|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
11.04.2008 Единый мультикоридор
Развитие транспортного потенциала Казахстана имеет особую приоритетность и большую актуальность, поскольку у нашей страны есть все предпосылки стать важным межрегиональным транзитным центром. А срединное расположение на стыке крупных экономических регионов, при условии развития современных средств коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, способствует превращению Казахстана в соединяющий мост между Западом и Востоком. Между тем на 17-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов в июне прошлого года, посвященном вопросам развития транспорта, Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что доходы транспортных компаний Казахстана от транзита товаров находятся на уровне 500 миллионов долларов в год, что составляет всего один процент от общего рынка транзитных перевозок между Европой и Азией. Это, добавил Глава государства, свидетельствует о том, что имеющаяся инфраструктура не отвечает потребностям растущей экономики, даже при том, что затраты бюджета на развитие коммуникаций ежегодно значительно растут. В этой связи для максимального использования транзитного потенциала страны необходимы новые подходы к его реализации. Одним из таких путей являются мультимодальные (комбинированные) перевозки, поскольку повышение конкурентоспособности международных транспортных маршрутов предполагает их приоритетное развитие. Технологические особенности комбинированных или смешанных перевозок дают оптимальные сроки, стоимость и своевременность доставки грузов, возможность использования логистических методов управления грузопотоками, увязку процессов перевозки и складского хранения грузов. Как известно, использование крупнотоннажных контейнеров в качестве единой транспортной единицы преобладает во всемирной системе комбинированных перевозок. Поэтому транспортные технологии, основанные на контейнерных перевозках, имеют наибольшие перспективы развития. Последовательное формирование международной системы мультимодальных перевозок предполагает первоначальное их развитие в границах отдельного государства, что подразумевает создание необходимой инфраструктуры с соответствующим информационным обеспечением и контролем за продвижением грузов. В Казахстане есть база для развития мультимодальных перевозок — на железных дорогах имеется сеть контейнерных терминалов с автодорожными подходами и контейнерный парк. Тем не менее, в распоряжении отечественных экспедиторов и перевозчиков находится устаревший парк контейнеров, цистерн, платформ и погрузочных средств. Подлежат совершенствованию организационные формы управления мультимодальными перевозками, в частности, путем создания института единых операторов. Требует развития и система ускоренного продвижения транзитных грузов по казахстанской сети железных дорог путем введения в расписание движения скоростных маршрутных и контейнерных поездов, курсирующих по твердому графику. В связи с восстановлением паромных автомобильных и железнодорожных перевозок в порту Актау возникла реальная потребность внедрения организационных, управленческих и документальных основ мультимодальных перевозок. На упоминавшемся нами летнем заседании совета Президент, призвав иностранных инвесторов участвовать в реализации проектов в рамках Транспортной стратегии, отметил, что мы заинтересованы в строительстве трансконтинентальных транспортно-коммуникационных магистралей и крупных транспортно-логистических центров. Такие ТЛЦ будут стимулировать развитие не только Казахстана, но и всего Центрально-Азиатского региона в самодостаточное звено торгово-экономических отношений между основными мировыми рынками. Мультимодальный транспортно-логистический центр, представляющий собой многофункциональный терминальный комплекс, размещенный в узлах транспортной сети, обеспечивает функции распределения грузов. При соблюдении координации и взаимодействия различных видов транспорта на его территории выполняются погрузо-разгрузочные работы и перевозка грузов, обеспечивается краткосрочное и длительное хранение, производится переработка грузов, выполняются необходимые таможенные процедуры, экспедирование и переадресовка грузов, отсюда грузы доставляются клиентам по технологии «от двери до двери» и «точно в срок». Кроме того, МТЛЦ предоставляет полный комплекс сервисных и коммерческо-деловых услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово-аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса. Благодаря такой интеграции достигается высокий синергетический эффект. Но это требует, в свою очередь, согласованных действий коллектива, состоящего из разнопрофильных специалистов, что порождает проблему подготовки кадров. Следует учитывать, что надежное и эффективное функционирование международных транспортных коридоров не исчерпывается только наличием технически совершенных транспортных сетей. Важнейшее значение имеет устранение препятствий, которые возникают в правовой, организационной и экономической сферах. Для их устранения разработаны различные международные документы, в которых на основе унификации и гармонизации национальных требований выработаны единые правила и процедуры межгосударственных отношений в области транспорта. Развитие отечественной нормативной правовой базы, регулирующей отношения, возникающие при осуществлении международных перевозок, предполагает гармонизацию правил использования транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана с международными требованиями. Такой путь также предусматривает максимальное преобладание национальных интересов Казахстана при осуществлении перевозок грузов в международном сообщении, включая перевозки по международным транспортным коридорам. Немаловажно и включение казахстанских транспортных и экспедиторских организаций в международную систему документооборота.
Дастан АРМАНОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |