|
|
|
01.06.2009 Мажилис - ОБСЕ: в работе депутатский законопроект о предупреждении и пресечении бытового насилия
Астана, 1 июня, Дом Мажилиса. «Мы смоделировали все возможные ситуации домашнего насилия и применительно к каждой из этих ситуации расписали процессуальные обязанности полицейских и судов, меры ответственности правонарушителей, меры безопасности для жертв бытового насилия». Об этом заявил сегодня Жакип Асанов, депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы по инициированному группой парламентариев законопроекту, предусматривающему поправки по вопросам предупреждения и пресечения бытового насилия. Парламентарий выступил с докладом на семинаре «Лучший опыт в сфере законодательства по борьбе с бытовым насилием», проведенном Комитетом Палаты по законодательству и судебно-правовй реформе совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) (тезисы прилагаются): «Прежде всего, позвольте мне выразить благодарность в адрес Центра ОБСЕ в Астане за огромную организационную работу, благодаря которой проходит данный семинар и за возможность ознакомиться с передовым опытом других стран в сфере борьбы с бытовым насилием, где такие законы приняты давно и, по нашей информации, работают достаточно эффективно. Поэтому для нас большой интерес представляют выступления экспертов и мы надеемся, что сегодняшнее обсуждение, безусловно, положительно отразится на качестве будущего нашего закона. Если сделать краткий обзор нашего законодательства, то нужно начать, наверное, с Конституции. Она заложила принципиальные положения по обеспечению защиты человека от насилия, унижающего его достоинство, в том числе и в семейно-бытовых отношениях. Ратифицированы и подписаны первостепенные международно-правовые документы в сфере противодействия бытовому насилию. За различные правонарушения в этой сфере предусмотрены уголовная и административная ответственность. Вместе с тем, действующие наши законы, регулирующие сферу борьбы с правонарушениями, в большей степени являются «карательными». В реальной жизни мы видим, что наши правоохранительные органы больше всего реагируют на последствия уже совершенных преступлений. Тому есть ряд причин, в том числе и недостатки действующего законодательства. Учитывая все это, наше государство на данном этапе начинает менять ориентиры в вопросах борьбы с правонарушениями. В целях создания эффективной системы профилактики Правительство внесло в Парламент два пакета законопроектов по вопросам профилактики правонарушений и по вопросам противодействия бытовому насилию. Сразу хотелось бы сделать одну оговорку. Речь идет об особенностях системы нашего законодательства, формируемого по предметно-отраслевому принципу. Только поняв эту специфику, можно оценивать качество нашего законопроекта о бытовом насилии. К примеру, все нормы уголовного права содержатся в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексе. В других законах этих норм не должно быть. То же самое по административным правонарушениям. Есть Кодекс об адмправонарушениях и все виды административных правонарушений должны быть только в этом Кодексе. То есть, в законе о бытовом насилии мы не можем написать то, что имеется в других законах. У нас есть закон о нормативных правовых актах - это закон о том, как писать законы. По нему нельзя дублировать положения одних законов в других законодательных актах. Поэтому, когда мы обсуждаем закон о противодействии бытовому насилию, надо понимать, что этот вопрос регулируется не только одним этим законом, а многими другими нормативными правовыми актами в совокупности, где также отрегулированы отношения, возникающие вокруг бытового насилия. Какие это законы? Если речь идет об ответственности насильника, то надо руководствоваться КОАП, УК, УПК, ГК, ГПК, УИК, об обороте оружия и т.д. Если речь идет об оказании помощи жертве правонарушения, то надо руководствоваться законом о специальных социальных услугах, здравоохранении, ГК, законом о браке и семье и т.д. Как я уже говорил, сейчас на рассмотрении Парламента находятся два пакета законопроектов - два, регулирующие вопросы профилактики правонарушений, и два, регулирующие вопросы профилактики бытового насилия. Бытовое насилие является одним из видов правонарушения. Поэтому, раскрывая содержание законодательства о противодействии бытовому насилию, нужно иметь в виду в целом законодательство Казахстана и, прежде всего, законопроекты о профилактике правонарушений. Надеюсь, мне удалось разъяснить принципы формирования нашего законодательства и если у вас нет вопросов, я тогда перейду непосредственно к содержанию законодательства, направленного на предупреждение и пресечение бытового насилия. Для разработки этих норм мы смоделировали все возможные ситуации домашнего насилия и применительно к каждой из этих ситуации расписали процессуальные обязанности полицейских и судов, меры ответственности правонарушителей, меры безопасности для жертв бытового насилия. А таких ситуаций всего может быть четыре. Первая ситуация. В действиях насильника нет признаков ни административного правонарушения, ни уголовного преступления. Его действия не содержат угрозы физическому здоровью жертвы. Но, своим поведением он создает неудобства в жизни жертвы. Ходит на работу, надоедает телефонными звонками, преследует и т.д. Какими же будут действия полицейских? 1) В первый раз он проводит с ним профилактическую беседу, и если он чувствует, что этой меры недостаточно, то объявляет официальное предупреждение о недопустимости совершения бытового насилия. 2) Если он нарушает предупреждение, то суд вправе оштрафовать (от 5 до 7 МРП) либо установить особые требования к его поведению, которые запрещают ему разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести телефонные переговоры, общаться с ним иными способами, распоряжаться имуществом. 3) Если им не выполняются эти ограничения, то он подвергается к адмвзысканию уже по другой статье Адмкодекса (ст. 524), предполагающей ответственность за неисполнение судебного решения (штраф до 10 МРП либо адмарест до 10 суток). 4) Если виновное лицо и в этом случае уклоняется от исполнения судебных ограничений, то он привлекается к уголовной ответственности по статье 362 УК, санкция которой предусматривает штраф в размере до 200 МРП, привлечение к общественным работам на срок от 120 до 180 часов, либо арест до 4-х месяцев. Вторая ситуация. Действия насильника квалифицируется как административное правонарушение. Это могут быть побои, причинившие физическую боль, но не повлекших последствий, нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в брачно-семейных отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в пределах жилого дома или квартиры. Депутатский законопроект дает право полиции производить административное задержание насильника до 48 часов. За это время суд должен рассмотреть данное дело и вынести решение. Наказание может быть в виде штрафа и ареста. Наряду с этим, суд по просьбе жертвы может установить в отношении насильника ограничения в его поведении. Они могут выражаться в запрещении вступать в контакты с потерпевшим и т.д. Таким образом, с одной стороны, полицейские задерживая насильника на 48 часов, создают условия для безопасности жертвы, а с другой - жертва сама имеет возможность ходатайствовать перед судом, чтобы ограничить права насильника. Иными словами, административное задержание, производимое полицейским и установление особых требований к поведению насильника, применяемых судом, необходимо понимать как «временный ордер» и «судебный ордер». И на наш взгляд, эти меры являются более строгими и действенными. Третья ситуация. Бытовое насилие квалифицируется как уголовное преступление. Это умышленное причинение телесных повреждений, истязания, которые предполагают причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями. В принципе, действующий Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает весь механизм привлечения насильника к уголовной ответственности. Однако, мы обратили внимание на то, что в период следствия виновные зачастую не находятся под арестом и представляют угрозу для жертвы. Новым же законопроектом мы даем органам следствия право устанавливать определенные ограничения обвиняемым, если на период следствия он не арестован. Какие это ограничения: вступать в контакты с потерпевшим, вести телефонные переговоры, распоряжаться имуществом. Если нарушает эти ограничения, то он может быть арестован до судебного приговора. По результатам рассмотрения уголовного дела насильника ждет уголовное осуждение. Четвертая ситуация. Это случаи, когда жертва сама обращается сразу в суд и самостоятельно добивается ограничения действий виновного в рамках гражданского судопроизводства. Других случаев быть не может. И поэтому с нашей точки зрения наш законопроект в вопросах бытового насилия решает все проблемы, связанные с правоохранительной деятельностью. В статье пятой законопроекта мы перечислили все существующие меры предупреждения и пресечения бытового насилия, которые могут быть приняты как государственными, так и негосударственными структурами. Какие это меры? 1) оказание специальных социальных услуг лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации; 2) индивидуальная профилактическая работа с неблагополучными семьями; 3) меры по обеспечению иска по гражданским делам - арест имущества, запрет ответчику совершать определенные действия; 4) по административным делам - доставление, адмзадержание, привод, медицинское освидетельствование, адмштраф, адмарест; 5) принудительные меры медицинского характера в специализированных учреждениях органов здравоохранения; 6) установление особых требований к поведению правонарушителя; 7) постановка на профилактический учет и осуществление профилактического контроля органами внутренних дел; 8) меры процессуального принуждения по уголовным делам - подписка о невыезде и надлежащем поведении, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, домашний арест и арест; 9) процессуальные меры безопасности свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, членов их семей -ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице, обеспечение его личной безопасности, избрание в отношении обвиняемого меры пресечения, исключающей возможность применения насилия; 10) применение мер наказания, назначаемых по приговору суда за совершение преступления. Все эти меры в совокупности будут создавать реальные условия для противодействия бытовому насилию. Что касается остальных вопросов, касающихся деятельности компетенций различных государственных органов, организаций по оказанию помощи, так называемых «кризисных центров», и других достаточно подробно раскрыты в законопроекте. В начале года мы получили официальное согласие Правительства о том, что на местах по решению исполнительных органов могут создаваться организации по оказанию помощи. Но сколько денег будет для этого выделено - эти вопросы решаются республиканским и местными бюджетами на каждый год. До конца этого месяца мы планируем внести два пакета законопроектов - о профилактике правонарушений и противодействии бытовому насилию - на пленарное заседание Мажилиса в первом чтении. Затем Парламент на два месяца прерывается на каникулы и за это время, мы полагаем, у заинтересованных госорганов будет возможность еще раз внимательно посмотреть и проанализировать эти законопроекты. А в сентябре мы снова вернемся к ним и, надеемся, что они будут переданы на рассмотрение верхней Палаты Парламента». Выступая на семинаре, о сотрудничестве между ОБСЕ/БДИПЧ и Республикой Казахстан в разработке указанного законопроекта, сообщила работник по гендерным вопросам Департамента по демократизации этой международной организации Нана Каландадзе. Сравнительный анализ законодательной практики в области бытового насилия в странах региона ОБСЕ сделала адвокат за права человека Мэри Эллисон. «Реализация закона «О предупреждении и борьбе с бытовым насилием в Республике Чехия» и обобщение полученного практического опыта». С докладом на эту тему выступила заместитель главы Тренировочного колледжа полиции МВД Республики Чехия Ивана Дуфкова. Закон Болгарии о защите против бытового насилия представила секретарь Совета по вопросам законодательства Министерства юстиции этой страны Виктория Нешева. Обновленную версию юридической экспертизы казахстанского законопроекта «О пресечении и предупреждении бытового насилия» презентовала советник отдела законодательства БДИПЧ Марта Ахлер-Шеленбаум. На семинаре выступил также вице-министр внутренних дел Олег Федоров. С казахстанской стороны в работе семинара приняли также участие депутаты Парламента, представители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств труда и социальной защиты населения, образования, Национальной Комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Высказанные в ходе обсуждения мнения международных экспертов БДИПЧ/ОБСЕ будут учтены в работе над законопроектом.
х х х
На рассмотрении Мажилиса находится правительственный законопроект «О противодействии бытовому насилию». В ходе работы над ним стала очевидной необходимость разработки сопутствующего законопроекта, обеспечивающего реализацию норм, предусмотренных основным законопроектом, и корреспондирующего его с другими законодательными актами. В этой связи группой депутатов Парламента с участием МВД разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предупреждения и пресечения бытового насилия». Законопроектом предполагается ввести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».
Сауле Бапакова, 74-63-05. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |