налоговом законодательстве:
1. Упрощение отчетности через: исключение перечня документов, подтверждающих экспорт товаров, необходимых для получения нулевой ставки НДС; исключение предоставления реестров счетов фактур при предоставлении декларации; сокращение информации, содержащейся в декларации по НДС. 2. Ограничения возможности регистрации структурных подразделений юридического лица в качестве отдельных плательщиков НДС. Подобное право должно предоставляться для автономных, самостоятельных структурных подразделений, ведущих отдельных коммерческий учет. 3. Введение возврата НДС, который будет предоставляться всем плательщикам, которые имеют дебетовое сальдо НДС. Налог, уплаченный поставщикам, будет включаться в зачет (следовательно, возмещаться) при условии приобретения товара, работы, услуги в предпринимательских целях (нет прямой связи с налогооблагаемой реализацией). НДС на капитальные расходы будет возмещаться единовременно. Длительность периода обращения за возвратом НДС будет увеличена до трех лет. Возврат НДС будет осуществляться на основании только декларации (без обязательного проведения проверок). При импорте товаров (не только для переработки) будет предоставляться отсрочка уплаты НДС на импорт. 4. Ликвидация нулевой ставки НДС: на товары, реализуемые на территорию СЭЗ для строительства объектов административного и производственного назначения; на товары, реализуемые налогоплательщику, заключившего концессионный договор на реализацию инфраструктурного проекта. 5. Ликвидируются освобождения: товаров, реализуемых с территории «свободного склада» на остальную территорию РК; товаров, реализуемых на территорию СЭЗ; имущества переданного в финансовый лизинг; геологоразведочных и геолого-поисковых работ; работ и услуг, связанных с инфраструктурными проектами; импорта товаров для финансового лизинга; импорта товаров для инфраструктурных проектов; при уплате НДС на границе методом зачета. 6. В рамках ревизии прочих льгот будут ликвидированы льготы: освобождение адвокатских и нотариальных действий; освобождение товаров, произведенных организациями, использующих труд инвалидов; особый порядок уплаты налога для переработчиков сельскохозяйственного сырья; импорта отдельных видов товаров; некоторые прочие льготы. 7. Разделение нарушений в налоговой сфере по категориям тяжести. Небольшие или непреднамеренные ошибки не должны наказываться либо не строго. Основная тяжесть наказания должна быть сосредоточена на предумышленном уклонении от налогообложения. Для расследования налоговых преступлений может быть создано правоохранительное подразделение Налогового комитета.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |