|
|
|
19.08.2010 Законодательный феномен цивилизации и культуры. Проголосовав за Основной закон, казахстанцы высказались в поддержку Президента и его курса политических и экономических реформ
Как известно, не существует универсального образца Конституции, годной для всех стран и на все времена. На этот основополагающий документ накладывают свой отпечаток особенности социально-политического и экономического развития каждого государства, его традиции и духовная культура. Содержание Основного закона также во многом может определяться характером борьбы различных политических и социальных сил в обществе, необходимостью закрепления баланса их интересов, мерой национального согласия и гражданского мира. В этом случае мы говорим о юридической Конституции, обеспечивающей правовое оформление фактической Конституции, то есть реальных отношений в обществе. Такие реальные отношения и были закреплены в Конституции РК 1995 года, когда большая часть общества ждала обновления политической системы, адекватного отражения в законодательстве новых тенденций социального, экономического и духовного развития страны. Поэтому можно уверенно говорить о том, что новая Конституция республики, разработанная под руководством и принятая по инициативе Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева, прервала развитие советского типа демократии и организации власти и закрепила восприятие Казахстаном либеральных ценностей и ориентиров, доминирующих в западных обществах. Вместе с тем Конституция учитывала и особенности национального развития республики, где новая государственность создавалась на исконно казахской земле, богатой своими демократическими, культурными и духовными традициями. Проголосовав за Конституцию, казахстанцы высказались прежде всего в поддержку курса Президента республики на проведение в стране политических и экономических преобразований, в пользу основных принципов и ценностей, заложенных в ее основу. Эти принципы - приоритет прав и свобод личности, курс на построение гражданского общества, реальная демократия, развитие и укрепление казахстанской государственности, многообразие форм собственности, свобода экономической деятельности, рыночная экономика. Правовое оформление фактической конституции обеспечило в обстановке сложнейшего переходного периода функционирование казахстанского общества как сложной и динамичной системы, целостного организма, которому стали посильны быстрый экономический рост, культурный и духовный прогресс, углубление демократических реформ, несмотря на тяжелое наследие, доставшееся нам после распада Союза ССР. Однако сущность Конституции заключается не только в том, что она призвана закреплять реальные отношения, отражать жизнь во всех ее сложных проявлениях, но и выступать в качестве программного документа, формируя необходимые предпосылки для политического, экономического, социального и культурного развития. В этом смысле действующая Конституция РК выполняет моделирующую функцию, направляя общественные отношения в необходимое русло с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с тенденциями общемирового значения. В частности, статья 1 Конституции устанавливает, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Однако и демократия, и правовое государство не есть нечто застывшее в своем развитии, это не конечный результат, а движение, процесс, в ходе которого достигаются ближайшие, отдаленные и конечные цели, выдвигаемые в Конституции. Расширяя диапазон демократии, республика одновременно должна усиливать государственную власть, поскольку история напоминает нам о прошлом казахского ханства, когда чрезмерное ослабление государственной власти в угоду степной демократии привело к расколу единого государства на несколько ханств, а впоследствии и к утрате суверенитета, колониальной зависимости. Реализация целей, выдвигаемых в Конституции и направленных на осуществление социально-экономических и правовых задач, отражающих требование цивилизации, обеспечивается через исполнение развернутой программы, изложенной в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Суть феномена Конституции как явления, выражающего требования цивилизации, не исчерпывается только тем, что она объективирует и реализует эти требования, поскольку Основной закон есть также явление культуры. Это выражается в том, что Конституция в специфическом виде отражает нашу современную жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем жизнь в особом, качественном состоянии, связанном с утверждением в обществе принципов прав и свобод личности. Так, Конституция РК, закрепив приоритет прав и свобод человека, фактически установила, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Исходя из этих конституционных положений, любое заинтересованное лицо вправе рассчитывать на эффективную защиту судом своих прав, свобод или охраняемых законом интересов. Поступательный рост числа обращений граждан в суды, рост рассматриваемых ими дел свидетельствует о повышении доверия населения к судебной системе, о доступности судебной защиты. Как отметил Президент Нурсултан Назарбаев на V съезде судей, именно суды стали той инстанцией, в которую граждане при нарушении их прав, как правило, обращаются за защитой, благодаря конституционной реформе казахстанская система правосудия получила новые мощные рычаги защиты прав граждан. Вместе с тем рост количества обращений физических и юридических лиц в суд приводит к чрезмерной загруженности судов, поэтому сегодня весьма актуален вопрос упрощения порядка судопроизводства. В связи с этим необходимо развивать процедуру рассмотрения споров путем непубличного слушания в гражданском процессе, когда по отдельным категориям споров суд в упрощенном порядке с привлечением сторон в кратчайшие сроки принимает решение по существу. Это позволит исключить излишнюю регламентацию судебных процедур, волокиту и значительно повысит эффективность функционирования судов. Таких же результатов следует ожидать и через закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частноправовых конфликтов (медиации, посредничества и других), как в судебном, так и внесудебном порядке. В связи с этим в целях осуществления Концепции правовой политики РК на период до 2020 года Верховным судом разработан законопроект, предусматривающий внедрение института примирительных процедур (медиации). Следует отметить, что существуют исторические предпосылки обращения к медиации в Казахстане, поскольку между медиацией и судом биев имеется некоторое сходство. Вот почему в рамках законопроекта «О внесении дополнений в Гражданский процессуальный кодекс» предлагается ввести институт судебного референта по гражданским делам. Необходимость этого института основывается и на рекомендациях Комиссии по правам человека при Президенте РК, отраженных в Национальном плане действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. Если в целом говорить о реализации конституционных норм, устанавливающих, что судебная власть имеет основным назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону, то следует подчеркнуть основные достижения судебно-правовой реформы. На сегодня завершен процесс разграничения подсудности и введена трехзвенная судебная система, успешно действует институт суда присяжных, во всех регионах созданы не только межрайонные специализированные экономические, но и специализированные административные и уголовные суды, а в двух регионах введены суды ювенальные, внедрено судебное санкционирование ареста, учрежден Институт правосудия при Академии госслужбы, во всех судах осуществляется переход к аудио- и видеодокументированию. Теперь мы вправе говорить о масштабности перемен, проведенных за небольшой срок. Ибо суды из преимущественно обвинительного инструмента, защищающего, как правило, государственные интересы, превратились в орган, независимый от государства, самостоятельно разбирающий судебные дела, руководствуясь законом. Введение суда присяжных, судебного санкционирования ареста, гуманизации уголовного законодательства значительно приблизило судебную систему страны к мировым стандартам правосудия, а общество - к правовому и демократическому государству. Однако впереди - не менее важные задачи, поскольку, как отмечал еще Гегель, рассуждая о вопросах совершенства какого-либо явления или предмета, «…так называемое совершенство есть непрерывное приближение». Президент Нурсултан Назарбаев, отмечая успехи судебной реформы, достижения в деятельности судебной системы, подчеркнул: «Мы многое сделали за это время, и это признается. Но сделать придется еще больше». В связи с этим требуется в будущем дальнейшее комплексное реформирование с позиций организации судоустройства, совершенствования порядка судопроизводства, устранения противоречий и коллизий в законодательстве и оптимизации администрирования деятельности судов. Для повышения качественной характеристики судейского корпуса нужна поэтапная реализация «Стратегии судебного образования в Республике Казахстан». Таким образом, содержание Конституции вбирает в свои формализованные нормативные положения целый мир очень сложных человеческих отношений чрезвычайно широкого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и других) до самых что ни на есть житейских, семейных и других вопросов. В этом состоит феномен Конституции как явления цивилизации. Наша задача - следовать ее установлениям, подчиняться ее нормам. Мусабек АЛИМБЕКОВ, председатель Верховного суда РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |