|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
26.01.2011 Телефонная фига. В Казахстане появился новый вид жульничества
В Казахстане появился новый вид жульничества. Жертвы - юноши и девушки, подолгу бродящие по Интернету. Суть «кидалова» проста: виртуальный собеседник раскручивает вас на «бесплатный» звонок. Поддавшись соблазну, вы мило воркуете часок-другой, а потом получаете огромный счет - например, 300 тенге за минуту. На блог министру связи и информации от некой Юлии пришло послание с историей, в которую вляпались уже несколько казахстанцев. Девушка познакомилась в Сети с парнем, и тот оставил ей «свой» номер - 88090804024. Юлия позвонила интернет-знакомцу, а через неделю нашу героиню огорошили - нужно оплатить задолженность. Барышня не пожелала раскошеливаться почем зря и стала искать виноватых. «Мне известно, что провайдеры должны предупреждать население о видах предоставляемых услуг, а также о тарифах на звонки стоимостью 300 тенге за минуту. Это условие есть в договоре между АО «Казахтелеком» и провайдером. Если ни одна, ни другая сторона не сообщает о стоимости звонка, где можно получить достоверную информацию?»- недоумевает посетительница блога. В «Казахтелекоме» ей посоветовали обратиться в правоохранительные органы. Если те установят факт мошенничества, долг спишется за счет услугодателя. Юлия посетовала на безрезультатные хождения по инстанциям: прошло 4 месяца, а проблема так и не решилась. - В последнее время участились подобные обращения: за два месяца - пять-шесть случаев, - признал в интервью «ЭК» начальник управления госконтроля и надзора в области связи и информации МСИ Марат Смагулов. - 20 января мы отправили запрос в МВД, чтобы они оказали содействие в решении вопроса. Ответ ждем в течение месяца, а затем организуем проверку. Получается, что в данной ситуации правила нарушают провайдеры, предоставляющие интеллектуальные услуги. - Но автор обращения пишет, что в «Казахтелекоме» ей не дали вразумительных объяснений... - Скорее всего, у них есть все данные, просто выдаются они по запросу - это же относится к оперативно-разыскным мероприятиям. На сайте «Казахтелекома» между тем висит длинный список так называемых интеллектуальных номеров, начинающихся на 803 и 809 - служб знакомств, бюро гороскопов и предсказаний, консультаций и т. д. Тарифы - от 36 до 560 тенге за минуту. Если бы интернет-сидельцы заглянули сюда перед посещением сайта знакомств, они могли бы и догадаться о грозящих расходах. При рассмотрении подобных жалоб, по словам начальника отдела управления по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий Комитета кримпола МВД Ерсеры Утегалиева, главная сложность в том, что «жертвы» звонят незнакомым гражданам добровольно. «Казахтелеком» же утверждает: всегда делаются предупреждения о цене. - В основном заявителями выступают родители 14-17-летних «пострадавших», - говорит Ерсеры Утегалиев. - За прошлый год к нам поступило примерно 15 жалоб, а самый большой счет был около 400 тысяч тенге. Сотрудник кримпола констатировал: разбирательства перетекают в суды и длятся месяцами. Чаще всего - безрезультатно. - Номер, о котором сообщила Юлия, уже отключен из-за этой истории, - прокомментировала ситуацию начальник центра продаж дирекции информационных систем филиала АО «Казахтелеком» Надежда Глухова. - Мы будем участвовать в проверке, потому что контракт с поставщиками услуг лежит на наших плечах. По словам Надежды Глуховой, провайдеры, выкупающие платные номера, нередко «забывают» сообщать клиентам о тарифе и устраивают аферы на сайтах знакомств. В прошлом году расторгнуты контракты с 30 такими товарищами - квитанции они в итоге оплатили сами. - Абоненты могут не согласиться со счетом и приложить распечатку той же электронной переписки. Сами провайдеры вводят в заблуждение пользователей, «засвечивая» номер в Интернете, хотя они вообще не имеют на это права, - заключила представительница компании. Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |