|
|
|
22.12.2008 «Проекты найдут своего инвестора» Сегодня в Казахстане созданы благоприятнейшие условия для поддержки концессионеров, говорит в интервью «&» председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (ГЧП) Болат Смагулов. - Болат Советович, расскажите подробнее о том, как и с какой целью был создан центр. - Центр создан постановлением правительства 17 июля 2008 года. Основной деятельностью центра является проведение анализа, экспертизы, оценки предложения по партнерским проектам, ТЭО концессионных проектов, а также экономическая экспертиза бюджетных инвестиционных проектов. Механизм работы центра следующий. Сначала к нам поступает проект от Минэкономики, куда стекаются проекты от акиматов и других госорганов. После этого центр готовит заключение, на основании которого проект вносится в реестр. Далее подготавливается ТЭО, на него мы также делаем заключение, после этого отраслевыми министерствами или акиматами объявляется конкурс, в котором участвуют предприниматели. Чтобы расширить круг участников, министерства ведут информационную работу, проводя роуд-шоу среди потенциальных партнеров. После того как бизнесмен заходит в проект, центр ведет постоянный мониторинг экономических условий. Ведь каждый год меняются макроэкономические показатели, стоимость материалов и другие факторы, влияющие на риски. - Какую работу на данный момент проводит центр? Сколько проектов было уже рассмотрено? - Сейчас нами уже рассмотрено 13 проектов. На подходе 20-40 концессионных предложений. В Казахстане концессионные проекты в основном реализуются в сфере транспорта, энергетики, коммунального хозяйства. Наша работа дает возможность подготовить проект, осуществляемый на основе ГЧП более качественно. Прежде всего мы делаем оценку рисков. В каждом конкретном случае пропорция по рискам складывается индивидуально, она зависит от сложности, сроков проекта, от условий, в которых он реализуется. Для нас важно, чтобы соблюдался баланс рисков между государством и предпринимательством. В данный момент мы готовим ряд предложений по расширению сфер применения ГЧП и концессий, к примеру, в строительстве школ и больниц. По этому вопросы мы ведем консультации с международными экспертами, в скором времени отправим свои рекомендации правительству. В настоящий момент мы разрабатываем концепцию развития ГЧП в Казахстане. Это документ, который распишет виды, формы ГЧП, и мы надеемся получить по нему также предложения от бизнеса. Иногда возникает проблема нехватки информации из-за отсутствия диалога между бизнесом и властью. Мы готовы к диалогу, любые инициативы будут поддержаны и рассмотрены. В готовящейся концепции мы планируем, что все проекты, которые затрагивают госсредства, должны анализироваться в нашем центре. Государство в лице нашего центра проводит также экономическую экспертизу бюджетных инвестиционных проектов. Как известно, на эти цели денег выделяется много, а какова эффективность от этих вложений, точно неизвестно. Мы, проводя экспертизу, особое внимание обращаем на бюджетную эффективность и ориентированность проектов на результат. - Как можно повысить эффективность расходования госсредств? - Для того чтобы повысить эффективность, необходимо улучшать качество документов проекта, ТЭО к ним и усилить мониторинг за его реализацией. Такие предложения мы внесли на рассмотрение Минэкономики. Кроме того, необходимо усилить требования к администраторам госпрограмм, усилить ответственность за эффективное использование бюджетных средств. Чтобы не получалось так, что на момент выделения денег ТЭО устарело, необходимо, чтобы каждый орган соблюдал свои обязательства. - Способствует ли законодательная база привлечению бизнеса в совместные с государством концессионные проекты? - Существующее правовое поле создает предпосылки к тому, чтобы бизнес заходил в концессионные проекты. Мы уверены, что изменения, которые были внесены в законодательство по вопросам концессий в этом году, являются залогом того, что рождающиеся проекты найдут своего инвестора. Это касается расширения списка мер поддержки концессионных проектов. Среди них госпоручительство по инфраструктурным облигациям, госгарантии по займам, передача исключительных прав концессионеру, софинансирование проектов, гарантии на потребление государством определенного объема услуг и компенсация определенного объема инвестзатрат. На самом деле не в каждом государстве можно встретить подобные беспрецедентные меры поддержки концессионеров. Кстати, в международной практике совокупность всех предлагаемых Казахстаном мер пока не встречалась. Одно то, что есть инфраструктурные облигации, которые обеспечены госпоручительством, дает возможность участвовать в проектах и накопительным пенсионным фондам в качестве инвесторов. Проект строительства железнодорожной ветки Шар - Усть-Каменогорск показал, что механизм работы с пенсионными фондами действует, хотя есть технические моменты, которые в рабочем порядке мы разрешаем. Опыт нашей страны в области ГЧП уже заинтересовал наших зарубежных коллег. На сегодня по трем железнодорожным участкам в республике заключены 5 концессионных договоров. Это уже действующие проекты, в которых определены концессионеры, условия финансировании. Я надеюсь, что в оговоренные сроки эти проекты будут реализованы. - На какой стадии находится проект строительства автокоридора Западная Европа - Западный Китай? - Сейчас идет расширение участков данного автокоридора: Астана - Караганда, Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос, БАКАД. Они относятся к коридору Западная Европа - Западный Китай. Эти участки будут платными, но социально уязвимым слоям населения, а также службам экстренного спасения будут предоставлены льготы, преференции или соответствующие возмещения. Расчеты доказывают, что концессионный механизм дает возможность использовать транзитный потенциал наиболее эффективно, то есть с прибылью. Это важно, поскольку содержание дорог уже не будет лежать на плечах государства. Каждый год государство выделяло очень большие деньги на ремонт, чистку дорог, теперь это все входит в обязанности концессионера. В конечном итоге после завершения договора дороги переходят в собственность государства. - Не кажется ли вам, что государство забыло об интересах населения, разрешив концессионерам сделать платными дороги, не имеющие альтернативы? - Однозначно нет. Внедрение платных дорог и развитие ГЧП в автодорожной отрасли позволит значительно ускорить темпы и увеличить объемы строительства, реконструкции автодорог республики. Платность планируется ввести только на тех участках дороги, где очень высокая интенсивность движения и требуется их реконструкция по более высоким категориям, то есть строительство 4 и более полос. То есть платных дорог будет незначительное количество - около 10-12%, и они будут отвечать следующим требованиям: безопасность, комфортность, сокращение времени на поездку и уменьшение расхода на горючее. Только 2 тыс. км из 23 тыс. км дорог республиканской сети станут платными. Необходимость введения платных дорог доказана уже не раз. Возможно, я повторюсь, когда скажу, что сегодня косвенный дорожный налог в республике составляет 30 млрд. тенге, а стоимость строительства автодорог только за 2008 год составила более 118 млрд. тенге. Дорожный бюджет, включая капитальный и средний ремонт, растет ежегодно на 7-12%. А это значит, что без привлечения частных инвесторов республика не сможет достичь планки даже в 70% качественных республиканских и местных дорог. Ведь на реконструкцию только 5 четырех-шести-полосных дорог длиной 1300 км потребуется 500 млрд. тенге. Ведь именно в интересах населения и вводится данная норма закона. Посудите сами, только за последний год удельная доля транспортной составляющей в стоимости производимых в Казахстане товаров и услуг снизилась на 0,8% и составила 8,4%. Кроме того, специальным законом предусмотрено, что местным жителям, проживающим вдоль платных трасс, будет гарантирован бесплатный проезд по данным дорогам. Что касается альтернативы, то многие наши так называемые альтернативные дороги находятся в таком состоянии, что легче построить новые, чем их отреставрировать. Но, как я уже сказал, это слишком накладно для бюджета. Быть может, в будущем Казахстан и придет к тому, чтобы строить параллельные бесплатные трассы. Пока же государство, я думаю, не может себе этого позволить. Кстати, Китай, который по своей сути - социалистическое государство, постоянно наращивает долю частных дорог, ежегодно вводя до 500 км платных дорог. - Почему, несмотря на благоприятные условия, концессионеры не выстраиваются в очередь за проектами? - Это не так. Предварительные договоренности и предложения от международных игроков однозначно есть. Так что желание инвесторов вкладывать в инфраструктурные проекты в Казахстане не угасает. Отраслевые министерства и акиматы проводят соответствующие конкурсы. И я уверен, проекты найдут своих концессионеров.
Гульмира Кунапия
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |