|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
10.06.2009 Какова целесообразность перехода на стандарт Евро-2, если продукция казахстанских НПЗ не соответствует этому стандарту?
Мурат БЕКМАГАМБЕТОВ, президент НИИ транспорта и коммуникаций: - Ваш вопрос - самый ключевой момент при переходе на экологические стандарты Евро. Порядка 70 процентов автомобилей, эксплуатируемых в Казахстане, давно находятся за пределами нормативных сроков службы, но требование Евро-2 будет касаться только нового транспорта. Однако, если учесть, что Казахстан как государство, добывающее и экспортирующее нефть на мировые рынки, не может у себя в стране наладить производство качественных нефтепродуктов, экологическую функцию европейские стандарты здесь явно выполнить не смогут. Когда-то наш НИИ вместе с голландцами проводил исследование, и мы выяснили, что порядка 50 процентов топлива фальсифицировано, причем не на заводах-изготовителях, а по пути к заправочным станциям. Чем больше марок бензина мы производим, тем выше вероятность подделок с помощью вредных присадок. Танирберген БЕРДОНГАРОВ, депутат мажилиса парламента РК: - С одной стороны, объяснима волна недовольства владельцев подержанных авто, которые до принятия решения о распространении экостандарта Евро-2 только на новый транспорт, говорили об ущемлении их прав. С другой стороны, права этой категории граждан заканчиваются там, где начинаются права алматинских женщин, которые из-за плохой экологической ситуации в городе не могут рожать здоровых детей. Но я считаю, что бессмысленно вводить повышенные требования к автомобилям до тех пор, пока не пройдут модернизацию казахстанские НПЗ, поставляющие на рынок топливо, мягко говоря, низкого качества. И ведь нет гарантии, что, если содержание топливного «прилавка» будет меняться на более качественное импортного производства, у водителей не начнутся проблемы, связанные с дефицитом ГСМ и их подорожанием. Григорий КРЕМЕНЕЦКИЙ, зампредседателя Независимого автосоюза: - Поскольку водителям ясен ответ на этот вопрос, а наши чиновники - большие любители создания бумажного благополучия, то, скорее всего, для вторых переход на Евро-2 вполне целесообразен из соображений отчетности, для галочки. Кстати, в России с этим экологическим стандартом ситуация идентичная: насколько мне известно, там только один НПЗ производит топливо, соответствующее стандарту Евро-2. При нынешней ситуации, когда чиновники в борьбе за экологию поставили телегу впереди лошади, а дышать от этого легче не становится, всем остается только пересесть на велосипеды или ишаков, у которых экологически чистые выбросы. Другого выхода я не вижу. А как считаете вы?
Опрашивала Александра АЛЕХОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |