|
|
|
03.04.2009 Письмо НЭП «Союз «Атамекен» от 3 апреля 2009 года № 0846
Руководителю Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан г-ну Абдрахимову Г.
На Ваш исх. №20-27/1516 от 26 марта 2009 года
Уважаемый Габидулла Рахматуллаевич!
Рассмотрев Сравнительную таблицу по проекту Закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля” (второе чтение) (далее - проект Закона) сообщаем следующее.
1. Позицией 23 Сравнительной таблицы проекта Закона предлагается дополнить статью 8 Закона РК “О Национальном Банке РК” подпунктом д-3) следующего содержания:
Национальный Банк Казахстана: … “д-3) вправе устанавливать пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, и осуществлять контроль за их выполнением;”.
Во-первых, ни в проекте Закона, ни в действующем законодательстве Казахстана не раскрывается понятие, что такое “отклонения курса”. Применение данного термина при отсутствии определения на законодательном уровне с правовой точки уязвимо.
Во-вторых, непонятно то, почему отклонения курса покупки иностранной валюты за тенге зависит от курса продажи? Ведь, в обосновании указывается то, что Национальный Банк устанавливает конкретный курс и продажа/покупка иностранной валюты за тенге должно опираться на конкретную цифру, который установил Национальный Банк. Более того, ежедневно Национальным Банком устанавливается конкретный курс иностранной валюты в отношении тенге в соответствие с действующим законодательством. Не приведение в соответствие данной нормы позволяет обменным пунктам самостоятельно покупать и продавать иностранную валюту. Например: установленный курс доллара Национальным банком 150 тенге, а обменный пункт может покупать по 500 тенге и продавать по 515 тенге, так как обменный пункт соблюдает установленную разницу +-3% отклонения курса покупки от курса продажи.
В-третьих, осуществление контроля за их выполнением Национальным Банком излишний барьер, незаконное вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства, что запрещено Конституцией и Законами РК. Национальный Банк может устанавливать конкретный курс иностранной валюты в отношении тенге, а продажа/покупка должна отталкиваться от установленного курса и определяться обменными пунктами самостоятельно. Более того, согласно подпункту 1) статьи 32 Закона “О лицензировании” организация обменных операций с иностранной валютой лицензируемый вид деятельности и в соответствии со статьей 8 данного Закона лицензиары осуществляют лицензионный контроль. В связи с чем, считаем, что закрепление за Национальным Банком дополнительного права осуществлять контроль за одну и ту же деятельность предпринимателя не только усиливает ответственность предпринимателя и возлагает новые обязанности, но и ухудшает его положение и является коррупциогенной нормой.
В-четвертых, вправо устанавливать пределы отклонения курса не обязывает Национальный Банк оперативно реагировать на ситуацию на валютном рынке. Если Национальный Банк призван отвечать за ситуацию на валютном рынке, то установление пределов отклонения курса должно быть указано как обязанность Национального Банка.
Считаем, что позиция 23 Сравнительной таблицы проекта Закона в части дополнения новым подпунктом д-3) статьи 8 Закона РК “О Национальном Банке РК” не корректная, не актуальная и не правомерная. В связи с чем, предлагаем ее исключить.
2. По позициям 24, 26 Сравнительной таблицы проекта Закона, где предусмотрены аналогичные нормы, предлагаем учесть замечания и предложения по позиции 23 Сравнительной таблицы проекта Закона.
3. Согласно позиции 49 Сравнительной таблицы проекта Закона статья 17 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” излагается в новой редакции:
Дополнение словами “имеющие право на организацию обменных операций с иностранной валютой” в пунктах 1 и 2 статьи 17 новой редакции считаем излишними, так как в подпункте 1 статьи 32 Закона “О лицензировании” организация обменных операций с иностранной валютой указано как подвид лицензируемого вида деятельности и без наличия лицензии на данный подвид заниматься организацией обменными операциями с иностранной валютой запрещена. Более того, данная норма не предмет Закона РК “О Национальном Банке РК”, поскольку эти вопросы должны регулироваться согласно Закону “О лицензировании”.
Замена слов “законодательными актами” словом “законами” сужает права предпринимателей, где согласно законодательным актам как Указ Президента РК, кодекс, закон и т.д., принятыми позже предусматриваются иные положения, чем в Законе. Данное ограничение конституционных прав предпринимателей не соответствует концепции проекта Закона, где предполагается оперативно реагировать на ситуацию на валютном рынке в случае принятия законодательного акта - Указа Президента РК, чем определенное время внести изменения в соответствующие Законы.
Установления требований о продажи и покупки иностранной валюты исключительно у уполномоченных банков, а не через уполномоченные банки заставляет действующие обменные пункты закрывать свои рабочие места. По действующей редакции статьи 17 данного Закона продажа/покупка иностранной валюты в РК производятся исключительно через уполномоченные банки, их обменные пункты, а также обменные пункты уполномоченных организаций в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан. По проекту Закона продажа/покупка иностранной валюты в РК производятся исключительно у уполномоченных банков через их обменные пункты или через обменные пункты уполномоченных организаций в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан. То есть, автоматически ограничивается деятельность обменных пунктов уполномоченных организаций, так как они должны производить продажу/покупку иностранной валюты исключительно у уполномоченных банках. Понятно то, что уполномоченные банки производят продажу/покупку иностранной валюты через свои обменные пункты, но не понятно как обменные пункты уполномоченных организаций будут производить продажу/покупку иностранной валюты, если устанавливается норма о том, что продажа/покупка должно производиться исключительно у уполномоченных банков. Разве уполномоченные банки разрешат обменным пунктам уполномоченных организаций (практически своим конкурентам) осуществлять продажу/покупку иностранной валюты у себя? Нет! Таким образом, все действующие обменные пункты будут вынуждены закрываться. Соответственно, без работы останутся тысячи людей, что отрицательно повлияет на социально-экономическую ситуацию страны в условиях кризиса, монополизирует деятельность, который находится в конкурентной среде. Принятие предлагаемой поправки будет противоречить норме Конституции, согласно которой запрещается ограничивать предпринимательскую деятельность.
В связи с чем, предлагаем позицию 49 Сравнительной таблицы проекта Закона не принимать и статью 17 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле” оставить в действующей редакции.
На основании вышеизложенного, просим учесть представленные замечания и предложения при рассмотрении проекта Закона.
Председатель Палаты А. Перуашев
Исп.: Иса Абжаппар 8-7172-28-75-29
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |