|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
26.05.2008 Минздрав спелся с «Казыной» Правительство решило централизовать госзакупки лекарств через единого оператора. Прозрачный конкурс по его определению должен состояться до конца года. Предприниматели опасаются монополизации рынка и роста цен на медикаменты. У существующей модели государственного лекарственного обеспечения есть два крупных недостатка, сообщил министр здравоохранения Анатолий Дерновой на заседании правительства 20 мая. Цены на лекарства в стране ежегодно растут (примерно на 20%), к тому же они сильно варьируются по областям (на 30-50%) и по больницам (до 500%). Для решения этих проблем правительство решило применить опыт Малайзии, где всю логистику лекарств осуществляет единый оператор по договору о концессии. Как подчеркнул г-н Дерновой, инфляция на лекарства в Малайзии упала до 3% в год, а цены на медикаменты стали самыми низкими в Юго-Восточной Азии. В Минздраве прогнозируют, что с внедрением в Казахстане данной модели повысится качество медпомощи благодаря улучшению условий хранения препаратов, будет обеспечена бесперебойность поставок, ежегодный рост цен на лекарства снизится до 5%, а экономия бюджетных средств, направляемых на лекарственное обеспечение, составит около 25%. За счет сэкономленных денег произойдет расширение перечня закупаемых государством препаратов в рамках бесплатной медпомощи. Кроме того, благодаря концентрации госзакупок произойдет стимулирование отечественной фарм¬промышленности, и ее доля на внутреннем рынке с нынешних 10% в течение нескольких лет может вырасти до 30%. Несмотря на все аргументы Минздрава, вице-премьер Умирзак Шукеев не воспринял предложенную схему как панацею. «Не лучше ли оставить децентрализованную систему, но прописать все процедуры и обеспечить прозрачность госзакупа? Сколько денег будет сосредоточено в этой организации? Не получится ли так, что купленные лекарства будут переданы областям, откуда они будут проданы на вторичном рынке, в итоге пациент заплатит больше?» - засыпал он вопросами главу Минздрава. В свою очередь министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков выразил опасение, что предлагаемая модель означает монополизацию торговли лекарствами. «Демонополизацию этого рынка мы прошли, а сейчас хотим снова его монополизировать. Я считаю, из-за этого прежде всего пострадает качество лекарств, поэтому нужно отрабатывать рыночные механизмы снижения цен», - подчеркнул г-н Искаков. «Емкость фармацевтического рынка Казахстана - $700 млн. Сейчас мы говорим о совершенствовании системы лекарственного обеспечения стационарных больных. Здесь нет разговора о госмонополии, так как приобретение лекарств в рамках бесплатной медпомощи составляет около 60% рынка, фармрынок для амбулаторных больных остается конкурентным», - объяснил г-н Дерновой, добавив, что частные клиники будут иметь право закупать лекарства у любого поставщика. Премьер Карим Масимов поручил доработать вопрос с учетом замечаний, но в целом идею Минздрава одобрил. «В этой отрасли мы должны навести порядок», - заключил он. Расходы концессионера по внедрению модели, по расчетам Минздрава, составят около 20 млрд. тенге. Компенсировать их государство предполагает путем оплаты услуг на логистику. Единый оператор будет избран на конкурсной основе на три года, его обяжут построить склады и внедрить информационная систему. Каждые три года при формировании трехлетнего бюджета будет выбираться новый оператор. Все организационные вопросы должны быть решены до декабря 2008 года, чтобы в новом году уже внедрить модель. «Идею этого проекта предложила «Казына», после чего был изучен весь мировой опыт. Если модель утвердят, то «Казына» будет содействовать процедуре по выбору будущего оператора», - пояснил «&» председатель Комитета фармацевтического контроля Минздрава Сыздык Баймуканов. Конкурс будет прозрачным, и все работающие в Казахстане дистрибьюторы смогут принять в нем участие, заверил чиновник. Малайзийская схема не гарантирует снижения цен на медпрепараты, возражают дистрибьюторы. «С приходом единого оператора надо будет пересматривать договоры по поставкам, что означает передел рынка. Из-за этого цена, наоборот, может возрасти», - сказала «&» замдиректора по фармации Центра профилактики и реабилитации «Азатты жол» Светлана Нельдианова. «Азатты жол» занимается реализацией наркологических препаратов, объемы продаж компании по госсзакупкам составляют 70% от общих продаж. Г-жа Нельдианова опасается, что посредник в лице оператора-монополиста начнет повышать цены и декларируемая властями цель достигнута не будет. Что же касается качества и условия хранения препаратов, то этот вопрос регулируется государством на этапе выдачи лицензии для работы на фармрынке, отмечает собеседник. «В 1993 году в Казахстане был создан холдинг «Фармация», а в 1994 году его расформировали, так как цены на лекарства, по данным ЮСАИД, выросли в 154 раза», - вспоминает президент Ассоциации фармпроизводителей Анатолий Беркман. По его мнению, новая схема создаст поле для коррупции, поэтому смену оператора каждые три года он считает положительным моментом. Для крупных дистрибьюторов участие в конкурсе откроет большие перспективы, отметил он. «Игра стоит свеч, ведь склады и IT-система будут работать на благо компании, которая выиграет тендер», - пояснил «&» г-н Беркман, добавив, что госзаказ всегда был стимулом развития бизнеса. Крупные фармигроки не исключают возможности участия в конкурсе. «Но даже мы понимаем, что быть монополистом чревато. Да, это контроль финансовых потоков, но это и очень большая ответственность, ведь лекарственное обеспечение населения - это государственная безопасность», - сказал «&» гендиректор «Медсервис Плюс» Жанат Умаров. Он считает, что недостатки нынешней модели госзакупок можно было бы устранить другими путями, не отвлекая огромные бюджетные средства на оплату услуг концессионера. «Закон «О лекарственных средствах» позволяет государству регулировать цены. Придумывать концессию для решения этой проблемы смысла нет», - подчеркнул собеседник. Концессионер должен провести информатизацию системы лекарственного обеспечения, однако правительство уже выделило на это значительные средства, зачем концессионеру платить около 3 млрд. тенге, когда это все заложено в бюджете, недоумевает г-н Умаров. По данным Минздрава, за последние три года госзакупки лекарств увеличились на 39% и в 2007 году составили около 40 млрд. тенге, или 40% от объема рынка.
Гульмира Кунапия
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |