|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан «О космической деятельности» (июнь 2010 года)
Проект
Закон Республики Казахстан «О космической деятельности»
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области космической деятельности, определяет основные принципы осуществления космической деятельности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) глобальная навигационная спутниковая система – космическая система, предназначенная для определения координатно–временных параметров (географических координат и высоты, скорости и направления движения, времени) наземных, водных и воздушных объектов; 2) космический аппарат – техническое устройство, предназначенное для вывода в космическое пространство с целью его исследования и (или) использования; 3) космическая система – совокупность функционально-взаимосвязанных орбитальных и наземных технических средств, предназначенных для самостоятельного решения задач в космическом пространстве и из космического пространства; 4) национальный оператор космической системы - организация, осуществляющая управление и эксплуатацию космической системы, а также оказание услуг с ее использованием; 5) космический ракетный комплекс – это совокупность ракеты-носителя и технических средств, сооружений, технологического оборудования и коммуникаций, обеспечивающих прием, хранение, подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с полезным грузом; 6) космическое пространство – это пространство, простирающееся за пределами воздушного пространства на высоте свыше 100 километров над уровнем моря. Правовой режим космического пространства устанавливается международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан; 7) космическая деятельность – деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства для достижения научных, экономических, политических, оборонных, информационных, экологических, коммерческих и иных целей; 8) участники космической деятельности – физические, юридические лица, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в соответствии с настоящим Законом; 9) проект в области космической деятельности - совокупность мероприятий по созданию космической техники, организации и (или) совершенствованию космической деятельности, объединенных единым замыслом, направленных на достижение определенной цели и реализуемых в условиях временных, ресурсных и других ограничений; 10) проект в области космической деятельности двойного назначения – проект, реализуемый как для целей обеспечения обороны и безопасности, так и для решения социально-экономических задач; 11) уполномоченный орган в области космической деятельности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области космической деятельности; 12) космический объект – космический аппарат и (или) средство его доставки в космическое пространство и их составные части; 13) дистанционное зондирование Земли – процесс получения информации о поверхности Земли путем наблюдения и измерения из космического и воздушного пространства собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы; 14) средство доставки – ракета-носитель, разгонный блок, авиационная ракетно-космическая система, предназначенные для доставки полезного груза в космическое пространство; 15) система высокоточной спутниковой навигации – функциональные дополнения глобальной навигационной спутниковой системы, включающие технические средства наземного и космического базирования для обеспечения повышения точности определения координатно-временных параметров; 16) районы падения отделяющихся частей ракет-носителей – участки территории, используемые для приема отделяющихся частей ракет-носителей; 17) ракета-носитель – управляемая ракета, предназначенная для доставки полезного груза в космическое пространство; 18) космонавт Республики Казахстан (далее – космонавт) – гражданин Республики Казахстан, прошедший специальную подготовку, получивший документы о присвоении квалификации космонавта (космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта) и о присвоении статуса космонавта; 19) кандидат в космонавты Республики Казахстан (далее – кандидат в космонавты) – гражданин Республики Казахстан, прошедший предварительный отбор и направленный Правительством Республики Казахстан на подготовку в должности кандидата в космонавты (кандидата в космонавты-испытатели, кандидата в космонавты-исследователи) для получения квалификации космонавта; 20) пусковые услуги - это совокупность мероприятий по организации и осуществлению пусков ракет-носителей с целью доставки в космическое пространство полезного груза; 21) спутниковая навигация – определение координатно-временных параметров объектов с использованием глобальной навигационной спутниковой системы; 22) спутниковые навигационные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дополнительных (относительно стандартно предоставляемых глобальными навигационными спутниковыми системами) услугах по определению координатно-временных параметров объектов; 23) навигационная аппаратура потребителей - технические средства и устройства предназначенные для приема, передачи, обработки, хранения и отображения спутниковой навигационной информации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области космической деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан в области космической деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3.Принципы осуществления космической деятельности
Принципами осуществления космической деятельности являются: 1) соблюдение национальных интересов Республики Казахстан, а также обеспечение обороны и национальной безопасности при осуществлении космической деятельности; 2) поддержка приоритетных направлений развития космической деятельности; 3) экономическое стимулирование космической деятельности; 4) возмещение ущерба третьим лицам и окружающей среде; 5) соблюдение экологических требований, требований в области технического регулирования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 6) соблюдение норм международного права в области космической деятельности; 7) эффективное и рациональное использование космического пространства и космической инфраструктуры Республики Казахстан; 8) поощрение привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечении гарантий соблюдения государственных интересов Республики Казахстан.
Статья 4. Направления космической деятельности
Космическая деятельность в Республике Казахстан осуществляется по следующим направлениям: создание и использование национальной космической инфраструктуры; исследование космического пространства, планет и солнечно-земных связей; дистанционное зондирование Земли из космоса в целях решения социально-экономических задач; координатно-временное обеспечение (использование спутниковых навигационных и геодезических систем, картография Земли); обеспечение космической связью; осуществление запусков космических аппаратов; развитие национального рынка космических услуг и расширение космических услуг на мировом рынке; международное сотрудничество Республики Казахстан в области исследования и использования космического пространства в мирных целях; иные направления космической деятельности, необходимые для обеспечения социально-экономического развития, обороны и безопасности Республики Казахстан.
Статья 5. Виды космической деятельности по созданию и использованию космической инфраструктуры
В Республике Казахстан осуществляются следующие виды космической деятельностипо созданию и использованию космической инфраструктуры: научно-исследовательские разработки; проектно-конструкторские и технологические разработки; изготовление и испытания опытных, экспериментальных и коммерческих образцов космической техники; техническая эксплуатация, ремонт и модернизация; утилизация космических объектов и технических средств; оказание услуг конечным потребителям; подготовка, переподготовка и повышение квалификации космонавтов и специалистов в области космической деятельности; иные виды деятельности, осуществляемые с целью создания и использования космической техники и технологий.
Статья 6. Составляющие обеспечения космической деятельности
Составляющими обеспечения космической деятельности Республики Казахстан являются: научная, научно-технологическая и научно-экспериментальная база; проектно-конструкторская и производственная база; база по эксплуатации космической техники; база по оказанию космических услуг конечным потребителям; иное имущество, территории и кадровый состав участников космической деятельности, предназначенные для обеспечения и осуществления космической деятельности.
Статья 7.Финансирование космической деятельности
Финансирование космической деятельности осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Глава 2. Государственное регулирование и контроль в области космической деятельности
Статья 8.Компетенция Правительства Республики Казахстан в области космической деятельности
Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает государственную политику в области космической деятельности и меры по ее осуществлению; 2) координирует вопросы международного сотрудничества Республики Казахстан в области космической деятельности; 3) утверждает порядок согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности; 4) утверждает правила государственной регистрации космических объектов, прав на космические объекты и сделок с ними; 5) утверждает правила проведения отраслевой экспертизы проектов в области космической деятельности; 6) утверждает технические регламенты в области космической деятельности; 7) определяет меры развития и экономической поддержки космодрома «Байконур»; 8) утверждает по представлению уполномоченного органа перечень имущества, входящего в состав космодрома «Байконур» как единого имущественного комплекса; 9) определяет порядок получения и распространения данных дистанционного зондирования Земли; 10) устанавливает порядок осуществления спутниковой навигационной деятельности; 11) определяет национальных операторов космических систем, их задачи и функции; 12) определяет порядок создания и эксплуатации (применения) космических систем и космических ракетных комплексов на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в пределах, установленных настоящим Законом; 13) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области космической деятельности
1.Уполномоченный орган: 1) обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности; 2) организует реализацию проектов (программ) в области космической деятельности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 3) в пределах своей компетенции осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в области космической деятельности; 4) осуществляет лицензирование в области космической деятельности; 5) осуществляет государственный контроль в области космической деятельности; 6) осуществляет отраслевую экспертизу проектов в области космической деятельности, принимает решения о выдаче или отказе в выдаче заключения отраслевой экспертизы проектов в области космической деятельности; 7) осуществляет государственную регистрацию космических объектов, принадлежащих иностранным государствам или их физическим и юридическим лицам, запускаемых с территории Республики Казахстан, а также космических объектов, принадлежащих Республике Казахстан, физическим или юридическим лицам Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними; 8) осуществляет ведение государственного реестра космических объектов, запускаемых с территории Республики Казахстан, и государственного реестра космических объектов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними; 9) осуществляет организацию и координацию деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации космонавтов Республики Казахстан; 10) разрабатывает проекты и в пределах своей компетенции утверждает нормативные правовые акты в области космической деятельности; 11) по вопросам своей компетенции осуществляет международное сотрудничество в области космической деятельности и представляет интересы Республики Казахстан в международных организациях; 12) организует разработку технических регламентов и государственных стандартов в области космической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; 13) выдает предписания об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности; 14) осуществляет государственный контроль за обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности участников космической деятельности перед третьими лицами; 15) устанавливает порядок приемки результатов по завершенным проектам в области космической деятельности; 16) участвует в пределах своей компетенции в организации поисковых, аварийно-спасательных работ, а также в расследовании аварий и катастроф в области космической деятельности; 17) осуществляет иные функции, предусмотренные законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан. 2. Функции уполномоченного органа по реализации проектов в области космической деятельности двойного назначения реализуются совместно с уполномоченным органом в области обороны.
Статья 10. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности
1.Все проекты в области космической деятельности подлежат обязательной отраслевой экспертизе. 2.Отраслевая экспертиза проекта в области космической деятельности проводится в целях определения его соответствия законодательству Республики Казахстан, обязательным техническим нормам и нормативам в области космической деятельности. 3.Запрещается реализация проекта в области космической деятельности без положительного заключения отраслевой экспертизы в области космической деятельности.
Статья 11. Государственная регистрация космических объектов, прав на них и сделок с ними
1. Государственной регистрации подлежат космические объекты: 1)запускаемые в космическое пространство с территории Республики Казахстан; 2)принадлежащие Республике Казахстан, физическим или юридическим лицам Республики Казахстан, а также права на данные космические объекты и сделки с ними. 2. Права на космические объекты, подлежащие обязательной государственной регистрации, возникают с момента их государственной регистрации, если иное не установлено настоящим Законом и иными законодательными актами. 3. Для государственной регистрации космического объекта необходимо предоставить в уполномоченный орган следующие документы: 1) заявку; 2) правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на космический объект; 3) лицензию на право заниматься космической деятельностью.
Статья 12. Отказ в государственной регистрации космических объектов, прав на них и сделок с ними
1. Основанием для отказа в государственной регистрации является одно или несколько следующих условий: 1) представление заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации; 2) представление на регистрацию документов, не соответствующих по форме и содержанию требованиям законодательства; 3) наличие обременений, которые исключают государственную регистрацию права или иного объекта государственной регистрации; 4) судебный акт, вступивший в законную силу; 5) несоответствие ранее возникшего права законодательству, действовавшему в момент его возникновения, если объектом регистрации являются переход, изменение, прекращение или установление обременения в отношении такого права. 2. При отказе в государственной регистрации регистрирующий орган должен направить заявителю уведомление с указанием причин отказа не позднее 15 рабочих дней со дня поступления заявления. 3. Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество может быть обжалован в установленном порядке в суд. 4. При устранении обстоятельств, явившихся основаниями для отказа в регистрации, заявление на регистрацию может быть подано повторно. Статья 13. Государственный контроль в области космической деятельности
1. Государственный контроль в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом и другими государственными органами Республики Казахстан в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Государственный контроль в области космической деятельности осуществляется в форме проверки. Проверка осуществляется в соответствии с законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».
Глава 3. Содержание космической деятельности
Статья 14. Лицензирование космической деятельности
1. Космическая деятельность физических и юридических лиц осуществляется на основе лицензий. 2. Космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Статья 15. Научные исследования в области космической деятельности
1. Научные исследования в области космической деятельности включают фундаментальные и прикладные научные исследования и космические эксперименты, направленные на обеспечение научного сопровождения космической деятельности и разработку новых образцов космической техники и технологий. Научные исследования в области космической деятельности выполняются в рамках программ, которые разрабатываются и реализуются под руководством уполномоченного органа с привлечением научных и общественных организаций, вузов Республики Казахстан, ученых и специалистов. 2. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, полученных при разработке космической техники и космических технологий, осуществляется в порядке, определяемом Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан в области интеллектуальной собственности.
Статья 16. Космическая система связи
1. Космическая система связи - это совокупность совместно действующих космического и наземного сегментов, предназначенная для обеспечения каналов космической связи. Космический сегмент - совокупность одного или нескольких космических аппаратов связи, обеспечивающих каналы космической связи с наземными станциями связи. Наземный сегмент – наземное командно-измерительное оборудование, обеспечивающее управление космическими аппаратами связи, и наземные станции связи, обеспечивающие передачу и прием сигналов на космические аппараты связи и от них. 2. Национальный оператор космической системы связи вправе предоставлять услуги связи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области связи.
Статья 17. Дистанционное зондирование Земли
1. Космическая система дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан предназначена для определения местонахождения, описания характера и временной изменчивости естественных природных параметров и явлений, природных ресурсов, окружающей среды, а также антропогенных факторов и образований в целях решения социально-экономических и оборонных задач посредством космических съемок. 2. Получение и распространение данных дистанционного зондирования Земли национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли государственным органам, юридическим и физическим лицам Республики Казахстан для обеспечения своей деятельности осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 18. Спутниковая навигация
1. Система высокоточной спутниковой навигации предназначена для предоставления потребителям информации о целостности глобальной навигационной спутниковой системы, а также информации, позволяющей повысить точность и надежность координатно-временных определений. 2. Национальный оператор системы высокоточной спутниковой навигации предоставляет спутниковые навигационные услуги на всей территории Республики Казахстан.
3. Потребители спутниковых навигационных услуг могут быть ограничены в предоставлении им информации по определению координатно-временных параметров в районах Республики Казахстан, расположенных вблизи стратегических и особо охраняемых объектов.
Статья 19. Создание и эксплуатация космических ракетных комплексов
1. Создание космических ракетных комплексов – это научные разработки, проектирование, изготовление, монтаж, строительство, испытания космических ракетных комплексов и их составных частей. 2. Эксплуатация космических ракетных комплексов включает в себя: ввод в эксплуатацию; поддержание в состоянии готовности к использованию по назначению; использование по назначению (оказание пусковых услуг).
Глава 4. Космическая инфраструктура
Статья 20. Космическая инфраструктура Республики Казахстан
1. Космическая инфраструктура Республики Казахстан включает в себя: объекты наземной космической инфраструктуры; космические объекты. 2. Объекты космической инфраструктуры относятся к стратегическим объектам.
Статья 21. Наземная космическая инфраструктура
К объектам наземной космической инфраструктуры относятся: космодромы (комплексы технических средств, устройств, сооружений, зданий и земельных участков, основным назначением которых является обеспечение подготовки и осуществление запусков космических объектов); районы падения отделяющихся частей ракет-носителей; наземные комплексы управления космическими объектами; наземные целевые комплексы для приема информации от космических объектов, ее обработки и распространения; средства производства космических аппаратов и космических ракетных комплексов, предназначенных для обеспечения космической деятельности.
Статья 22. Национальный космический центр
1. Национальный космический центр – технологический комплекс на специально выделенной территории, включающий технические средства, устройства, сооружения и здания и предназначенный для научно-технологического, проектно-конструкторского, производственного, кадрового обеспечения создания и использования космической техники и технологий. 2. Национальный космический центр создается в городе Астана на территории специальной экономической зоны.
Статья 23. Средства производства космических аппаратов
1. К средствам производства космических аппаратов относятся специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники и сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов. 2. Перечень и условия размещения государственного заказа на производство космических аппаратов, создаваемых для Республики Казахстан, определяются уполномоченным органом.
Статья 24. Космодром «Байконур»
1. Космодром «Байконур» – комплекс технических средств, устройств, сооружений и зданий на специально выделенной территории Республики Казахстан, предназначенный для обеспечения подготовки и осуществления запусков космических объектов и возвращения их на Землю. 2.Космодром «Байконур» как единый имущественный комплекс не подлежит приватизации.
Статья 25. Космические объекты Республики Казахстан
1. Космические объекты Республики Казахстан, запускаемые в космическое пространство, должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Республике Казахстан. 2. Республика Казахстан сохраняет юрисдикцию над зарегистрированными в Республике Казахстан космическими объектами, принадлежащими Республике Казахстан, иным участникам космической деятельности Республики Казахстан, во время нахождения указанных космических объектов на территории Республики Казахстан, на территории других государств, а равно в космическом пространстве.
Статья 26. Утилизация космических объектов и технических средств
Космические объекты и технические средства с истекшим сроком эксплуатации, хранение и (или) эксплуатация которых угрожает жизни и здоровью граждан, экологической безопасности в Республике Казахстан и безопасности в космическом пространстве, подлежат утилизации в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 27. Передача объекта космической инфраструктуры в аренду
Порядок передачи объекта космической инфраструктуры в аренду международному или иностранному участнику космической деятельности регулируется действующим законодательством, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.
Глава 5. Безопасность космической деятельности
Статья 28. Обеспечение безопасности космической деятельности
1. Участники космической деятельности обязаны соблюдать экологические требования, требования в области технического регулирования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленные законодательством Республики Казахстан. 2. Участники космической деятельности осуществляют запуски космических объектов в порядке, утверждаемом Правительством Республики Казахстан. 3. Космический объект иностранного государства может осуществлять пролет через воздушное пространство Республики Казахстан в процессе его выведения в космическое пространство или возвращения на Землю при условии предварительного согласования с уполномоченным органом, а также с уполномоченным органом в области обороны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охраны окружающей среды.
Статья 29. Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в области космической деятельности
1. Участники космической деятельности обязаны страховать свою гражданско-правовую ответственность в области космической деятельности перед третьими лицами за ущерб, причиненный вследствие осуществления космической деятельности, в соответствии с законами Республики Казахстан. 2. Запрещается осуществление космической деятельности без обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
Статья 30. Расследование происшествий при осуществлении космической деятельности
Аварии и катастрофы, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 31. Мониторинг и контроль окружающей среды и состояния здоровья населения в регионах, подверженных воздействию космической деятельности
1. Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов в процессе космической деятельности осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов совместно со специально уполномоченными государственными органами. 2. Участники космической деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль и мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и здоровья населения в процессе космической деятельности осуществляется уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и здравоохранения. 4. Информация в области охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуаций в связи с осуществлением космической деятельности на территории Республики Казахстан является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения.
Глава 6. Правовое положение и меры социального обеспечения кандидата в космонавты и космонавта
Статья 32. Статус кандидата в космонавты, космонавта
1. Статус кандидата в космонавты и космонавта присваивается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. 2. Космонавты формируются в отряд космонавтов Республики Казахстан. Отряд космонавтов Республики Казахстан – летно-испытательное и летно-исследовательское подразделение юридического лица Республики Казахстан, участвующего в выполнении государственных программ в области космической деятельности. 3. Отряд космонавтов Республики Казахстан действует на основании положения, утверждаемого Правительством Республики Казахстан. 4. Государство обеспечивает подготовку, переподготовку кандидатов в космонавты, космонавтов. 5. Подготовка и выполнение космического полета космонавтом осуществляются на основе контракта, заключаемого с соответствующим участником космической деятельности (заказчиком проведения летно-космических испытаний и (или) научных исследований и экспериментов в случае осуществления космического полета), в котором определяются обязательства сторон.
Статья 33. Меры социального обеспечения кандидата в космонавты, космонавта
1. Кандидату в космонавты, космонавту государство обеспечивает, при условии его постоянного проживания на территории Республики Казахстан медицинское лечение, ежегодные профилактические осмотры и санаторно-курортное лечение. 2. Пункт 1 настоящей статьи распространяется на совместно проживающих членов семьи кандидатов в космонавты, космонавта. 3. В стаж работы кандидатов в космонавты, космонавтовдля целей, предусмотренных настоящим пунктом, включается: 1) время нахождения кандидата в космонавты, космонавта на подготовке, переподготовке; 2) время работы в области космической деятельности.
Статья 34. Гарантии при причинении вреда жизни и здоровью кандидатам в космонавты, космонавтам
1. При наступлении инвалидности при исполнении своих профессиональных обязанностей кандидату в космонавты, космонавту за счет бюджетных средств выплачивается единовременная компенсация в размерах: инвалиду I группы – 3000 месячных расчетных показателей; инвалиду II группы – 2000 месячных расчетных показателей; инвалиду III группы – 1000 месячных расчетных показателей. 2. В случае гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта его наследникам из бюджетных средств выплачивается единовременная компенсация в размере 6000 месячных расчетных показателей. В случае гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта в связи с осуществлением космической деятельности его погребение производится по месту жительства либо по желанию его родственников в другом местонахождении Республики Казахстан. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, компенсируются за счет бюджетных средств в размере 80 месячных расчетных показателей. 3. Порядок выплаты компенсаций, предусмотренных пунктами 1-2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом совместно с государственным органом в области финансов. 4. В случае гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта государство не позднее трех месяцев со дня смерти указанного лица обеспечивает: выделение в собственность наследников умершего благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда; жилое помещение предоставляется в размере не менее пятнадцати квадратных метров и не более восемнадцати квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры, либо безвозмездную передачу ранее предоставленного кандидату в космонавты, космонавту служебного жилья в собственность наследников умершего либо предоставление аналогичного жилого помещения из государственного жилищного фонда в населенном пункте Республики Казахстан на усмотрение наследников умершего, если ранее предоставленное кандидату в космонавты, космонавту служебное жилье находится на территории другого государства. 5. Действие пункта 4 настоящей статьи применяется при условии отсутствия на территории Республики Казахстан у кандидата в космонавты, космонавта и их наследников в собственности жилого помещения.
Статья 35. Социальные гарантии космонавтам, удостоенным государственных наград Республики Казахстан
Космонавтам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер ұшқышы» (Летчик-космонавт Казахстана), имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях, занимающихся космической деятельностью, устанавливается повышающий коэффициент в размере 2,9 к должностному окладу.
Статья 36. Лишение мер социального обеспечения
Кандидаты в космонавты, космонавты лишаются мер социального обеспечения, предусмотренных настоящим Законом, в случае утраты гражданства Республики Казахстан.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 37. Запрет и ограничение в космической деятельности
1. При осуществлении космической деятельности в Республике Казахстан запрещается: 1) выведение на орбиту, либо размещение в космосе ядерного оружия и его компонентов, других видов оружия массового уничтожения либо испытание такого оружия; 2) использование космической техники как средства воздействия на окружающую среду для военных либо иных опасных для человека целей; 3) использование небесных тел для военных целей; 4) создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, причинение ущерба окружающей среде; 5) нарушение международных норм и стандартов по загрязнению воздушного и космического пространства; 6) иные действия, связанные с космической деятельностью, которые не допускаются международным правом. 2. Космическая деятельность в рамках отдельного проекта, повлекшая человеческие жертвы, значительные материальные убытки или причинившая ущерб окружающей среде, ограничивается или запрещается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 38.Ответственность за нарушение законодательства в области космической деятельности
Нарушение законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 39. Введение в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2011 года.
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |