|
|
|
09.12.2009 Время испытаний, успехов и надежд. Восемнадцать лет назад началось строительство нового государства
Принятый 16 декабря 1991 года Конституционный закон о государственной независимости Республики Казахстан возвестил миру о появлении нового суверенного государства в самом сердце Евразии, издревле именуемом Великой степью. Это событие ознаменовало собой распад советской системы, основанной на жестком и тотальном контроле всех сфер жизнедеятельности общества. Де-юре провозглашая демократические принципы, суверенитет союзных республик, уважение прав и свобод граждан, де-факто эта система превратилась в машину по всяческому искоренению инакомыслия и либерализма. Получив в наследство от СССР осколок агонизирующей экономики, независимому Казахстану все пришлось начинать практически с нуля. И самой главной задачей в этот период стало определение стратегического курса развития страны. Перед нами стоял выбор - остаться верным старому командно-административному способу управления, централизованной экономике и утопической идеологии либо пройти трудный, но многообещающий путь, ориентированный на создание подлинно правового и демократического государства со свободной экономикой. То есть следовать за наиболее прогрессивной частью человечества. Мы выбрали последнее и, как показала история, не ошиблись. Экономические успехи республики под руководством Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева стали предметом пристального внимания для многих наших соседей, с которыми мы имели одинаковые, если не худшие стартовые условия. Всего за годы независимости в экономику Казахстана привлечено более 97 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, объем же собственных инвестиций превысил 140 млрд. Благодаря накопленному за эти годы экономическому потенциалу и последовательной политике сбережений в период глобальной рецессии Казахстану удалось избежать самых негативных вариантов развития событий, сохранить устойчивость экономики и финансовой системы, выполнить все намеченное по социальной защите населения. Что касается представительных органов, то их роль в советское время была сведена к механическому законодательному оформлению решений, уже принятых высшей партийной номенклатурой. Современная же история казахстанского парламентаризма начинается с выборов Верховного Совета Казахской ССР XII созыва в марте 1990 года. Это были, по сути, первые выборы депутатов на альтернативной основе. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч кандидатов. Отличительной чертой данных выборов было и то, что 90 человек избирались от республиканских общественных организаций. Верховный Совет XII созыва сыграл особую роль в становлении нашей государственности. При всех издержках и недочетах в его работе именно тот депутатский состав принял исторические документы: Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и первую Конституцию независимого Казахстана. Следует признать, что Основной закон страны 1993 года открыл простор для динамичного развития казахстанского общества, отказавшегося от однопартийного правления, централизованной экономики, политики закрытых дверей. Именно тогда в республике положено начало переходу на качественно новый этап обеспечения национальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, построения демократического общества и правового государства. Однако Верховный Совет XII созыва при всей его исторической значимости в силу объективных причин так и не сумел преодолеть рецидивы советской административно-командной системы и был вынужден подвергнуться процедуре самороспуска. И это не случайно. В новую эпоху нужны были новые кадры, освободившиеся от оков старой идеологии, способные мыслить масштабно, генерировать смелые идеи, внедрять рыночные методы управления. В связи с этим в 1994 году сформирован первый профессиональный Верховный Совет суверенного Казахстана. Это был весомый шаг по демонтажу советской системы представительных органов, выступавших декором безраздельной власти одной партии. Но и судьба Верховного Совета XIII созыва оказалась весьма драматичной. Он вступил в права в наиболее сложный период государственного строительства, когда еще не был создан действенный механизм разделения властей, не выстроена система обеспечения баланса власти между государственными органами. Свою негативную роль сыграло несовершенство статусного состояния и регламентных процедур. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ветвями власти в конце концов привело к тому, что Верховный Совет XIII созыва погряз в бесплодных политических дискуссиях, пытаясь подменить собой исполнительные органы, вместо того чтобы принимать законы, в которых тогда так остро нуждалась страна. И сегодня, с высоты пройденных лет, представляется благом, что Верховный Совет XIII созыва был признан нелегитимным в связи с тем, что Конституционный суд признал не соответствующим Основному закону некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми проводились выборы депутатов. Благом потому, что в 1995 году Глава государства, используя свои временные законодательные полномочия, данные ему народом и закрепленные новым Основным законом, издал более 140 указов, имеющих силу закона, которые, по сути, стали фундаментом будущих экономических достижений Казахстана. Страна получила соответствующие мировым стандартам законы, заставившие повернуть экономику в совершенно новое русло. Следует отметить, что сам факт роспуска Верховного Совета Конституционным судом явился революционным прорывом в политической модернизации страны. Впервые в Казахстане на практике реально сработала система сдержек и противовесов между ветвями власти, что означало отказ от старых принципов государственного управления, основанного на всевластии одной партии. В те годы в стране практически ежедневно происходили бурные перемены во всех сферах жизнедеятельности государства. Ощущалось стремление народа как можно скорее построить новые отношения, способные вывести республику из пучины хаоса и неразберихи постсоветского периода. Некоторые слои населения стали ошибочно отождествлять демократию с вседозволенностью и анархией, забыв о том, что демократия - это, прежде всего ответственность и уважение прав других индивидуумов. Стали усиливаться центробежные силы, пытавшиеся заработать политические дивиденды за счет педалирования национального вопроса. В стране был налицо политический кризис, усугубленный сложнейшими экономическими, финансовыми и социальными проблемами. В этих условиях стала особо заметной оторванность Конституции 1993 года от реальных социально-экономических и политических процессов. Как непосредственный участник и свидетель событий тех лет, могу прямо сказать, что тогда Основной закон уже не отвечал велениям времени и действительно перестал адекватно отражать перемены, происходившие в жизни общества и государства. «По сути, - отмечал позже в этой связи Глава государства, - мы переживали кризис всей государственной системы, не сумевшей последовательно и полностью отрешиться от советской идеологии и практики. Кризис этот достиг своего пика к 1995 году и требовал безотлагательного конституционного разрешения, ибо государственные структуры уже не могли действовать эффективно и без сбоев. В результате было принято решение о конституционной реформации всей системы государственной власти, в том числе и законодательной ее ветви». Поэтому 30 августа 1995 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан, которая по-новому, с учетом требований времени, решила многие вопросы: оптимальной организации управления государством, собственности, прав и свобод человека и гражданина и другие. Новая Конституция не просто провозгласила принцип разделения власти, обеспечивающий стабильность, эффективное функционирование и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей, - в ней была закреплена конкретная система сдержек и противовесов. По сути, на республиканском референдуме народ сделал свой выбор в пользу стабильности, законности, твердой и в то же время контролируемой власти. Огромная значимость всенародного голосования заключалась в том, что оно было первым в истории Казахстана подлинно демократическим актом государственного самоутверждения нашего народа. При этом в основу стратегии по построению новой архитектуры государственного управления была заложена модель президентской республики. Как показывает опыт различных стран, сильная президентская власть - закономерная потребность транзитного общества, сохраняющего традиции коллективизма и уважительного отношения к центральной власти. В условиях Казахстана именно она позволила осуществить решительные, принципиальные и быстрые изменения, предопределившие ту скорость и эффективность реформ, которыми мы сегодня по праву гордимся. Любопытно, что считающаяся одной из самых демократичных стран - Франция при создании пятой республики под руководством легендарного Шарля де Голля практически прошла через тот же путь, что и мы в целях стабилизации политической ситуации в стране. Тогда, в конце 50-х, старая конституция Франции, несмотря на всю ее демократичность, стала причиной частых политических кризисов в стране, в конце концов, приведших к принятию новой конституции, значительно усилившей полномочия исполнительных органов. Стоит отметить, что сегодня Франция живет и здравствует на основе все той же конституции 1958 года. Новая Конституция Казахстана дала мощный импульс развитию суверенного государства и заложила основы современного парламентаризма. В соответствии с ней высшую законодательную власть в стране стал осуществлять двухпалатный Парламент, выборы которого состоялись в начале декабря 1995 года. Отказавшись от неуместных амбиций и политической демагогии, Парламент сразу же приступил к осуществлению своей прямой обязанности, а именно разработке и принятию законодательных актов. В кратчайшие сроки была создана правовая основа для эффективного функционирования сильной и, главное, дееспособной государственной власти. Реальным содержанием наполнены конституционные нормы о правах и свободах граждан. Созданы условия для развития экономики, обеспечения гражданского согласия и усиления социальной защиты населения. Важным событием в жизни страны и в деятельности самого Парламента явился Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от седьмого октября 1998 года. Эти изменения значительно усилили роль политических партий в обществе, предоставив им десять депутатских мест в высшем законодательном органе страны. Логическим этапом развития парламентаризма в Казахстане стала конституционная реформа 2007 года, которая, в частности, заменила доминировавшую до этого мажоритарную систему выборов в Мажилис Парламента на пропорциональную. И это не случайно. Весь опыт развития демократии в различных странах в основной массе говорит в пользу пропорциональных выборов по партийным спискам, так как они дают гораздо лучшее отражение реального соотношения сил на политической арене страны. При этом главным фактором является то, что политические партии обретают возможность влиять на государственные решения, на деле становятся каналом трансляции интересов граждан в сферу государственного управления. Сегодня в Казахстане действуют десять политических партий, отражающих весь спектр мнений в обществе, включая оппозиционные. Среди этих партий наиболее популярной, дееспособной и организационно подготовленной является, безусловно, Народно-демократическая партия «Нур Отан», возглавляемая Президентом Нурсултаном Назарбаевым. В результате конституционной реформы высший законодательный орган страны получил возможность участвовать в формировании и контроле деятельности Правительства, утверждать две трети состава таких ключевых органов, как Конституционный совет, Центральная избирательная комиссия, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Казахстанский Парламент прошел непростой путь от Верховного Совета коммунистического покроя до профессионального двухпалатного законодательного органа, доказавшего свою состоятельность конструктивной законотворческой деятельностью, способствующей экономическому процветанию, укреплению политической стабильности, гражданского мира и национального согласия в стране. И сегодня высший законодательный орган по праву является важнейшим элементом политической системы независимого государства, функционируя в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами парламентаризма и демонстрируя тем самым демократическую направленность развития казахстанского социума. Если же говорить о нормотворческой деятельности Парламента, то все эти годы происходила эволюция законодательной базы республики в сторону ее качественного улучшения и приведения в соответствие с передовыми мировыми аналогами. С момента образования профессионального двухпалатного Парламента принято более 1 600 законодательных актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности государства. Все это время шел процесс очищения казахстанской правовой системы от тоталитарных пороков мелочного регламентирования экономической и общественно-политической жизни общества, от карательно-репрессивного характера деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве и от самодовлеющего приоритета государственных интересов во взаимоотношениях власти и собственника. Посредством таких законодательных актов, как Гражданский, Налоговый, Таможенный, Бюджетный кодексы, законов «Об акционерных обществах», «Об инвестициях», «О рынке ценных бумаг», «О государственной поддержке инновационной деятельности», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», обеспечена мощная правовая поддержка решению важнейших экономических задач, стоявших перед казахстанским обществом. Благодаря этим и сотням других законов нам удалось построить полноценное рыночное государство, привлечь инвестиции и дать мощный толчок дальнейшему социально-экономическому развитию Казахстана. При этом Парламент постоянно стремился к усилению социальной ориентации экономических реформ. На основе международного опыта в республике кардинально реформировано пенсионное законодательство. В целях социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и повышения их благосостояния одобрены законы о специальном государственном пособии и о государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Казахстанский Парламент одним из первых среди стран СНГ принял Закон «О государственной службе», четко определивший статус государственного служащего и обеспечивший его правовую и социальную защиту. Мы первыми ввели в действие Закон «О борьбе с коррупцией» и объявили о начале широкомасштабной общенациональной антикоррупционной кампании. Особое внимание было уделено гуманизации казахстанских уголовной и уголовно-исполнительной систем. С 2003 года в стране введен мораторий на смертную казнь. Ведется работа по постепенной декриминализации правонарушений, относящихся к преступлениям небольшой тяжести, и расширению применения имущественных санкций за отдельные виды экономических преступлений. Введение института присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве стало еще одним шагом в сторону либерализации правовых отношений, связанных с осуществлением правосудия. Ратификация Парламентом Международного пакта о гражданских и политических правах, Факультативного протокола к нему, Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также принятие совсем недавно законов «О противодействии бытовому насилию», «О беженцах», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав граждан на неприкосновенность частной жизни», «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс по вопросам производства предварительного следствия и дознания в упрощенном порядке» на деле подтвердили нашу приверженность основополагающим принципам в сфере защиты прав граждан и стремление построить подлинно правовое государство, где жизнь и права человека являются высшей ценностью. В ходе законотворческой работы большое внимание было уделено вопросам охраны окружающей среды. Принятый в 2007 году Экологический кодекс позволил систематизировать природоохранное законодательство и внес существенный вклад в обеспечение экологической безопасности в стране. К тому же, в текущем году Казахстан ратифицировал Киотский протокол, что вызвало большой положительный отклик в мире. Присоединение к этому важному международному документу, уверен, будет способствовать активному внедрению энергосберегающих технологий в стране, снижению вредных выбросов в атмосферу и в конечном счете улучшению экологической обстановки в Казахстане и регионе в целом. Большая работа проведена Парламентом по созданию правовой основы для последовательной демократизации страны и консолидации казахстанского общества. Основываясь на европейском опыте, приняты и впоследствии скорректированы в сторону дальнейшей либерализации законы «О выборах», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «О некоммерческих организациях». Однако вся эта кропотливая нормотворческая деятельность не сможет достигнуть своих истинных целей без эффективной правоприменительной практики. Каких-то 20 лет назад для многих казахстанцев слово «закон» было весьма абстрактным понятием, так как мы привыкли руководствоваться решениями Политбюро ЦК КПСС, а законы, считалось, пишутся только для юристов и правоведов. Поэтому нам еще предстоит провести огромную работу по преодолению правового нигилизма. Дальнейшее продвижение вперед немыслимо без глубокого внутреннего уважения к закону. Большая роль в этой работе отводится политическим партиям и общественным объединениям. Им необходимо найти новые формы общественной мобилизации, которые могут подняться над частностями и сосредоточиться на подлинно общенациональных интересах, таких интересах, которые уже не так жестко привязаны к различным идеологическим постулатам. В результате постепенных и в то же время последовательных политических реформ в республике сегодня обеспечена реальная свобода слова. Из функционирующих в стране 3 000 средств массовой информации более 80% являются негосударственными. Способность прессы формировать общественное мнение, соответствующее историческому моменту, является решающим фактором в разрешении проблем и достижении консенсуса в обществе. В 1990 году в Казахстане было зарегистрировано всего 100 неправительственных организаций, а сегодня их несколько тысяч. Своей деятельностью они охватывают практически все общественно значимые области. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека. Эволюционный подход в модернизации политической системы был продиктован объективной необходимостью. Мы исходили из того, что в условиях переходного периода и связанной с этим угрозой нестабильности только постепенное и вместе с тем неуклонное реформирование политических механизмов способно обеспечить динамичное экономическое развитие государства и успешное продвижение по пути прогресса. Здесь мы не имеем права на поспешность, тем более на ошибки, которые слишком дорого могут стоить и государству, и обществу. Уместно было бы отметить, что даже самый ярый сторонник либерализма, бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер очень точно заметила, что «…свобода без порядка есть не что иное, как анархия». Будучи одним из самых многонациональных государств, Казахстан в непростые годы трансформации общественного уклада и смены модели экономических взаимоотношений сумел сохранить мир, стабильность и согласие в обществе. И все это во многом благодаря тому, что с первых дней независимости для республики гармонизация межэтнических отношений стала стержнем всей внутренней политики. Казахстанская модель межнационального согласия стала одной из основных составляющих нашего международного авторитета и престижа, являясь объектом изучения и примером для многих стран, где, к сожалению, все еще существуют разделительные линии по этническому и религиозному признакам. На институциональном уровне огромную роль в гармонизации межэтнических отношений и консолидации общества играет созданная в 1995 году по инициативе Президента Ассамблея народа Казахстана. Широко опираясь на институты гражданского общества и в первую очередь на этнокультурные объединения, она стала важнейшим механизмом формирования единого и сплоченного общества, способного преодолевать любые вызовы и угрозы современности. Конституционная реформа 2007 года придала ассамблее принципиально новый статус, преобразовав ее из консультативно-совещательного института в конституционный орган, имеющий девять мест в Мажилисе. Одним словом, мы на деле показали, что многонациональность не является недостатком, а напротив, стала, выражаясь экономическим языком, «конкурентным преимуществом» Казахстана. При этом основой достигнутого духовного согласия стала многовековая толерантная и открытая для инноваций культура казахского народа. Она послужила тем консолидирующим ядром, вокруг которого выстраивается, но не растворяется культурное многообразие всех казахстанцев. Сегодня мир все больше подходит к осознанию актуальности выработки общих подходов, обеспечивающих согласованность действий мирового сообщества в долгосрочном режиме. И как следствие, мы стали свидетелями множества инициатив, выдвигаемых политическими и общественными лидерами, по созданию максимально благоприятных условий сотрудничества и взаимопонимания во всем мире, в том числе и на стыке Европы и Азии, где волею судеб находится Казахстан. Одним из ярких примеров таких инициатив является Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Стоит отметить, что идея созыва такого совещания впервые озвучена Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Наша республика председательствует в этой организации с момента ее основания, и сегодня можно с уверенностью сказать, что за это время СВМДА трансформировалось в реальный фактор международных отношений, служит эффективным инструментом для поддержания безопасности и сотрудничества в Азии. Другим примером успешной реализации инициативы региональной интеграции является создание Евразийского экономического сообщества, которое по праву стало практическим воплощением евразийской идеи Президента Казахстана. По мнению большинства экспертов, на постсоветском пространстве ЕврАзЭС сегодня по праву является самой продвинутой моделью экономического сообщества, которой отдают предпочтение главы государств и народы Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Сегодня можно твердо сказать, что суверенный Казахстан - это признанное мировым сообществом государство, имеющее ясную стратегию и четкие перспективы социально-экономического развития, несмотря на все турбулентные процессы в мировой экономике. Важным моментом в новейшей истории республики стало ее избрание на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Несомненно, достигнутое согласие государств - участников ОБСЕ по вопросу лидерства Казахстана в Организации является объективным решением, основанным на признании возросшего авторитета страны на мировой арене, большого вклада в обеспечение региональной безопасности, а также конкретных реформ, направленных на построение открытого, социального и экономически продвинутого государства. Убежден, что для ОБСЕ будет ценным и опыт участия нашей республики в системах региональной безопасности, и опыт руководства такими организациями, как СНГ, ШОС, СВМДА, ЕврАзЭС. Еще в 1991 году независимый Казахстан выступил с буквально ошеломляющими инициативами: отказ от четвертого в мире потенциала атомного оружия, закрытие Семипалатинского ядерного полигона. И это не было каким-то пиаром, желанием обратить на себя внимание мирового сообщества. Об этом свидетельствуют последующие шаги Президента Нурсултана Назарбаева в этом направлении, такие как проведение в Астане трех съездов лидеров мировых и традиционных религий, подписание в Семее Договора об объявлении в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. А буквально на днях Генеральная Ассамблея ООН поддержала предложение казахстанского лидера об объявлении 29 августа Международным днем отказа от оружия массового поражения. За годы независимости мы добились значительных успехов на пути укрепления демократии, верховенства закона. На этом пути нас подстерегали многие «политические ловушки», но нам удалось обойти их, проявив зрелость и самообладание. Мы можем гордиться и гордимся достигнутым, однако далеки от самоуспокоенности и самодовольства, так как понимаем, что многое предстоит еще сделать. Сегодня мы, казахстанцы, определяем себя не только по тому, что мы сделали и делаем, но также и по тому, к чему мы стремимся. И в основе этих устремлений - построение государства, отвечающего нуждам и чаяниям народа и способного занять достойное место в семье свободных и равноправных народов планеты.
Урал МУХАМЕДЖАНОВ, председатель Мажилиса Парламента РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |