|
|
|
Источник: Газеты «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz)
09.12.2009 Где пределы разумного?
Стоимость низкооктанового топлива и солярки следует взять под государственный контроль и установить для этих видов ГСМ потолок цен. Такое предложение на последнем селекторном совещании в правительстве озвучил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. Правда, введение госрегулирования на АИ-80, в отличие от АИ-92 не понизит, а повысит цену на этот вид топлива. Напомним, что с 1 декабря в республике уже фактически действует госрегулирование розничной цены на две самые ходовые в стране марки высокооктанового бензина - АИ-92 и АИ-93. Потолком для них установлена цена 82 тенге за литр. В понедельник же на селекторе зашла речь о возможности введения госрегулирования розничных цен на другие виды ГСМ. И выяснилось, что минэнерго поддерживает установление предельной планки для низкооктанового бензина и дизтоплива. «По дизелю мы все равно это приблизительно делаем, но в чуть более кривом виде и с определенным запаздыванием, - признал Сауат Мынбаев. - На юге весенне-полевые работы начинаются раньше, и мы все время чуть-чуть опаздываем с поставкой дизтоплива туда». Поясним, что речь идет о поставках удешевленной солярки сельчанам в периоды посевной и уборочной кампаний. По мнению министра, эти поставки «вызывают двойную цену - рыночную и у оптовиков». «Поэтому по дизелю логично госрегулирование цены ввести не так, чтобы с фиксацией цен на весь период с февраля по июнь, но с ясными ценами на февраль, март и апрель, с их возможной корректировкой. Чтобы это были не прыгающие цены, а разумная единая цена», - предложил министр. Госрегулирование самого дешевого в стране бензина - АИ-80 - по мнению главы МЭМР, призвано решить другую проблему. Дешевое топливо в периоды дефицита высокооктановых бензинов бодяжится и продается по более высокой цене. Чтобы избежать этого, по мнению министра, лучше поддерживать разумные пропорции между стоимостью высокооктанового и низкооктанового бензина. Проще говоря, сократить разницу между их стоимостью за счет увеличения цены на АИ-80, и не будет смысла «бодяжить» его. На вопрос о возможности введения госрегулирования на авиакеросин минэнерго пока ответить не готово. А вот высокооктановые бензины, начиная с АИ-95, оно предлагает оставить в свободном рынке. «Как сложится - так сложится, этими видами топлива пользуется достаточно высокообеспеченная прослойка потребителей», - прокомментировал министр. В целом же, говоря о задачах госрегулирования цен на ГСМ, Мынбаев заметил, что административный образ установления верхнего предела цен все равно должен учитывать объективные требования рынка. «Цена не может быть, извините, совсем от фонаря установлена, она должна отражать объективные реалии, в том числе и стоимость российских поставок. Только в этом случае есть шанс, что она в жизни будет работать. Она должна исключать всякие конъюнктурные спекулятивные вещи и соответствовать рыночным условиям», - сформулировал основные цели госрегулирования глава МЭМР. С ответом на вопрос о конкретных сроках введения такого госрегулирования на АИ-80 и дизтопливо министр затруднился. «Это может начать действовать и с января. Не знаю, успеем или нет, это большая организационная работа. Но сроки - следующий год», - сказал он. На вопрос же о том, как долго продержится единая цена на АИ-92 и 93 82 тенге за литр, заметил, что не видит значительных причин, почему она должна измениться. «Правда, есть один фактор - все-таки, очень долго торговый дом «КазМунайГаз» не может поставлять топливо из России себе в убыток, это тоже надо учитывать. Очень долго не может быть цена в России 116, а в Казахстане 82 тенге за литр», - оговорился глава МЭМР. Тем не менее, он сообщил, что сейчас ведутся переговоры со всеми поставщиками, в том числе и с ТД «КМГ», о продлении срока единой цены в 82 тенге за литр на январь следующего года. Игорь Воротной, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |