|
|
|
24.03.2009 Университетский меридиан
Первому университету нашего государства — Казахскому национальному университету имени Аль-Фараби в нынешнем году исполняется 75 лет. Это дата заслуживает не просто внимания и уважения, но и глубокого изучения, исследования многогранной деятельности вуза. Прежде всего потому что тысячи выпускников КазНУ на протяжении долгих лет принимали и принимают активное участие в развитии образования, экономики, науки и культуры Казахстана. КазГУ сыграл решающую роль в формировании образовательного и научного потенциала республики. Юбилей университета неразрывно связан с историей казахского народа и нашей государственностью. На фоне разворачивающихся красочных общественных мероприятий, посвященных этой знаменательной дате, не менее важным видятся осмысление пройденного пути и размышления над тем, каким будет наш интеллектуальный «первенец» в будущем. Как главный отечественный храм науки и образования, адаптируясь в происходящих информационно-технологических изменениях, ответит на современные вызовы. Здесь на первый план выдвигается конкурентоспособность вуза в мировой системе высшего образования. Не случайно, назначая нового ректора университета, известного политика Бакытжана Жумагулова, 21 апреля прошлого года Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул, что основная цель вуза — подготовка высококлассных кадров для динамично развивающейся казахстанской экономики, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и служения Родине. Об этих и других задачах хотелось поговорить мне, готовясь к встрече в КазНУ, не только как представителю законодательного органа страны, но и как выпускнику вуза. Университетская аудитория всегда отличается взыскательностью, открытостью и неимоверной любознательностью. Она интересная, необыкновенно живая, потому и сложная. Для любого лектора, особенно для политиков, чиновников и депутатов это серьезное испытание. Осознавая данный факт, автору этих строк пришлось вновь «перепахать» огромный пласт исторического и современного материала. Наше общение со студенчеством и профессорско-преподавательским составом превратилось в живой, заинтересованный диалог, в котором четко просматривался интеллектуальный уровень его участников. Учащиеся довольно смело обсуждали многие стороны жизни общества, государственного строительства, задавали острые, критические вопросы. Примечательно, что все это они сопоставляли с мировыми стандартами, международным сообществом, происходящими глобальными процессами. Состоявшая встреча натолкнула меня на то, чтобы еще глубже заглянуть в историю международного сотрудничества КазНУ и взяться за перо. Каждый документ, принятый в начале вузовского пути, представляет историческую ценность, например, материалы университетской конференции, посвященной 300-летию великого физика И. Ньютона в 1943 году. Участники того форума направили приветствие Лондонскому королевскому научному обществу, поздравив его с этой знаменательной датой. Затем постепенно, начиная с эпизодических зарубежных контактов 50-х годов, приема иностранных делегаций, КазГУ наращивает связи, становясь активным участником процессов международного образовательно-научного обмена. В те годы впервые университетские преподаватели стали выезжать для чтения лекций в другие страны. Например, в 1955—1956 годах в Ханойском институте иностранных языков русский язык вела доцент кафедры общего языковедения В. В. Чернова. В 1957 году ректор профессор Т. Б. Дарканбаев читал лекции о развитии биохимии в Казахстане в университетах Бомбея и Калькутты. В 1959 году профессор М. Т. Козловский выступал с лекциями по амальгамным методам разделения металлов в Чехословакии, в 1975—1976 годы в ряде университетов Чехословакии свои курсы представлял известный математик, профессор, позже, в 1988—1994 годах, президент Академии наук Казахстана академик У. М. Султангазин. В 1976-м в Лодзинском политехническом институте (Польша) читал курсы лекций ректор КазГУ академик У. А. Джолдасбеков. В 1974—1977 годы со студентами Силезского университета (Польша) вел занятия по русскому языку доцент М. К. Кокобаев. В Берлинском университете провел курс лекций по уголовному законодательству КазССР профессор В. Н. Маркелов. В 1979 году в Венгрии читали курсы химик доцент Ш. Х. Нургожаева, а в Чехословакии — математик доцент А. Ш. Акишева. Самую высокую оценку у преподавателей и студентов Корнельского университета и Университета Женевы получили лекции профессора М. Х. Шигаевой. В ряде зарубежных учебных заведений весьма желанными были лекции ученых с мировым именем — академика химии Е. Ергожина, академика физики М. Абдильдина. Они же в разные годы возглавляли университетский коллектив. В повышение международного авторитета вуза много труда вложили ученые К. Нарибаев и Т. Кожамкулов, длительное время проработавшие ректорами университета. Конечно, невозможно перечислить всех заслуженных специалистов, которые своим творческим трудом прославили авторитет университета как в стране, так и за ее пределами. Участие представителей КазНУ в международных научных конференциях, различных формулах, а также в учебно-методических процессах иностранных вузов, безусловно, поднимает и закрепляет авторитет университета, оказывает позитивное влияние на рост профессионализма наших ученых и преподавателей. КазГУ, к слову, стал первым из Казахстана, вошедшим в Международную ассоциацию университетов. В августе 1975 года ректор академик У. А. Джолдасбеков выступил с докладом о Казахском государственном университете и развитии высшего образования Казахской ССР на VІ Генеральной конференции МАУ в Москве. На этом форуме в числе других одиннадцати ведущих университетов страны КазГУ принят в ассоциацию, которая уже спустя десятилетие объединяла более 700 университетов из 114 стран. Помимо научно-педагогических визитов, нашу альма-матер посещали известные политические, государственные деятели, дипломаты, журналисты ряда зарубежных газет и журналов, писатели и публицисты. Десятки научных докладов были сделаны учеными вуза на самых различных зарубежных научных форумах — конгрессах и симпозиумах, конференциях и семинарах. География докладов охватывает практически все государства Восточной Европы, а также крупнейшие образовательные и научные центры Великобритании и Франции, ФРГ и Италии, США и Канады, Индии, Японии, Филиппин, Мальты. Представители университета в содружестве с учеными Академии наук Казахстана работали по программам ЮНЕСКО. Впечатляющее количество докладов сделано ими на международных симпозиумах и конференциях, проводившихся в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ташкенте, Ашхабаде, а также в крупнейших российских центрах науки — Новосибирске, Томске и других. Одним из показателей интенсивного развития международного сотрудничества КазГУ является рост книгообмена. В отдел иностранной литературы Научной библиотеки университета регулярно поступают книги, журналы и научные бюллетени по различным областям знаний из ряда стран Европейского союза и США. Активная международная университетская деятельность получила иное содержание и поднялась на новый качественный уровень после получения Казахстаном государственной независимости. КазНУ приобрел в этом аспекте большую самостоятельность. Появились новые критерии и подходы. Только после становления нашей государственности в начале 90-х годов стало возможным образование специального факультета по подготовке специалистов по международным отношениям. Позже в этом же направлении начал работать факультет востоковедения. Студенты и преподаватели этих факультетов принимают самое активное участие в активизации международного сотрудничества. С 1991 года в условиях меняющегося международного политического статуса республики в университете началась работа по изучению мирового опыта деятельности высших учебных заведений и разработке адекватной модели управления, соответствующей международному уровню. Формы подобного взаимодействия разнообразны. Это и двусторонние связи с зарубежными университетами, и реализация совместных проектов, финансируемых международными фондами. КазНУ тесно контактирует с университетами Турции, Ирана, Китая, Кореи и Египта. Студенты и аспиранты имеют возможность проходить стажировку и курсы обучения в вузах США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Норвегии, Израиля, Японии, Индии и других государств. Университет для чтения лекций также посещали и посещают известные зарубежные специалисты. В 1993/1994 учебных годах КазГУ по прямым договорам поддерживал связи в области образования, науки и искусства с 24 ведущими университетами 13 стран — Германии, Китая, США, Франции, Японии и других. Особенно плодотворными были контакты с вузами ряда государств Ближнего и Среднего Востока — Египта, Ирана, Марокко, Турции. В июне 1995 года КазНУ имени Аль-Фараби стал соучредителем международной сети сотрудничества университетов Европы и Центральной Азии — Евразийской ассоциации университетов. Параллельно успешно продвигалось взаимодействие с ДААД, Фондом Фулбрайта, МАГАТЭ и другими международными организациями. Проведенный в 1996 году специалистами ТАСИС аудит научно-исследовательской деятельности физического и филологического факультетов стал бесспорным доказательством и признанием успешности труда ученых КазНУ. В мае 1996 года состоялось торжественное открытие кафедры ЮНЕСКО при факультете журналистики. Эта крупнейшая международная организация профинансировала полное оснащение не только кафедры, но и специализированного компьютерного класса, а также учебного модуля телекоммуникационных систем. В 1998 году решением Европейской комиссии КазГУ предоставлен статус Центра европейской документации, который является уникальным не только для нашей страны, но и государств Центральной Азии. Центр, который активно поддерживается и патронируется первым представительством Евросоюза в Казахстане, издает специализированный научно-аналитический журнал «Европейский диалог». В 2003-м совместно с Ланчжоуским университетом (КНР) на базе КазНУ создан Центр китайского языка. В связи с активным вхождением в мировое образовательное пространство в 2002/2003 учебных годах вуз начал работу с зарубежными партнерами по подготовке докторов наук (PhD) по совместным сэндвич-программам. А это — 34 университета Западной и Восточной Европы, Америки, Китая, Кореи и Японии. Первый выпуск 60 докторов философии оформлен в прошлом году. В феврале 2004 года при КазНУ имени Аль-Фараби открылось новое учебное заведение — Казахстанско-индийский центр информационных технологий. Это первый учебный центр в Центрально-Азиатском регионе, работающий в рамках совместного проекта компании NUT (National Institute of Information Technologies, Индия) и российской компании «SoftLine Group» по созданию сети учебных центров на базе вузов СНГ. Главной целью проекта является развитие и совершенствование системы подготовки студентов, будущих ІТ-специалистов. Деятельность учебного центра также ориентирована на подготовку и переподготовку IT-специалистов предприятий. Сегодня университет имеет научные связи более чем с 400 вузами мира. В рамках заключенных межуниверситетских соглашений и договоров КазНУ сотрудничает с более чем 160 зарубежными образовательными организациями, среди которых Оклахомский университет, Университет Висконсин-Мэдисон (США), Миддлсекский университет (Великобритания), Страсбургский университет имени Роберта Шумана (Франция), Университет Карлсруэ, Технический вуз города Дармштадта (Германия), Университет Алкала (Испания), Варшавский университет (Польша), Народный университет Жэньминь, Шанхайский университет (КНР), Тегеранский университет (Иран), университет Анкары (Турция), МГУ имени М. В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов и другие. Институт Конфуция, организованный на базе созданного в 2002 году Центра китайского языка, является результатом многолетнего сотрудничества и совместных усилий Казахского национального университета и Ланьчжоуского университета Китая. По словам Б. Жумагулова, открытие подобного института — плод инициатив глав двух государств — стал еще одним шагом, направленным на углубление добрососедских отношений между РК и КНР. Институт станет стимулом для изучения китайского языка, культуры и традиций. Все упомянутое красноречиво свидетельствует о последовательном и системном подходе университета к международному сотрудничеству и расширению его географии. Это также говорит о пользе для роста самой высшей школы. Интеграция в мировое образовательное пространство — важная составляющая укрепления позиций Казахстана на мировой арене. Благодаря прорыву в социально-экономическом развитии республики в результате последовательной, а местами форсированной реализации программных задач комплексной государственно-правовой политики Президента, международная активность казахстанской высшей школы обрела качественно новый уровень. Среди задач, которые при этом ставит КазНУ, — максимальное задействование потенциала и каналов международного сотрудничества в интересах повышения качества и конкурентоспособности отечественной образовательной системы, ускоренной генерации знаний, реализации национальных приоритетов в области науки, техники и важнейших инновационных проектов. На сегодня в университете в Алматы на разных факультетах обучаются более семисот иностранных стажеров и студентов из 13 стран. В развитии международного обмена учащимися и преподавателями лежит огромный потенциал для укрепления имиджа казахстанского образования и страны в мире. И динамика в этом направлении весьма положительна: только за последние пять лет КазНУ имени Аль-Фараби заключил 80 договоров о партнерстве в области образования и науки. Среди них особо следует выделить меморандум о намерении сотрудничества в сфере развития высокомощных лазерных технологий, подписанный с немецким консорциумом «Технолоджи Брокер Бремен» в ходе бизнес-форума, состоявшегося во время визита Главы государства Нурсултана Назарбаева в Германию. Не менее актуальным является участие университета в развитии атомной энергетики Казахстана и обеспечении лидерства нашей республики в этой отрасли. Помимо традиционного научно-технического сотрудничества и расширения присутствия в многоаспектных международных проектах, программах и совместных научных исследованиях, КазНУ успешно осваивает инновационное направление. Качественным показателем взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами, а также иными международными организациями является создание совместных научно-образовательных центров, направленных на удовлетворение потребностей отечественного рынка в приоритетных и актуальных сферах социально-экономического развития. Как известно, по инициативе Президента в стране формируются 15 национальных центров и лабораторий. Один из них — по нанотехнологиям — создан в КазНУ. Кроме того, в университете внедрена международная система менеджмента качества, он прошел аудит самых престижных мировых аккредитационных центров и получил сертификат качества. Результат успешного внедрения СМК в образовательную деятельность подтверждается и тем фактом, что в 2006 году вуз первым среди отечественных удостоен Премии Главы государства за достижения в области качества. В прошлом году по результатам ранжирования учебных заведений, проведенного Национальным аккредитационным центром, Казахский национальный университет в очередной раз подтвердил свой статус, заняв первую позицию в рейтинге ведущих вузов республики. Нельзя не упомянуть, что КазНУ стал единственным в Казахстане предприятием, удостоенным Премии СНГ в номинации «Наука и образование». Этой высокой наградой стран Содружества университет отмечен на заседании Экономического совета интеграционного объединения весной 2008 года за эффективное управление качеством научной и образовательной деятельности, экспорт образовательных услуг и внедрение современных методов управления качеством. Приведенные примеры рисуют весьма впечатляющую картину международного сотрудничества вуза. Причем эта часть его деятельности не предмет «престижности», не дань традиции, а системная составляющая, достойная школа, способная адекватно противодействовать вызовам времени, обеспечивать подготовку конкурентоспособных специалистов как для запросов нашей страны, так и на мировом уровне. Примечательно, что КазНУ выступает инициатором ряда межвузовских ассоциаций не только у нас в республике, но далеко за ее пределами и часто находится среди традиционно именитых вузов ведущих держав. Вдвойне будет почетно, если эта активность подкрепится новыми открытиями, достижениями в области самой продвинутой технологии, науки, на арене появится когорта международных специалистов, нового поколения выпускников казахстанского национального вуза. Для достижения поставленных целей университет обладает всем необходимым. Он имеет комплексную материально-техническую базу — КазНУград. Лаборатории оснащены оборудованием последнего поколения, им владеют обученные, квалифицированные кадры. При заметных реформах в стенах альма-матер бережно сохраняется преемственность кадров. Атмосфера в университете творчески-поисковая. Довольно результативно работают уже устоявшиеся школы по различным направлениям науки, которые способны показать пример достижения новых технологий. Коллектив университета четко понимает, что от участия вуза в процессах международного значения зависит реализация стоящих задач. Студенты и профессора, безусловно, влияют на формирование мировоззрения молодежи, их гражданского облика. Учащиеся, как никто другой, понимают значение нашей государственности, они являются наиболее яркими патриотами Родины. И только такие граждане достойно могут представлять свое Отечество, свою нацию, свою интеллектуальную культуру на международной арене. Подобным человеческим потенциалом обладает КазНУ имени Аль-Фараби.
Куаныш СУЛТАНОВ, председатель Комитета Сената Парламента РК по международным отношениям, обороне и безопасности, выпускник КазНУ имени Аль-Фараби 1972 года
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |