|
|
|
Источник: Газеты «Око» (www.oko.kz)
07.06.2010 Наружно-визуальный тупик В статье под таким названием мы рассказали о том, как государственные органы прессуют предпринимателей, незаконно заставляя их снимать с фасадов своих магазинов и офисов вывески. И вот редакцией получен ответ из прокуратуры.
«Прокуратурой г. Астаны рассмотрена законность действий уполномоченных органов г. Астаны при выдаче разрешения на размещение объектов наружной рекламы и осуществлении контроля в данной сфере, описанных в статье «Наружно-визуальный тупик». Сообщаем, что вопросы и процедура получения разрешения на размещение наружной рекламы регулируются утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.02.2008 г. №1212 «Правилами размещения объектов наружной (визуальной) рекламы в населенных пунктах», которыми предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для их предоставления в государственный уполномоченный орган. При этом, если размещение или установка объекта наружной рекламы связаны с проведением строительно-монтажных работ, то на этот объект распространяются также правила прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов. В других случаях, Правилами не предусмотрено прохождение процедуры согласования в Управлении архитектуры и градостроительства г. Астаны (далее - Управление архитектуры). Вместе с тем, согласно Правил Управлением архитектуры согласовывается эскиз, включающий дневное и ночное изображение объекта наружной рекламы, объекта, на который предлагается разместить объект наружной рекламы, и в рамках указанной процедуры охватывается рассмотрение вопроса соответствия объекта зданию и другой окружающей застройке. Следует отметить, что законодательством в сфере рекламы не предусмотрено требование о необходимости вынесения и размещения рекламного макета наружу от стен зданий на расстоянии не менее одного метра (как описано в статье), при проверке наличия подобных требований со стороны Управления архитектуры не установлено. В соответствии с требованиями Законов Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» и «О рекламе», обязательным условием, предъявляемым к рекламе, является составление текстов на государственном и русском языках, а при необходимости, и на других языках. Контроль за соблюдением указанных требований законодательства осуществляется Управлением по развитию языков г. Астаны, в т.ч. и при размещении наружной рекламы. Касательно распространения документа, указывающего на устранение нарушений законодательства в сфере рекламы, установлено, что должностные лица Управления предпринимательства и промышленности г. Астаны (далее - Управление) подобные бланки используют в качестве уведомлений для предпринимателей по фактам обнаружения нарушений законности при размещении наружной рекламы, в т.ч. без получения соответствующего разрешения. За исключением должностных лиц Управления, обеспечивающих контроль за надлежащим соблюдением законодательства в сфере рекламы, никем указанные уведомления субъектам предпринимательства не вручаются и никому данные полномочия Управлением не делегировались. По вопросу отказа в даче комментариев должностными лицами Управления предпринимательства и промышленности г. Астаны (далее - Управление) относительно размещения наружной рекламы, согласно пояснений руководства Управления установлено, что действительно поступало обращение журналиста (по телефону), которому было сообщено о необходимости согласования данного вопроса с руководством, а в последующем, в связи с проведением майских праздников, было рекомендовано обратиться после их проведения. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» для получения комментариев по интересующему вопросу рекомендуем обратиться с письменным обращением либо на личный прием руководителя Управления. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Казахстан «О рекламе» (далее - Закон), наружная (визуальная) реклама - это реклама, размещенная на движимых и недвижимых объектах, а также расположенная в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и на открытом пространстве за пределами помещений в населенных пунктах. Согласно требованиям ст. 11 Закона, оформление витрин (окон), внешние и дверные вывески и плакаты, внутреннее оформление предприятий торговли (включая аптеки), общественного питания, сферы бытовых услуг, если это оформление содержит рекламную информацию о реализуемых в этом предприятии товарах и услугах, не являются объектами наружной (визуальной) рекламы. Следовательно, вывески, содержащие рекламную информацию о реализуемых в этом предприятии товарах и услугах, не относятся к объектам наружной (визуальной) рекламы. В целях правильного понимания и надлежащего применения законодательства, регулирующего вопросы рекламы прокуратурой г. Астаны в адрес уполномоченного органа внесено разъяснение содержания законов в данной сфере.»
Заместитель прокурора города Астаны М. Мухамбетказы
ОТ РЕДАКЦИИ Главный вывод, который мы делаем из этого письма, предприниматели, которые были вынуждены снять свои вывески с магазинов и офисов, могут вернуть их на место. То, что чиновники управления предпринимательства при прокурорской проверке отрицали факты использования при своих рейдах работников сторонних организаций и вручения ими предпринимателям незаконных уведомлений, а в управлении архитектуры не признались, что предъявляют к бизнесменам незаконные требования, говорит о том, что в этих организациях здорово напугались. И это очень хорошо. Мы не ставили перед собой цель, чтобы какой-нибудь конкретный Иванов или Ахметов получил выговор или был снят с должности. Этим систему не изменишь. А вот дать почувствовать чиновникам, что за ними есть контроль - это, на наш взгляд, гораздо важнее. Думаем, что теперь хотя бы в этих конторах к законности своих действий будут относиться по-другому. 28 Май 2010
Наружно-визуальный тупик
Станислав НАМ Астана
Реклама на фасадах зданий - обычное дело в Ганновере (Германия)... Лас-Вегасе (США)... Пекине (Китай). А в Астане по требованию акимата рекламные плакаты придется снять?
Как чиновники прессуют бизнес Акимат Астаны вгоняет в убытки тысячи предпринимателей. Хотя все выглядит как благие намерения. Чиновники управления предпринимательства и промышленности массовым тиражом выкатывают предписания о ликвидации наружной рекламы. И делают это с грубейшими нарушениями закона. Многие частные организации столицы получили бумагу (не документ, а именно - бумагу), в которой написано практически одно и то же: «В результате осмотра объектов наружной (визуальной) рекламы и средств оформления фасадов зданий (или сооружений), расположенных по адресу… выявлено следующее: наличие несанкционированной рекламной продукции на фасаде и заборе здания. Согласно Закону РК «О рекламе» Управление предпринимательства и промышленности города Астаны, как уполномоченный орган по контролю производства, распространения и размещения рекламы, доводит до Вашего сведения, что в срочном порядке Вы обязаны устранить выявленные неполадки и принести в соответствующий эстетичный вид объекта в течение двух». На этом текст обрывается. Примечательно, что ни штампа, ни печати, ни подписи живого чиновника под этим документом нет. Только название «Управление предпринимательства и промышленности г. Астаны» и дата. Не упоминается даже юридическое лицо, которому адресовано это «письмо счастья». В одну из частных фирм этот листок принесла работник Дворца мира и согласия, которая в штате управления и предпринимательства не состоит. Девушка пояснила, что столичный акимат за каждым госслужащим закрепил улицы, где и надо фиксировать нарушения. Вот таким образом культработник вместо того, чтобы заниматься распространением идей мира и согласия, стала контролером и почтальоном в одном лице. На той улице, где эта девушка разнесла предписания, по меньшей мере несколько магазинов сняли то, что от них требовали: так, на всякий случай, чтобы не ссориться с городской властью. И вывески были в общем-то безобидные - с названием торговой точки, либо с перечнем товаров и услуг. Кто подсчитает, сколько покупателей пройдет мимо этих магазинов и какие убытки понесут юридически неподкованные предприниматели? Ведь реклама на телевидении и в газетах для многих из них не по карману. Тем более в период кризиса. Наша газета пыталась добиться комментариев от управления предпринимательства. Три дня нас отфутболивали. Из приемной отправили в отдел, который занимается вопросами размещения рекламы. Начальник этого отдела поручила встретиться с журналистом специалисту отдела. Которая, в свою очередь, до обеда работала с посетителями, а после обеда отправлялась на выездную работу либо опять-таки была занята. В статье 11 Закона «О рекламе» говорится, что порядок размещения рекламы устанавливается правилами, которые разрабатывают на основе Правил, утвержденных Правительством, местные исполнительные органы. То есть акиматы. Но для столицы такие правила до сих пор не разработаны. Зато запреты уже действуют вовсю. Есть еще один спорный момент. В пункте 4 Правил размещения объектов наружной рекламы, утвержденных Правительством, сказано: «Объектами наружной (визуальной) рекламы не являются оформление витрин (окон), внешние и дверные вывески и плакаты, внутреннее оформление предприятий торговли (включая аптеки), общественного питания, сферы бытовых услуг, если это оформление содержит рекламную информацию о реализуемых в этом предприятии товарах и услугах». В нашем случае предписания были выданы девушкой из Дворца мира и согласия как раз по таким внешним вывескам, не подпадающим под формулировку объекта наружной рекламы. Девушку понять можно. Ее с законом и правилами о рекламе никто не знакомил. Но как понять уполномоченный государственный орган, творящий беззаконие? Некоторые предприятия Астаны пытались получить разрешения на размещение наружной рекламы. Надо было пройти три инстанции: управление по развитию языков, отдел архитектуры и градостроительства и само управление предпринимательства и промышленности. Желание получить заветное разрешение разбилось в управлении архитектуры и градостроительства. Там предпринимателям было заявлено, что архитекторы могут разрешить только такую наружную рекламу, в которой будет изображение товара, производимого фирмой. Причем это должен быть крупный макет товара, вынесенный от стены здания на расстояние не меньше метра. Ничего подобного в требованиях закона и Правил нет. А что делать тем предпринимателям, которые реализуют комплекс разнообразных товаров и услуг? Фигурок же не напасешься! Небольшая экскурсия по нескольким районам столицы заставляет задаться вопросами при виде каждого рекламного щита. Взять, к примеру, здание торгового центра «Сарыарка». Там минимум на трех стенах висят рекламные щиты с информацией о товарах и услугах, которые можно получить внутри центра. Фигурок, изображающих эти товары, мною замечено не было. И как расценивать такую рекламу? Как нарушение требований городской архитектуры? К слову, такой порядок, когда предприниматель заходит в кабинет к чиновнику за разрешением, дает возможность последнему использовать коррупционные схемы. Мы специально публикуем сегодня фотографии наружной рекламы в Ганновере, Пекине и Лас-Вегасе, где рекламные плакаты висят, к примеру, на стенах небоскребов. И ведь никто не утверждает, что они портят внешний вид этих красивых городов. Почему-то наши чиновники считают, что они в вопросах городской эстетики умнее немецких, китайских и американских. А ведь с трибун разной высоты постоянно звучит призыв всемерно поддерживать малый и средний бизнес. В Астане же эту государственную политику понимают по-своему. 28 апреля 2010 года
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |