|
|
|
Источник: Журнала «Эксперт-Казахстан» (expertonline.kz), Тусумов О., Ташимов Т., Флинк О.
08.09.2008 Хуже не будет
В Комитете дорожной полиции (ДП) считают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД оправдало себя - на дорогах стало спокойнее. Но, как обещают в ДП, дальнейшего усиления репрессивных мер не будет
По данным Комитета дорожной полиции МВД РК, со дня вступления в силу новых требований Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (КоАП) количество Исключение из законодательства альтернативных размеров штрафов, а также увеличение сроков лишения права управления автотранспортным средством в дорожной полиции считают факторами, дисциплинирующими автолюбителей. Многие водители опасаются, что дорожная полиция пойдет дальше - в частности, будет настаивать на введении бессрочного лишения прав на вождение автомобилей за ряд правонарушений. Председатель Комитета дорожной полиции Омурзак Тусумов отрицает это: - Согласно части пятой статьи 467 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в настоящее время максимальный срок лишения права управления транспортным средством составляет 10 лет. Бессрочное лишение прав на управление транспортным средством в новом законодательстве не предусмотрено. Вместо введения новых репрессивных мер по отношению к водителям дорожная полиция обещает сосредоточиться на борьбе с коррупцией в собственных рядах и усилить контроль за качеством подготовки начинающих автолюбителей. Больше всего беспокоит хамство…- Омурзак Толеуович, в каком режиме работает ДП после введения новых норм КоАП? - С 9 июля 2008 года мы работали в усиленном режиме: в два с лишним раза увеличили число сотрудников дорожной полиции, отменили отпуска в строевых подразделениях, подключили городские и районные подразделения к осуществлению надзора на дорогах. В результате выявляемость нарушений повысилась на 52,8%: нарушений скоростного режима - почти в два раза, за управление в нетрезвом состоянии - на 18,2%. Особое внимание уделили городам Астане и Алматы. В Астане задержано за управление в нетрезвом состоянии 1052 человека, 1298 из них лишены прав, 49 подвергнуто административному аресту. В Алматы за управление в нетрезвом виде задержано 2049 человек, две тысячи из них лишены прав и 66 подвергнуты административному аресту. В это же время мы проводили широкую разъяснительную работу среди населения о предстоящих изменениях в законодательстве РК, вступающих в силу с 1 августа 2008 года. - А что говорит статистика - водители стали ездить осторожнее? - В целом по республике ни в одном регионе нет роста аварийности. Только по количеству погибших имеем рост в Атырауской области на девять человек. Всего же по стране количество ДТП (с начала года) по состоянию на 27 августа 2008 года к аналогичной дате 2007−го снизилось на 16,6% (с 9962 до 8062 случаев), число погибших - на 22,7% (с 2683 до 2073 человек) и раненых - на 15,6% (с 11471 до 9681 человека). Правда, есть регионы, в которых должного порядка еще нет. К примеру, Бригада уже выявила 249 нарушений, из них 22 - вождение без прав, 17 - неподчинение сотрудникам дорожной полиции, задержала 38 пьяных водителей, поставила Больше всего беспокоит хамство на дорогах ЮКО, крайне низкая культура вождения, безответственность и правовой нигилизм. К примеру, в ночь с 21 на 22 августа в Сарыагаше водитель Мамыров на «Мерседесе» дважды не подчинился требованиям сотрудников Комитета дорожной полиции, пытался сбить сункаровца с автоматом. Потом попытался сбежать, но впоследствии был задержан сотрудниками отдела криминальной и дорожной полиции при попытке перехода границы с Узбекистаном. По данному факту возбуждено уголовное дело. Отказался от взятки - премия!- Многие водители опасаются, что ужесточение ответственности приведет к росту коррупции, и уверены, что среди инспекторов нет людей, не берущих взятки. - Люди могут верить только фактам. Поэтому их и приведу. Недавно в Астане инспектор поймал пьяного водителя. И тот на месте предложил инспектору 100 тыс. тенге в качестве взятки. Когда же инспектор отказался от предложения, в его адрес со стороны нарушителя последовали угрозы. Водитель обещал сделать все для того, чтобы инспектора уволили из органов. Инспектор не поддался шантажу и оформил документы по всем правилам: составил протокол и написал служебный рапорт. Начальник ДВД Астаны его в тот же день премировал двухмесячным окладом. Фактически инспектор получил в виде вознаграждения больше, чем предлагали взять в качестве взятки. Еще один случай произошел в Актобе. Там инспектор отказался от взятки в три тысячи тенге, за что приказом по ДВД ему дали премию в 15 тысяч. - Бороться с коррупцией будете только премиями? Или есть более действенные меры? - Премьер Карим Масимов поручил вплотную заняться профилактикой коррупции в ДВД. Руководством МВД подписан приказ о создании аттестационной комиссии, установлен перечень Нельзя оставить в стороне и вопрос материального стимулирования полицейских. Правительством рассматривается вопрос о повышении заработной платы рядовых сотрудников. В настоящее время средняя заработная плата рядового инспектора дорожной полиции составляет 27,7 тысячи тенге, и в подразделениях дорожной полиции образовалось более 200 вакансий на данные должности по 15-20 в каждом регионе страны. Повышение зарплаты и проведение аттестации полицейских в комплексе позволят нам ужесточить требования к полицейским, очиститься от нерадивых, нечистых на руку, имеющих низкий профессиональный и моральный уровень сотрудников. - Можете привести конкретные примеры борьбы с нечистыми на руку сотрудниками ДП? - В период с 1 августа 2008 года мы зафиксировали два коррупционных факта. К примеру, дорожный полицейский в Павлодарской области задержал водителя в состоянии алкогольного опьянения. Он не оформил данный факт, не освидетельствовал и, забрав права, потребовал привезти 20 тысяч тенге в качестве взятки. Нарушитель ПДД привез требуемую сумму, заранее предупредив об этом финансовую полицию. Мздоимца арестовали и ему грозит минимум пять лет лишения свободы. Со стороны Комитета дорожной полиции также приняты профилактические меры. В частности, готовим материалы на освобождение от должности одного из руководителей УДП ДВД области. Надо отметить, что в прошлом году за аналогичный период времени было девять случаев коррупции, в этом - семь. Еще одна цель аттестации - избавиться от людей, пришедших в органы по звонку сверху. Кроме того, вносим изменения в квалификационные требования для проведения конкурсного отбора, как это уже было в 2005 году. Будем брать людей с высшим образованием, гражданских, из других служб полиции. Растонируй себя сам- Изменения на дорогах видны невооруженным взглядом - водители начали пристегиваться ремнями безопасности, просить об этом пассажиров. Можно сказать, что - Пункт о ремне безопасности в ПДД был, но до определенного времени полицейские не обращали внимания на это нарушение. Сложилась такая ситуация в обществе, что рядовые граждане пристегивались ремнями автоматически, а блатные и чины не пристегивались вообще. Причем непристегнутость ремнем безопасности как раз стала отличительной чертой, по которой определялся социальный статус человека. Мы начали работу с центральных органов власти. Написали письмо в администрацию президента, силовые структуры, Министерство иностранных дел. МИД попросили, чтобы послы других государств ездили, соблюдая казахстанские законы. В ведомстве сначала возмущались, но потом согласились с нашими доводами. Приведу такие цифры: если водитель пристегнут, то риск плачевного исхода при ДТП снижается в 2,2 раза, пристегнут пассажир - в 3,5 раза. Когда вводили ремни безопасности, сначала думали, что пойдем по пути России. Но там требования к ремням безопасности поначалу ввели, а через полгода отменили. И с блатными номерами борьба в России почти затухла. У нас же сразу решили, что спецномера будут иметь исключительно полицейские машины. Перед законом все равны. К примеру, первым растонировал машину наш министр, потом я. Чтобы потом не тыкали, не говорили, мол, с себя надо было начинать. Затем в Шымкенте выявили среди своих сотрудников машины с тонировкой. Тогда возле МВД пятерых наказали, из них четыре полковника. Теперь по нашему внутреннему положению они полгода не будут получать премию. - Кстати, как идет борьба с тонировкой? - Сегодня еще рано утверждать, что проблема решена. Каждые сутки по Астане дорожные полицейские составляют в среднем 10-12 протоколов за тонировку. Люди надеются, что кампания прошла и теперь можно опять ездить с затемненными стеклами, хотя, скажу честно, зря надеются. Сейчас штраф за тонировку составляет 5 МРП - почти шесть тысяч тенге. Казалось, участники движения должны подумать о финансовых издержках езды по дорогам с тонированными стеклами. Но инициативу и выдумку проявил бизнес. В Астане предприимчивые люди открыли несколько точек, где придумали легкую тонировку стекол. Но в ПДД четко прописано, что на передних и боковых стеклах автомобилей не допускается даже прозрачная пленка. Поэтому мы добились закрытия этих точек. Дело в людях- Омурзак Толеуович, можно ли лишь ужесточением наказаний кардинально изменить ситуацию на дорогах? - Думаю, надо менять самого человека. Многие нарушают правила дорожного движения по незнанию. Но вместе с тем 15-20% нарушителей - автохулиганы, которые сознательно это делают. В процессе разъяснения новых требований мы столкнулись с фактами незнания со стороны автолюбителей правил дорожного движения. Бывали случаи, когда человек знает правила, но не знает, какое наказание его ждет в том или ином случае. С целью повышения требований к обучению в 2007 году мы ввели лицензирование и разработали соответствующие требования к учебным центрам. На момент лицензирования в стране работало около тысячи таких центров, а после 1 сентября 2007 года их осталось всего 320. Надо полагать, многие из закрывшихся учебных центров занимались лишь формальной подготовкой автолюбителей, а на самом деле были передаточным звеном в коррупционных схемах. Как только ввели лицензирование данной деятельности, аварийность на дорогах по вине водителей, имеющих стаж вождения до одного года, снизилась сразу на 17%.
Тулкин Ташимов, Корреспондент «Эксперт Казахстан» Ольга Флинк, корреспондент «Эксперт Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |