|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
23.07.2009 Трубы опрессовать, неплательщиков - прессовать
В чем причины отключений горячей воды летом и почему система отопления Алматы пока оставляет желать лучшего?На эти и другие вопросы нашим читателям по "прямой линии" ответил генеральный директор АО "Алматинские тепловые сети" Игорь Арсеньевич Пирогов
Договор дороже денег
Рустам ЗАЛИХОВ: - Я живу в Ауэзовском районе по адресу: улица Спортивная, 13. Еще в апреле у нас произошла поломка теплосети, которая проходит под частными домами микрорайона "Дубок". Однако до сих пор меры не приняты. А ведь до начала отопительного сезона осталось всего три месяца. Будет ли у нас тепло? Когда приступят к ремонту теплосети? Игорь ПИРОГОВ: - Уважаемый Рустам. Проблема заключается в том, что ваши сети в поселке Таугуль не находятся на нашем балансе, они не переданы в коммунальную собственность. Более того, сегодня они оказались бесхозными, хотя должны принадлежать четырем КСК вашего района. С апреля на ваших теплосетях произошло два крупных повреждения, которые КСК должны были устранить своими силами. Однако на это у них нет денег. Мы пошли навстречу и предложили им произвести хотя бы вскрышные работы. Но дело в том, что этот поселок настолько сумбурно развивался, что дома стоят прямо на теплосетях. В настоящее время мы ждем решения городского акимата о реконструкции одной части этих сетей, а вторая половина домов будет переведена на газ. Идем дальше, на сегодняшний день задолженность этих четырех КСК перед нами составляет порядка 73 миллионов тенге. Поэтому сейчас мы проводим работу по заключению временных договоров на предстоящий отопительный период с каждым потребителем отдельно. В любом случае, Рустам, после устранения повреждений горячую воду и тепло мы вам подадим. Между тем, думаю, что эти КСК должны все-таки настроиться на ремонт, потому что данные теплосети уже тридцать лет не ремонтировались. Надо отметить, что в ближайшее время в акимате города состоится совещание, на котором будет принято решение о проектировании и строительстве новых сетей. Но, по всей видимости, только на следующий год. Мубарак: Делается ли что-нибудь существенное для улучшения теплоснабжения города? И. П.: - Да, конечно. Начиная с 2006 года мы перекладываем тепловые сети за счет финансирования из республиканского бюджета. Администратором программ выступает управление энергетики и коммунального хозяйства. В этом году для перекладки около 6 километров сетей выделено порядка 5 миллиардов тенге. В общем-то, уже видится эффект этой работы: снизилось количество повреждений. Гаухар: - В одном из интервью вы говорили об огромных долгах вашего предприятия, по-моему, речь шла о 4 миллиардах тенге. Каково ваше положение теперь? И. П.: - Действительно, до 2000 года мы имели договоры на теплоснабжение с КСК, которые, собрав деньги, нам практически не платили. Вся эта неплатежная часть накладывалась на дебиторскую задолженность, составляющую порядка 3,8 миллиарда тенге. Собираемость с предприятий в то время составляла всего 37-39 процентов. Терпеть подобное было нельзя, и мы заключили с ними публичный договор. Сегодня от выставленных счетов мы собираем 95-98 процентов. Таким образом, нам удалось серьезно снизить свою задолженность. Сейчас наш долг составляет около одного миллиарда тенге.
Сезон аварийных дождей
Вероника: - Для чего проводятся гидравлические испытания? И. П.: - Ежегодно по окончании отопительного сезона и после ремонта сети должны быть опрессованы, то есть проведены гидроиспытания. В первом случае выявляются слабые места, во втором - определяется качество ремонта. Вот и сейчас мы завершаем ремонт подающего водовода и проводим испытания его на прочность. Надо отметить, что если до начала ремонта трубы не выдерживали давления 14 килограммов на квадратный сантиметр, то сейчас мы можем прессовать, как и положено, до 20 килограммов. В конце июля мы переходим на ремонт обратного трубопровода, который точно так же будет опрессован. Он подвергнется испытанию на гидравлическую прочность до ремонта. Так мы выявим дефекты трубопроводов, устраним их и после ремонта опять опрессуем. И вот тогда уже со спокойной душой и совестью можно открывать отопительный сезон. Испытываются как магистральные, так и распределительные сети. Но, зная, что более 70 процентов тепловых сетей отслужили свой нормативный срок, мы просто не можем индивидуально каждую трубу опрессовывать, поэтому мы опрессовываем трубы на участке, включающем сразу несколько улиц. Таким образом, с начала года уже выявлено более 712 повреждений, из них 650 устранено. Всего за год у нас набирается порядка 1400 повреждений, судя по тем данным, которые я вам назвал, наблюдается снижение аварийности на 10-12 процентов за счет плановой работы по перекладке труб. Дмитрий Петрович: - Скажите, пожалуйста, почему зимой в квартирах прохладно? Что мешает вам натопить жилье как следует? И. П.: - Во многом успешная зимовка зависит от того, как подготовлены внутридомовые сети, подвалы, утеплены подъезды и квартиры. К тому же на сегодня у нас остается одна очень большая проблема. В свое время ремонт внутридомовых систем отопления производился исправно. Начиная с 1996 года эта работа практически не ведется. Если наши трубопроводы рассчитаны на 25 лет эксплуатации, то внутридомовые системы - только на 15. По истечении этого срока их нужно полностью менять. Сюда входят трубы, стояки, элеваторные узлы. Поскольку возраст многих внутридомовых систем перевалил за 30 лет, мы не можем обеспечить поступление необходимого количества тепла через забитые накипью трубы и радиаторы. Хотя ежегодно в марте КСК получают от нас предписания, но зачастую они не выполняются. В итоге тепло к людям не доходит, а мы несем большие потери, потому что в этом случае должны подавать в дом повышенное количество воды. Вот и получается, что исправная внутридомовая система рассчитана на прием 20 тонн воды в час, а фактически же мы должны дать ей в два раза больше. Более того, есть дома, которые просто работают на слив. Их система настолько забита и не циркулирует, что воду они сбрасывают прямиком в канализацию, а это, я считаю, воровство. Поэтому хотелось бы обратиться к алматинцам через "Вечерку" с просьбой более ответственно подходить к нашим общим проблемам. Сегодня примерно 72 процента внутренних систем необходимо полностью менять. В противном случае придет время, когда все наше хозяйство встанет. Мы будем рады отдать горожанам тепло, но они его просто не смогут принять. Конечно, там, где люди занимаются своим жилищем, вовремя меняют стояки, - проблем нет.
Сброс - и весь вопрос
Анатолий Иванович: - Уважаемый Игорь Арсеньевич. В моем лице к вам обращаются жители дома 88 по улице Шагабутдинова. В течение 12 лет у нас летом не работают змеевики в ванных комнатах. Председатель КСК "Арман" Сафронова наши обращения на протяжении многих лет искусно отфутболивает в тепловые сети, утверждая, что после отключения отопления ваши сотрудники вставили в какую-то обратку ограничительную шайбу. Дайте конкретные разъяснения причины, кто ее должен устранить, чтобы весь год полотенцесушители в наших квартирах были горячими. И. П.: - Система теплоснабжения города Алматы называется двухтрубной с постоянной циркуляцией горячей воды в жилых домах со дня включения отопления. То есть одна и та же вода идет как на обогрев жилища, так и на горячее водоснабжение. Постараюсь вам объяснить, почему у вас в летнее время не работают полотенцесушители. Существует схема через сброс воды - то есть, когда вы пользуетесь горячей водой, полотенцесушитель нагревается, при прекращении сброса воды он остывает. А. И.: - Я понимаю, но сейчас кубометр воды стоит очень дорого. И потом, надо сбросить неимоверно много воды, чтобы "добраться" до горячей... И. П.: - Горячую воду немедленно вы можете получить только в зимний период. Летом же приходится сбрасывать воду. Мы подсчитали, что каждая квартира сбрасывает примерно 15-20 литров воды в сутки. Тогда вода постоянно идет горячая и полотенцесушитель тоже становится горячим. Если у вас горячая вода есть, а полотенцесушитель холодный, значит, ваша схема собрана таким образом, что вода идет не через него, иначе в момент водоразбора змеевик нагревался бы. Я обязательно отправлю к вам представителей. Они проверят, в чем дело. Хорошо? Галия Рахимжановна: - Я председатель КСК "Самал-1", на балансе которого находится 51 дом. Приняла хозяйство в полуразвалившемся состоянии. Средств нет, нет своих сантехников, все рушится. Я не знаю, куда мне обратиться. Жилье к отопительному сезону совершенно не готовится. Как нам быть? Обратилась в акимат, а мне сказали, что мы сами все должны делать. И. П.: - Микрорайон "Самал" обслуживает "Алматыгортеплокоммунэнерго". Вам необходимо обратиться туда. Талгат: - Вы отвечаете за подготовку города к зиме. Мне хотелось бы узнать, ставите ли вы конкретные сроки перед районными акиматами и КСК на предмет готовности их тепловых сетей? И. П.: - В идеале, технически они должны быть готовы до 1 июля, а до 1 сентября необходимо получить акты полной готовности. На практике получается, что пик приходится на сентябрь. Вот тогда к нам идут толпами, а мы, естественно, просто физически не можем охватить одновременно такое количество заявок. В этом году нами поставлены конкретные сроки, потому что с 20 сентября мы уже должны быть на сто процентов готовы к развороту сетей, а это очень сложный процесс, который длится от 7 до 10 дней. До 1 октября мы должны доложить о том, что все городские объекты к приему тепла готовы. Как только поступает команда запуска, в первую очередь мы подключаем больницы, дошкольные учреждения, школы, а затем жилой фонд.
Доска позора
Сергей Вениаминович: - Почему от нерадивых плательщиков страдаем мы, добросовестные потребители? Не хотят платить - пусть не платят, а вы отключайте таких от тепла и горячей воды. Зачем же всех мучить? И. П.: - Вы понимаете, Сергей Вениаминович, раньше у нас была возможность отключать электроэнергию за долги по теплу. Сейчас мы не можем прийти к неплательщикам и вырубить рубильник. Дело в том, что в 2007 году мы стали самостоятельной организацией, и эту возможность нам исключили. Поэтому и население немного разбаловалось. С. В.: - Ну тогда надо усиленно работать с председателями КСК. Кстати, вы встречаетесь с ними, вразумляете?.. И. П.: - Да, мы встречаемся, но КСК не заинтересованы в том, чтобы нам помогать, потому они не получают деньги за эту общественную работу. Доходит до того, что мы сами на дверях подъездов вывешиваем фамилии должников. И все-таки зачастую обязательства перед поставщиками услуг игнорируются. Вот, смотрите, мы поставляем в год порядка 46 миллионов тонн воды, а оплачивается ровно 50 процентов. 22 миллиона тонн мы практически теряем, а значит, терпим убытки. Иными словами, оплаченную станциям воду мы не можем предъявить потребителю. Поэтому сейчас мы выясняем всевозможные причины неучтенной утечки воды. А это очень большая сумма. На сегодняшний день наша задолженность перед источниками, которую я обязан вернуть до начала отопительного сезона, составляет около 2 миллиардов тенге. Учитывая, что население платит равномерно в течение 12 месяцев в году, финансовый год у нас должен закончиться 1 июля. Фактически же он заканчивается только 1 октября. Поскольку мы рассчитываемся с ними не в июле, а в октябре, то у нас опять за отопительный период накапливается задолженность. Впоследствии я ломаю голову, как ее погасить. Вот такая ситуация. Мира БАЙГУСЫНОВА: - Я живу в Турксибском районе, по улице Спасской. В нашем доме уже почти полтора года творится безобразие. Сейчас в летнее время нет горячей воды. А когда вода была, то она текла еле теплая. А ведь мы платим за отопление бешеные деньги. Мы хотели бы услышать ваши комментарии, когда это безобразие закончится? И. П.: - Дело в том, что я работаю на предприятии "Алматинские тепловые сети", которое обслуживает центральную часть города. А район, где вы живете, обслуживает Северо-Восточный энергетический комплекс. Поэтому с данным вопросом вам желательно письменно обратиться в СВЭК или в акимат города - в управление энергетики и коммунального хозяйства. Бахыт: - А можно с вами напрямую заключить договор, минуя КСК? И. П.: - Дело в том, что сегодня из 11 миллионов квадратных метров, на обслуживание которых мы заключили договоры, дополнительно еще обслуживаем 2,5 миллиона. На большее у нас просто нет физической возможности. Надо сказать, что в первую очередь мы обслуживаем школы, детские сады, больницы и частично - население. По крайней мере, с вверенных нам объектов жалоб практически не поступает. Б.: - Так, может быть, вам расширить сферу деятельности? И вам доходнее, и людям спокойнее будет жить под вашей опекой. И. П.: - Сейчас решается вопрос о том, чтобы иную деятельность, не относящуюся к прямой, которая должна осуществляться за счет заработанных средств, не ограничивать в объемах. Как только это решение утвердят, тогда мы сможем расширяться. Но для технически правильного и квалифицированного обслуживания необходимо иметь соответствующую технику, персонал, централизованную диспетчерскую, для того чтобы вовремя выехать и исправить ситуацию. В принципе, такой вариант возможен. Если разрешение появится, тогда мы сможем заключать договоры с населением и обслуживать своих потребителей.
Холодная горячая вода
Зинаида Антоновна: - Первое: хочу пожаловаться на отдельных ваших сотрудников, которые, к сожалению, являются полной вашей противоположностью. Однажды в районе улицы 8 Марта и проспекта Жибек жолы из колодца шел пар. Видимо, произошел прорыв трубы. Я звонила в аварийную службу несколько раз, но все осталось в прежнем состоянии. Как же вы такое допускаете, ведь это же прямые потери? Что за бесхозяйственное отношение? И, наконец, последнее. Вчера я минут 20 мыла посуду, за это время вода так и не нагрелась, шла чуть теплая. Что вы на это ответите? И. П.: - Касательно первого вопроса. Действительно, в том районе у нас расположен очень старый паропровод, который приносил нам громаднейшие убытки: в год до одного миллиарда тенге. С июня прошлого года мы, так сказать, решили эту проблему - прекратили поставлять пар. Паропроводы практически изжили свои ресурсы, поэтому сейчас все остановлено. А бывшие потребители пара теперь переведены на индивидуальные источники. Далее - по холодной воде. З. А.: - Извините, горячей. И. П.: - Ну, да, которая холодная. Вы знаете, Зинаида Антоновна, на эту тему есть анекдот. Диалог потребителя и специалиста тепловых сетей: - Вы можете сделать так, чтобы летом у нас были холодные батареи? - Нет, не могу. - Странно, почему зимой можете, а летом - нет? А если серьезно, скажу, что у нас двухтрубная система, которая закладывалась еще в 60-е годы прошлого столетия. Тогда государство за нас оплачивало большую часть коммунальных услуг. Мы открывали кран с водой, звонили соседям и друзьям, разговаривали по телефону до тех пор, пока не пойдет кипяток. И это считалось нормой, потому что воду никто не учитывал. Сейчас, когда мы установили приборы учета, стараемся экономить каждую капельку. Между тем наши расчеты показали, что одна квартира должна слить утром не менее 20 литров воды, чтобы появилась горячая вода. Зачастую хитрый сосед намеренно не сливает свою норму, а ждет, когда Зинаида Антоновна проснется и сольет воду за себя и, как говорится, за того парня. Дело в том, что в летний период мы не можем приступить к ремонтным работам, пока не остановим один из двух трубопроводов. Зимой же нет проблем с водой: открыли кран - и через минутку горячая вода пошла. А вот летом из-за ремонтных работ нам приходится работать по так называемой тупиковой схеме: вода не циркулирует, остывает, а потому ее надо слить. Не я придумал эту схему, она появилась еще 50 лет назад. З. А.: - Очень приятно мне было с вами поговорить. Успехов вам, здоровья, поменьше жалоб и больше корректных, умных сотрудников, чтобы они были вежливы с людьми. Я доктор наук, и мне так обидно было, что я пустила слезу. В конце концов, все можно пережить, в том числе и эту "мышиную возню" по поводу счетчиков, оплаты и каких-то недостатков… По большому счету - все у нас хорошо, грех жаловаться. И. П.: - Спасибо, Зинаида Антоновна. Приношу свои извинения за своих коллег. Я обязательно с ними поработаю, обещаю. К сожалению, есть зарвавшиеся сотрудники, с которыми иногда приходится даже расставаться. А вам желаю здоровья и всех благ.
Информация о готовности жилого фонда
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |