|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz), Прочие
20.10.2010 Итоги работы СМИД ОБСЕ и актуальные вопросы для саммита ОБСЕ в Астане
Для Казахстана получение согласия председательствовать в ОБСЕ в 2010 году стало полноценной политической и дипломатической победой. В то же время можно сказать, что Казахстан обрек себя на весьма сложный и ответственный путь, в котором необходимо будет показывать свою геополитическую зрелость, приложить максимум усилий к достижению необходимых результатов в вопросах обеспечения евро-азиатской безопасности и внести свой вклад в укрепление сотрудничества и взаимопонимания в Евро-Атлантике и Евразии. Одним из значимых и ярких событий в истории казахстанской внешней политики является председательство Республики Казахстан в крупнейшей региональной структуре в области обеспечения безопасности - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Как было отмечено в январском послании президента Н. Назарбаева: «…Высокая международная репутация Казахстана позволила нашей стране стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Таким образом, единогласное одобрение всеми членами ОБСЕ лидерства Казахстана в этой авторитетной организации свидетельствовало о высоком доверии и признании деятельности нашей страны со стороны мирового сообщества. Сегодня Казахстан прошел уже большую часть пути этого общенационального стратегического проекта, и в целом, оценивая итоги полугодового председательства РК в ОБСЕ, можно смело утверждать, что наша страна весьма успешно справляется с этой ответственной миссией. Несмотря на то что председательство в данной организации ограничивается только одним годом, что затрудняет возможность долгосрочной стратегии в обеспечении безопасности ОБСЕ, Казахстану уже удалось достичь внушительных результатов. На сегодняшний день одним из главных успехов председательства является проведение неформальной встречи министров иностранных дел ОБСЕ, которая стала стартовой площадкой для достижения конечной цели председательства - проведения саммита ОБСЕ в Астане, инициированного президентом Н. Назарбаевым. Говоря о востребованности и актуальности проведения саммита в Астане в текущем году, следует обратить внимание на то, что настойчивость Казахстана в этом вопросе как государства-члена ОБСЕ, как председателя данной организации вполне обоснованна, что объясняется следующими обстоятельствами: 1. По итогам Парижского совещания глав государств и правительств участников СБСЕ и согласно Парижской хартии, для новой Европы 1990 года было определено, что «...главы государств и правительств будут собираться раз в два года, с тем чтобы дать возможность государствам-участникам подводить итоги происшедших событий, делать обзор выполнения ими своих обязательств и рассматривать дальнейшие шаги в рамках процесса СБСЕ. В свою очередь министры иностранных дел будут собираться в качестве совета регулярно, не реже одного раза в год». Однако современная ситуация вокруг выполнения условий Парижской хартии позволяет судить о том, что членами организации «игнорируются» нормы одного из основополагающих официальных документов. 2. С конца 90-х годов ХХ столетия ОБСЕ превращается все больше в «формальную организацию». Государства - члены ОБСЕ начали утрачивать к ней свой интерес как к эффективной региональной структуре, в первую очередь в области обеспечения безопасности на всем пространстве ее ответственности. 3. В 1999 году был проведен последний саммит ОБСЕ в Стамбуле, следовательно, на протяжении уже одиннадцати лет встречи на высшем уровне не созывались. Вместе с тем следует отметить, что саммит в Стамбуле был теоретически успешным и продуктивным, на нем был подписан адаптированный ДОВСЕ, были инициированы вопросы открытия транспортного коридора и многие другие глобальные вопросы, но драматическим является то, что эти принятые соглашения не выполняются государствами - членами ОБСЕ. 4. Немаловажным моментом является то, что в эпоху глобализации все участники мирового сообщества одинаково уязвимы перед современными вызовами и угрозами безопасности, которые в любое время могут выйти на первый план. Это в свою очередь требует необходимых скоординированных действий участников ОБСЕ. Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства и стали главными причинами актуализации казахстанским председательством проведения мероприятий высокого уровня, которые являются одним из условий основополагающего официального документа ОБСЕ. Кроме того, важно заметить, что саммит важен не только для Казахстана, но он особо необходим и самой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это актуальное предложение казахстанского лидера является историческим шансом для стран - участниц ОБСЕ найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на огромном пространстве зоны ответственности ОБСЕ, адаптировать организацию к сегодняшним реалиям. Как известно, Республика Казахстан, продолжая традицию, заложенную Грецией в период ее председательства в 2009 году, инициировала созыв неформального Саммита министров иностранных дел (СМИД) государств - членов ОБСЕ 16-17 июля 2010 года в Алматы. Для достижения этой цели энергичной и активной командой казахстанских дипломатов были проработаны эффективный план действий и актуальная повестка данного мероприятия, в которую, несмотря на ее «неформальность», были включены вопросы, волнующие не только все пространство ОБСЕ, но и выходящие за ее пределы. Это развитие диалога в области безопасности, укрепление потенциала ОБСЕ и принятие единого решения по необходимости проведения саммита глав государств ОБСЕ. По приглашению действующего председателя ОБСЕ, государственного секретаря - министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева на неформальную встречу собрались главы МИД 56 стран - участниц организации, высокопоставленные представители 12 государств - партнеров по сотрудничеству ОБСЕ, а также главы таких региональных организаций, как ОБСЕ, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ и СВМДА. На диалоговой площадке, организованной казахстанской стороной на высокогорном курорте «Акбулак», основное внимание было уделено будущему европейской безопасности, получившему название «процесс Корфу». Ценность Корфу заключается в возможности обобщить подходы и идеи всех заинтересованных сторон с целью выстраивания цельной картины о параметрах новой системы безопасности на пространстве Евро-Атлантики и Евразии, отвечающей современным реалиям. Как было отмечено в выступлениях высокопоставленных представителей стран ОБСЕ на заседании СМИД, Казахстану удается достойно продолжать начатый «процесс Корфу» и при этом вносить свой вклад в обеспечение глобальной безопасности. Организовав такое важнейшее мероприятие, как неформальный СМИД ОБСЕ, Казахстан предоставил возможность всем представителям государств-членов ОБСЕ высказать свое мнение по наиболее актуальным проблемам евразийского и евро-атлантического пространства. В частности, акцент был сделан на нестабильной ситуации в Кыргызстане и необходимости оказания всесторонней помощи этой стране, особое внимание было уделено проблемам замороженных конфликтов, афганскому вопросу и транснациональным угрозам. Актуализация этих и многих других вопросов в рамках трех измерений ОБСЕ на прошедшем СМИД позволила всем членам делегаций еще раз осознать крайнюю необходимость скорейшего разрешения этих проблем, что подтвердило убежденность государств - членов ОБСЕ в своевременности инициативы Н. Назарбаева о проведении саммита глав государств ОБСЕ уже в текущем году. «Мы намерены расширить и укрепить консенсусное поле по основополагающим вопросам безопасности, а также по вопросам развития самой организации. Мы будем делать все для того, чтобы ОБСЕ была структурой, признающей многообразие мира XXI века. Многие государства - члены ОБСЕ поддержали планы Казахстана, а также мое предложение о проведении саммита ОБСЕ в Астане в этом году. Я предложил обсудить на саммите актуальные проблемы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, ситуацию в Афганистане и вопросы толерантности. Наше председательство в ОБСЕ будет направлено на развитие безопасности и процветание народов всего мира», - сказал в послании народу Казахстана глава государства 29 января 2010 г. Данная ключевая идея президента Н. Назарбаева о созыве саммита глав государств и правительств благодаря всесторонним усилиям официальных и компетентных лиц обретает все более реальные очертания. Результативный успех в этом вопросе и был достигнут на неформальном саммите в июле, когда главами и представителями внешнеполитических ведомств единогласно было высказано мнение о том, что встреча в верхах позволит выработать адекватные ответы на новые вызовы и угрозы в зоне ответственности ОБСЕ и адаптирует организацию к текущим реалиям. Таким образом, по итогам СМИД государствами - членами ОБСЕ был решен главный вопрос повестки дня неформальной встречи глав МИД - достигнут консенсус по проведению саммита ОБСЕ в Астане до конца 2010 года. Такая стопроцентная поддержка казахстанской инициативы позволяет с гордостью отметить очередную победу казахстанской дипломатии. Вместе с тем проведение этой эпохальной встречи в верхах в Астане в конце этого года позволит актуализировать деятельность ОБСЕ и придать ей новый импульс в современных условиях, преодолеть кризисные явления в организации и оживить хельсинкский процесс 1975 года, подтвердить единство государств-участников в их стремлении сформировать сообщество безопасности для XXI века. Такое видение казахстанского председательства и было поддержано участниками прошедшего неформального саммита. Лейтмотивом выступлений участников стало то, что созыв саммита глав государств не только актуален, но и необходим для всего Евразийского континента, для всего человечества. Вместе с тем всеми участниками СМИД ОБСЕ было высказано мнение о выработке эффективной повестки дня саммита, которая бы включала наиболее актуальные проблемы. Учитывая интересы всех сторон, Казахстаном в качестве основы для дискуссий на высшем уровне были предложены следующие вопросы: - формирование евро-атлантического и евразийского сообщества безопасности; - переподтверждение государствами-участниками приверженности всем нормам, принципам и обязательствам ОБСЕ в военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом измерениях; - усиление институциональной основы ОБСЕ, ее трансформации в полноценную международную организацию; - укрепление режимов контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности путем обновления Венского документа 1999 года, а также восстановление жизнеспособности режима ДОВСЕ; - совместная выработка путей мирного урегулирования затяжных конфликтов на пространстве ОБСЕ; - обеспечение повышенного внимания задаче по противодействию транснациональным вызовам во всех трех измерениях ОБСЕ; - расширение вовлечения ОБСЕ в рамках ее мандата в международные усилия по стабилизации и реконструкции Афганистана; - адаптация Маастрихтской стратегии ОБСЕ к современным условиям, что поможет противодействовать экономическим вызовам в посткризисный период. По необходимости разработка «Маастрихт плюс» и обеспечение эффективной евразийской экономической интеграции; - укрепление общего потенциала государств - участников ОБСЕ по противодействию существующим вызовам в человеческом измерении, обеспечение толерантности и недискриминации, свободы СМИ, свободы передвижения и др. Включение данных вопросов в повестку дня придаст большое значение предстоящему саммиту не только на пространстве ОБСЕ, но и в глобальном масштабе. Успешное и результативное проведение саммита глав государств и правительств в Астане может стать символом возрождения духа Хельсинки в новых исторических условиях, а его последствия - общей победой всех граждан Казахстана.
Раушан СЕРИК, старший научный сотрудник КИСИ при президенте Республики Казахстан, кандидат исторических наук
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |