|
|
|
27.05.2008 Анализ действующего законодательства на предмет
В рамках административной реформы, Правительством поставлена цель - снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации. В этой связи, Министерством юстиции Республики Казахстан проведен анализ действующего законодательства на предмет сокращения административных барьеров для частного предпринимательства. Направляем Вам на рассмотрение и для предоставления до 2 июня 2008 года предложений и замечаний следующие сводные таблицы, высланные Министерством юстиции: 2) по сертификации; 3) по аккредитации; 4) по регистрации; 5) по закупкам; 6) справка к анализу действующего законодательства на предмет сокращения административных барьеров для частного предпринимательства
к анализу действующего законодательства на предмет сокращения административных барьеров для частного предпринимательства
«Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности»
Социально-экономическая система Казахстана характеризуется наличием административных барьеров в различных сферах общественной жизни. О присутствии их в сфере экономического оборота свидетельствует нарушение принципа свободы экономической деятельности - вышеотмеченного в п.4 ст.26 Конституции РК. Ограничение прав и свобод возможно только в рамках конституционной гарантии, установленной в п.1 ст.39 Конституции РК, определяющей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Данное конституционное положение о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина соответствует нормам международного права, а именно, п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., п.2 ст.10 и п.2 ст.11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В этой связи, законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения (разрешительная система, в том числе лицензирование, сертификация и т.д.) конституционно признаваемым целям его введения. Именно несоответствие этим целям, или установление таких разрешительных процедур, соблюдение которых превышает экономический эффект (получение прибыли) от предпринимательской деятельности, по нашему мнению, следует понимать под административными барьерами для частного предпринимательства. Иными словами, необходимо четко разделять правомерное законодательное ограничение прав и свобод путем установления разрешительной системы и собственно «административные барьеры», под которыми следует понимать установление разрешительных процедур на подзаконном уровне, их необоснованность (большой перечень лицензируемых видов деятельности, значительный пакет необходимых документов, в том числе не имеющие прямого отношения к лицензируемой деятельности, небольшой срок действия лицензий и сертификатов, длительный срок регистрации). Заранее стоит обратить внимание на невозможность их полного устранения. Но, тем не менее, о сокращении административных барьеров в количественном и содержательном аспекте имеет смысл не только говорить, но и эффективно над этим работать. Столь пристальное внимание к административным барьерам не случайно. Успешность развития любой национальной экономики, в том числе и казахстанской, зависит не столько от ее изначальной обеспеченности природными ресурсами, сколько от того, как устроены нормы и правила, которым подчиняются субъекты рынка. Об этом убедительно свидетельствует мировой опыт. Так, согласно информации Национального аналитического центра при Правительстве и Национальном банке РК в рейтинге Doing business 1 место занимает Сингапур, 2 - Новая Зеландия, 6 - Великобритания, а Казахстан - 71. Более того, эмпирически установлена закономерность: чем выше уровень обеспеченности ресурсами, тем хуже у нее обстоит дело с уровнем экономического развития (феномен «проклятие ресурсов»). Причиной тому - ориентация активности наиболее мощных экономических игроков (и государства) на присвоение ренты от природных ресурсов, а не на производство прибыли. Однако, как показывает мировой опыт, и богатая ресурсами страна все же может переориентироваться на производство прибыли, если будет уделять должное внимание формированию конкурентных состязательных рынков, например Канада. Для этого нужны действенные меры по трансформации сложившихся взаимоотношений между государством и бизнесом, т.е. формирование соответствующей мировым стандартам бизнес-среды. Увы, оценки состояния бизнес-среды, которые дают как международные рейтинговые и аналитические группы, так и национальные Ассоциации предпринимателей (например, «Союз Атамекен») не изменяются в позитивную сторону. Так, согласно оценкам «Союза Атамекен» при количественном увеличении субъектов малого и среднего предпринимательства, неизменным остается число действующих, а количество активных снизилось с 35% до 28%. За последние 10 лет не меняется отраслевая структура малого бизнеса - более 40% занимаются торговлей, а в промышленности число предприятий снизилось с 13% до 10%, высоким остается уровень самозанятости населения (т.е. теневого бизнеса - до 45%). Иными словами, малый и средний бизнес, еще 10 лет назад уверенно набиравший обороты, столь же уверенно стагнирует. Весомый вклад в обеспечение невысокого уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства вносит нормотворчество, а именно такая специфическая деятельность как возведение административных барьеров или, другими словами, административное барьеростроительство. Организаторами цикла барьеростроительства выступают сплоченные неформальные сообщества (группы), состоящие из государственных чиновников и бизнесменов. Первые, хорошо зная правила в той или иной сфере, отыскивают в них слабые места для «укрепления» их барьером, а именно путем «проталкивания» того или иного нормативного правового акта (как правило, подзаконного), вторые предлагают гражданам «облегчение» в преодолении барьера - естественно, за определенные финансовые средства. Выручка от эксплуатации барьера делится между компаньонами. В этом контексте следует отметить, что в настоящее время в Казахстане проводится административная реформа, которая затрагивает не только сферу государственного управления - повышение эффективности и результативности деятельности управленческого аппарата, но и, в конечном счете, имеет целью снятие административных барьеров для частной жизни и предпринимательской деятельности путем передачи несвойственных государству функций и активов в конкурентную среду. Данные концептуальные положения получили закрепление в Стратегии «Казахстан-2030» и последующие отражения в ежегодных Посланиях Президента страны народу Казахстан, содержащих как общие ориентиры, так и конкретные указания на административные барьеры, и возможные пути их преодоления. Так, в Послании главы государства на 2008 год особо отмечается, что «Развитый предпринимательский сектор - это основа экономики любой страны. В этой связи, в рамках административной реформы поручаю Правительству решительно снизить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации». Таким образом, в современных условиях снижение административной нагрузки на предпринимательскую деятельность, в особенности малого и среднего, государством осуществляется в трех направлениях. Первое направление связано с созданием субъекта частного предпринимательства (физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или юридическое лицо, как правило, ТОО, КХ и т.д.) - регистрация, лицензирование, аккредитация. Второе - связано с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, сертификация). Третье направление - это контроль за деятельностью субъектов частного предпринимательства и оборотом продукции на рынке. В связи с чем, анализ действующего законодательства проводился в перечисленных направлениях государственно-правового регулирования, кроме того, акцентировалось внимание на таких актуальных аспектах соотношения государства и бизнеса, как регистрация, государственные закупки, информационное обеспечение взаимодействия с государственными органами (электронное Правительство).
1. В сфере лицензирования
Лицензированием предпринимательской деятельности является деятельность государственных органов, связанная с выдачей (приостановлением, лишением) лицензий на занятие определенными видами предпринимательской деятельности и контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Анализ опыта передовых стран мира показывает, что лицензированию подлежит небольшой круг видов деятельности: в Австрии - 28, Японии - 39, Великобритании - 38, Испании - 75, Франции - 140, России - 140. В Казахстане система лицензирования до настоящего времени регулировалась порядка 40 законодательными актами. При этом лицензирование осуществляется 21 центральным государственным органом и местными исполнительными органами. В целом за период с апреля 1995-го по 2006 год в Закон «О лицензировании» было внесено 56 изменений и дополнений, которые в основном были направлены на увеличение лицензируемых видов деятельности. Так, по состоянию на первое января 2005 года было определено 133 вида и 728 подвидов. Помимо обширного перечня видов лицензирования, указанных в законе, происходило значительное увеличение числа лицензируемых видов работ и услуг на уровне подзаконных актов. Кроме того, часто происходило фактическое дублирование лицензирования рядом других разрешающих процедур (разрешения, заключения, согласования). Поэтому дальнейшее реформирование системы лицензирования осуществлялось в направлении совершенствования законодательства о лицензировании и в первую очередь разработки законопроекта «О лицензировании» в новой редакции с использованием мирового опыта и привлечением общественных объединений и ассоциаций предпринимателей. Так, новым законом «О лицензировании» предусматривается, во-первых, сокращение и упорядочение лицензируемых видов деятельности - 100 видов и 243 подвида лицензируемой деятельности. Как показывают оценки независимых экспертов, в этой сфере наблюдаются положительные тенденции. Так, в отчете Всемирного банка за 2006 год «Ведение бизнеса», в списке из 175 стран с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства Казахстан занял 63-е место, тогда как в 2005 году - 82-е. В последние годы среди стран СНГ наиболее активным реформатором по созданию благоприятного делового климата признана Грузия, которая улучшила состояние дел в шести из десяти сфер отчета по ведению бизнеса, что позволило ей поднять свой рейтинг в отчете «Ведение бизнеса» со 112-го места в 2005 году до 37-го места в 2006. По данным Всемирного банка, в Казахстане по сравнению с прошлым годом по четырем компонентам (лицензирование, получение кредита, регистрация имущества, закрытие бизнеса) произошло улучшение, по пяти компонентам (открытие нового бизнеса, наем работников, защита прав инвесторов, уплата налогов, регулирование внешней торговли) - ухудшение и по одной позиции (исполнение контрактов) изменений не произошло. Ухудшение показателей Казахстана по отдельным позициям отчета может быть вызвано методологией расчета рейтинга страны, которая имеет определенные недостатки. Анализ показал, что действующая система лицензирования в Казахстане обуславливает относительно высокие финансовые и временные издержки. Кроме того, под лицензирование подпадают те виды деятельности, которые не отвечают основным критериям лицензирования и, следовательно, не должны лицензироваться. Это происходит вследствие недостаточного понимания сущности лицензирования, которое необходимо только в строго ограниченных случаях и не должно заключать в себе фискальную функцию. Ситуация усугубляется отсутствием территориальных подразделений лицензирующих органов, коротким сроком предоставляемых лицензий, непрозрачностью лицензионного законодательства, которое отличается: а) наложением понятия «лицензирование» и «разрешение»; б) размытостью критериев лицензирования; в) заувалированностью перечня лицензируемых видов деятельности, что обуславливает произвольное и неограниченное распачковывание данных видов деятельности. Все это ведет к тому, что в целом предприниматели рассматривают получение лицензии трудным и при этом сталкиваются с фактами вымогательства со стороны чиновников лицензирующего органа при получении лицензии. К примеру, в Российской Федерации в последние годы оптимизируется порядок получения лицензий. Так, сокращается перечень документов, представляемых в лицензирующий орган, сокращается срок принятия решения о выдаче лицензии с 60 до 45 дней. По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. Кроме того, со дня вступления в силу технических регламентов прекращается лицензирование еще 15 видов деятельности, в частности, разработки, производства, ремонта и испытания авиационной техники, эксплуатации взрыво-, пожаро- и химически опасных производственных объектов, геодезической, картографической деятельности и некоторых других.
Лицензирования автотранспортной деятельности Лицензирование на автомобильном транспорте осуществляется во многих странах Западной Европы, а также в США, Канаде, Японии. В большинстве зарубежных стран лицензируются пассажирские и грузовые перевозки, а некоторых также и сервисное обслуживание автомобилей. При этом в различных странах имеются свои особенности в определении объекта лицензирования. В Англии действуют три вида лицензии: А, В и С. Лицензия А даёт право выполнять перевозки грузов по заказам клиентов и за их счёт (коммерческие перевозки), лицензия В - перевозить не только грузы по заказам сторонних клиентов, но и собственные грузы, лицензия С - только собственные грузы. В Бельгии лицензии должны иметь только профессиональные перевозчики (транспорт общего пользования, выполняющие коммерческие перевозки). Получение лицензий в Дании обязательно для профессиональных перевозчиков, эксплуатирующих автотранспортные сродства грузоподъёмностью свыше 6 т, а также ведомственных перевозчиков, имеющих любой вид подвижного состава. В Нидерландах так же, как и в Бельгии, лицензии должны получить только профессиональные перевозчики. Автотранспортные средства грузоподъёмностью свыше 0.5 т, принадлежащие ведомственным перевозчикам, должны быть зарегистрированы как подвижной состав, используемый исключительно для внутриведомственных перевозок. При лицензировании транспортной деятельности в Швейцарии различий между профессиональными и ведомственными перевозчиками не проводится. Во Франции лицензируется деятельность транспорта общего пользования. Установлены три зоны перевозок: дальние (по всей территории страны), на средние расстояния (обычно около 200 км) и местные. В Германии при выполнении перевозок на расстоянии свыше 50 км лицензию обязаны получить профессиональные перевозчики, имеющие подвижной состав любой вместимости и грузоподъёмности, и ведомственные перевозчики при эксплуатации автомобилей грузоподъёмностью свыше 4 т. При выполнении перевозок местного назначения (до 50 км) лицензирование необходимо только для профессиональных перевозчиков. В Финляндии лицензирование распространяется только на коммерческие перевозки. В США для выполнения перевозок в местном сообщении лицензии обязаны получить профессиональные перевозчики. При этом перевозка сельскохозяйственных грузов лицензированию не подлежит. Для перевозок внутри штата лицензируется деятельность не только профессиональных, но и ведомственных перевозчиков. Лицензии за рубежом выдаются, как правило, исполнительными органами государства и их полномочными представителями. Распределение обязанностей по выдаче лицензий между исполнительными органами власти различных уровней зависит от вида выдаваемых лицензий. Требования, предъявляемые в практике зарубежных стран при выдаче лицензий, можно подразделить на требования к предпринимателю как таковому, требования к транспортному предприятию и особы дополнительные условия. Требования к предпринимателю сводятся, обычно, к подтверждению его хорошей репутации и профессиональной пригодности. Среди требований к транспортному предприятию в первую очередь обращают внимание на финансовую состоятельность. При этом в одних случаях достаточно подтверждения общей платёжеспособности предприятия, а в других требуется наличие средств, которые позволили бы при необходимости полностью покрыть возможные убытки обслуживаемых предприятием клиентов. Другим важным требованием к предприятию является наличие необходимых производственно-технических возможностей для выполнения заявленной деятельности. При выдаче лицензий практически во всех странах проверяется профессиональная подготовка заявителя. Лицензии являются платными. Существуют две основные точки зрения на определение стоимости лицензии. Согласно одной из них, стоимость лицензии должна быть минимальной и обеспечивать лишь возмещение издержек, связанных с содержанием соответствующего аппарата. Согласно другой точке зрения, стоимость лицензии должна представлять собой разновидность дополнительного дифференцированного налога, с помощью которого можно либо стимулировать предпринимателей к какому-либо виду деятельности, либо, наоборот, ограждать какой-либо сектор рынка от излишней конкуренции. Стоимость конкретной лицензии зависит от типа подвижного состава, его пассажировместимости или грузоподъёмности, вида выполняемых работ, а также сроков действия лицензий. Основными документами, используемыми при лицензировании автотранспортной деятельности в зарубежных странах является разрешение на выполнение перевозок (лицензия) и документ идентификации автотранспортного средства. Документ идентификации автотранспортного средства выдаётся на каждый автомобиль и представляет собой регистрационный ярлык (знак). Регистрационный документ должен находиться в кабине водителя и содержать, как правило, информацию о типе, марке и регистрационном номере автомобиля. За рубежом большое внимание уделяется повышению ответственности за соблюдение условий лицензирования. При нарушении правил пользования лицензии перевозчик может быть предупреждён, оштрафован, лишён лицензии. При работе без лицензии перевозчики наказываются крупным штрафом, а в Финляндии могут быть заключены в тюрьму на срок до 6 мес. Порядок лицензирования автотранспортной деятельности в зарубежных странах регулируются соответствующими законодательными актами, а также отдельными инструкциями по их применению. Изучение и анализ опыта организации автотранспортной деятельности за рубежом позволили определить следующие основные принципы формирования системы лицензирования на автомобильном транспорте в Казахстане: система лицензирования должна охватывать все виды перевозок грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционное обслуживание и сервисное обслуживание автомобилей вне зависимости от используемой лицензиатами формы собственности и ведомственной подчинённости; виды лицензий должны быть дифференцированы в зависимости от выполняемой работы, а также от района деятельности лицензиата; оформление и выдача лицензий должны осуществляться специальными представителями органов управления транспортом; при выдаче лицензий должны предъявляться повышенные требования к лицензиату относительно его профессиональной подготовки, надёжности и возможности осуществления транспортной деятельности с минимальным ущербом для окружающей среды и обеспечением безопасности движения; при лицензировании высокорентабельных видов транспортной деятельности должно проводиться контингентирование лицензий; лицензии, выдаваемые на осуществление всех видов транспортной деятельности, должны быть платными; должны быть разработаны санкции за нарушения условий лицензирования, а также за работу, выполняемую без лицензий; при подготовке нормативных документов по лицензированию должен учитываться международный опыт законодательства в этой области.
Лицензирование телерадиовещания Американский способ лицензирования телерадиовещания является наиболее продолжительным и разнообразным. Лицензирование осуществляется там с 1927 года, когда в других странах вещание еще существовало только в форме государственной монополии. В США регламентирование радио и телевещания, как и все вопросы, связанные с телекоммуникациями, находится в ведении Федеральной комиссии связи (ФКС), государственного органа, уполномоченного Конгрессом регулировать вещание. ФКС была учреждена Конгрессом в 1934 году на основании Закона США о связи. Впоследствии в Закон о связи неоднократно вносились поправки, а с 1996 года вступил в силу Закон о телекоммуникациях. ФКС лицензирует радио- и телевизионные станции как коммерческие или некоммерческие образовательные телевизионные и радиостанции. Статья 309 Закона США о связи от 1934 года устанавливает общее правило выдачи лицензии, по которому Комиссия с учетом всех условий, которые сочтет существенными в конкретном случае, должна предоставить лицензию, прежде всего, исходя из общественных интересов. Преимущества предоставляются тем, кто намерен выпускать социально значимые программы и передачи по местной проблематике. В соответствии с американским законодательством получение лицензии на пользование частотой, являющейся национальным ресурсом, налагает на ее обладателя обязанность служить интересам общества. Учитывается также отсутствие серьезных нарушений действующего законодательства на протяжении предыдущих сроков действия лицензии для уже работающего вещателя и для претендента в тех видах деятельности, которыми он занимался до подачи заявления в Комиссию. ФКС выдает лицензии сроком до восьми лет. В Законе о связи определены ограничения права на получение лицензии. Статья 310 этого закона предоставляет такое право только гражданам США. Юридическое лицо может стать держателем лицензии в случае, если оно зарегистрировано в соответствии с законодательством США, ограничивающим долю собственности во владении иностранных представительстви лиц, не являющихся гражданами США до 25% акций американских телевизионных и радиостанций. Основой для отказа в продлении срока действия лицензии чаще всего служат жалобы теле- и радиослушатей, а также предоставление в заявлении недостаточных сведений или нарушения в финансово-хозяйственной деятельности станции. Вещание в Великобритании является строго регулируемой отраслью. Оно функционирует в основном на основании Законов о вещании 1990 и 1996 годов. В отличие от регулирования телекоммуникаций, регулирование вещания в Великобритании сосредоточено на лицензировании услуг и, особенно, на содержании материалов вещания. Касаясь требований к содержанию телерадиопередач, следует сказать, что в целом ряде европейских стран существуют определенные стандарты вещания, исполнение которых обеспечивается общественными или наблюдательными советами. Обеспечение ответственности перед обществом является в Великобритании главным фактором в регулировании как частного, так и общественного вещания. В 1980 году в Британии была учреждена специальная комиссия, призванная разбирать жалобы на некорректность и тенденциозность отдельных информационных сообщений. Закон 1990 года учредил еще одну инстанцию по разбору таких обращений - Комиссию стандартов вещания (БСК) и поставил электронные СМИ под контроль Независимой комиссии по телевидению и Управления по радиовещанию, которые оказывают эффективное воздействие на программную политику теле- и радиокомпаний, добиваясь соответствия эфирного материала требованиям закона и морали. Позднее был законодательно установлен порядок получения лицензий радио- и телекомпаниями с обозначением комплекса требований к содержанию программ коммерческого вещания. Наблюдательному совету по радиовещанию (Radio Authority), роль которого состоит в обеспечении многообразия служб национального радио, доверено лицензирование радиостанций. Лицензии выдаются на 8 лет «подходящим и достойным» кандидатам (лица, осужденные за организацию пиратских радиостанций в предшествующие пять лет, к кандидатам относиться не могут) при условии соблюдения ими законодательных требований, касающихся подготовки программ и правил собственности. Лицензии на спутниковое и кабельное вещание выдаются на десятилетний период любой организации телевизионных программ, которая соответствует требованиям Программного кодекса НКТ и его правилам в области рекламы и спонсорства и могут быть отозваны при изменении собственника без предварительного согласования с НКТ. В целях ограничения владения вещательными лицензиями Правительство Великобритании в ноябре 1996 года ввело новые положения, внеся соответствующие поправки в Приложение 2 к Закону о вещании 1990 года, предусматривающие, что: - ни одно физическое лицо не вправе владеть двумя или более лицензиями на телевизионное вещание, охватывающее более 15% общей телевизионной аудитории; - ни одно физическое лицо не вправе владеть более чем одной лицензией на местное СВ-вещание и более одной лицензией на FM-вещание, охватывающее один и тот же район, за исключением случаев, когда это совершается в интересах общества; - ни одно физическое лицо не вправе владеть более чем одной службой национального коммерческого радиовещания. В ФРГ в Законе о вещании 1992 года указывается, что одна компания может владеть не более чем двумя радиоканалами и/или телевизионными общенациональными каналами. Лицензия на национальный канал общего характера не выдается компании, в которой кто-либо контролирует 50 или более процентов капитала. Вопросы концентрация СМИ регулируются Федеральным законом о картелях 1956 года с поправками 1976 года, который установил необходимость разрешения Правительства на слияние компаний с суммой продаж свыше 500 млн. марок, но при слиянии информационных компаний, потолок существенно ниже - 25 млн.марок. Во многих европейских странах учреждены специальные органы для контроля за вещанием. Во Франции за лицензированием и соблюдением правил наблюдает Высокая аудиовизуальная комиссия, состоящая из 9 членов, назначаемых в равной пропорции Президентом республики, Председателем нижней и Председателем верхней палат парламента. В Швеции Комиссия по телерадиовещанию включает представителей разных политических, религиозных, профсоюзных, журналистских объединений, а также деятелей искусства. В Австрии радио- и телевизионная корпорация состоит из 17 членов, при этом 9 из них должны быть судьями, задача которых - обеспечить соблюдение норм Закона о радио и телевидении. Ограничения на право владения иностранцами электронных СМИ (наземных и кабельных) существуют почти во всех странах мира. Одно из немногих исключений - Новая Зеландия, где иностранное участие в СМИ никак не оговорено. В Великобритании доля иностранного участие не может превышать долю собственно британского. Израильское законодательство ограничивает иностранное участие во владении электронными СМИ - 49 процентами, таиландское - 25 процентами, а сингапурское - 3 процентами. В Японии иностранцы не могут владеть более чем 33 процентами телекомпании. Канадские правила не только вводят 46-процентный предел на долю иностранного участия в наземных электронных СМИ, но и лишают иностранную компанию лицензии, если у ее продукции есть канадских аналог. В Австралии также существует 25-процентный предел на иностранное участие в электронных СМИ. Убеждены что, процедура лицензирования деятельности по осуществлению телевизионного и радиовещания должна совершенствоваться с учетом международного опыта и в целях отражения развития рынка и уровня технологий. В сфере игорного бизнеса Лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса осуществляется в соответствии Законом РК от 12 января 2007 года «Об игорном бизнесе» и законодательством Республики Казахстан о лицензировании. Деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляется на основании лицензий, выдаваемых организаторам игорного бизнеса, на каждое игорное заведение на срок, указанный заявителем лицензии, а в случае отсутствия указанного срока заявителем - на 10 лет. Перечень и формы документов, необходимых для получения лицензии в сфере игорного бизнеса определяется приказом Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 28 февраля 2007 № 1-2/36 «Об утверждении перечня и форм документов, подтверждающих соответствие организатора игорного бизнеса квалификационным требованиям». На наш взгляд, нет необходимости заверять копии документов для получения лицензии, так как, во-первых, увеличивается время на оформление документов, во-вторых, на предпринимателей возлагаются лишние финансовые траты, которые оплачиваются за нотариальные услуги. Таким образом, полагаем необходимым исключить нотариальное заверение документов. Заменив предоставлением оригинала документов вместе с копией для сверки подлинности. Рассмотрим более подробно опыт государственного регулирования игорного бизнеса в США. По Конституции США игорный бизнес является исключительным делом Штатов. Практически все организации, так или иначе связанные с игорным бизнесом, обязаны получить определённые лицензии. Остановимся подробнее на некоторых видах лицензий. Основной лицензией, разрешающей заниматься непосредственно организацией и проведением азартных игр, является лицензия оператора игорного бизнеса. Этот вид лицензий делится на несколько подвидов: 1. Ограниченные лицензии (Restricted Gaming License). Данные лицензии выдаются операторам, имеющим не более 15 игровых автоматов, им запрещается устанавливать игровые столы и организовывать какие-либо другие виды игр. Владельцы этих лицензий - это, как правило, владельцы небольших баров, ресторанов, развлекательных центров. Любые вопросы, связанные с ограниченными лицензиями, решает исключительно Комиссия по азартным играм. По состоянию на 30 сентября 2005 года в Неваде было выдано 2191 таких лицензий. 2. Неограниченные лицензии (Nonrestricted Gaming License). Эти лицензии подразделяются на два вида: лицензии, позволяющие операторам иметь любое количество игровых автоматов (N/R slots only); лицензии, позволяющие операторам иметь любое количество игровых автоматов и игровых столов (N/R games & slots). Данные виды лицензий выдаются после тщательного расследования, проведенного Советом. Совет передаёт свои рекомендации Комиссии, которая принимает окончательное решение. По состоянию на 30 сентября 2005 года в Неваде было выдано 131 «N/R slots only» лицензия и 314 «N/R games & slots» лицензий. 3. Специальные лицензии, позволяющие владельцам игровых автоматов размещать их в заведениях (барах, ресторанах, клубах и т.п.) им не принадлежащих (Slot Route Operator License). Обладатель такой лицензии сам договаривается с владельцем помещения об условиях взаимовыгодного сотрудничества. К 30 сентябрю 2005 года было выдано 55 таких лицензий. Помимо операторов игорного бизнеса, лицензированию подлежит деятельность производителей и продавцов игорного оборудования. Более того, любое игорное оборудование, поступающее на рынок, проходит обязательную проверку (математический тест, тест на безопасность и прочие проверки). В настоящее время в Неваде зарегистрировано 99 производителей и 132 продавца игорного оборудования. Лицензированию подлежат все работники игорных заведений. Данные лицензии подразделяются на два вида: для служащих, не занятых в игровом процессе, и для работников, принимающих участие в игровом процессе (дилеры, питбоссы, менеджеры и другие работники). Все участники игорного бизнеса Невады, имеющие соответствующие лицензии, обязаны неукоснительно соблюдать игорное законодательство штата, условия своих лицензий. В Австрии проблему государственного регулирования игорного бизнеса правительству удалось решить, установив тотальный контроль над всеми игорными заведениями. Способ контроля состоит в следующем, правительство учредило компанию Osterrelchische Spielbanken AG (Casinos Austria), которая стала единственным оператором игорного бизнеса Австрии. Компания полностью принадлежит австрийцам, а основная доля компании - 70%, находится в руках государства, кроме этого совладельцами являются банки, страховые компании, коммерческие организации. В заключении при анализе законодательств Великобритании, Германии, Голландии, Италии и США необходимо выделить моменты, являющиеся общими для всех этих стран и применимыми для Казахстана: 1. Функционирование игорного бизнеса регулируется государственными и местными органами власти с целью недопущения неконтролируемого развития бизнеса, его криминализации и чрезмерного роста игорных заведений. 2. Деятельность игорных заведений является лицензируемой. Лицензия рассматривается как привилегия. Ведется строгий учет выданных лицензий, при выдаче новых принимается во внимание количество действующих игорных заведений. 3. Порядок лицензирования и регулирования деятельности игорных заведений определяется либо законами Земель (Штатов), либо государственными законами. В случае определения порядка лицензирования государственными законами в них закреплено положение о согласовании месторасположения игорного заведения с местными органами власти. Порядок лицензирования и регулирования содержит требования, относящиеся непосредственно к данной сфере предпринимательства, а не общие, применимые к любой сфере. 4. Лицензия на право деятельности игорного заведения выдается по конкретному адресу, при выполнении определенных требований к помещению. 5. Месторасположение игорного заведения определяется местными органами власти (органами власти Земли, Штата), либо согласовывается с ними.
В сфере ветеринарии Здесь следует отметить, что мы также считаем необходимым исключить необходимость нотариального засвидетельствования копии устава и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица и копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе, технических паспортов и диплома об образовании. Кроме того, предлагаем сроки выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии.
В сфере культуры В сфере культуры для осуществления археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры требуется наличие лицензии, согласно статье 31 Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214 «О лицензировании». Для получения лицензии в подпунктах 4) и 5) пункта 5 в Правилах лицензирования деятельности по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2007 года № 495 (далее - Правила) предусмотрена необходимость нотариального заверения копии свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя и копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |