|
|
|
18.02.2010 При исполнении
Алипа Утешева
«Прежде всего, необходимо оптимизировать правоохранительную систему, выстроить четкую компетенцию каждого государственного органа». Н. Назарбаев («Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана»)
Доверие к судебной системе и к государству во многом зависит от полноты и своевременности исполнения принятых судебных актов. Институт судебных исполнителей представляет собой неотъемлемую часть этой системы, но всегда ли его работа соответствует запросам нашего времени? Об этом рассказывает адвокат АГКА Мухтар Айткожин. В принятой Концепции правовой политики указано на необходимость совершенствования механизмов рассмотрения обращений граждан в государственные органы и к должностным лицам государства. Не зная, как обстоят дела в регионах, не буду говорить обо всех подразделениях, но ситуация в Алматы далеко не идеальна - сужу по собственному опыту. Порой работа наших судебных исполнителей сводит к нулю все усилия граждан, адвокатуры и судов, приложенные к вынесению законного и обоснованного судебного решения. Не будем касаться и качества работы исполнителей, об этом говорилось не раз, в том числе и от имени должностных лиц Комитета по судебному администрированию. Мне хотелось бы заострить внимание на самой процедуре работы с людьми. Судебные исполнители южной столицы располагаются в новом здании на углу улиц Тимирязева-Маркова. Хорошее новое здание, пропускная система, охрана. Здание, наверное, просторное, но надо сказать, изнутри его видели не многие, поскольку пройти к судоисполнителю практически невозможно. Если раньше, в старом здании, можно было подняться к исполнителю и лично посмотреть документы исполнительного производства, выяснить, что сделано для исполнения судебного акта, поговорить с исполнителем и его руководством, то сейчас это не так просто. Охрана никого не пропускает: «Звоните исполнителям по телефону». Может это и правильно, мало ли кто может прийти. Но ведь и человек, который пришел по делу, вынужден стоять в очереди - даже чтобы просто позвонить исполнителю. Кстати, телефонов в вестибюле всего два, а людей всегда много. Отстоял очередь к телефону, так еще «не факт», что дозвонишься - часто именно тот судоисполнитель, который ведет «твое» производство, отсутствует «по делам». Но вот вам повезло, он на месте и вы ждете его внизу, стоя в толпе на первом этаже. Затем ваш судоисполнитель ищет, где ему присесть, чтобы переговорить с человеком: в зале приема граждан не хватает столов, а его коллег, одновременно работающих с гражданами, столько, что от шума ничего не слышно. Неужели возрождается подзабытое «вас много, а я одна»? Люди, возможно, не ходили бы туда лишний раз, если бы могли дозвониться до исполнителей из дома или с работы, а приходили бы в назначенное время. Но дозвониться до судоисполнителей по городскому телефону практически невозможно: или «занято», или никто не берет. А чтобы попасть на прием к руководству и пожаловаться на исполнителя, нужно пройти процедуру записи, которая ведется только по телефону и только в определенное время. В день приема обстановка накалена до предела, люди не могут найти себя в списках, не соблюдается очередность, а рядовой персонал, отвечающий за все это, мягко говоря, не всегда ведет себя вежливо и корректно. Может быть, было бы разумно установить определенное время для приема граждан, как исполнителями, так и руководством? Например, с утра, а после обеда совершать исполнительные действия. Но это тоже не всегда возможно, ведь исполнитель должен в любое время застать должника. Как тут быть? Решение должно быть где-то рядом, надо только подумать совместно: как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Пропускная система однозначно мешает как исполнителю, так и гражданам: люди ждут, а исполнитель вместо работы бегает по этажам. Необходимо решать вопрос с телефонами: кто-то должен в рабочее время принимать звонки и просто находиться на рабочем месте. Причем на исполнительных участках есть старшие судоисполнители, которые осуществляют общее руководство и контроль. Может быть, им следует принимать граждан в отсутствие конкретного исполнителя: ведь они в курсе всех дел, могут показать исполнительное производство, ознакомить человека с уже сделанным, принять от него заявление и т.п. Обдумать установление времени приема - тоже вариант решения проблемы. И, конечно, нужно создать условия для приема граждан, как внизу, в вестибюле здания Администратора судов, так и на рабочих местах исполнителей. Охрана - это, конечно, хорошо, пластиковое остекление и пропускной режим тоже, но, выходит, должностные лица «спрятались» от граждан, чьи интересы должны соблюдать - и взыскателей, которые месяцами ходят, чтобы добиться исполнения, и должников, которым тоже должны быть созданы цивилизованные условия. Ясно, что у судоисполнителей большая загрузка, что в этой структуре большая текучка кадров - но ведь эту работу все равно нужно грамотно организовывать и выполнять. Предлагаю всем, кто сталкивался с такими проблемами, и всем, кто заинтересован в коренном изменении ситуации, письменно обратиться к Администратору судов со своим видением решения проблемы. И, может быть, мы совместными усилиями добьемся изменения ситуации к лучшему.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |