|
|
|
Источник: Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА) (uza.uz/ru/)
01.04.2008 Рассмотрены практика и перспективы реформирования судебно-правовой системы
УзА, 31.03.2008 21:04
В здании Юнусабадского районного суда по уголовным делам 31 марта состоялся «круглый стол» на тему «Перспективы реформирования судебно-правовой системы: практика и эффективность», организованный Комитетом по законодательству и судебно-правовым вопросам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Отмечалось, что в рамках проводимой судебно-правовой реформы принят ряд мер, направленных на реализацию принципов справедливости и гуманизма в уголовном судопроизводстве. В частности, либерализована система уголовных наказаний, введен институт примирения, изменена классификация преступлений, отменена смертная казнь. Участники «круглого стола» особо подчеркнули, что в настоящее время в стране продолжается активная законотворческая работа, направленная на дальнейшее углубление реформы судебно-правовой сферы. Об этом свидетельствуют законы Республики Узбекистан по либерализации уголовного и гражданского законодательства, одобренные на тринадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Одобрение ряда законов, связанных с внесением соответствующих поправок в действующее законодательство, и существующее положение дел в правоприменительной практике стали определяющим фактором в выборе темы и предмета обсуждения данного «круглого стола». Так, внесенные изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» устраняют имеющиеся некоторые противоречия в отдельных нормах законодательства, устанавливающих сроки исполнения уголовного наказания в виде штрафа, порядок замены уголовного наказания в виде штрафа на другие виды наказания и принудительного взыскания штрафов, а также создают соответствующую правовую базу для реального обеспечения исполнения уголовного наказания в виде штрафа. С учетом того, что приготовление преступления и покушение на преступление имеет меньшую общественную опасность по сравнению с оконченным преступлением, изменения, внесенные в статью 58 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, позволяют назначать меньшие сроки наказания. При этом указанные смягчающие обстоятельства не применяются при назначении наказаний к особо опасным рецидивистам, членам организованной группы или преступного сообщества, за неоконченные преступления против мира и безопасности, а также преступления, совершенные при отягчающих обстоятельствах. Изменения, внесенные в статью 389 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, позволяют отнести уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконной продажей наркотических или психотропных средств в крупных размерах, к подсудности районных и городских судов по уголовным делам и наладить их более тесное взаимодействие с правоохранительными органами районного (городского) звена в вопросах осуществления правосудия. С целью упрощения порядка взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг и заработной плате внесены изменения в статью 238 2 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, которые расширяют перечень требований, на основании которых выдается судебный приказ. В ходе обсуждения вопроса участники «круглого стола» обменялись мнениями, высказали ряд предложений по вопросам совершенствования законотворческой работы, обеспечения верховенства законов в судебной практике и единообразия применения норм правовых актов, а также неотвратимой ответственности за совершенное преступление путем создания процессуального правового механизма принудительного исполнения уголовного наказания в виде штрафа. По итогам «круглого стола» его участники приняли соответствующие рекомендации. В работе «круглого стола» приняли участие сенаторы, депутаты Законодательной палаты, представители Кабинета Министров, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, Института по изучению гражданского общества, Академии МВД, Общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот», Ассоциации адвокатов Узбекистана, Ташкентского государственного юридического института, средств массовой информации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |