|
|
|
04.02.2009 «Бетпе бет»
20. 01. 2009.
Гость: Ахан Бижанов - депутат Сената, председатель комитета по социально - культурному развитию. Тема: «Парламент принял поправки в закон о политических партиях». Журналист: Данил Москаленко. Ведущий: Добрый вечер, на канале «Хабар» время программы «Бетпе бет», честный и открытый диалог без купюр. В студии прямого эфира а Ахан Бижанов - депутат Сената, председатель комитета по социально - культурному развитию. Мы сегодня будем обсуждать поправки, которые накануне принял парламент - поправки в закон о политических партиях, они очень важны для Казахстана, для нашего политического развития. ОБСЕ высказывало не раз мнение за принятие таких поправок. Всесторонне они изучались и обсуждались со всеми слоями гражданского общества, в том числе и я здесь обсуждал с экспертами принятие этого законопроекта. Прежде всего не как сенатору я Вам задам вопрос, а больше как доктору политических наук. Я помню, что Вы в свое время возглавляли крупную Партию народного единства Казахстана, которая была создана в конце 90-х и стала основой партии «Отан». Вот в целом ваше мнение как политического деятеля, как политика крупного на вот эти поправки, которые сейчас принял Парламент. Гость: Действительно, если так посмотреть, сделать экскурс, то, что было в прошлом, на сегодняшний день данные поправки они значительно либерализируют законодательство политических партий. Если здесь четкая система по дальнейшему развитию нашей политической партийной системы. Упрощение процедур, были определенные барьеры, которые на сегодняшний день сняты. К примеру, в прошлом законопроекте не ставился вопрос о создании обязательного организационного комитета. К чему это привело? Те организационные комитеты, которые создавались, они могли бесконечно действовать и были случаи, когда организационный комитет выполнял функции политических партии. Конечно, это неправильно. Это создавало определенную неразбериху в деятельности всей политической системы. И то что на сегодняшний день данный законопроект регулирует деятельность организационного комитета, который должен действовать определенный период времени, 6 месяцев, по истечению 6 месяцев, если за этот период данная организационная группа, т.е. оргкомитет не набрал то количество голосов, которое необходимо или не подготовил соответствующие документы и другие организационные моменты по созданию партии, то этот организационный комитет по истечению 6 месяцев прекращает свою деятельность. Если раньше на процессе организационный комитет провели свой съезд, то в течение двух месяцев они должны были зарегистрировать свои политическую партию, этот срок сейчас продлен до 4 месяцев. И второй вопрос - это когда политические партии собирали голоса. Вы хорошо знаете в данном случае в процессе регистрации ценз снижен с 50 тысяч для республиканских, для региональных 700 до 600. В прошлом законопроекте, если в процессе сбора этих подписей появлялись какие-то там нарушения, то сразу же эти списки являются недействительными. Ведущий: Там, по-моему, доходило до такого момента, если с маленькой буквы имя написано… Гость: Да, были такие моменты. Парадоксы были разные. Но в данном случае это ограничения сняты. Если политическая партия набрала те 40 тысяч голосов и дополнительно где-то несколько тысяч голосов в списках оказались какие-то нарушения, то они не принимаются во внимание. Т.е. в данном случае политическая партия набрала 40 тысяч голосов, и она проходит регистрацию. Ведущий: Интересный вопрос поступил. У вас спрашивают, с чем связано необходимое снижение количества людей, которые поддерживают политические партии. Почему у нас 50 тысяч существовало и вроде все было нормально, много политических партий, они прекрасно живут и развиваются, а теперь мы снижаем порог - это делается для того, чтобы в Казахстане еще наплодить политические движения? Гость: Нет, в данном случае, во-первых, должны создавать условия для политических партий, чтобы наша политическая система или как мы называем партийное строительство росло. Т.е. продвигалось дальше. И в этой связи мы упрощаем процедуру организационной работы для новых создаваемых политических партий, уменьшая вот этот количественный ценз. Ведущий: Давайте послушаем телезрителя. Есть первый звонок. Телезритель: Добрый вечер! Позвольте задать вопрос. Вам не кажется, что ценз за регистрацию партии снижен незначительно? Кстати, об этом говорят отдельные критики закона. Гость: На сегодняшнем этапе развития нашей страны вот именно ценз, который мы установили, - наиболее приемлемый и оптимальный. Партийное строительство - это не застывшее явление. Оно будет постепенно развиваться, в перспективе мы придем к тому, что этот ценз будет еще снижен. На сегодняшнем этапе развития нашего государства это наиболее приемлемые. Ведущий: Вопрос, который по электронной почте поступил. Он касается финансирования партии. «Скажите, пожалуйста, расширен ли перечень ограничений на финансирование политических партий? Потому что это чрезвычайно важный вопрос, я считаю. И надо к деньгам партийным подходить очень внимательно. В мире много случаев, когда партию финансируют те или иные иностранные государства, явно или не явно пожертвования и т.д., что Вы скажете на этот счет? Спасибо. Тимур». Гость: Это действительно одно из новшеств данного законопроекта. Он исходит из конституционной реформы, которая у нас произошла, когда было снято ограничение на финансирования политических партий. Это еще одно направление демократизации. В этой связи в соответствии с данным законопроектом та политическая партия, которая победила на выборе в Мажилис парламента, она получает право финансирования со стороны государства. А порядок финансирования будет определяться ЦИК. Ведущий: А объемы? Гость: Это будет зависеть от возможностей нашего государства и потребностей в тот период развития данной политической партии и того решения, которое примет ЦИК. Ведущий: А вот здесь я вам как доктору политических наук буду задавать вопрос. Нет ли здесь опасности, что партия, которая будет зависима от государства в плане финансов, станет меньше поднимать острых проблем? В данном случае на парламентской трибуне? Гость: Нет. Потому что из опыта деятельности политических партий других государств - независимо от того, как данная политическая партия на политической арене нашей страны или в парламенте будет выступать, она будет финансироваться до истечения парламентского срока. Ведущий: Может быть даже больше и острее проблема будет... Гость: Да, это будет не зависимо. Потому что в 2007 году произошли изменения в Конституции, эти ограничения были сняты, и сегодняшним законопроектом финансирование не будет влиять на политические партии, победившие на выборах. Ведущий: Есть вопрос. Телезритель: Здравствуйте! Астана, Жасулан. Я хотел узнать Ваше мнение, уважаемый гость. По поводу того, что в Казахстане политическая партия «Нур Отан» как общественный институт, мне кажется, они слиты в один и тот же субъект. И мне кажется, они выполняют почти одни и те же функции. Государство в основном навязывает свои государственные функции партии. И другие партии не видно, их почти нет. Хотя они существуют. И вам не кажется, что вот такая тенденция ведет к разрушению принципа общественных институтов и в итоге не будет разницы между государством и обществом? Гость: Это естественно, когда политическая партия, которая получила парламентское большинство в парламенте, прямо или косвенно входит в дела государства. Это естественный процесс. Почему? Потому что парламентское большинство той политической партии, которая победила на парламентских выборах, формирует правительство. И правительство парламентского большинства участвует в тех или иных вопросах государственной жизни. Естественно, политическая партия, победившая на выборах, участвует больше, чем другие политические партии в решении тех или иных проблемных вопросах государственной жизни. Это и у нас, и за рубежом. Т.е. политическая партия Обамы, который победил на президентских выборах, естественно будет активно участвовать в предстоящий выборный период. Ведущий: Вот вам вопрос по электронной почте поступил. «Уважаемый гость, скажите, пожалуйста, приведет ли принятие этого законопроекта к созданию новых партий в Казахстане? И второй вопрос: что вы считаете основной проблемой партийного строительства в нашей стране?» Гость: Я считаю, что те изменения, которые произошли на сегодняшний день, значительно активизируют процесс партийного строительства. Либо то, что я говорил до этого, оно значительно увеличивает возможности вновь созданных политических партий. Для других политических партий создается возможность для раскрытия своих организации своей работы. Ведущий: Перерегистрации не будет? Гость: Нет. Перерегистрации по данному законопроекту в данном случае не будет. Ведущий: Есть вопрос. Телезритель: Добрый вечер! Меня зовут Айда, звоню из Алматы. Скажите, пожалуйста, принимала ли участие общественность в разработке данного законопроекта? Гость: При Министерстве культуры и информации был создан организационный комитет, в состав которого вошли представители общественности, ученые, специалисты, которые работали на данном законопроекте. Но вообще выходу в свет тех изменений, которые произошли сегодня, предшествовала большая работа. Прежде всего, мы проводили изменения Конституции РК. Изменения, которые произошли в 2007 году, стали базовой основой для создания нового законопроекта. И в процессе рассмотрения, проведения конституционной реформы вы знаете, какая политическая дискуссия была в нашей стране. В ней участвовали ведущие политические силы нашей страны, ученые, специалисты, была специально создана комиссия, которая обобщила все эти предложения и которая впоследствии была рассмотрена в парламенте. Ведущий: Спасибо большое, что пришли к нам в студию, ответили на мои вопросы и телезрителей. И здесь в студии прямого эфира был Ахан Бижанов - депутат Сената, председатель комитета по социально - культурному развитию. Спасибо большое. До встречи.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |