Н. Салиева, главный бухгалтер
КАКИЕ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ОФОРМИТЬ ДЛЯ УЧЕТА РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ?
Первичный учет работы строительных машин и механизмов ведется в унифицированных формах учетной документации. В связи с тем, что в перечень утвержденных форм первичных документов приказом Министра финансов РК от 21 июня 2007 года № 216, межотраслевые документы не вошли следует пользоваться Постановлением Государственного комитета Республики Казахстан по статистике и анализу от 16 ноября 1994 года № 73 «Об утверждении Альбома межведомственных форм первичной учетной документации». В таблице представлено документальное оформление работ строительных машин и механизмов.
Документальное оформление работ строительных машин и механизмов
Форма | Наименование формы | Применение |
ЭСМ-1 | Рапорт о работе башенного крана | Применяется для учета работы мостовых, шлюзовых, самоходных, портально-стреловых, стационарных, козловых и башенных кранов при почасовой оплате и является основанием для начисления заработной платы машинистам. Документ выписывается на декаду в одном экземпляре прорабом или уполномоченным лицом участка управления механизации и заполняется ежесуточно машинистами крана. |
ЭСМ-2 | Путевой лист строительной машины | Применяется для учета работы строительных машин на автомобильном ходу при почасовой оплате, а также является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Лист выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом и выдается на смену, на день и декаду. Выезд и возвращение машины оформляется диспетчером, механиком, машинистом. Результаты работы и простои машины ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. |
ЭСМ-3 | Рапорт о работе строительной машины (механизма) | Используется для учета работы строительной машины (механизма) при почасовой оплате и является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт выписывается в одном экземпляре должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, прорабом или уполномоченным лицом. Выдача ГСМ подтверждается подписью заправщика или машиниста (если получены талоны на горючее). Передача остатков горючего оформляется подписями ответственных лиц. Результаты работы и простоев машины (механизма) ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика. |
ЭСМ-4 | Рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) | Применяется для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, и является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт заполняется в одном экземпляре на каждого заказчика должностным лицом, ответственным за нормирование и расчеты, или уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом заказчика, а при использовании документа в организациях, имеющих машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение |
ЭСМ-5 | Карта учета работы строительной машины (механизма) | Заполняется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машины, а также выполненного объема работ. Заполняется на основании форм ЭСМ-1, 2, 3. |
ЭСМ-6 | Журнал учета работы строительных машин (механизмов) | Используется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин (механизмов), в том числе работы башенных кранов, состоящих на балансе организации, заполняется прорабом строительства. |
ЭСМ-7 | Справка о выполненных работах (услугах) | Используется для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком (между генеральным подрядчиком и субподрядчиком), а также для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами). |
В организациях, специализирующихся на оказании услуг по предоставлению строительных машин и механизмов, используются формы №№ ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3.
При использовании для строительных работ машин и механизмов, принадлежащих строительной организации на праве собственности, применяются формы № ЭСМ-4 и ЭСМ-6.
ЭСМ-7 используется для подтверждения работ и для производства расчетов собственников машин и механизмов с заказчиками.
На работу мелких машин первичные документы не ведутся. По ним учитывается только календарное время нахождения их на строительных объектах. В конце месяца по этим машинам составляется отчет, в котором отражается количество отработанных каждой машиной смен в разрезе объектов строительства.
В строительных организациях для перевозки грузов используется автомобильный транспорт. В таблице представлено документальное оформление работы грузового автомобильного транспорта.
Документальное оформление работы грузового автомобильного транспорта
Форма № | Наименование формы | Применение |
а)4-С б) 4-П в)4-М | Путевой лист грузового автомобиля: а) 4-С - при перевозке грузов по сдельным расценкам; б) 4-П - при работе по повременному тарифу в течение одного рабочего дня (смены); в)4-М - при перевозке грузов в междугородном сообщении | Путевые листы грузового автомобиля являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов или актом замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов, определяют показатели для учета работы подвижного состава, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю. Отрывной талон путевого листа заполняется заказчиком и является основанием при предъявлении автохозяйством счета платежного требования заказчику. Отрывной талон прилагается к счету, а путевой лист остается в автохозяйстве, в котором повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика. При повременной оплате перевозки товарно-материальных ценностей, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов, один экземпляр которых прилагается к путевому листу для учета количества перевезенных тонн груза и других показателей. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автохозяйства или уполномоченным на то лицом. При этом отдельные данные заполняются ответственными работниками автохозяйства и заказчиками. Путевые листы формы № 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку диспетчером или уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. На длительный срок при междугородних перевозках грузов путевой лист формы № 4-М выдается при выполнении водителем перевозок более суток. Выданный путевой лист должен иметь дату выдачи, штамп и печать учреждения, которому принадлежит автомобиль. |
Форма 8 | Журнал учета движения путевых листов | Применяется для контроля за движением путевых листов, выданных водителям под расписку. При выдаче путевых листов диспетчер или уполномоченное на то лицо проверяет по журналу сдачу водителем путевого листа, выданного на предыдущий день. Получение путевого листа от водителя диспетчер или уполномоченное на то лицо подтверждает распиской в графе 7 данного журнала. |