|
|
|
07.08.2008 Доклад министра экономики и бюджетного планирования РК Бахыта Султанова
Уважаемые участники Круглого стола!
См. также материалы презентации
18 июня текущего года проводился первый Круглый стол по основным положениям проекта нового Налогового кодекса. В настоящее время, проект сформирован, размещен на веб-сайтах Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов, и находится на согласовании с государственными органами и бизнес сообществом. Это позволяет нам обсудить более конкретно основные направления реформирования налогообложения в Республике Казахстан. Глава Государства в своем послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» поручил в новом Налоговом кодексе решить следующие задачи: · создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; · сокращение теневого сектора экономики; · снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики; · повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики; · оптимизация налоговых льгот; · реализация принципа закона прямого действия; · совершенствование системы налогового администрирования. Как видно, Президентом поставлена сложная, многокомпонентная задача. Необходимо разработать систему стимулов для качественного развития экономики, одновременно, обеспечив прозрачность налоговой системы, нейтральность в налогообложении, простоту и эффективность налогового администрирования. Позвольте осветить положения нового Налогового кодекса, на которых не были расставлены акценты в прошлый раз. Проектом Кодекса будет предусмотрен новый постоянный консультационно-совещательный орган - Консультационный совет по вопросам налогообложения. Данный орган будет состоять не менее чем из 15 членов - представителей объединений предпринимательства и государственных органов. Председателем Консультационного совета будет Премьер-Министр Республики Казахстан. Высокий статус совета позволит оперативно решать вопросы по устранению неясностей, неточностей и противоречий, которые могут возникнуть в ходе исполнения налоговых обязательств, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов. По корпоративному подоходному налогу выбранный подход в реформировании заключается в снижении ставки корпоративного подоходного налога, отказе от узкоотраслевых льгот, введении единых инвестиционных стимулов, предоставляемых на автоматической основе, а также продлении до 10 лет срока переноса убытков, общее совершенствование конструкции налога. В проекте корпоративный подоходный налог снижен до 20-15 процентов. Точный размер ставки будет определен на уровне, достаточном для исполнения государством своих функций, взятых социальных обязательств. Выпадающие доходы будут компенсированы через повышение фискальной отдачи от добывающего сектора экономики, режим налогообложения которого пересмотрен. Оптимизация льгот и исключений позволит расширить налогооблагаемую базу, что обеспечит равные условия деятельности предприятий со схожим уровнем рентабельности. В рамках оптимизации льгот будут исключены два особых налоговых режима: для нефтехимических производств, для производств с высокой добавленной стоимостью (ВДС). Наличие ВДС не является признаком модернизации производства или глубокого передела. При этом предприятиям, как нефтехимической отрасли, так и предприятиям с ВДС будет предоставлена возможность использования универсального инвестиционного стимула. На этом я хотел бы остановиться подробнее. Новые инвестиционные налоговые преференции будут предоставляться только по КПН. Льгота по КПН будет действовать в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет. Одновременно, удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций. Преференции будут предоставляться автоматически, т.е. в заявительном порядке, предприятиям, осуществляющим деятельность в секторе «обрабатывающая промышленность». Единый подход в поддержке инвестиционных инициатив реализуется на действующих территориях специальных экономических зон. Практика последних лет показала, что создаваемые СЭЗ имеют производственный характер. Это ставит предприятия, осуществляющие аналогичные виды деятельности на территориях зон в неравные условия с предприятиями, создаваемыми на остальной территории Казахстана. Поскольку законодательством установлен срок действия СЭЗ до 25 лет, то льготы для предприятий на СЭЗ достаточны не только для становления, но и больше срока окупаемости проекта. Это лишает режима СЭЗ стимулирующего эффекта, поскольку новые модернизируемые предприятия оказываются в равных льготных условиях со старыми предприятиями. В связи с этим в Проекте предлагается унифицировать условия деятельности на всех территориях СЭЗ, а именно в части КПН с режимом инвестиционных налоговых преференций, как я уже сказал выше. Освобождение от земельного налога и налога на имущество сохранится только на территории СЭЗ. Важно отметить, что, признавая необходимость обеспечения стабильности инвестиционного климата, инвесторы, которые уже осуществляют деятельность на территориях СЭЗ, будут иметь возможность пользоваться действующим режимом в течение следующих пяти лет, инвесторы, которые уже заключили контракты на получение инвестиционных преференций, будут иметь возможность пользования действующим режимом преференций до истечения срока действия контракта. Предложенный единый инвестиционный стимул позволит поддержать модернизирующиеся предприятия, обеспечить прозрачность предоставления налоговых льгот и избежать излишнего налогового контроля. С учетом предложений финансового сектора в новый Налоговый кодекс введено понятие «производные финансовые инструменты», устанавливается порядок их налогообложения с учетом особенностей операций хеджирования. В рамках унификации КПН предлагается исключить с 2012 года особый режим для страховых организаций, что подразумевает обложение финансового результата (прибыли). Это позволит учитывать уровень рентабельность деятельности страховой организации. Поскольку переход на общеустановленный порядок требует создания адекватного учета страховых резервов в целях налогообложения, предлагается сохранить действие режима до 2012 года. Мы постарались подробнее расписать налогообложение участников совместной деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, , продлили срок переноса убытков до 10 лет, отменили авансовые платежи для малого и среднего бизнеса, отказались от лимитирования суточных, выплачиваемых при командировке, увеличили нормы представительских расходов до 1 процента от фонда оплаты труда, разрешили арендатору относить на вычет расходы на ремонт арендованных фиксированных активов. Налог на добавленную стоимость реформирован в том же ключе, т.е. в направлении упрощения и унификации. Вместо существующей совокупности льгот по НДС будет введен единый, эффективный, автоматический возврат суммы превышения зачетного НДС над начисленным. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика ввиде НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств. О выгодах подобной меры и этапы его введения были уже озвучены на прошлом Круглом столе. Сейчас, уже есть возможность сообщить о предлагаемом моменте замены льгот возвратом дебетового сальдо. В 2012 году предполагается полное внедрение системы автоматического возврата дебетового сальдо на основе системы управления рисками. Этот год можно определить в качестве момента перехода на классическую систему НДС и ликвидации следующей совокупности льгот: отсрочки уплаты НДС на импорт, уплаты НДС на импорт методом зачета, освобождения реализации с территории «свободного склада». Льготы по импорту оборудования, не производимого в Казахстане, сохранены до 2012 года. В целях сохранения равенства в условиях, освобождение реализации с территории «свободного склада» также будет сохранено на аналогичный срок. Прочие льготы, не соответствующие лучшей международной практике, не связанные с социальной сферой, будут ликвидированы с момента введения в действие нового Налогового кодекса. Ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию будут унифицированы в течение трех лет (2009-2011 годы). С 2009 года ставки будут включены в текст Налогового кодекса, а также повышены ставки на алкогольную продукцию отечественного производства на 30 процентов. В последующем ставки будут подняты на 30 и 40 процентов в 2010 и 1011 годах соответственно, до уровня ставок на импортируемую продукцию, что соответствует правилам ВТО. Надо отметить, что ставки акцизов на бензин в размере 5000 тенге и на дизельное топливо в размере 600 тенге, установленные еще в 1998 году, будут оставлены без изменений. В части реформирования налогообложения малого бизнеса можно сообщить, что существенных изменений не будет. Будут сохранены в прежнем виде специальные налоговые режима для малого бизнеса на основе патента и на основе упрощенной декларации. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки не возможно, если принять во внимание, что ставки налога в этих специальных налоговых режимах равны 2 и 3 процента, при этом, данный налог заменяется уплату подоходного и социального налогов. Однако, принимая во внимание необходимость сокращения теневого сектора экономики и систематизации налогообложения на рынках, предлагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение режима не затронет тех, для кого он изначально создавался, т.е. лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность, к примеру, пенсионеров, реализующих овощи, выращенные на приусадебном участке. Они будут подпадать под необлагаемый минимум в размере 12 минимальный заработных плат, следовательно, не будут признаваться как осуществляющие предпринимательскую деятельность. В целях минимизации эффекта дробления предприятий, происходящие в связи с существование льготного режима для малых предприятий, будет установлено, что учредителями юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не могут выступать юридические и физические лица, являющиеся учредителями юридических лиц, использующих такой режим. Далее о ставках индивидуального подоходного налога, социального налога, налога на имущество и транспортного налога. Предлагается частично реформировать режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Установленная действующим Налоговым кодексом ставка единого земельного налога - 0,1% от оценочной стоимости земли является очень низкой для крупных крестьянских (фермерских) хозяйств, а также не стимулирует эффективное использование сельскохозяйственных площадей. Предлагается ввести прогрессивную шкалу ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков и территории. При этом будут сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц, уменьшение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции. Единая ставка индивидуального подоходного налога будет сохранена на уровне 10 процентов. В рамках реформирования социального налога предлагается осуществить переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Принимая во внимание, что сумма социального налога уменьшается на отчисления в Государственный фонд социального страхования, реальная ставки социального налога, зачисляемая в бюджет, будет равна 7 процентам в 2009 году и 6 процентов в 2010 году. Проектом предусматривается изменение порядка взимания налога на имущество. Предлагается сократить объект налогообложения со всего имущества (основные средства и нематериальные активы) до недвижимости. Это позволит не взимать налог с оборудования и машин. При этом в целях сохранения доходов местных бюджетов предлагается увеличить ставку с 1 до 2 процентов. По налогу на имущество физических лиц предлагается методику оценки недвижимого имущества закрепить в Налоговом Кодексе, также будут повышены ставки на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1 процента, начиная со стоимостью свыше 30 млн. тенге. Эти изменения позволят более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц. По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упростит расчеты, и главное сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора. Изменения налогообложения недропользователей подготовлены в соответствии поручением Главы государства предусмотреть снижение налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики и компенсировать ожидаемые потери бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Проектом нового Налогового кодекса предполагаются следующие основные изменения при налогоболожении недропользователей, вводимых с 1 января 2009 года:· замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам; · при этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения будут установлены льготные ставки; · упразднение контракта на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме СРП, заключенных до 01.01.2009 года; · исключение положения «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО (утвержден указом Президента Республики Казахстан) и действующих СРП, начиная с 1 января 2009 года; · установление базовых принципов ведения раздельного налогового учета по контрактам, как основы для построения системы распределения доходов и расходов. · порядок определения стартовых размеров подписного бонуса; · ставки НДПИ по твердым полезным ископаемым будут введены в текст Налогового кодекса. Установление официальных источников информации для определения биржевой цены полезных ископаемых, в случае отсутствия - расчетная цена, определяемая по процентному содержанию в концентрате и уровню биржевой цены. Ставки специальных налогов недропользователей (НДПИ, рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат, налога на сверхприбыль) определены в размерах, которые обеспечивают недропользователям не менее 20 процентов рентабельности. По налогу на сверхприбыль увеличен размер необлагаемого чистого дохода с 20 % до 25 %. Кроме того, изменен механизм исчисления налога, предусматривающий обложение следующей более высокой ставкой только сумму прироста к налогооблагаемой базе от предыдущей ставки, а также учтена инвестиционная составляющая будущих расходов. По горнорудному сектору налог на сверхприбыль изымается только в рамках контрактной деятельности. Новый Налоговый кодекс создаст условия для устойчивого развития и диверсификации экономики, обеспечит сокращение теневого сектора экономики, улучшит инвестиционный климат Казахстана, что будет способствовать притоку капитала в страну и позволит снизить налоговую нагрузку на несырьевой сектор экономики. Приведение Налогового кодекса в соответствие с принципом закона прямого действия, глубокая регламентация действий налоговых органов, построение системы налогового контроля, позволят снизить коррупциогенность налоговой системы и обеспечить эффективное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
Спасибо за внимание!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |