|
|
|
18.06.2008 Не надо злоупотреблять доверием Крупные недропользователи в Казахстане не всегда ведут себя законно, особенно в отношении уплаты налогов, рассказал в интервью «&» Ерлан Мукаи, начальник специализированного управления Налогового комитета Минфина. По его словам, фискалы периодически выявляют факты злостного уклонения от уплаты налогов, использования различных офшорных схем и нарушения контрактных обязательств. - Ерлан Баккожаевич, в последнее время правительство занимает все более жесткую позицию по отношению к недропользователям. Отдельные критики называют этот курс чуть ли не попыткой государства национализировать предприятия добывающей отрасли. Что вы на это скажете? - Как я понимаю, речь идет о новых инициативах нашего правительства относительно введения налога на добычу полезных ископаемых, экспортной таможенной пошлины на нефть, ликвидации различных льготных режимов, установленных в рамках так называемой «стабильности контрактов». Хочу сказать критикам следующее. Глава государства в своем февральском Послании четко обозначил задачу правительства: обеспечить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, малого и среднего бизнеса, компенсируя ожидаемые потери бюджета за счет повышения отдачи от добывающего сектора. Эта задача - наиважнейшая для нас сегодня, и связана она как с обеспечением экономической безопасности, так и с созданием необходимого фундамента для дальнейшего роста экономики Казахстана. - Не секрет, что отечественных налоговиков часто обвиняют в том, что их работа не совсем соответствует практике цивилизованных государств… - Такие претенциозные оценки зачастую даются теми, кто не уверен в правоте собственной позиции и не может отстоять ее более аргументированно, без использования неблаговидных методов «черного пиара». На практике результаты нашей работы показывают, что многие крупнейшие компании, в особенности иностранные, злоупотребляют льготами и тем доверием, которое оказало им в свое время правительство. Выявленные проверками факты злостного уклонения от уплаты налогов на миллиардные суммы, использования различных офшорных схем увода прибыли, нарушения контрактных обязательств настолько часты, что вопрос умышленности этих действий в ущерб интересам Казахстана и во имя собственной прибыли уже давно не стоит. - Расскажите подробнее о том, что показывает история проверок за время работы специализированного управления? - Крупные недропользователи в нашей стране не всегда ведут себя законно, и в первую очередь это касается уплаты налогов. Ими допускается своеобразное толкование норм законов, положений Налогового кодекса и инструктивных актов. Акты и требования налогового органа недропользователями зачастую попросту игнорируются. При этом, когда пытаешься разрешить ту или иную ситуацию в нормальном режиме - в том, в каком государство, по идее, и должно работать с инвесторами, натыкаешься на всяческое противодействие, основанное на пресловутой «стабильности контрактов». Выражение «ребята, мы подписали контракт» стало настолько распространенным среди недропользователей, что они аргументируют им каждое свое действие, не вдаваясь в правовую природу режима стабильности контрактов и его соотношения с законодательством республики. При этом законные и обоснованные действия налоговых органов компаниями всячески оспариваются по каждой значимой сумме доначисления, в результате мы испытываем последствия беспрецедентного информационного и иного давления. Примеров недобросовестного поведения налогоплательщиков, особенно среди крупных недропользователей, множество. Как иначе назвать ситуацию, когда крупный недропользователь создает в офшоре дочернюю компанию, продает ей сырье казахстанского происхождения по внутренним казахстанским ценам, что в разы меньше, чем мировая рыночная цена, и при этом уклоняется от налогообложения, прикрываясь положениями инвестиционного контракта? Разве соответствует мировой практике, когда компания получает инвестиционную льготу в виде фиксированной суммы подоходного налога, предоставив в правительство декларацию с заведомо заниженной суммой прибыли? Другой пример недобросовестности - когда на налоговый вычет ставят совершенно необоснованные затраты. Одна из нефтяных компаний за счет недополученных платежей в бюджет Казахстана фактически приобрел бильярдные кии. Причем на вполне нормальный рабочий процесс по взысканию в пользу бюджета республики причитающихся выплат недропользователи реагируют затяжными судебными процессами, на которых выдвигаются необоснованные, противоречащие законодательству, местной и международной налоговой практике аргументы. Это, в свою очередь, отвлекает наши силы и средства, значительно связывает работу налоговых органов. - Можете назвать конкретную тяжбу и конкретную компанию? - Пожалуйста: тяжба вокруг доначисления налога на сверхприбыль и пени на добывающее предприятие «ПетроКазахстан Кумколь Рисорсиз» на сумму примерно 50 млрд. тенге. Забегая вперед, отмечу, что суд первой инстанции уже признал обоснованность позиции Налогового комитета. В ходе судебного процесса компания совершенно необоснованно оспаривает ряд существенных моментов. Во-первых, она пытается увеличить сумму капитальных затрат, произведенных до даты заключения контракта по двум месторождениям. В частности, речь идет об активах бывшего ОАО «Южнефтегаз», все основные средства и незавершенные объекты которого были приобретены инвестором до даты заключения контракта. Во-вторых, неправомерно, в нарушение контрактных положений, для расчета денежных потоков используется заниженный индекс инфляции. В-третьих, на капитальные затраты более ранних периодов относится стоимость геологической информации, приобретенной в более поздний период, что также необоснованно, поскольку таким образом занижается сумма налогов, причитающихся к выплате в настоящее время. В-четвертых, в нарушение налогового законодательства налогооблагаемая база текущего периода уменьшается за счет включения уплаченного налога на сверхприбыль прошлого года. В-пятых, вопреки установленному порядку денежный поток уменьшается на стоимость незавершенного строительства, хотя эта стоимость, согласно соответствующему постановлению правительства, не является амортизируемой до завершения строительства. В-шестых, сумма налогооблагаемой базы неправомерно уменьшается за счет расходов, не относящихся к контрактной деятельности, таких, как произведение операций по хеджированию, то есть страхование с применением финансовых инструментов, что выходит за рамки контракта. В-седьмых, компания корректирует совокупный годовой доход, применяя нормы закона, которые распространяются на корпоративный подоходный налог, но не на налог на сверхприбыль, который такой корректировке по закону не подлежит. И, наконец, пользуясь тезисом о «стабильности налогового режима», в нарушение законодательства и вопреки нормам постановления Верховного суда компания совершенно необоснованно отказывается платить начисленную по результатам проверки пеню. Я специально так подробно остановился на всех пунктах, оспариваемых недропользователем, чтобы было понятно, что такие шаги действительно граничат с неправильным применением и толкованием законодательства. Должен сказать, что инвестор инвестору рознь. В той же Кызылординской области работает компания, которая платит в бюджет десятки миллиардов тенге налогов - на порядок больше, чем «ПетроКазахстан Кумколь Рисорсиз». Компании действуют в одном регионе, их контракты заключены фактически одновременно и практически идентичны, при этом объемы добычи нефти у «ПетроКазахстан Кумколь Рисорсиз» в два раза больше. Как отмечалось в одном из выступлений главы правительства, для Казахстана неуплаченные, но причитающиеся ему налоги и платежи - это недостроенные школы, больницы, дороги, неувеличенные пенсии и пособия. В общем, это тот самый негативный социальный эффект, возникающий вследствие того, что недропользователь работает в нарушение законодательства. Между тем обеспечение полноты уплаты налогов в госбюджет - одна из важнейших составляющих экономической безопасности страны. Политика правительства Казахстана в этом направлении сегодня приобретает все более системный, комплексный характер, учитывает специфику и ориентацию национальной экономики, современные глобальные экономические тенденции. Несомненно, что и при обеспечении полноты уплаты налогов потенциал добывающего сектора казахстанской экономики достаточен для преодоления любых явлений, связанных с мировым кризисом ликвидности. Более того, доходы от сырьевого сектора при их разумном распределении - именно тот ресурс, на котором основывается развитие конкурентоспособности экономики Казахстана. - Какие шаги следует предпринять государству, чтобы устранить те лазейки, которые используют сегодня недропользователи для уклонения от уплаты налогов? - Помимо уже предпринимаемых в Казахстане действий интересен положительный опыт России. Там недропользователей с «фиксированным» режимом законодательства, которые проявили себя недобросовестными налогоплательщиками, лишают «фиксированного» статуса и заставляют выплатить в бюджет все суммы по ранее полученным льготам и преференциям.
Айжан Шалабаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |